К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОРДЕНСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ РЫЦАРЕЙ СВЯТОГО ИОАННА.

Вольфганг Акунов


К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОРДЕНСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ РЫЦАРЕЙ СВЯТОГО ИОАННА.

Великому Приору Российскому
Ордена Святого Иоанна Иерусалимского
Владимиру Александровичу Захарову


1.Введение

Относительно геральдики духовно-рыцарских Орденов и членов этих Орденов существует немало устоявшихся мнений, которые, при ближайшем рассмотрении, оказываются необоснованными. Так, весьма распространено представление, что рыцари, вступавшие в какой-либо военно-монашеский Орден, непременно "вешали щиты со своими фамильными гербами на стену храма того Ордена, в который они вступали, и с этого момента, отказавшись от своего родового герба, пользовались только гербом принявшего их в свои ряды Ордена, на котором был изображен Крест, как символ телесной и духовной брани, которую отныне брал на себя обет вести новый рыцарь-монах, в надежде обрести жизнь вечную» - например, серебряный (белый) щит с черным (диамантовым) крестом (у Тевтонского Ордена рыцарей Пресвятой Девы Марии) или серебряный (белый) щит с черной (диамантовой) главой и красным (червленым) лапчатым крестом (у Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова). В действительности дело обстояло, как мы увидим, не совсем так. Проиллюстрируем нашу мысль на примере символики рыцарей-иоаннитов.

Вот уже более 800 лет геральдическим символом рыцарей всех Орденов Святого Иоанна Иерусалимского, происходящих от иерусалимского странноприимного братства XI в. (в том числе и современного папского Суверенного Военного Мальтийского Ордена, англ.: Sovereign Military Order of Malta, сокращенно: S.M.O.M.), является прямой серебряный (белый) крест на червленом (красном) поле. Вероятнее всего, этот символ происходит от матерчатых крестов, прикреплявшихся к одежде всеми, кто "взял крест», то есть принес обет участвовать в Крестовом походе.

После освобождения Святой Земли от ига неверных крестоносцами этот древний священный символ попал, наконец, в Иерусалим, где уже задолго до этого существовало странноприимное братство, основанное купцами из итальянского города Амальфи и содержавшее в Святом граде госпиталь для паломников. Интересно, что на монетах г. Амальфи середины XI в. также были изображены кресты, возможно, оказавшие влияние на развитие орденского символа.

Вскоре после Первого Крестового похода из этого древнего странноприимного братства, посвященного первоначально Святому Иоанну Александрийскому (Милостивому) возник Орден Иоаннитов, почитавший Святого Иоанна Крестителя. Поскольку члены этого религиозного братства приносили обет бедности, или нестяжания, им подобало носить простую, неприметную одежду, отмеченную лишь знаком креста на груди.

В то время, как древнейшие изображения этого креста, нанесенные на стену часовни Святой Равноапостольной Царицы Елены в Иерусалиме, датируются первой половиной XII в., первые указания на цвет иоаннитского креста содержатся только в папском бреве 1184 г. В нем говорится о прямом белом кресте, использование которого в качестве символа папа объявил исключительной привилегией иоаннитов. О введении же для них специального "орденского облачения», или униформы, в полном смысле этого слова, можно говорить не ранее чем с середины XIII в., когда римский папа Иннокентий IV в 1248 г. дозволил членам Ордена носить широкий, открытый плащ с крестом, поскольку использовавшийся ими ранее закрытый плащ мешал им в бою. Цвета этого плаща были через 11 лет закреплены в "привилегии», полученной иоаннитами от папы римского Александра IV, согласно которой плащу иоаннитов в мирное время полагалось быть черного, а в военное время – красного цвета.

"В военное время да носят поверх своего кафтана красную верхнюю одежду в форме далматика, каковая спереди и сзади украшена белым крестом без зубцов на концах, являющимся гербом Ордена. А в мирное время, или же, когда они не при оружии, да носят на левой стороне своего одеяния и длинного черного плаща восьмиконечный белый крест из льняной ткани, каковой и является истинным орденским облачением».

Несколько более ранним периодом, чем это описание орденского облачения, датируется древнейшее изображение боевого орденского знамени иоаннитов, представлявшего собой красное полотнище с прямым белым крестом. Оно изображено на иллюстрации в рукописи "Малой истории англов» (Historia minor Anglorum) умершего не позднее 1259 г. летописца Матвея Парижского.

Это "знамя Странноприимного Дома (Госпиталя)» (vexillum hospitalis) упоминается, в качестве должностного знака Великого Магистра (гроссмейстера) Ордена Святого Иоанна фра (брата) Альфонса Португальского (1204-1206 гг.) – следовательно, оно существовало еще в XII в. К тому же в пользу столь почтенного возраста эмблемы иоаннитов говорит существование "плашаницы» из льняной материи, упоминаемой еще в орденских Правилах (Уставе) 1182 г. Поскольку эта "плащаница», судя по описанию, представляла собой красное полотнище с белым крестом, ее с полным правом можно считать предшественницей орденского знамени и герба, первые документальные подтверждения существования которых датируются более поздним периодом. Таким образом, белый крест на красном поле используется рыцарями Святого Иоанна наверняка более 800 лет, причем он сохранил свою форму и свой цвет неизменными с момента появления геральдики и до наших дней.

2.Мальтийский крест (Crux Melitensis)

Между тем, сам орденский крест на протяжении долгой истории иоаннитов был подвержен значительным изменениям. Концы этого креста, имевшего первоначально простую прямую форму, стали постепенно расширяться, пока он не превратился в лапчатый крест (croix patee), изображения которого дошли до наших дней на реверсе сохранившихся монет, чеканившихся Орденом иоаннитов. Со временем из этого лапчатого креста возник типичный иоаннитский восьмиконечный крест с раздвоенными концами, получивший в геральдике название "мальтийского креста» (crux Melitensis).

Правда, древнейшая находка существования этой "окончательной формы» креста датируется еще XII в., причем эта мальтийская форма креста с древнейших времен была характерна для православного церковного искусства (хотя встречалась и в других древних христианских церквях Востока – не только у православных, но и у монофизитов Армении, Эфиопии и Египта). Лапчатый крест с древнейшей печати Иерусалимского госпиталя больше всего напоминает православный орденский крест Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

Скорее всего, уже в самый ранний период существования своего Ордена иоанниты использовали кресты всех вышеперечисленных форм, хотя, вероятно, в зависимости от вкусов и моды той или иной эпохи, отдавалось предпочтение той или иной из форм креста, пока, в конце концов, восьмиконечный крест не занял господствующее положение, в качестве типичного "мальтийского креста». Кроме того, начиная с XV в., его форму начали истолковывать с точки зрения христианской числовой символики (восемь концов креста – восьми категорий блаженных, упомянутых в Нагорной проповеди Спасителя, четыре луча креста – четыре главных добродетели христианина).

3.Возникновение первых элементов геральдики

Члены трех крупнейших духовно-рыцарских Орденов (существовавших с начала XI в. госпитальеров-иоаннитов и возникших после Первого Крестового похода Ордена тамплиеров и Тевтонского Ордена) являлись, в соответствии с уставами своих организаций, одновременно монахами и воинами. Для Ордена иоаннитов, первоначально руководствовавшегося правилами чисто монашеского Ордена августинцев, это означало, что, наряду с тремя монашескими обетами нестяжания (бедности), послушания и целомудрия (безбрачия), они дополнительно брали на себя обет ухода за больными и вооруженной борьбы с неверными.

Постепенно иоанниты превратились из монашеского Ордена, лишь в силу необходимости вынужденного приспособляться к образу жизни ратников-крестоносцев, в рыцарское братство, сознательно приведшее свой образ жизни в относительное соответствие с образом жизни членов монашеского Ордена.

С этого времени необходимой предпосылкой зачисления в "братство Иерусалимского Госпиталя» (fratres Hospitalis Hierosolymitanei) стали рождение от законного брака и (в отличие от приема кандидатов в современные Ордены Святого Иоанна!) посвящение кандидата в рыцари еще до его вступления в Орден. В скором времени решающую роль в госпитальерском братстве стали играть именно его члены рыцарского происхождения. Соответственно, все большую роль в орденской жизни стала играть и такая типично "рыцарская наука», как геральдика.

