О "ТЕПЛИЧАХ, РЕКОМЫХ СОЛОМОНИЧАХ"
Вольфганг Акунов
О "ТЕПЛИЧАХ, РЕКОМЫХ СОЛОМОНИЧАХ".
"Не лепо есть держать наше отчины крижевником, тепличем, рекомым Соломоничем".
князь Даниил Галицкий.
Орден храмовников, он же — Орден тамплиеров, или темплариев (Templarii), храмовых господ, храмовых братьев, воинов (рыцарей) Храма (Milites Templi или Equites Templi), бедных спутников (соратников) Христа и Храма Соломонова, бедных воинов во Христе и поборников Иерусалимского Храма и проч. — первым из духовно-рыцарских Орденов, учрежденных в Палестине в период Крестовых походов, с самого своего основания, направлял свою деятельность на решение чисто военных, хотя и оборонительных, задач - в отличие, например, от Ордена иоаннитов-странноприимцев (госпитальеров), основанного гораздо раньше, примерно в 1040-е гг., еще задолго до начала Крестовых походов (вопреки попыткам папского престола приурочить его возникновение к освобождению Иерусалима от неверных крестоносцами герцога Нижней Лотарингии Годфруа Бульонского в 1099 г.!).
В 1119 или 1120 г. французские рыцари Гуго де Пайен (Юг де Пэйн), Годфруа де Сент-Омер, Роллан, Годфруа Бизо, Пайен де Мондидье и Арчимбаут де Сент-Аман (в разных источниках их имена даются в различных транскрипции и звучании) объединились в военное братство, дабы, во славу Христа и Пресвятой Матери Божией, стать монахами, оставаясь в то же время рыцарями, вести целомудренную и благочестивую жизнь по сенью Гроба Спасителя, оборонять от нехристей Святую Землю и оказывать вооруженную защиту паломникам на пути через преисполненные всяческих опасностей области Сирии, Келесирии (Ливана) и Палестины, охраняя их на пути от морского берега, к которому приставали паломнические корабли, от магометанских, а порой - что греха таить! - и от христианских дорожных разбойников. Король Иерусалимский Балдуин II предоставил в распоряжение нового братства воинов-монахов часть своего дворца, построенного на месте древнего Храма Соломонова. Поэтому их и стали называть "храмовниками" или "рыцарями Храма", хотя первоначально они сами называли себя "бедными соратниками (рыцарями) Христа". Каноники Церкви Гроба Господня ("сепулькриеры") передали храмовникам несколько расположенных поблизости зданий для размещения бедных пилигримов, которым было нечем заплатить за ночлег на городских постоялых дворах.
На первоначальном этапе своей деятельности Орден Храма был не строго римско-католическим, а общехристианским (экуменическим). Храмовники тесно сотрудничали с православной Восточной Римской ("Ромейской") Империей ("Византией") и, в частности, с православным Патриархом Константинопольским. Среди членов Ордена Храма числились и православные "братья-рыцари" из славянских земель. Сохранились документы и записи, позволяющие считать, что одним из основателей и первых Магистров Ордена Храма был Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский, известный в западном изложении истории Ордена тамплиеров под именем Андре де Мон(т)бара.
Первоначально орденское одеяние (лат.: Habitus) храмовников состояло из надетой поверх брони серой монашеской рясы с небольшим прямым красным крестом (который нашивало себе на одежду большинство крестоносцев) и веревочного пояса, который они не должны были снимать, как символ целомудрия и воздержания, ни при каких обстоятельствах.
Лишь по прошествии долгого времени, а именно - после взятия войском Иерусалимского королевства мусульманской крепости Аскалон в 1153 г., римский Папа в награду за храбрость, проявленную храмовниками при штурме магометанской твердыни, даровал им новое орденское облачение, состоявшее из белого льняного плаща с кроваво-красным восьмиугольным крестом (символ готовности к мученичеству в борьбе за веру) и белого льняного пояса (символ душевной и сердечной чистоты). Следует подчеркнуть, что орденский крест тамплиеров был отнюдь не восьмиконечным (с "ласточкиными хвостами" на концах), как, например, белый орденский крест иоаннитов-странноприимцев или зеленый крест кавалеров Святого Лазаря, а именно восьмиугольным. Концы этого креста расширялись в форме "иерихонских труб", в ознаменование того, что стены Аскалона пали перед тамплиерами - как некогда стены библейского Иерихона пали при звуках труб воинства ветхозаветного пророка и воителя Иисуса Навина.
На ранней печати Ордена Храма, в соответствии с названием Ордена, изображался Храм Соломонов (т.е. построенная на его месте мечеть Аль-Акса, переделанная крестоносцами после освобождения Иерусалима от мусульманского ига в христианский храм), а позднее - два всадника (рыцарь-храмовник и находящийся под его защитой паломник). Но со временем рисунок печати изменился и стал изображать двух рыцарей-храмовников на одном коне, что должно было символизировать их бедность (не позволявшую якобы каждому храмовнику приобрести себе лошадь - хотя в то же время известно, что по Уставу каждому рыцарю Храма полагалось иметь целых т р и лошади, и, разумеется, на одного, а не на двоих!). Недоброжелатели, однако, не замедлили истолковать это изображение как намек на склонность храмовников к однополой любви, что сыграло позднее свою роль в процессе над тамплиерами.
Орденское знамя храмовников было черно-белым, хотя точно неизвестно, каким именно - то ли состоящим из двух горизонтальных полос (черной сверху и белой снизу), как знамя Прусского королевства в позднейшие времена, то ли из нескольких чередующихся черно-белых полос, то ли в черно-белую клетку, наподобие шахматной доски (вследствие чего полы в ложах обрядов современного франкмасонства, считающих себя наследниками тамплиеров, выложены чередующимися в шахматном порядке черно-белыми плитками). В пользу последнего варианта говорит название тамплиерского знамени — "Босеан", что на старофранцузском языке означает "пегая кобыла". Тамплиеры использовали несколько различных боевых кличей: "Босеан!", "Христос и Храм!"("Christus et Templum!") и, пожалуй, самый знаменитый и загадочный: "Бог Святая Любовь!" ("Dieu Saint-Amour!").
Белый цвет орденского облачения членов Ордена Храма указывал на тесную связь тамплиеров с монашеским Орденом цистерцианцев (носивших белые рясы), устав которых был заимствован рыцарями-монахами Ордена Храма (в то время как черное облачение иоаннитов-госпитальеров указывало на их происхождение от носивших черные рясы монахов Ордена бенедиктинцев).
В мирное время тамплиеры носили шапочки из белой льняной материи, завязывавшиеся под подбородком, а поверх них - круглые шапочки-скуфейки красного цвета. Любопытно, что члены противостоявшего Ордену Храма (но иногда вступавшего с тамплиерами в соглашение и даже выплачивавшего им дань) мусульманского измаилитского (еретического, с точки зрения "правоверного" ислама) братства ассасинов носили белую одежду с красными тюрбанами и кушаками, что вполне соответствовало тамплиерской "цветовой гамме".
В отличие от "братьев-рыцарей" и "братьев-священников" (клириков) Ордена Храма, "услужающие братья" ("сервиенты" или "сержанты") носили облачения черного или коричневого цвета.
Красный цвет тамплиерского креста, являвшегося, по большому счету, символом крестоносца вообще, обязан своим происхождением событию, происшедшему на Клермонском соборе католической церкви в 1095 г. Папа римский Урбан II, получивший, как глава всех западных христиан, послание с просьбой о помощи от Василевса (Императора) Восточной Римской Империи ("Византии") Алексея Комнина, владениям которого угрожали турки-сельджуки, призвал участников собора выступить в поход для защиты христиан Востока. Выражение "Крестовый поход" тогда еще не употреблялось, сами участники этих военных предприятий для освобождения Гроба Господня от мусульман называли себя просто "пилигримами", т.е. "паломниками", а свои походы – "паломничеством" (peregrinatio), подчеркивая тем самым религиозный аспект предприятия в качестве основного.
В порыве воодушевления Папа римский, сорвав с себя багряницу, стал раздирать ее на полоски и раздавать их всем, согласившимся выступить на Восток. Они нашивали эти полоски крестообразно на одежду, желая тем самым уподобиться Христу, взять на себя Крест и нести его вослед Спасителю. Разумеется, лоскутков от папского облачения на всех желающих не хватило. Остальным пришлось изготовить себе кресты из другой материи, но, желая уподобиться тем немногим, которые как бы получили паломнический крест и благословение от самого "Викария Иисуса Христа", т.е. от "Наместника Бога на земле", они также использовали для своих крестов материю красного цвета, "в тон" папской багрянице. Лишь позднее, по мере постепенного появления у паломников из разных стран Европы зачатков национального самосознания, матерчатые кресты на их одеждах и знаменах стали принимать различную окраску.
