Барбошский мост

Барбошский мост на р. Серет, близ ее устья, на железно-дорожной линии Галац-Бухарест

Генерал-майор Александр Петрович Струков
генерал-майор Александр Петрович Струков

В начале кампании 1877 г. Барбошский мост приобретал важное значение, т. к. с разрушением его турками Русская армия на долгое время лишилась единственной железно-дорожной линии, долженствовавшей служить ей главным путем подвоза. Возможно быстрое овладение мостом становилось необходимым, что и было возложено на адъютанта Главнокомандующего Полковника Струкова. В 4 ч. ночи 12 апреля (в день объявления войны), Полковник (А.П.) Струков с Донским казачьим № 29 полком перешел границу у д. Новая Болгария; в 6 ч. вечера прибыл в г. Галац, а в 7 ч. занял Барбошский мост, пройдя в этот день около 70 верст.


№№ 8-9. РАПОРТЫ КОМАНДИРА 29-ГО ДОНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ПОЛКА ПОХОДНОМУ АТАМАНУ О ЗАХВАТЕ БАРБОШСКОГО МОСТА БЛИЗ Г. ГАЛАЦ, ПЕРЕПРАВЕ ЧЕРЕЗ ДУНАЙ И УЧАСТИИ В ПЕРЕСТРЕЛКАХ

№ 8

Бивуак Барбош, 15 июня 1877 г.

Походному атаману иррегулярных войск Действующей армии.

11-го числа сего апреля в 11 часов вечера получено было мною от командующего 11-й пехотной дивизии генерал-майора Эрнрота приказание выступить немедленно с вверенным мне полком из дер. Калчево к Болгарийской таможне и там же дать приказание для движения далее за границу.

В 12 часов ночи вверенный мне полк в составе 4 сотен выступил из дер. Калчево и около 2 часов пополуночи прибыл к Болгарийской таможне, куда ранее прибыл из дер. Кубей начальник штаба 11-го армейского корпуса полковник Бискупский с остальными двумя сотнями вверенного мне полка. Здесь я получил от полковника Бискупского приказание перейти с полком границу и двинуться вперед насколько возможно скорее, занять г. Рени, захватить переправу на р. Прут и затем, если не встретится затруднений, то следовать далее на Галац и, пройдя этот город, поспешить, главным образом, овладеть барбошским железнодорожным мостом через р. Серет, который и охранять до прихода пехоты и артиллерии.

Полковое знамя под прикрытием полусотни и полковой обоз оставлены были при пехотном Селенгинском полку.

Когда полк был выстроен, то к фронту подъехал адъютант главнокомандующего полковник Струков и объявил полку от имени его высочества поздравление с походом и пожелание предстоящий трудный переход совершить молодцами. Ответом на слова полковника Струкова последовало продолжительное "ура». Затем полк двинулся к пограничной заставе и ровно в 3,5 часа пополуночи перешел границу и выступил в румынскую дер. Табяки, ярко освещенную различными кострами на всем протяжении нашего пути через нее; народ радостно приветствовал нас. Полковник Струков все время ехал во главе полка.

Переправившись по двум мостам через р. Ялпуг и пройдя низменным и болотистым пространством в совершенной темноте около 4 верст, полк с рассветом вытянулся на довольно крутую гору шагом, и затем начал движение попеременно то рысью, то шагом, и сделал получасовой привал в дер. Чишле, в 30 верстах от границы. В 9 часов утра подошел к г. Рени, а в 10 часов в виду турецкого военного парохода занял паром на р. Прут.

Немедленно началась переправа. Устанавливая на паром от 20 до 25 лошадей, в. 12,5 часа дня весь полк был уже на правой стороне р. Прут. Переправившись, полк немедленно двинулся далее к г. Галацу по шоссе, идущему вдоль берега Дуная, по совершенно болотистой и залитой водой местности.

