БАЛТИЙСКИЙ ПОРТ
БАЛТИЙСКИЙ ПОРТ (Рогервик) находится на южном берегу Финского залива, в 48 вер. к западу. от г. Ревеля. Продолжительная замерзаемость Кронштадтского рейда и неумение построить прочный мол в Ревеле, в гавани которого в 1716 г. при шторме погибли 2 корабля, побудили Петра I к устройству в Рогервике военного и торгового порта.
В 1718 г. в присутствии Государя были произведены промеры Рогервикского залива, обозначено на берегах направление мола и отыскана пресная вода. К 1 ноября 1724 г. мол был выведен от берега на 156 сж. При ширине его в 2 сж., высоте над уровнем воды 1 сж. и на глубине залива ь 12-14 сж.
Но со смертью Петра работы почти прекратились, а с 1729 г. работы совершенно остановились, и мол постепенно разрушался, как и все постройки на берегу. Работы возобновились только в исходе 1752 г., под руководством Генерал-лейтенанта фон-Брадке и сначала пошли довольно успешно-к сентябрю 1753 г. было выведено мола 149 сж. от Пакерортского берега; но штормы 1753 и след. годов почти совершенно разрушили это сооружение. Тем не менее работы по устройству мола продолжались, и к 1756 г. мол имел 169 сж. длины, при ширине 16 фт. и высоте от воды 4 фт. В 1757 г. работы снова прекратились в виду войны с Пруссией: пришлось освободить полки от нарядов в караулы к арестантам-рабочим. Мол стал быстро разрушаться и к весне 1660 г. был снова почти уничтожен.
В 1763 г. граф Миних, по Высочайшему повелению, представил проект сооружения военного порта, но особо назначенная для рассмотрения этого проекта комиссия нашла сооружение здесь военного порта мало полезным для России. Война 1788 г. с Швецией вызвала новый проект укрепления Балтийского порта, и работы были начаты, но 6 марта явился шведский флот и занял десантом еще не оконченные крепостные сооружения. В 1793 г. был представлен новый проект укрепления Балтийского порта (полковника Девитте), но к его осуществлению не было приступлено. Дальнейших попыток устройства Балтийского порта не делалось, но в последнее время (в начале XX века) снова возникла эта мысль, и не подлежит сомнению, что при современном развитии строительной техники сооружение мола для защиты всей бухты от северных ветров и зыби не составило бы особых трудностей.