К XIII в., если верить средневековому хронисту Мэтью (Матвею) Парижскому, среди английских пилигримов утвердился червленый, т.е. красный крест ("Крест Святого Георгия"); среди французов – серебряный, т.е. белый; среди итальянцев – желтый или лазоревый (синий); среди немцев – черный; среди фламандцев – зеленый; среди испанцев – пурпурный; среди шотландцев – косой серебряный "Aндреевский крест", и т.д. - хотя, конечно, были и исключения. Так, например, лазариты - рыцари Ордена Святого Лазаря (в большинстве своем итальянцы) -, носили на своих черных плащах с белой каймой крест не лазоревого, а зеленого цвета и т.п.
В то же время красный крест продолжал служить общим символом всех крестоносцев, готовых пролить кровь ради освобождения Земли Воплощения от гнета иноверцев. А тамплиеры служили как бы образцом, или, выражаясь современным языком, "архетипом" этого "нового рыцарства". Поэтому "общие для всех крестоносцев" красные кресты украшали их одеяния, щиты и "фаньоны" ("прапорцы") на копьях. Впрочем, сохранились изображения рыцарей Храма со щитами черно-белой расцветки (наподобие их черно-белого знамени "Босеан"), а также со щитами, украшенными красным крестом на черно-белом поле (а в некоторых случаях - даже с крестами не красного, а черного цвета, вообще-то утвердившимися в качестве эмблемы другого, Тевтонского, военно-монашеского Ордена).
Интересно, что на целом ряде миниатюр, настенных росписей и других изображений, сохранившихся до наших дней, тамплиеры представлены в белых одеяниях, украшенных не красным (как бы им полагалось по орденским Правилам), а черным крестом. Такой же черный крест украшает их копейные флажки, щиты и шлемы. Да и такой, казалось бы, знаток Средневековья, как недавно скончавшийся маститый французский писатель Морис Дрюон, автор исторической эпопеи о династии Капетингов "Проклятые короли", в своем романе "Железный король" представляет Великого магистра тамплиеров "брата" Жака де Молэ облаченным в белый плащ с черным крестом.
Девизом Ордена Храма служили слова псалма 113: "Non nobis, Domine, non nobis, sed nomini Tuo da gloriam" ("Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу"), звучащие в русском переводе Псалтыри несколько иначе: "Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему да будет хвала". Любопытно, что наш незабвенный Государь Император Павел Петрович, с огромным уважением относившийся к традициям истинного рыцарства, при восшествии на Престол повелел отчеканить новые рубли с тамплиерским девизом (в сокращенной форме: "Не нам, не нам, но Имени Твоему"), вместо своего портрета, на аверсе.
Кстати, сохранились изображения Государственного Орла Всероссийской Империи первых лет правления Павла Петровича с лапчатым тамплиерским крестом на гербовом щите (вместо образа святого Великомученика и Победоносца Георгия). Возможно, симпатии русского Царя-Рыцаря к храмовникам объяснялись влиянием на него воспитателей-масонов (в частности, графа Никиты Ивановича Панина), некоторые из которых принадлежали к "тамплиерским" градусам. Впоследствии Павел Петрович, вероятно, вышел из-под влияния масонов-"тамплиеров", и отдал предпочтение рыцарям другого военно-монашеского Ордена, исторически всегда соперничавшего с храмовниками и завладевшего после упразднения Ордена Храма папским указом в 1312 г. немалой частью тамплиерских владений и имущества - Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (известным ныне итакже под названием Мальтийского Ордена), украсив грудь Государственного Орла Всероссийской Империи, вместо тамплиерского креста, белым крестом Мальтийского Ордена с "ласточкиными хвостами" на концах. Впрочем, все это случилось гораздо позже...
Орден Храма был официально узаконен, т.е. признан, Папой римским Гонорием II только в 1128 г.
В 1128 г. монах Цистерцианского Ордена Бернар Клервосский, тогдашний "духовный отец" западных христиан, суровый мистик и упорный защитник иерархического авторитета, пользовавшийся в свое время на Западе всеобщим почитанием и преклонением и причисленный римско-католической Церковью к лику святых, по настоянию короля Иерусалимского Балдуина сочинил первый проект орденского устава храмовников. Его правила, подтвержденные собором римско-католической церкви в Труа, легли в основание дальнейших 72 параграфов тамплиерского Устава (Статута, или Статутов).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.