Правда, до конца XIII в. даже на печатях Великих Магистров иоаннитов отсутствуют какие бы то ни было изображения, позволяющие судить об их принадлежности к Ордену Святого Иоанна. Печати этого периода (так называемые "портретные печати») изображают того или иного Великого Магистра коленопреклоненным перед большим "патриаршим крестом» (символом изначальной подчиненности госпитальеров не римским папам, а православному Патриарху Иерусалимскому).

Подобные изображения сохранялись и на монетах, чеканившихся иоаннитами в XIV в., уже после утраты Святой Земли, на острове Родос. "Портретной» была и печать орденского Конвента, введенная в употребление, наряду с печатями Великих Магистров, еще в 1278 г. В то же время, отдельные командорства Ордена Святого Иоанна и их командоры пользовались, вместо "портретных» печатей, печатями с различными христианскими символами – например, изображениями Агнца Божьего, или Образа Пресвятой Богородицы (наподобие печатей Тевтонского Ордена).

Так, например, на печати магистра Майльбергского командорства Ордена Святого Иоанна изображена отсеченная, бородатая и окруженная нимбом Честная Глава Иоанна Крестителя в чаше. Изменения в рисунках командорских печатей произошли лишь в конце XIII в. С этого времени командоры иоаннитов стали чаще всего использовать в качестве изображений на печатях свои родовые гербы. Если что и указывало на принадлежность владельца печати к Ордену Святого Иоанна, то лишь надпись вокруг изображения.

В 1292 г. командор Майльберга, фра "Леопольдус де Штиллефрид», скреплял орденские документы собственной гербовой печатью с изображением орлиного крыла, или, на геральдическом языке - "полулета». Судя по надписи, идущей по краю печати, он ранее был командором Меллинга. Некоторые должностные лица Ордена Святого Иоанна использовали печати с изображением лишь верхнего гербового украшения. Так, на печати фра "Николауса де Вильдунгсмауэра», являвшегося в 1349-77 гг. магистром Майльберга, был изображен горшковидный шлем, украшенный буйволовыми рогами. Тот факт, что обычай пользоваться своим родовым гербом сохранился среди командоров Ордена иоаннитов до середины XVI в., подтверждается существованием сохранившейся до наших дней грамоты 1543 г., которую "фра Франц фон Миндорф, командор Фюрстенфельда и Меллинга», скрепил печатью с изображением своего фамильного герба.

4.Возникновение собственно орденской геральдики иоаннитов

В начале XIV в. в оформлении командорских печатей снова произошли изменения. Впервые на печатях, наряду с фамильным гербом, начали изображать и герб Ордена Святого Иоанна. Благодаря данному обстоятельству при первом же взгляде на печать можно было безошибочно определить принадлежность ее владельца к "рыцарям Родоса», как иоаннитов стали называть по месту новой резиденции их Ордена.

Пионерами в этом процессе выступили прежде всего немецкие и французские рыцари Ордена. Старейшая дошедшая до нас командорская печать с элементами орденской символики, датируемая 1326 г., принадлежала фра Конраду фон Дорштату, командору Шенека. Знак креста, обычно венчавший собой надпись по краям печати, он заменил маленьким щитом с гербом иоаннитов, расположенным прямо над его фамильным гербом. Но это было только началом. Вскоре широкое распространение нашли печати, на которых герб Ордена был вписан в какое-либо из пустых (незаполненных) полей фамильного герба и таким образом комбинировался с последним. Одним из наиболее ранних примеров такого "комбинированного» герба служит печать фра Жана де Монтенака, командора Эпайи (1336 г.). На этой печати под главой гербового щита, правая часть которой обременена гербом Ордена Святого Иоанна, изображен пятикратно рассеченный щит.

Наряду с вышеописанной, использовалась и другая комбинация, при которой к родовому гербу присоединялся не весь гербовый щит Ордена, а только орденский крест (имевший, в разных случаях, форму прямого, лапчатого или восьмиконечного мальтийского креста). Вероятно, это объясняется сложностью или невозможностью соединения некоторых фамильных гербов с гербовым щитом Ордена.

Древнейшим примером подобного метода комбинирования служит печать фра Буссо Грюльгута, рыцаря-иоаннита Бранденбургского бальяжа (баллея). Фра Буссо в 1315 г. скрепил орденскую грамоту своей гербовой печатью с главой, обремененной двумя лапчатыми крестами. В 1321 г. примеру Грюльгута последовал фра Генрих Штапель, тоже рыцарь Бранденбургского бальяжа, обременивший главу щита своего родового герба на печати прямым крестом. Вскоре эту моду у своих немецких собратьев переняли и французские рыцари Святого Иоанна.