Турецкие военные пароходы, сначала один, а затем присоединился и другой, все время провожали полк, почему для уменьшения цели и для сокращения этого крайне опасного пути полк, перестроившись справа по три, разомкнутыми рядами двинулся рысью, и, пройдя это 12-верстное расстояние, подходя к Галацу, пошел, шагом и сомкнул ряды.

По просьбе префекта г. Галаца, не имевшего еще никаких сведений об объявлении войны, полк прошел по окраине города, а в самый город и по берегу Дуная были посланы сильные разъезды. Массы жителей Галаца восторженно, с криками "ура» встречали и провожали нас далеко за город...

В 3 часа дня 12 апреля Барбошский мост был уже занят нашими казаками и по осмотре хорунжим Мержановым вместе с командой казаков, знающих железнодорожное дело, оказался цел, и никаких приготовлений к разрушению или повреждению его не было найдено...

Оставивши на мосту сильный спешенный караул и расставивши пикеты, полк расположился биваком на высотах, близ Барбошской станции, в полуверстовом расстоянии от моста.

Полк в этот день сделал переход в 96 верст, причем отсталых не было ни одного. Во время этого перехода на лошадях имелось, кроме полного вьюка, еще двухдневный запас фуража и сухарей, причем лошадей с набитыми спинами в полку оказалось всего 8...

Приказом по Нижне-Дунайскому отряду я назначен начальником Барбошешго отряда.

О чем и доношу вашему превосходительству.

Подлинный подписал: командир полка полковник Пономарев

С подлинным верно: и. д. полкового адъютанта хорунжий Мержанов

ГАРО, ф. 344, оп. 1, д. 1837, лл. 19- 21.

№ 9

дер. Картал 26, июня 1877 г.

По приказанию командира 14-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Цимермана вверенный мне полк в составе 4 сотен 22 сего июня переправился через Дунай по мосту от Браилова на дер. Течёт, а от дер. Течёт до г. Мачина, на протяжении 12 верст полк шел по совершенно болотистой и залитой водой местности и в некоторых местах должен был переправляться вплавь. В тот же день полк прибыл благополучно в Мачин и расположился биваком на ночлег...

Вверенный мне полк со дня прихода на берега Дуная, т. е. с 12 апреля, и по день перехода за Дунай, т. е. по 22 сего июня, кроме исполнения сторожевой службы по берету Дуная, начиная от Рени до Браилова, исполнил следующую службу:

1. Г-да офицеры и казаки вверенного мне полка принимали самое деятельное участие во всех рекогносцировках, производившихся на правый берег Дуная полковником Струковым, подполковником Клеменко, лейтенантами Дубасовым и Шестаковым и другими; причем казакам не раз приходилось быть под неприятельским артиллерийским огнем с мониторов и вести перестрелку...

2. При переправе 10 сего июня наших войск через Дунай против Галаца на Буджакские высоты 40 человек казаков вверенного мне полка под начальством сотника Попова, за неимением моряков, управляли лодками и понтонами, которые приходилось проводить с большим трудом и на значительном расстоянии около 8 верст, сначала через Дунай, а затем протоками по плавным и совершить этот путь два и даже три раза взад и вперед.

3. Девять человек казаков-охотников ввервнного мне полка все время находились и в настоящее время состоят в отряде лейтенанта Никонова, действующего минами против турецких мониторов.

Подлинный подписал: командир полка полковник Пономарев.

С подлинным верно: и. д. полкового адъютанта хорунжий Мержанов

ГАРО, ф. 344, оп. 1, д. 1837, лл. 26-27.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Барбошский мост"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - ПЕРЕПЛЕТНЫЙ МОСТ
  • - БАРАНОВИЧИ
  • - Ермаковская, станица
  • - БИСКУПСКИЙ, Константин Ксаверьевич
  • - Дейч-Эйлау
  • - БЕНДЕРЫ
  • - Адам, Егор Андреевич, инженер генерал-майор путей сообщения
  • - Фомин, Павел Степанович, генерал-лейтенант


  • Название статьи: Барбошский мост


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   ГАРО, ф. 344, оп. 1, д. 1837, лл. 26-27.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru