Балтийский флот
Балтийский флот.
Начало русского Балтийского флота совпадает с началом войны со Швецией 1700-21 гг.
В 1702 г. Петром I была основана на реке Сяси верфь для постройки 6 фрегатов, а в 1703 г. - еще верфь в Лодейном поле на р. Свири. В 1701 г. в Петербурге начато сооружением обширное адмиралтейство, а в 1705 г. эскадры русских кораблей не только отразили нападение шведского флота на Кроншлот, но доходили до о-ва Готланда и г. Борго. К 1710 г. были взяты Рига, Аренсбург, Пернов, Ревель. В 1713 г. взяты города: Гельсингфорс, Борго и Або; в 1714 г.- Гангудская победа. В 1719 г. русская флотилия из 132 галер и 100 лодок под прикрытием корабельного флота прошла вдоль шведского берега от Гефле до Норчепинга, высаживая десант. У о-ва Эзель были взяты шведские 50-пушечный корабль, З6-пушечный фрегат и 12-пушечная бригантина. Это была первая морская победа корабельного флота. В 1721 г. в ожидании английского флота Петр I организовал цепь наблюдательных пунктов от о-ва Дого до Петербурга и ограничился оборонительным положением корабельного флота. Галерный флот все же был послан с десантом в Швецию.
Со смертью Петра I блестящий период существования Балтийского флота миновал. К этому времени ежегодный расход на флот достиг 1.400.000 руб. В Балтийском флоте на воде и на стапеле осталось до 40 линейных кораблей, до 10 фрегатов и до 100 мелких судов и галер. Затем Балтийский флот продолжал существовать по инерции, и следующий его поход в 1734 г. к Данцигу, для содействия сухопутной армии фельдмаршала Миниха, хотя и окончился взятием крепости, однако, показал всестороннюю слабость флота.
В войне со Швецией в 1741 - 43 гг. флот действовал нерешительно и даже не исполнял требований главнокомандующего русскими войсками в Финляндии, несмотря на слабость шведского флота.
В 1752 г. в Кронштадте был открыт канал Петра Великого, начатый еще в его царствование, и доки.
В 1757 г., в войне с Пруссией, Балтийский флот содействовал взятию с суши Мемеля и блокировал прусские берега; следующие года прошли в блокаде берегов Померании, а 1760 и 1761 гг. - в осаде Кольберга, который, наконец, взяли 6 декабря 1761 г. с суши.
С воцарением Екатерины II положение Балтийского флота улучшилось; было обращено внимание на состояние его личного состава и материальной части.
В 1764 г. выработан штат Балтийского флота и намечена программа, по которой Балтийский флот по числу линейных кораблей должен превосходить флот шведский и датский.
В 1769 г. две эскадры Балтийского флота под началом адмирала Спиридова и Эльфинстона ушли в Средиземное море и приняли там участие в войне с турками, в славных делах в Хиосском проливе, при Чесме (1770) и в Лепантском заливе (1771). Русский флот опирался на порт Ауза (о-в Парос), оттуда блокировал Дарданеллы, производил десантные операции на турецких берегах и возвратился в Балтийское море в 1774 и 1775 г.г., после заключении мира в Кучук-Кайнарджи.
В 1781 г., для поддержания "вооруженного нейтралитета» из Балтийского моря были отправлены эскадры в Немецкое море, Атлантический океан и Средиземное море.
Во время шведской войны 1788 г. Балтийский корабельный флот имел нерешительный бой у Готланда (1788), окончившийся отступлением шведского флота в Свеаборг и блокадой этого порта. Со смертью адмирала Грейга, командовавшего Балтийским флотом, корабельный флот действовал в 1789 г. нерешительно, и успеху кампании способствовал лишь тем, что препятствовал операциям шведского флота в Финском заливе. Балтийский галерный флот одержал большую победу при Роченсальме. В 1790 г. весною шведский флот является хозяином Финского залива и шхер, особенно после Фридрихсгамского сражения. Только после двухдневного сражения у Красной Горки шведский флот должен был отойти к Выборгу и затем, с большим трудом прорвался в Свеаборг. Последнее сражение галерных флотов у Роченсальма (1790 г.) было неудачно для русских. Но, благодаря действиям корабельного флота и сухопутной армии, по Верельскому миру русские границы в Финляндии остались прежними.
Павел I обратил большое внимание на флот, лично руководил командным составом, и за его пятилетнее царствование флот стал на прочный организационный фундамент. Его время для Балтийского флота ознаменовалось трудной и неудачной Готландской экспедицией (1799 г.).
Царствование Александра I (1801-25 гг.) протекло в развитии организационной деятельности флота.
Вообще, со времени Петра I история флота может быть разделена на два периода: до вступления на престол Павла I и после него.
Первый период характеризуется отсутствием правильной, закономерной организации; ведение флота зависело от одних личных качеств начальников; второй период, с введением организационных и закономерных начал, отличается ограничением влияния отдельных личностей.
Военная деятельность Балтийского флота в этот период не требовала большого напряжения сил, ограничиваясь второстепенными действиями: перевозкой десанта в Померанию (1805 г.) для совместного действия со шведами против французов; отправлением отряда адмирала Сенявина из 6 кораблей в Средиземное море для защиты Ионической республики, который затем участвовал там, в составе Черноморского флота во всех военных действиях (см. Черноморский флот).
В войне со шведами и англичанами в 1807, 1809 - 1812 гг. гребной Балтийский флот действовал очень энергично, и сухопутные операции против Швеции окончились удачно занятием и удержанием за собой Аландских шхер и Финляндии до Торнео. Корабельный же флот, потеряв несколько кораблей, все время был заблокирован в разных портах англичанами.
В Отечественной войне гребной флот (1813 г.) способствовал взятию Данцига, а корабельный, уже совместно с английским, участвовал в блокаде и десантных операциях у голландских берегов.
В 1810 г. учрежден гвардейский экипаж для обслуживания Императорских яхт; он участвовал в сухопутных операциях Отечественной войны. С 1803 по 1800 г., под командой Капитан-Лейтенанта Крузенштерна совершено из Кронштадта первое кругосветное путешествие на кораблях Надежда и Нева.
При Николае 1 Балтийский флот по внешности был в прекрасном состоянии; к этому времени вообще относится расцвет парусных флотов. Однако, в войне 1854 - 55 гг., Балтийский флот не проявлял сколько-нибудь заметных признаков деятельности, и английские. суда держали в блокаде берега Балтийского моря.
С 1853 г., со вступлением Великого князя Константина Николаевича в управление флотом, начался период созидания парового и броненосного флота в Балтийском море; организационная работа выразилась также в создании свода военно-морских постановлений; корабли Балтийского флота стали чаще и в большем количестве посещать порты Дальнего Востока, где, в виду усиления значения Японии, была образована Тихоокеанская эскадра, все время увеличивавшаяся посылкой туда судов из Балтийского моря.
Продолжительная мирная деятельность Балтийского флота привела личный состав к забвению военных принципов и закончилась гибелью большинства его судов во время войны с Японией (1904-05 гг.) под Порт-Артуром и в Цусимском бою. Из многочисленного Балтийского флота к 1911 г. осталось лишь 4 броненосца, 3 броненосных крейсера и некоторое число устаревших минных и подводных судов. Строятся 4 броненосца типа Dreadnought на эллингах в Петербурге, которых готовность назначена к 1915 г.