О ВОЗНИКНОВЕНИИ ФЛОТА ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО
О ВОЗНИКНОВЕНИИ ФЛОТА ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО
Первое дошедшее до нас сообщение о кораблях, принадлежащих Ордену Святого Иоанна Иерусалимского, датируется 1187 г. После тотального разгрома пилигримов Саладином при Хиттине султан начал захватывать в христианских землях город за городом, замок за замком. Христианское население было как будто парализовано сознанием своего поражения, и во многих случаях не оказывало сарацинам серьезного сопротивления, вследствие чего лишь немногие города и замки с христианским населением смогли пережить тот год, отмеченный Хиттинской катастрофой. К числу немногих уцелевших относился Тир - наиболее сильно укрепленный город на всем сирийском побережье. Иоанниты внесли весомый вклад в оборону Тира, не только храбро сражаясь на его стенах, но и со стороны моря. Вместе с другими кораблями, корабли Ордена Святого Иоанна обеспечили подвоз всего необходимого в осажденный Тир и помогли вынудить к отступлению вражеский флот, крейсировавший перед городом.
Тот факт, что Орден иоаннитов также стремился обеспечить при помощи собственных кораблей свои контакты с Западной Европой, явствует из навигационного соглашения, заключенного обоими крупнейшими военно-монашескими Орденами с городом Марселем. По этому нотариально заверенному договору от 3 октября 1233 г., доныне хранящемуся на о. Мальта, заключенному в Акконе в доме бальи, назначенного императором Фридрихом II, Орденам тамплиеров и иоаннитов предоставлялось право дважды в год загружать и разгружать в Марселе по одному кораблю - один для так называемого летнего "пассажа» (переправы паломников в Святую Землю), другой - для зимнего "пассажа» (вследствие осенних и зимних бурь навигация в осенне-зимний период прекращалась). Время перевозок строго регламентировалось. Согласно регламенту, каждому кораблю дозволялось брать на борт не более 1500 пилигримов, но число принятых на борт купцов ничем не ограничивалось. Если же Орденам, кроме разрешенных, требовались дополнительные транспортные корабли, это не возбранялось, но на борт дополнительных кораблей запрещалось брать паломников и купцов. Дело в том, что морские города Венеция, Генуя, Пиза, Амальфи, Бари, Mессина, Барселона и Марсель рассматривали перевозку пилигримов и товаров между Западной Европой и крестоносными государствами как свою привилегию.
В любом случае, это было для них весьма прибыльным делом, поэтому они враждебно относились к любым попыткам вмешательства других партнеров, заинтересованных в морских перевозках. С другой стороны, оба духовно-рыцарских Ордена были заинтересованы в том, чтобы сохранять при перевозках постоянно требовавшихся им за морем людских и материальных пополнений полную самостоятельность, что приводило их к необходимости строительства своих собственных или аренды чужих кораблей. Из-за этого у Орденов постоянно возникали конфликты с городом Марселем, весьма заинтересованным в сохранении своей роли главной во всем франкоязычном регионе базы снабжения Орденов людскими и материальными ресурсами, поскольку как тамплиеры, так и иоанниты, набирались главным образом из числа обитателей франкоязычных областей Европы.
Данное соглашение имело огромное значение для поддержания нормального существования духовно-рыцарских Орденов, поскольку гарантировало их регулярное обеспечение людьми, пищевыми продуктами, лошадьми и другими товарами, необходимыми для поддержания жизнеспособности Орденов на Востоке.
Интересно, что в этом случае Ордены тамплиеров и иоаннитов, обычно враждовавшие между собой, совместно выступали в качестве контрагентов по отношению к городу Марселю. Среди свидетелей заключения данного навигационного договора, фигурируют имена двух первых известных нам морских капитанов обоих Орденов, именовавшихся "корабельными командорами». Со стороны иоаннитов договор был подписан Великим магистром Гарэном де Монтэгю, подписавшим свою первую орденскую грамоту в сентябре 1231 г., а последнюю - в мае 1236 г.
НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
В 2009 г. в санкт-петербургском издательстве "Алетейя» вышла в свет книга двух маститых ученых, светил отечественной медиевистики, гг. В.А. Захарова и В.Н. Чибисова "Орден госпитальеров». Уважаемые авторы сочли возможным включить в свою книгу - почти полностью - текст работы Вольфганга Викторовича Акунова "О возникновении флота Ордена Святого Иоанна Иерусалимского» (под ее первоначальным названием "О возникновении орденского флота иоаннитов»), в качестве составной части "Краткого очерка истории государств крестоносцев в Святой Земле» В.В. Акунова, первый вариант которой был опубликован (под названием "История крестоносных государств в Святой Земле») на страницах №9 (6/2004), №10 (7/2004), №11 (8/2004), №12 (0/2004), № 13 (1/2005) и № 14(1/2005) московского военно-исторического журнала "Рейтар», второй (расширенный и переработанный) вариант работы В.В. Акунова (в качестве составной части его "Краткого очерка истории государств крестоносцев в Святой Земле»") - в книге В.В. Акунова "Божии дворяне. Очерк орденской традиции в Христианстве» (СПб, 2006), третий - на сайте "Проза.ру» (Национальный сервер современной прозы) в 2008 г. (свидетельство о публикации № 2807250310), а также - практически полностью! - текст миниатюры В.В. Акунова "Рыцари Родоса», первый вариант которой был опубликован на страницах журнала "Рейтар» №7 (4/2004) и №8 (5/2004), второй (значительно расширенный и переработанный) - в книге В.В. Акунова "Божии дворяне. Очерк орденской традиции в Христианстве» (СПб, 2006), а третий - на сайте "Проза.ру»(Национальный сервер современной прозы) в 2008 г. (свидетельство о публикации № 2807240441). Включив авторские тексты работ Вольфганга Акунова в свою книгу, высокоученые мужи В.А. Захаров и В.Н. Чибисов не только не дали никаких ссылок на подлинного автора - В.В. Акунова - но даже не упомянули его имени (что за нашим уважаемым Приором и собратом по Ордену Святого Иоанна Иерусалимского, войсковым старшиной Центрального Казачьего Войска, профессором, к.и.н. Захаровым, к сожалению, водилось и раньше). Мы, естественно, далеки от мысли судиться с собратом по Ордену из-за авторских прав, но все же неприятный осадок остается (тем более, что досточтимый Приор и возлюбленный брат Владимир Захаров и ранее неоднократно позволял себе такое, "позаимствовав», или говоря по-новорусски, "прихватизировав», к примеру, обширные фрагменты авторского текста из миниатюры Вольфганга Акунова "Бранденбургский бальяж как исторический прецедент» и вставив их в свою двухтомную книгу "Мальтийский Орден. История и современность» а также в свою однотомную "Историю Мальтийского Ордена в России» - и это при том, что работа В.В. Акунова несколькими годами ранее была совершенно официально опубликована в томе 9 (157) Сборника Русского Исторического Общества "Мальтийский Орден и Россия», вышедшем в Москве в 2003 г. в издательстве "Русская панорама» под редакцией... самого досточтимого Приора и любезного собрата В.А. Захарова)! Можно было бы привести еще немало аналогичных примеров, если бы не вполне естественное чувство жалости и сострадания к слабости человеческой натуры. Тем не менее, "всему есть предел», и потому мы считаем необходимым сделать перечисленные выше факты откровенного плагиата достоянием гласности.
А в завершение скажем: "Не по-рыцарски все это, не по-рыцарски»!
Здесь конец и Господу нашему слава! Аминь.
Вольфганг Акунов
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!