БАЛТИЙСКИЙ ПОРТ

БАЛТИЙСКИЙ ПОРТ (Рогервик) находится на южном берегу Финского залива, в 48 вер. к западу. от г. Ревеля. Продолжительная замерзаемость Кронштадтского рейда и неумение построить прочный мол в Ревеле, в гавани которого в 1716 г. при шторме погибли 2 корабля, побудили Петра I к устройству в Рогервике военного и торгового порта.

 

Проект графа Миниха 1763 г.

а, а - мол;

б, б - ворота;

в - укрепления на о-ве Малый Роге для защиты мола;

г, д - крепости па о-ве Малый Роге на местах, указанных ещё Петром Великим;
е, ж- ретраншементы этих крепостей;
з, и, к - барьеры между о-вами Роге и материком;
і, м, н - укрепления для защиты проходов, оставленных в барьерах;
о - военная гавань на число кораблей, двойное против Кронштадта;

п, р - купеческая гавань:

с - небольшая временная купеческая гавань;
т - временная в ней пристройка до готовности гавани п, р.
у, у - укрепленные посты для воспрепятствования высадки на о. Большой Роге.

 

Проект 1788 г.

к, л, а, з - построены для предохранения бастионов от нечаянного нападения во время их постройки.

а - люнет для продольного обстреливания берега;

б - дугообразная батарея для усиления обороны с приморской стороны и обстреливания продольным огнем мола;

I, II, V - 3 бастиона с моря, с которых начали работы в 1788 г.
к - перекопы в горжах этих бастионов.

л - пятиугольный редут, который мог заменить перекопы.

а,   - абшнит.

н, н - 2 корабля шведского флота при нападении его на Балтийский порт 6 Марта 1788 г.
в - место высадки шведского десанта.
б , п - батареи, выстроенные после ухода неприятеля.

В 1718 г. в присутствии Государя были произведены промеры Рогервикского залива, обозначено на берегах направление мола и отыскана пресная вода. К 1 ноября 1724 г. мол был выведен от берега на 156 сж. При ширине его в 2 сж., высоте над уровнем воды 1 сж. и на глубине залива ь 12-14 сж.

Но со смертью Петра работы почти прекратились, а с 1729 г. работы совершенно остановились, и мол постепенно разрушался, как и все постройки на берегу. Работы возобновились только в исходе 1752 г., под руководством Генерал-лейтенанта фон-Брадке и сначала пошли довольно успешно-к сентябрю 1753 г. было выведено мола 149 сж. от Пакерортского берега; но штормы 1753 и след. годов почти совершенно разрушили это сооружение. Тем не менее работы по устройству мола продолжались, и к 1756 г. мол имел 169 сж. длины, при ширине 16 фт. и высоте от воды 4 фт. В 1757 г. работы снова прекратились в виду войны с Пруссией: пришлось освободить полки от нарядов в караулы к арестантам-рабочим. Мол стал быстро разрушаться и к весне 1660 г. был снова почти уничтожен.

В 1763 г. граф Миних, по Высочайшему повелению, представил проект сооружения военного порта, но особо назначенная для рассмотрения этого проекта комиссия нашла сооружение здесь военного порта мало полезным для России. Война 1788 г. с Швецией вызвала новый проект укрепления Балтийского порта, и работы были начаты, но 6 марта явился шведский флот и занял десантом еще не оконченные крепостные сооружения. В 1793 г. был представлен новый проект укрепления Балтийского порта (полковника Девитте), но к его осуществлению не было приступлено. Дальнейших попыток устройства Балтийского порта не делалось, но в последнее время (в начале XX века) снова возникла эта мысль, и не подлежит сомнению, что при современном развитии строительной техники сооружение мола для защиты всей бухты от северных ветров и зыби не составило бы особых трудностей.


Ссылка на статью "БАЛТИЙСКИЙ ПОРТ"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - ВИНЕГЕМ
  • - Пирей
  • - Гребной порт в Санкт-Петербурге
  • - Джибути, порт
  • - ГАВР, укрепления
  • - Порто-Феррайо
  • - Екатерининская гавань
  • - Девонпорт


  • Название статьи: БАЛТИЙСКИЙ ПОРТ


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   П.В. Казакевич, О постройке гаваней в Балтийском порте и Ревеле, VI т. Зап. гидрогр. департ.; Квашнин-Самарин, Историческая справка о Ревеле при Петре Великом, "Морской Сборник», 1909 г. № 9; Ф. Ласкосский, Материалы для истории инжен. искусства в России, - рукопись, хранящ. В Николаевской инженерной академии.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru