Орден кавалеров Ордена Святого Георгия из Альфамы (Сан Хорхе де Альфама).
Вольфганг Акунов
Орден кавалеров Ордена Святого Георгия из Альфамы (Сан Хорхе де Альфама).
Моему другу Александру Таланову
Большинству из наших уважаемых читателей наверняка известен только один Орден Святого Георгия - учрежденная при Екатерине Великой высшая военная награда Российской Империи (недавно "с третьего захода" восстановленная республиканскими властями Российской Федерации). Между тем, свой Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (покровителя христианского воинства и, в частности, рыцарства) существовал и на далеком от России Иберийском (Пиренейском полуострове).
Испанский духовно-рыцарский Орден Сан Хорхе де Альфама, члены которого следовали Уставу монашеского Ордена августинцев, был основан в 1200 г. Резиденция магистра Ордена располагалась в крепости Альфама, которую испанским "георгиевским кавалерам" было поручено оборонять от мавров, чем они и занимались с переменным успехом. Иберийский Орден Святого Георгия был основан в весьма знаменательный момент истории христианского Запада, когда гегемония "римского" (а на деле - германского) императора Запада (всегда являвшаяся скорее теоретической, чем реальной, но все же признававшаяся во всем Христианском мире, кроме имевшей собственного императора-василевса Византии, Болгарии, Сербии и Руси) была впервые поставлена под вопрос высшим авторитетом западного Христианского мира.
Хотя претензии римско-германских императоров на высшую власть и до того нередко встречала сопротивление в самой Германии, оспаривалась в Италии и часто игнорировалась наиболее могущественными государями - так, короли Франции со времен римско-германской Саксонской императорской династии Оттонов (Салиев), считавших себя "возобновителями" основанной в 800 году франкским королем Карлом Великим "Римской Империи", не считали себя в каком-либо отношении подчиненными императору (ни западному "римскому", ни восточному "греческому", то есть византийскому), а французские, английские и испанские легисты-правоведы, начиная с XII столетия, начали стали отрицать подвластность их королей императорам или законам империи, только в 1202 г. (ровно через два года после учреждения Ордена Святого Георгия из Альфамы) папа римский Иннокентий III официально признал, что король Франции в обладании своим земным ииуществом фактически (де-факто) не имеет никого выше себя (в несколько иной "редакции" эта же самая мысль была сформулирована французскими правоведами следующим образом: "Король Франции является императором в своих владениях").
Несколько позднее, в 1208 году, один из французских легистов-"канонистов" значительно расширил данную формулировку, объявив на весь Христианский мир, что не только король Франции (а сели быть точнее, то "король франков", лат.: rex francorum, как французский король, "по старой памяти", официально именовался вплоть до ликвидации основанной Меровеем и Хлодвигом монархии в результате Французской революции!), но и всякий король обладает в своем королевстве теми же правами, что и император в империи.
В своих "Установлениях" французский король-крестоносец Людовик Святой заявил, что "король является держателем лишь у Бога и у самого себя" (фр.: Le rois ne tient de nului fors de Dieu et de lui).
В то же время еще с Х столетия полным ходом шел процесс "раздробления понятия империи", в ходе которого постепенно происходило пространственное ограничение не только реального, но и формального влияния императорского титула. Императорский титул начал появляться, прежде всего, в странах, не подпавших в свое время под власть основанной Карлом Великим "Римской" (Каролингской) империи, а именно - на Британских островах и на Пиренейском полуострове.
В обоих случаях титул императора отражал притязания на супрематию (верховную власть) над единым регионом (будь то над англосаксонскими королевствами или над христианскими иберийскими королевствами).
В Англии "имперские грезы" длились не больше столетия. Англосаксонский король Ательстан (Этельстан) впервые повелел именовать себя "императором" в 930 году. Англосаксонский же король Эдгар в 970 году провозгласил:
"Я, Эдгар, милостью Божией августейший император всего Альбиона (древнее название Англии - В.А.)".
Покоривший Англию датский король Канут (Кнут) Великий (умерший в 1055 году) последним из английских правителей объявил:
"Я, Кнут, император, милостью Христовой, завладевший королевством англов на Острове".
Биограф Кнута Великого подвел итог его правления в следующих выражениях:
"Им подчинены были пять королевств - Дания, Англия, Британия (так! - В.А.), Шотландия, Норвегия - он был императором".
В Испании "имперская химера" просуществовала несколько дольше. В 917 году король Ордоньо называл своего отца Альфонсо (Альфонса) III "императором". Этот титул сохранялся во многих хрониках и дипломах Х века, наряду с употреблением епископом Сантьяго де Компостела титула "апостолический" (обычно применявшегося лишь к епископу Рима, то есть, к римскому папе).
Начиная с короля дона Фернандо (Фердинанда)I (годы правления: 1037-1068), объединившего под своим скипетром королевства Леон и Кастилию, императорский титул применительно к государям объединенного королевства стал обычным. Начиная с 1077 года эта формула употреблялась в двух вариантах:
1)"Божьей милостью император всея Испании";
2)"Император всех наций Испании".
Идея "испанской империи" достигла точки своего наивысшего расцвета в правление дона Альфонсо VII, короновавшегося в 1135 году в Леоне императорской короной. Однако после смерти Альфонса VII провозглашенная им "Империя" (фактически же - Кастильская монархия) разделилась, распавшись на пять королевств, и титул "императора всея Испании" вышел из употребления (чтобы появиться вновь, пусть на очень короткое время, при короле Фердинанде III, провозгласившем себя императором после захвата у мавров Севильи в 1248 году).
Тем не менее, представляется невозможным переоценить тот крайне важный для истории Реконкисты и складывания единой испанской нации факт, что идея Испанской империи, даже будучи пространственно ограниченной, всегда была связана с идеей единства Испании (пусть даже и единства фрагментарного).
Что же касается Ордена Сан Хорхе де Альфама, то он на протяжении всей своей истории оставался небольшим военно-монашеским братством, сражавшимся с маврами в рамках своих весьма ограниченных возможностей.
В 1400 г. Орден Святого Георгия из Альфамы вошел в состав Ордена Пресвятой Девы Монтезской, после чего "георгиевские кавалеры" стали носить на своих белых орденских облачениях (лишенных дотоле каких-либо опознавательных знаков или эмблем) красный крест Монтезского Ордена.
Здесь конец и Богу нашему слава!
Вольфганг Акунов
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!