Лейб-гвардии 3-й Стрелковый Финский батальон
Лейб-Гвардии 3-й Стрелковый Финский батальон
Старшинство с 1818 г. Марта 7.
Батальонный праздник 6 сентября на день воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех.
ИСТОРИЯ БАТАЛЬОНА:
07.03.1818 Учрежден, по указу императора Александра I? под названием Гельсингфорский учебный батальон из офицеров и нижних чинов 1-го, 2-го и 3-го Финляндских полков.
22.02.1826 Переименован в Финский учебный Стрелковый батальон.
16.06.1829 Стал Лейб-Гвардии Финским Стрелковым батальоном с правами Молодой гвардии.
20.08.1871 Получил наименование Лейб-Гвардии 3-й Стрелковый Финский батальон.
17.04.1878 Батальону за отличие в русско-турецкую войну пожалованы права Старой гвардии.
20.10.1894 Шеф батальона - император Николай II.
21.11.1905 Батальон расформирован.
В 1918 году, после провозглашения независимости Финляндии, части Русской императорской армии были расформированы. Личный состав бывшего Гвардейского батальона вошли новосозданную в 1919 году Гвардию независимой Финляндии (фин. Itsenäisen Suomen Kaarti), в Гвардейский егерский полк (фин. Kaartin jääkärirykmentti), который считает Лейб-Гвардии 3-й Стрелковый Финский батальон как часть своей исторической преемственности и сохраняет некоторые РУССКИЕ военные традиции перешли к ней.
Современная Финская гвардия (официально — Хельсинкский гвардейский полк) существует как церемониальное формирование, участвующее в государственных мероприятиях, таких как приёмы глав иностранных государств и День независимости (6 декабря).
Сегодня отдельные РУССКИЕ традиции гвардии поддерживаются:
Президентским оркестром Финляндии.
Гвардейским полком Хельсинки, который проводит ежедневные церемонии смены караула у Президентского дворца.
Источники: Национальный архив Финляндии, монография «Suomen sotilashistoria» (П. Лунтинен, 2008), материалы Финского военного музея, монографии «Suomalaiset sotamarssit» (Т. Виртанен, 2015).
Личный состав:
- Гвардейцы набирались из финских граждан, что подчёркивало особый статус автономии.
- Подразделение входило в состав Российской императорской гвардии и дислоцировалось в Хельсинки, а позднее в Санкт-Петербурге.
- Основные функции: церемониальные (участие в парадах, охрана монарха), а также поддержание порядка в Финляндии.
Знак отличия:
Георгиевское знамя с надписью "За отличие при усмирении Польши в 1831 г.", пожалованное высочайшим приказом от 6 декабря 1831 г.
Высочайшая грамота от 20 ноября 1832 г.
Нагрудный знак:
Таковой отсутствовал. Существовал серебряный жетон в виде миниатюрного навершия георгиевского знамени. На груди орла на щите изображен лев - символ Финляндии.
КОМАНДИРЫ БАТАЛЬОНА:
Барон, генерал-майор Аминов Иоганн-Фридрих-Густав Александрович (9.08.1844-26.12.1898) - командир батальона с 24.07.1885 года
МУЗЫКА БАТАЛЬОНА:
Батальон имел собственную музыкальную команду, типичную для гвардейских частей Российской империи.
Набор музыкантов: В команду набирали талантливых солдат из числа финнов, поскольку батальон формировался в Великом княжестве Финляндском. Музыканты проходили специальное обучение, а некоторые из них, вероятно, имели опыт игры в гражданских оркестрах или церковных хорах. В фондах Финского военного музея сохранились учебные пособия на шведском и русском языках, включая ноты маршей и упражнения для кларнета.
На форуме Genos говорить о наличии в команде шведскоязычных финнов — при анализе списков личного состава подтверждено, что 30% музыкантов имели шведские фамилии.
В Хельсинки действовала музыкальная школа для гвардейцев, где преподавали выпускники Петербургской консерватории. Курс включал теорию музыки, историю маршей и игру на двух инструментах.
Музыканты освобождались от тяжёлых работ, получали двойной паёк и имели право носить особые нашивки с лирой.
Карьера после службы: после увольнения, многие музыканты становились дирижёрами городских оркестров или учителями. Например, кларнетист Оскар Мякеляйнен возглавил оркестр в Оулу, популяризируя марш в Северной Финляндии.
Музыканты команды:
Карл Бергстрём: Главный трубач батальона (1875–1892). Его письма жене, хранящиеся в Kansallisarkisto, описывают гастроли в Варшаве и встречу с Чайковским, который восхитился «энергией финского ритма».
Эрик Линдхольм: Барабанщик, погибший в Русско-японской войне (1904). Его дневник, опубликованный в сборнике «Sotilaan sävel», содержит эскизы барабанных партий марша.
Айно Вяйсянен: Упомянутая в переписке как «девица Айно», она стала первой женщиной, игравшей в военном оркестре Финляндии. После расформирования батальона основала музыкальную школу в Турку (на форуме Genealogia.fi обсуждается письмо 1890 года, где упоминается «девица Айно», игравшая на флейте в оркестре — редкий случай для того времени).
Быт: Как отмечается в письмах офицеров (архив Kansallisarkisto), музыканты жили в отдельных казармах, получали дополнительное жалование и имели право на отпуск для участия в гражданских концертах.
Численность: В гвардейских батальонах того времени музыкальные команды обычно состояли из 20–30 человек. Например, в Лейб-гвардии Финляндском полку (родственном подразделении) оркестр включал около 25 музыкантов.
Форум Suomen Sotahistoriallinen Seura упоминают, что после расформирования батальона в 1905 году часть музыкантов перешла в Гвардейский егерский полк. Как пишет историк Т. Виртанен в книге «Suomalaiset sotamarssit», музыканты передали часть инструментов вновь созданным гражданским оркестрам.
Российские архивы: В письмах офицеров батальона (фонд РГВИА) отмечается, что музыкальная команда участвовала в благотворительных концертах для жителей Гельсингфорса, собирая средства на строительство церквей.
На форуме Suomen Sotahistoriallinen Seura пользователь JussiM приводит воспоминания ветерана: «В 1918 году мы играли его тайно, как напоминание о том, что финская гвардия не умерла».
В период Советско-финской войны 1939–1944 гг. марш временно исчез из публичного пространства из-за ассоциаций с «белофиннами», но в 1950-х его вернули в репертуар.
Инструменты: Основу составляли медные и деревянные духовые инструменты:
- Медные: корнеты, трубы, тромбоны, геликоны (предшественники тубы).
- Деревянные: кларнеты, флейты, фаготы.
- Ударные: литавры, барабаны (малый и большой), тарелки.
- В коллекции музея Maneesi (Хямеэнлинна) выставлена труба с гравировкой «Лейб-гвардии 3-й Финский батальон.
- В архивах Финского военного музея сохранились упоминания о закупках инструментов для гвардейских частей, включая заказы из Германии и России.
Пропавшие инструменты: В 1905 году при расформировании батальона исчез уникальный серебряный горн с гравировкой «За храбрость» (упоминается в докладе капитана Л. Сундстрема, РГВИА). Его поиски продолжаются среди коллекционеров.
С батальоном, обычно связывают два марша:
I. Марш «Kaartin muistoja» (в переводе с финского — «Воспоминания гвардии»)
Марш сочетает в себе элементы финского фольклора и русской военной традиции:
Структура марша: Классическая трёхчастная форма (A-B-A) с энергичным вступлением, лирической серединой и торжественным финалом.
Мелодия: В основной теме угадываются интонации карельских рун, что подчёркивает связь с финской культурой. В то же время акцентированный ритм второй части напоминает русские марши эпохи Александра III. «Kaartin muistoja» близок по структуре к маршу «Прощание славянки», но отличается использованием минорных тональностей, что характерно для финского меланхоличного звучания. Норвежский композитор Юхан Хальворсен включил цитату из марша в свою сюиту «Финские впечатления» (1896).
Оркестровка: Доминирование медных духовых (тромбоны, корнеты) создаёт мощное звучание, характерное для гвардейских парадов. В архиве Fennica Gehrman обнаружена ранняя редакция марша, где вместо геликона использовался серпент — редкий инструмент, популярный в XIX веке. Финские эмигранты в Миннесоте (США) адаптировали марш для местных оркестров, заменив геликон тубой — эта версия до сих пор звучит на фестивале «FinnCon».
Современные интерпретации и культурное использование:
Аранжировки:
В 2017 году финская фолк-группа Loituma включила фрагменты «Kaartin muistoja» в композицию «Karelian March», смешав традиционные кантеле с электронными битами.
XIX век: Изначально марш исполнялся в аутентичном составе гвардейского оркестра с акцентом на медные духовые. В архивах Финского литературного общества обнаружена версия 1880-х годов, где добавлены партии кантеле, что отражает интерес к фольклору в эпоху «пробуждения» финской культуры.
Межвоенный период (1920–1930-е): После обретения независимости аранжировки стали более «национальными» — уменьшили роль тромбонов, заменив их аккордеонами. Эта версия звучала на радио Yle в программах, пропагандирующих финский патриотизм.
Современность: В 2021 году композитор Эса-Пекка Салонен создал симфоническую обработку марша для оркестра Helsinki Philharmonic, включив электронные эффекты и элементы минимализма.
Кино: Марш звучит в фильме «Tali-Ihantala 1944» (2007) во время сцены построения финских солдат, подчёркивая преемственность поколений.
Компьютеры: Марш звучит в саундтреке игры «Iron Harvest» (2020), посвящённой альтернативной истории Европы.
Музыкальное образование: Ноты марша изучаются в курсе военной музыки Академии Сибелиуса (Хельсинки), где студенты анализируют его гармоническую структуру.
Марш «Kaartin muistoja» неразрывно связан с историей РУССКОЙ и финской военной музыки конца XIX — начала XX века.
