ТАМПЛИЕРЫ БОНАПАРТА
ТАМПЛИЕРЫ БОНАПАРТА.
В 1808 г., когда основанная Наполеоном I Бонапартом Французская Империя достигла, пожалуй, наивысшей точки своего военно-политического могущества, в Париже был опубликован любопытный документ - "Устав Новых Тамплиеров", в котором недреманное око всесильного министра наполеоновской полиции, бывшего аббата, якобинца и термидорианца Жозефа Фуше, усмотрело, наряду с просветительскими, также и крамольные мысли, вследствие чего первый Великий Магистр "Нового Ордена Храма", чье имя стало достоянием гласности - Бернар-Раймунд (Раймон) Фабре-Палапра (или Фрабре-Паллапра), несколько раз подвергался аресту. Тем не менее, Наполеон, ввиду крайней нестабильности своих отношений с папой римским Пием VII (отлучившим в 1809 г., в ответ на конфискацию папских владений в пользу Французской империи, Бонапарта от Церкви, вследствие чего французам даже пришлось - на всякий случай! - переместить папский престол из Рима во Францию, совсем как при короле Филиппе Красивом, уничтожившем в начале XIV века "старый" Орден тамплиеров!), оказался не прочь разыграть против Ватикана "тамплиерскую карту".
18 марта 1808 г. в парижском храме Святого Павла (Сен-Поль) состоялась торжественная церемония, на которой, в качестве личного представителя Императора французов Наполеона I, присутствовал Архиканцлер Империи и Президент Сената герцог Пармский Жан Жак Режи Камбасарес собственной персоной. Стены храма Святого Павла были украшены белыми полотнищами с красными тамплиерскими крестами. Перед порталом храма было выстроено два батальона Императорской гвардии. Сам храм был переполнен молящимися и любопытными, на хорах восседали роскошно разодетые "рыцари Храма" в подбитых драгоценными мехами белых орденских плащах с красным крестом на левом плече, в опушенных горностаем беретах, украшенных золотыми аграфами.
Non nobis, Domine, non nobis, sed Nomine Tuam da gloriam... |
Всех их, однако, превосходил сам Бернар-Раймунд Фабре-Палапра - "Преемник Апостола Иоанна", "Первосвященник", "Патриарх" и "Великий Магистр Ордена Храма", державший в правой руке драгоценный скипетр, а левой опиравшейся на эфес рыцарского меча, осыпанный рубинами. На орденских собраниях-конвентах "новых тамплиеров" этот человек демонстрировал своим собратьям "подлинные реликвии Ордена" - черно-белое знамя (якобы "подлинный Босеан"), рыцарский шлем и меч Жака де Молэ и даже несколько костей сожженного заживо в 1314 г. по приказу короля Франции на Еврейском острове в Париже Великого Магистра Храма, якобы спасенных верными слугами Ордена из пламени инквизиционного костра, и проч.
Еще одной из реликвий нового "Ордена Храма" Бернара-Раймунда Фабре-Палапра и его "тамплиеров" являлась так называемая "Хартия передачи (полномочий)" (лат.: Charta transmissionis), утверждавшая их в легитимном статусе единственных законных преемников братства Гуго де Пайена, упраздненного папой римским в 1312 г. Интересно, что содержание данной "Хартии передачи" косвенным образом подтверждало правильность легенды о бегстве части храмовников к отлученному папой от церкви королю Роберту Брюсу в Шотландию, ибо "Хартия" (сохранившаяся доныне) содержит проклятие бежавшим в Шотландию "орденским братьям", как "дезертирам", и объявляет их навечно исключенными из "истинного Ордена Храма".
Согласно "Хартии", истинными членами и наследниками Ордена тамплиеров могут считаться лишь те, кто остались во Франции и продолжали тайно руководить орденской организацией, а не те, кто предпочел трусливо искать спасения в бегстве. "Хартия передачи" датирована 13 февраля 1324 г., что, при желании, можно считать подтверждением того факта, что "Орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова" продолжал существовать через двенадцать лет после своего официального упразднения римским (а в действительности - авиньонским) Апостольским престолом.
Далее Великий Магистр тамплиеров, Жан-Марк Лармениус, или Лярменюс (якобы избранный "в подполье" преемником Жака де Молэ), пишет в "Хартии", что он стал стар и слаб и уступает свою должность более молодому собрату. С целью ограждения Ордена Храма в будущем от бежавших в Шотландию "дезертиров" и от госпитальеров-иоаннитов (которых Лармениус, вполне в духе давнего соперничества между двумя Орденами, не жалует и именует "совратителями рыцарства" - как бы в противоположность ситуации в Шотландии, где некоторое время даже существовал объединенный "Орден рыцарей Святого Иоанна и Храма"!), он вводит навеки "неизвестные символы, передаваемые устно, таким образом, как я уже сообщил Генеральному Капитулу".
С тех пор это послание Лармениуса на протяжении столетий подписывали все Великие Магистры Ордена тамплиеров - вплоть до Бернара-Раймунда Фабре-Палапра, впервые опубликовавшего текст упомянутого выше документа 4 ноября 1804 г.
До наших дней дошла, кстати, и версия орденского Устава (Статутов) 1705 г., якобы принятая на заседании Капитула Ордена тамплиеров в Версале. Из этих новотамплиерских Статутов явствует, в частности, что Ордену Храма, как распущенному папой римским в 1312 г., пришлось обходиться уже без официального благословения и одобрения своей деятельности римско-католической церковью, вследствие чего он состоял на тот момент уже не из рыцарей-монахов, а из мирян.
Изо всех вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что сохранившийся на территории Франции, первоначально в виде тайной организации взаимопомощи преследуемых инквизицией и королевской полицией "орденских братьев", Орден тамплиеров, с течением времени, превратился в элитарное секретное общество, принимавшее в свои члены преимущественно представителей знатнейших семейств Французского королевства и потому постепенно приобретавшей все большее влияние на его идеологию, политику и культуру.
Тем не менее, хотя времена переменились, вступающие в Орден тамплиеров новички по-прежнему клялись следовать во всем Правилам святого отца нашего Бернара (цистерцианского аббата Бернара Клервосского, духовного отца "исконного" средневекового Ордена "бедных рыцарей Христовых", основанного Гуно де Пайеном в Иерусалиме - В.А.), защищать паломников в Святой Земле" и вообще с мечом в руке "поборать за Святой Крест на безбожных агарян, иноверных языцев".
Возрождение тамплиерского рыцарского братства не помешало, впрочем, Императору Наполеону Бонапарту распорядиться в 1811 г. (через 2 года после того, как Император французов был, за присоединение папских владений к Французской империи, отлучен от Церкви папой римским Пием VII, помазавшим его в свое время на царство!), в силу известных одному ему причин, снести бывшую штаб-квартиру Ордена Храма - знаменитый замок Тампль (в котором слуги короля Филиппа Красивого арестовали в 1307 г. Великого Магистра Храма Жака де Молэ, где его потом держали в заточении и пытали, вместе с высшим руководством разгромленного Ордена Храма, прежде чем отправить на костер, и где во времена Французской революции содержался перед казнью отдаленный потомок Филиппа Красивого - Людовик XVI Бурбон, именовавшийся революционерами не Бурбоном - каковым он являлся в действительности! -, а "Людовиком Капетом", что как бы подчеркивало его родство с "Железным Королем", расправившимся в свое время с тамплиерами).
Кстати, Орден тамплиеров, вышедший на свет Божий при Великом магистре Бернаре-Раймунде Фабре-Палапра, продолжает существовать во Франции и поныне. В настоящее время его возглавляет Великий магистр дом Фернандо Кампелло Пинто Перейра де Соуса Фонтес (Фернан Кампеллу Пинту Перейра ди Соуза Фонтиш) - отпрыск одного из древнейших аристократических родов Португалии, являющийся одновременно членом португальской ветви Ордена рыцарей Христа. Герб этого Ордена и плащи его членов украшает красный (червленый) "лотарингский" крест на белом поле (именуемый в также "патриаршим крестом", а в русской православной традиции - "крестом святой княгини Евфросинии Полоцкой"; правда, в отличие от "креста святой княгини Евфросинии Полоцкой", нижняя перекладина "лотарингского креста" несколько короче его верхней перекладины).
На средневековых миниатюрах и фресках, изображающих членов "исторического" Ордена тамплиеров (1118-1312), автору данного очерка видеть подобных "патриарших" крестов не приходилось (зато общеизвестно, что именно "лотарингский" крест был символом Вооруженных сил "Свободной Франции" генерала Шарля де Голля и вообще французского Движения Сопротивления в годы Второй мировой войны).
Согласно воспоминаниям французского литератора Жерара де Седа (автора нашумевшей в свое время книги "Тамплиеры среди нас"), побывавшего в 1960 г. на одном из орденских торжеств, на которое одних журналистов съехалось не менее 100 человек, в его ходе состоялся торжественный прием в члены Ордена Храма испанского аристократа дона Хаиме де Мора и Арагона, брата бельгийской королевы.
Благоговейно приняв орденские инсигнии, дон Хаиме произнес хвалебную речь в честь испанского каудильо генералиссимуса Франсиско Франко Баамонде.
Лишь после свержения власти Наполеона I Бонапарта, в результате тотального военного поражения возглавляемой им французской Первой империи, а затем - падения режима восстановленной штыками союзников на французском троне королевской династии Бурбонов, в результате Июльской революции 1830 г., сведения о тамплиерах снова стали достоянием гласности.
Так, в 1833 г. в Париже был торжественно освящен (причем по обрядам римско-католической церкви!) "Дом Храма" ("Мэзон дю Тампль") и одновременно учреждена "женская ветвь" так называемого "восстановленного Ордена тамплиеров". Но этот якобы "воссозданный" (а скорее всего - совершенно новый) "Орден Храма", хотя и провозгласил себя официально прямым потомком исконного иерусалимского братства "бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова" Гуго де Пайена, но оказался не в состоянии подтвердить эту преемственность ничем, кроме велеречивых деклараций.