Абрамов, Николай Алексеевич
Абрамов, Николай Алексеевич, один из трудолюбивейших исследователей сибирского прошлого, по географии, археологии, статистике и бытовой истории, равно и биограф лиц, игравших роль в недавнем прошлом Сибири. Потомок одного из десяти великорусских священников, присланных в Сибирь в первое время распространения там христианства, a именно из фамилии Поповых, переменивших ее на Абрамовых – от Абрама, дьякона тобольской епархии, правнук последнего, сын священника в г. Кургане, – Николай Алексеевич Абрамов там же и родился, 17 апреля 1812 г. умер 3 мая 1870 г., в Семипалатинске. Получив начальное образование в родительском доме, a потом в уездном училище, он прошел курс тобольской семинарии и особенно успел в латыни, так что, сопутствуя академику Кастрену, мог объяснить ему по латыни все, что интересовало этого известного финского исследователя. Курсы духовного училища и семинарии (в 1832 г.) Абрамов окончил блистательно; кроме общих предметов, он настолько хорошо знал татарский язык, что назначен учителем его в семинарии. Знание татарского языка представляло для Абрамова возможность объяснять географические названия рек и урочищ сибирских, заняться даже монгольскою нумизматикой и собрать несколько десятков ханских монет. Кроме татарского, Абрамов хорошо знал и еврейский язык, так что раньше окончания семинарии был уже лектором его (1831 – 32 г.). Страсть к исследованиям проявлялась y Абрамова еще в семинарии. Находясь в ней, он уже записывал и старался обстоятельно разузнать каждое явление местной общественной жизни. Как лучшего ученика, ректор хотел послать Абрамова, во окончании семинарского курса, в Спб. духовную академию, но, не желая оставить мать-вдову без помощи, Абрамов отказался и был определен учителем во 2-й класс тобольского духовного училища (1832 г.). Через два года он назначен преподавателем латинского языка, арифметики, русского и татарского языков в 3-м классе, с увеличенным окладом жалованья, при должности помощника эконома в семинарии. В 1836 г. Абрамов перешел в учители тобольского уездного училища Министерства народного Просвещения и прослужил в этом ведомстве 17 лет (во 20 мая 1853 г.), сперва учителем географии, a потом (с февраля 1842 г.) смотрителем училищ в Березове, Ялуторовске в Тюмени, где убедил горожан учредить женское училище. Получив за 20 лет учебной службы право на пенсию в 350 р. в год, Абрамов определился столоначальником в I отд. главного управления Западной Сибири, в Омске (в июле 1853 г.), но в 1854 году, с образованием Семипалатинской области, перешел туда советником хозяйственного отделения, самого трудного и многосложного. Выполняя по отделению свои прямые обязанности, Абрамов принимал и исполнял еще разовые поручения начальства; вместе с тем, он неоднократно исправлял обязанности вице-губернатора и председателя областного правления. Скончался Абрамов советником Семипалатинского областного правления. Писать о Сибири он стал еще будучи уездным учителем, причем собрал печатные источники о прошлом Сибири и многие редкие рукописи. Собственноручно он списал Сибирскую летопись (480 ? листов), a другую копию прислал в дар Императорскому Русскому Географическому обществу. Будучи учителем семинарии, Абрамов, разрабатывал в Тобольске архивы: губернский, полицейский и семинарский, a также и хранилища бумаг при Софийском соборе и в Знаменском монастыре. В ведомство Министерства Народного Просвещения Абрамов перешел благодаря покровительству П. А. Словцова, с которым сблизила его общая страсть к исследованиям местной истории. Состоя смотрителем в Березове, Абрамов занимался в архиве Кондинского монастыря и воеводском архиве, a при разъездах входил в сношения с инородцами. Близкое знакомство