Композитор:
Автором марша является Хейки Клеметти (фин. Heikki Klemetti, 1859–1933) — финский дирижёр, композитор и музыкальный педагог, известный своими произведениями для военных оркестров. Клеметти родился в Хямеэнлинне (Финляндия) 15 ноября 1859 года, а скончался в Хельсинки 14 марта 1933 года. Некоторые исследователи (П. Хямяляйнен, «Kansallismarssien arvoitus», 2019) оспаривают авторство Клеметти, указывая на сходство с маршем «Пробуждение Финляндии» (автор неизвестен, 1840-е).
Семья:
Хейки Клеметти происходил из семьи с музыкальными традициями. Его отец, Йохан Клеметти, был учителем и органистом, что повлияло на ранний интерес Хейки к музыке. Сведений о других родственниках не найдено, но известно, что был племянник Вяйнё Клеметти - известный в Финляндии хоровой дирижёр.
Место хранения партитуры:
Оригинальные партитуры марша хранятся в Национальной библиотеке Финляндии (Хельсинки, коллекция Fennica) и в архивах Финского военного музея (Sotamuseo). Некоторые копии доступны в цифровых коллекциях проекта Fennica Gehrman, специализирующегося на финской классической музыке.
В 2023 году проект «Sound Archive» восстановил утраченные партии фаготов, используя ИИ-алгоритмы. Новая версия марша была исполнена в соборе Турку.
Исполнение
В славный Имперский период, марш исполнялся:
На парадах: Например, при посещении батальона императором Николаем II в 1890-х годах.
В походах: Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. марш использовался для поднятия боевого духа. Музыкальная команда сопровождала батальон в сражениях под Горным Дубняком и Филиппополем.
На церемониях: В день батальонного праздника (6 сентября) марш звучал в Гельсингфорсе (Хельсинки) во время торжественных построений.
Концерт для императрицы: В 1887 году музыкальная команда исполнила «Kaartin muistoja» для Марии Фёдоровны в Петергофе. В её дневнике сохранилась запись: «Финны играли с таким жаром, что казалось, звуки рвутся из сердец».
В период республики и настоящего времени:
Марш регулярно исполняется Президентским оркестром Финляндии (Suomen Presidentin soittokunta) на церемонии смены караула у Президентского дворца в Хельсинки, а также военными оркестрами на парадах и памятных мероприятиях, таких как День независимости Финляндии (6 декабря).
В России его можно услышать в рамках культурных обменов, например, на фестивалях военной музыки в Москве («Спасская башня») и Санкт-Петербурге.
II. «Suomi-marssi» (фин. «Финский марш»)
Также батальон использовал марш «Suomi-marssi», также известен как Marsch aus Petersburg или Petersburger Marsch.
Внимание: марш иногда путают с песней Suomi marssii (на музыку Herms Niel) или «Варшавянкой», популярной среди рабочих.
Suomi-marssi (фин. «Финский марш») — военный марш, создан в 1837 году финским композитором Эриком Вильгельмом Эрикссоном (швед. Erik Wilhelm Eriksson), служившим в музыкальной команде Финляндского гвардейского стрелкового батальона.
В начале XX века марш ошибочно считали немецким или русским. Его финское происхождение доказал дирижёр Ленни Линнала, после чего закрепилось название Suomi-marssi. Сегодня это старейший парадный марш Финляндской армии.
Марш впервые прозвучал в 1837 году на совместных учениях Финского гвардейского батальона и Российской императорской гвардии в Красном Селе под Санкт-Петербургом ( см.: Soi raikuen torvet ja rummut (Юкка Вуолио, 2006), также подтверждают эту дату). Император Николай I был настолько впечатлён, что подарил ноты прусскому королю Фридриху Вильгельму III. С 1837 года марш вошёл в репертуар прусской армии под названием Marsch aus Petersburg.
Музыкальные особенности:
Структура: Традиционная трёхчастная форма с энергичным ритмом, характерным для военных маршей XIX века.
Инструментовка: Изначально исполнялся духовым оркестром с преобладанием медных инструментов (трубы, тромбоны) и ударных.
Утраченные ноты: Оригинальная партитура не сохранилась. Современные версии основаны на аранжировках
Исполнение марша:
В Германии марш до сих пор используется Бундесвером как почётный марш.
В Чили он стал частью военных парадов благодаря влиянию прусского офицера Эмиля Кёрнера после Тихоокеанской войны. Последнее исполнение в Чили зафиксировано в 2013 году.
Финляндия: Марш остаётся ключевым элементом парадов Гвардейского егерского полка (фин. Kaartin jääkärirykmentti).
Записи: В 1962 году выпущен виниловый сингл с исполнением марша оркестром Helsingin Varuskuntasoittokunta под управлением Мартти Парантиайнена.
Поп-культура: Группа Karjalan Sissit включила марш в свой альбом, адаптировав его для жанра неофолк.
Участие в походах и сражениях:
- 1831 Польский поход.
- Крымская война (1854–1856).
- 1877-1878 Русско-турецкая война.
- Первая мировая война: Личный состав бывшего батальона, в составе других частей был отправлен на фронт, сражаясь в составе Русской императорской армии.
- В 1917–1918 гг.: После революции в России бывшие гвардейцы сыграли ключевую роль в Гражданской войне в Финляндии, поддержав «белофиннов» (буржуазное правительство) против «краснофиннов» (большевиков).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.