В качестве примера можно привести сохранившуюся только фрагментарно печать орденского рыцаря фра Жана д’Орона (1347 г.) с изображением орла с двумя лапчатыми крестами по бокам, расположенными в верхней части щита. Подобная форма обозначения принадлежности владельца герба к Ордену Святого Иоанна сохранялась еще долгое время – доказательством чему служит сохранившееся надгробие умершего в 1520 г. командора Майльберга фра Гинко Попеля барона фон Лобковица. Вот описание герба этого рыцаря:

Щит четверочастный. В I и IV частях в серебряном поле червленая глава, в коей в I части малый, соединенный со щитом того же цвета прямой серебряный крест, в IV части серебряный мальтийский крест. Во II и III частях в серебряном поле черный орел с золотой нагрудной перевязью. Шлем открытый, увенчанный (коронованный) с червлено-серебряным наметом и клейнодом в форме червленой остроконечной шапки с серебряным страусовым пером вправо.

В данном случае фамильный герб был очень удачно соединен с двумя орденскими крестами (прямым и мальтийским), поскольку червленое поле герба иоаннитов хорошо перекликается с червленой главой щита фамильного герба.

Еще один способ демонстрации принадлежности к Ордену был разработан в начале XIV в. на острове Родос. В этом случае Великие Магистры, коменданты орденских крепостей и командоры Ордена размещали свой родовой герб рядом с орденским гербом, причем предпочтение отдавалось варианту орденского герба с прямым крестом на красном (червленом) поле.

Соединение двух гербов путем размещения рядом двух щитов в то время пользовалось большой популярностью среди высшей аристократии. Поэтому большинство Великих Магистров XIV и XV вв. также использовали данную комбинацию. Отдельные командоры и члены Ордена продолжали использовать ее до начала XVII в.

Но были и другие варианты – как, например, на сохранившемся в майльбергской орденской церкви надгробии фра Райнпрехта графа цу Тирштайна фон Эберсдорфа, на которой этот умерший в 1554 г. иоаннит запечатлен в полном рыцарском вооружении. В ногах у него в правом нижнем углу надгробной плиты изображен его фамильный герб, а в левом нижнем углу – герб Ордена. Крест, изображенный на орденском гербе, имеет очень узкие и длинные лучи, слегка расширяющиеся и снабженные едва заметными зубцами на концах, и напоминает скорее "якорный крест», чем символ Ордена.

Использовались также сомкнутые гербовые щиты, состоящие из орденского гербового щита и фамильного герба – как, например, в случае командора фра Карла Теттауэра фон Теттау (1594-1608 гг.). В первом случае это 2 щита-тарча, повернутых и наклоненных друг к другу. С геральдической правой стороны (что подчеркивает его большую важность) расположен гербовый щит Ордена с изображением не обычного прямого, а мальтийского креста, а с геральдической левой стороны – фамильный герб рода Теттау (три серебряных волчьих зуба на червленом поле). Эти два сомкнутых гербовых щита изображены на замковом камне арки ворот в командорство Майльберг.

Другой двойной герб, сочетающий герб Мальтийского Ордена с гербом рода Теттау, высечен на боковом фасаде храма командорства Майльберг. В данном случае оба гербовых щита не сомкнуты, но расположены рядом строго вертикально. На гербовом щите Ордена также изображен не прямой, а "мальтийский» серебряный крест на червленом поле. При этом "мальтийская» форма использованного в гербе Ордена креста соответствует описанию "гросмейстерского герба» 1809 г. ("серебряный восьмиугольный крест в червленом поле»).

В качестве аналогичного примера можно привести изображение рыцаря Ордена Святого Иоанна фра Леопольда Фердинанда Эрнста барона фон унд цу Штадля, опирающегося на два сомкнутых шита – орденский, с мальтийским крестом, и другой – с его собственным фамильным гербом. Порой орденский герб привешивался к родовому гербу большего размера. Благодаря использованию в них не прямого орденского, а мальтийского креста, подобные орденские гербовые щиты напоминают гербы и печати рыцарей Бранденбургского бальяжа, о которых речь пойдет чуть ниже.

