ВИЛЛЕВАЛЬДЕ, Богдан Павлович
ВИЛЛЕВАЛЬДЕ, Богдан Павлович (1818-1903), художник, баталист, крупнейший и наиболее типичный представитель того направления батальной живописи, которое господствовало в первой половине XIX в., со всеми его сильными и слабыми сторонами.
Зависимость от официальных сфер, которые тогда одни создавали и поддерживали существование батальной живописи, и малое еще развитие реализма в искусстве вообще вызывали особые требования от изобразителя войн; выше всего ценилась точность, главным образом, внешняя, касавшаяся вида и формы войск и отвечавшая офицальному представлению о войне, реляциям о ней.
Такою и была вся живопись ВИЛЛЕВАЛЬДЕ: всегда внешне точная, условно-правдивая, законченно вырисованная, но не волнующая.
Ученик А. И. Зауервейда, ВИЛЛЕВАЛЬДЕ отличался успехами еще в академии художеств и в 40-х гг. был командирован за границу, где работал в Дрездене над сюжетами войны 1813 г.; в 1844 г. он был вызван в Спб., в виду смерти Зауервейда, для окончания начатых пм работ по истории борьбы с Наполеоном, и в конце 40х гг. в звании профессора и академика стал во главе батального. класса.
Мало оригинальный и самостоятельный, ВИЛЛЕВАЛЬДЕ первое время находился под влиянием немцких мастеров, в особенности мюнхенского художника Петра Гесса (в его духе написана большая картина "Битва при Гиссгюбеле»), потом образцом ему служил "король баталистов» Горас Верне (см.), но образцом недосягаемым в легкости кисти и французской изяществе.
Капитальными трудами ВИЛЛЕВАЛЬДЕ в этот первый период являются 4 громадных полотна из истории 1813–14 гг., висящих в Александрийском зале Знмнего дворца: "Кульм», "Лейпциг», "Фершампенуаз» и "Перед Парижем».
Не раз возвращаясь к этой эпохе ("Русские на Монмартре», "Лейб-гвардии Конный полк при Аустерлице»), ВИЛЛЕВАЛЬДЕ потом живописует и усмирение польского восстания 1831 г. ("Грохово», "Остроленка»), и венгерский поход 1849 г. ("Сдача Гергея под Вилагошем», "Сражение при Быстрице», "Вступление в Кронштадт» и др ), и Крымскую кампанию ("Схватка под Севастополем»), и борьбу на Кавказе ("Башкадыклар», "Под Карсом», "Шамиль на Гунибе», "Сдача Шамиля»). Войны 70х гг. также нашли себе отражение в живописи ВИЛЛЕВАЛЬДЕ, хотя сравнительно малое ("Гравелот», "На Дунае в 1877 г.», "Разъезд улан в Болгарии»).
В последующим период своей деятельности ВИЛЛЕВАЛЬДЕ обратился вновь к любимой и хорошо им изученной эпохе Наполеона и, отдаваясь преимущественно изображениям военно-бытового характера, проявил новую симпатичную черту своего таланта – мягкий юмор в изображении таких живых военно-идиллических сцен, как "Лейб-гусар и савояр», "Казаки на Рейне», "Казаки везде дома», "Не бойтесь, мы – казаки», "Они попали в плен» и т. д.
Отличный знаток военного строя, ВИЛЛЕВАЛЬДЕ хорош также и там, где парады и маневры изображаются сами по себе, а не служат образцом картины войны, например, "Конное учение Лейб-Гвардии конной артиллерии под Красным Селом» и др.
ВИЛЛЕВАЛЬДЕ пробыл руководителем батального класса академии художеств вплоть до реформы ее в 90-х гг. XIX ст., его отличному преподавательству обязаны своим художественным развитием почти все наши новейшие баталисты.
Сам человек строго выдержанных художественных взглядов, ВИЛЛЕВАЛЬДЕ, хотя и журил молодежь за разные новшества, но умел не насиловать их талантов, почему из его школы вышли такие разнообразно проявившиеся дарования, как Шарлемань, Филиппов, Ковалевский, Грузинский, Попов, Самокиш, Мазуровский и др.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.