с татарами в Тюмени доставило ему очень много этнографических сведений. Абрамовым написаны в разное время целые монографии, каковы: "Описание Березовского края», помещенное в "Записках Им. Pyс. Геогр. общ.», кн. 12, стр. 329-448, "Город Тюмень», "Митрополит тобольский Филофей Лещинский», "О введении христианства y Березовских остяков», "Нерукотворный образ Спасителя, называемый Тарханским», "О церквах г. Березова». Географическое общество выбрало его в действительные члены в 1858 г., за десять лет, перед тем избрав членом сотрудником и наградив 2-мя медалями. Сюда прислал он статьи: "О бывшем Тобольском наместничестве 1782 – 97 гю», "Ермак, покоритель Сибири» и "Петр Анд. Словцов», напечатанных в "Чтениях в обществе истории и древностей российских», 1867 (кн. IV), 1869 (I) и 1871 (IV). В 1865 г. Абрамов выбран в члены-корреспонденты тобольского физико-медицинского общества и общества любителей естествознания при Московском университете; в антропологическое отделение этого общества посланы им статьи "О курганах Тобольской губернии» и "О Семипалатинской области». Литературная деятельность в Семипалатинске особенно усилилась в последние годы жизни Абрамова. Он стал писать с 1861 г. в "Страннике», поместив так сказания о жизни св. Симеона Верхотурского, мученика Василия Мангазейского, Туруханского подвижника Тихона, Туруханского игумена Илиодора и "О чудотворениях от Абалацкой иконы Божией Матери», там же помещены биографии архиереев: Евлампия, двух Амвросиев и других.. Одна из самых важных, по содержанию, статей Абрамова напечатана в "Журн. Мин. Нар. Пр.» 1854 г., № 2 и 3. Это – "Материалы для христианского просвещения Сибири, со времени покорения ее, в 1581 г., до начала XIX столетия», которые можно прямо назвать историею Тобольской епархии. Хотя напечатана была одна первая половина труда Абрамова, но был и конец, почему-то не напечатанный, в "Страннике» явился отрывок из начала, вторично обработанный вод заглавием: "Христианство в Сибири до учреждения там в 1621 г. епархии». Также вторично напечатаны статьи Абрамова "О введении христианства у березовских остяков» ("Журн. M. Н. Пр.» 1851 г. № 12 и "Тоб. Губ. Вед.в1857 г. № 11 и 12) и "Проповедь евангелия сибирским вогулам» ("Ж. M. Н. Пр.»1854 г. № 8 и № 19 и 20, 1857 г., "Тоб. Губ. Вед»). В обоих этих изданиях явились также и биографии двадцати тобольских иерархов, еще раз переработанные для "Странника». В этом же журнале и "Тоб. Губ. Вед.» напечатаны и описания 5-ти монастырей, a именно: Абалакского, Тюменского, Туринского, Кондинского и Ивановского. В Тобольских Губ. Ведомостях 1857 – 8 г. помещены биографии правителей Сибири и знаменитых ссыльных: "Ермак, покоритель Сибири®, "князь Матвей Петрович Гагарин», "князь А. Д. Меншиков», "Князья Долгоруковы и гр. Остерман», "Несколько сведений из жизни Фед. Ив. Соймонова», "Несколько слов о Денисе Ив. Чичерине», "Генерал Куткин и его жалоба министру юстиции на несправедливых судей», "Биография генерала Глазенапа», "Петр Андреевич Словцов» и статьи из местной бытовой истории : "О сибирских дворянах и детях боярских», "Пожары в Тобольске до 1788 г.», "Наместничество в Тобольске». По географии и статистике Сибири Абрамов написал целый ряд статей. Так, он описал сибирские города: Тюмень, Семипалатинск, Курган, Ялуторовск с округом, Усть-Каменогорск, Копал, Верное, a также реки: Тобол с его притоками, Шилку, Аргун, Чу, Или, Лепсу, Аягуз, Каратал. Кроме того следует упомянуть о статьях: "О значении имен некоторых рек и мест Toбольской губ.»,(Ж.М.Н.Пр. 1841 г.), "Озеро Зайсан с его окрестностями» ("Геогр. Вестн.» и "Тоб. Губ. Вед.»). Биография преосвященного Филофея осталась в рукописи.
Источники.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.