5.Развитие иоаннитской орденской геральдики в период с XIV по XVII вв.

Около 1200 г. в Испании было введено в употребление четырехчастное разделение гербовых щитов – совершенно новый метод соединения между собой двух разных гербов. При этом один герб занимает I и IV поле, а второй - II и III. Из Испании этот новый вид комбинирования гербов к XV в. распространился по всей Европе. Данный процесс облегчался тем обстоятельством, что, начиная с середины XIV в., гербы постепенно утрачивают свою изначальную функцию военного опознавательного знака, так что можно было без особого вреда соединять несколько гербов на одном щите.

Начиная со второй половины XIV в., Великие Магистры Ордена иоаннитов также начали использовать четырехчастные гербовые щиты в целях соединения своих родовых гербов с орденским гербом. Более почетные части щита – I и IV – отводились под орденский герб, а II и III – под фамильный герб магистра. Первым четырехчастным гербом Великого Магистра иоаннитов стал герб фра Гелиона де Вильнева (1319-1346 гг.). Четырехчастный герб сохранился и на разрушенной гробнице Великого Магистра фра Хуана Фернандеса де Эредиа (1377-1396), но в его гербе родовой герб размещен в геральдические более почетных I и IV частях, а орденский герб – во второстепенных II и III четвертях. Однако в ту эпоху четырехчастное разделение гербового щита еще не нашло повсеместного распространения среди иоаннитов, поэтому некоторые Великие Магистры пользовались четырехчастным фамильно-орденским гербовым щитом, а иные – своим чисто фамильным гербом.

Четырехчастное разделение гербовых щитов окончательно вошло в обычай лишь в XV в., при Великом Магистре фра Пьере д’Обюссоне (1476-1505 гг.) – с тех пор все Великие Магистры пользуются четырехчастным щитом. В скором времени Великое Приорство Германское последовало примеру Великого Магистра и стало четырехчастно разделять свой гербовый щит с орденским гербом. Первым сделал это Великий приор Германский фра Рудольф фон Верденберг (1482-1505). Несмотря на то, что должность Великого Приора Германского, начиная с 1548 г. была связана с титулом князя Священной Римской Империи Германской нации (князя Гейтерсгеймского), гербы Великих Приоров Германских были увенчаны не тремя (фамильным, орденским и княжеским), а лишь двумя шлемами. При этом справа рядом со шлемом фамильного герба помещался шлем орденского герба, как правило, без короны, и украшенный, в качестве клейнода, восьмиконечной щитовой доской с серебряным прямым крестом в червленом поле. Подобными орденскими шлемами, помещенными над гербами, часто пользовались и командоры Ордена Святого Иоанна.

Когда же к началу XVII в. даже многие бюргерские роды стали пользоваться четырехчастными гербовыми щитами и у коронованных особ вошло в моду при возведении своих подданных в дворянское звание даровать им четверо- и многочастные гербы, многие высокопоставленные должностные лица Ордена стали помещать орденский герб в сердцевом щитке своего родового герба.

Еще одна формой демонстрации принадлежности к Ордену распространилась среди некоторых должностных лиц Ордена на острове Родос начиная со второй половины XV в. Они стали помещать в свой герб главу "de la religion», то есть с эмблемой Ордена (прямым серебряным крестом в красном поле). Этот обычай, вероятнее всего, имевший французское происхождение, скоро вошел в употребление у членов Ордена всех классов (степеней), в особенности в Швейцарии, где командоры очень часто украшали свои фамильные гербы подобной "орденской главой».

В XVI в. изменился и сам орденский герб иоаннитов, к которому были добавлены геральдические внешние украшения. Под герб был подложен большой белый (серебряный) мальтийский крест, гербовый щит был окружен четками и увенчан листовой короной. Четки, помещенные на сохранившихся изображениях той поры под мальтийским крестом, подложенным под гербовый щит Ордена, в отличие от современных, состояли из шариков-"жемчужин» одинакового размера, с подвешенным к четкам снизу маленьким серебряным мальтийским крестом. Иногда под этим восьмиугольным крестиком помещался на ленте тогдашний девиз Ордена Святого Иоанна "За веру» (Pro fide). Данная форма орденского герба, впервые засвидетельствованная документально в 1579 г., пребывала неизменной в течение 200 последующих лет.

За исключением короны с зубцами в форме земляничных листьев, которой были увенчаны только гербы Великих Магистров, все внешние украшения были вскоре переняты с орденского герба для своих собственных гербов и другими высшими должностными лицами Ордена. Первой деталью орденского герба, включенной в их гербы, был восьмиконечный мальтийский крест, на который они накладывали свои гербы.

Этот обычай, появившийся в начале XVII в. на острове Мальта, в течение XVIII в. распространился и на все прочие командорства Ордена госпитальеров, причем на мальтийский крест стали накладывать свои гербы не только высшие должностные лица Ордена, но и простые рыцари Святого Иоанна. Затем с герба Ордена были позаимствованы отдельными членами Ордена и четки, в середине XVII в. засвидетельствованные в качестве отличительного украшения гербов французских рыцарей Святого Иоанна. Орденские рыцари в этот период пользовались своими фамильными гербами и после принесения орденских обетов, так что нередко лишь по наличию четок с подвешенным к ним мальтийским крестиком, окружающих гербы той поры, можно судить о принадлежности владельца герба к Ордену Святого Иоанна Иерусалимского.

6.Заключение

В настоящее время Гроссмейстер (Великий Магистр) "папского» Суверенного Военного Мальтийского Ордена (Sovereign Military Order of Malta, S.M.O.M.) имеет в качестве должностного герба счетверенный щит, в котором присутствует герб Ордена Святого Иоанна и его личный (или фамильный) герб; при этом сам щит наложен на восьмиконечный белый мальтийский (иоаннитский) крест с "ласточкиными хвостами» на концах, окруженный четками ("розарием», а вовсе не венком из роз и не розами, как у нас нередко думают и пишут!) с подвешенным к ним снизу маленьким серебряным (белым) мальтийским крестом.

Вся эта геральдическая композиция размещается на пышной черной мантии (подобной королевской) с горностаевым подбоем, и увенчана короной Великого Магистра (также подобной королевской), с маленьким серебряным (белым) мальтийским крестиком на яблоке.

Высокопоставленные Мальтийского Ордена - к примеру, Бальи (Бейлифы) Большого Креста - используют в своих гербах главу с гербом Ордена (прямой серебряный крест на червленом, то есть, красном, поле). Во время торжественных орденских церемоний перед ними выносится красное, с прямым белым крестом во все поле, знамя Ордена Святого Иоанна (древний, овеянный славой былых времен Vexillum Hospitalis).

В символике других (не католических) орденов Святого Иоанна используются аналогичные мальтийским белые восьмиконечные кресты с добавлением размещенных между лучами эмблематических фигур - либо золотых геральдических лилий (аналогичных "мальтийским»), либо черных или золотых (в зависимости от ранга рыцаря) прусских одноглавых коронованных орлов (в Прусском Королевском Ордене иоаннитов, возникшем на основе Бранденбургского баллея Ордена Святого Иоанна), либо двуглавых золотых габсбургских коронованных орлов (в Силезской ассоциации рыцарей-иоаннитов), либо львов и единорогов (в британском Достопочтенном Ордене Святого Джона), либо золотых двуглавых коронованных орлов с гербом Ордена на груди (в Орденах Святого Иоанна российского происхождения), и т.д.   

Странноприимцы-иоанниты оставляли фамильные геральдические знаки своего присутствия во многих местах своего пребывания - в частности, на островах Кипре, Родосе и особенно на Мальте, где и поныне герб Гроссмейстера госпитальеров украшает многие здания. Так, в бывшей главной церкви Ордена Святого Иоанна, преобразованной в Кафедральный собор Святого Иоанна в столице нынешней Республики Мальта - городе Ла Валетта - имеется настоящее уникальное собрание, состоящее из четырехсот разноцветных мозаичных напольных надгробных плит членов Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, удостоившихся захоронения в храме, освященном во имя Небесного Заступника их некогда столь славного рыцарского братства. 

 

Здесь конец и Богу нашему слава!

 

 

 

<!--#include virtual="/cgi-bin/includes.pl?type=text_footer&topic=05&author=valpoorgy" -->


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОРДЕНСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ РЫЦАРЕЙ СВЯТОГО ИОАННА.
Категория темы:Вольфганг Акунов
Автор(ы) статьи:
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru