О ТАТАРО-МОНГОЛАХ в ЗЕМЛЕ ВОПЛОЩЕНИЯ
О ТАТАРО-МОНГОЛАХ в ЗЕМЛЕ ВОПЛОЩЕНИЯ
К середине XIII в. в историю Святой Земли совершенно неожиданно вошла новая сила - монголы, с которыми отныне пришлось иметь дело как мусульманскому миру, так и ближневосточным государствам крестоносцев (или "франков", как их именовали мусульмане). Предвестником их появления стало вторжение хорезмийцев в Святую Землю. Фактором всемирно-исторического значения монголы стали впервые при хане Темуджине (умершем в 1227 г.), подчинившем себе целый ряд азиатских народов (и потому принявшему титул Чингисхан, то есть "Хан, великий как Море-Океан"). В Европе монголов нередко называли также татарами, по этнониму подчиненного монголам племени "тата(б)», поставлявшему в войско Великого Хана не только самых храбрых, но и самых диких и жестоких воинов, спаянных, однако, железной дисциплиной. Первоначально монгольский род Борджигин ("Синеокие", "Голубоглазые" или "Сероглазые"), из которого происходил Темуджин, враждовал с татарами (именно татары отравили отца будущего повелителя Великой Монголии). Но, потерпев от него военное поражение, татары стали верно служить Чингисхану, играя в его завоевательных походах столь важную роль, что со временем его военные противники и покоренные народы стали именовать монгольских завоевателей "татарами".
Изначально татары были южными соседями монголов. Между монголами и татарами долгое время шли казавшиеся нескончаемыми войны за водные источники, пастбища и табуны, пока монголы к середине XII в. монголы не добились перевеса в силах. До тех пор, пока гегемония татар была очевидной, монголы считались частью татар. Но уже в XIII в. татар стали рассматривать как часть монголов. При этом название "татар" в Азии исчезло (хотя именно "татарами" впоследствии стали именовать себя поволжские тюрки - потомки волжских булгар и хазар, ставшие подданными созданной монголами Золотой Орды). Тот расовый тип, который ныне считается "монголоидным", был изначально свойствен именно "тата"-татарам. Древние монголы были, согласно свидетельствам летописцев и фрескам, найденным в Маньчжурии, высокорослыми, бородатыми, светловолосыми и голубоглазыми. Современный облик потомки тогдашних монголов приобрели вследствие смешанных браков с окружавшими их многочисленными низкорослыми, черноволосыми и темноглазыми племенами татар.
Превосходно обученные, выросшие в седле татаро-монгольские всадники, вселявшие страх во все народы средневековой Азии и Европы, на своих маленьких, мохнатых лошадках, под белым "девятибунчужным" (то есть украшенным, по мнению одних исследователей, девятью черными хвостами яков, а по мнению других - например, Ю.Н. Рериха - девятью белыми конскими хвостами) знаменем Чингисхана, побеждали народ за народом, страну за страной. Наряду с тяжелой конницей, вооруженной длинными пиками и короткими мечами, основную ударную силу татаро-монгольской армии составляли конные лучники, чья меткость наводила ужас на врагов и не раз решала в пользу монголов исход решающих сражений.
В период своего расцвета Монгольская держава Чингисхана и его преемников простиралась от Тихого океана до Центральной Европы. Татаро-монголам же было суждено сыграть решающую роль и на заключительном этапе истории государств крестоносцев в Святой Земле.
В результате развернутой Чингисханом, а позднее - его сыновьями и внуками - политики чудовищной экспансии, завоеватели достигли даже Восточной Европы, опустошив Русь, Венгрию, Силезию и Польшу. В оборонительном сражении с татаро-монголами при Лигнице (Легнице, Вальштатте) в 1241 г., в котором погиб весь цвет силезской народности, сложили свои головы также силезские иоанниты, тамплиеры и тевтонские рыцари.
Как и многие другие народы, тесно связанные с природой, монголы обожествляли природу и были сильно привержены магии, однако не были чужды также почитания Единого Всевышнего Бога и неземных сил. Так, их Верховное Божество именовалось Хурмуста (искаженное "Ахура-Мазда", "Арамазд" или "Ормузд" – Благой Бог древних зороастрийцев-маздеистов Ирана). Любопытно, что и другие народы монгольского корня почитали Ормузда под различными, но сходно звучащими именами (у маньчжур Благой Бог именовался Хормусда, у бурят - Хормустахан, у тувинцев - Курбусту, у алтайских племен - Уч-Курбустан).
Сам же рыжебородый, сероглазый, голубоглазый или зеленоглазый (тюркско-монгольское слово "кок", или "кёк", означает все три цвета) Чингисхан, ведший свое происхождение от красавицы Алангоо (или Алан Гоа, что означает "Прекрасная Аланка" - следовательно, его прародительница принадлежала к иранской народности алан, или асов) и от божественного "Солнечного Луча" в облике светло-русого белокожего юноши, оплодотворившего его прародительницу через дымоход ее юрты (налицо своего рода параллель с христианским представлением о Непорочном Зачатии), именовал незримое верховное Божество, которому поклонялся, "Вечным Голубым (Синим) Небом (Кок Тенгри)".
Монголы считали голубизну глаз и русые (рыжеватые) волосы членов рода Борджигин следствием происхождения от "Солнечного Луча". Об отличии внешности Борджигинов от прочих северных кочевников китайский летописец Чжао Хун писал:
"Татары не очень высоки ростом...Лица у них широкие, скулы большие...Борода редкая. Темуджин (Чингисхан - В.А.) - высокого роста и величественного сложения, с обширным лбом и длинной бородой...Этим он отличается от других". Как и у других Борджигинов, глаза у Чингисхана были "сине-зеленые или темно-синие...зрачок окружен бурым ободком". Короче, внешность у "рыжебородого тигра" была, судя по описаниям современников, самая что ни на есть "арийская", а точнее - "нордическая". А если учесть, что Чингисхан носил золотой перстень со свастикой (подаренный через семь веков, в 1921 г., ургинским Богдо-Ламой освободителю Монголии от китайской оккупации русскому генерал-лейтенанту барону Р.Ф. фон Унгерн-Штернбергу), и что, по некоторым данным, в его войске имелись знамена со свастикой, то... выводы можно сделать самые далеко идущие. Не случайно Адольф Гитлер как-то заметил, что "Чингисхан, несомненно, был арийцем, иначе он не был бы таким победоносным"! Но это так, к слову...
Монголы не были религиозными фанатиками, и их третий Великий хан Менгу, Мунгкё или Мункэ (1251-1259 гг.) с одинаковой терпимостью и благосклонностью принимал участие в христианских, буддийских и магометанских празднествах. С христианством монголы впервые познакомились через секту несториан, распространившихся, через Персию, по всей Азии и проникших таким образом и в великое монгольское содружество народов. Еще до монголов христианство проникло в среду соседствовавших с ними народов Восточного Туркестана - тюркоязычных уйгуров, онгутов, чигилей. Еще в середине Х века арабский ученый и путешественник Абу Дулаф упоминал о христианах, живших в районе нынешней китайской провинции Ганьсу и, в основном, в Турфанском оазисе, в районе Аксу, Карашар и Кочо. Пришедшие туда со своих исконных территорий, расположенных на берегах рек Толы и Селенги, и основавшие княжество со столицей в Бешбалыке, ставшее впоследствии известным под названием "государства Кочо", уйгуры смешались с коренным населением (уже отчасти христианским). Известно, что еще в VIII-IX веках в Кочо действовал храм христианской (несторианской) Церкви Востока (соседствовавший с комплексом буддийских святилищ).
В 1209 г. уйгурское государство восточных христиан Кочо подчинилось Чингисхану, став его вассалом и военным союзником (в частности, в борьбе монголов против государства Хорезмшаха Мухаммеда - одного из сильнейших владык мусульманского мира). В 1275 г. уйгурское государство вошло в состав улуса (удела) Джагатая (Чагатая), сына Чингисхана. Из путевых записок францисканского монаха Иоанна (Джованни) ди Плано Карпини, направленного папским престолом ко двору Великого Хана монголов в Каракорум, явствует, что страна уйгуров воспринималась как страна христиан. Папский посол писал о них: "Эти люди суть христиане из секты несториан".
Христианство несторианского толка не позднее начала XIII в. уже пользовалось широчайшим распространением, по крайней мере, среди двух монгольских народностей – караитов (на востоке Центральной Азии) и найманов (в ее западной части). Временами влияние несториан, активно использовавших в своей символике кресты "мальтийской" ("иоаннитской") формы, а также уширенные кресты со свастикой в перекрестье, предвосхищающие форму будущих Железных и Рыцарских крестов гитлеровского "Третьего рейха" (что, при желании может побудить пытливых исследователей к еще более далеко идущим выводам, чем история с передачей свастичного перстня Темуджина барону Унгерну), становилось настолько значительным, что проникало даже в правящее великоханское семейство, определявшее все и вся в Великомонгольской империи потомков Чингисхана. Так, христианкой несторианского толка была сноха самого Чингисхана, Сорхахтани-беги – старшая и самая влиятельная жена Тулуя (Тули) – любимого четвертого сына Чингисхана, мать будущих монгольских Великих Ханов – Менгу и Хубилая (Кубилая, Кублахана), также доброжелательно относившихся к христианам (причем не только из уважения к матери). Секретарем монгольского посольства, направленного в 1280 г. Хубилаем (ставшим к тому времени Императором Китая) в Чипангу (Японию), был христианин-уйгур, казненный, вместе со своими спутниками, японскими самураями сёгуна Токимуне. Среди останков воинов экспедиционного корпуса, направленного Хубилайханом в 1281 г. на остров Кюсю и разбитого японцами, был найден стальной шлем монгольского военачальника, украшенный серебряным крестом. Плано Карпини упоминает троих высокопоставленных чиновников ("ханских нотариев") при дворе Великого Хана, являвшихся уйгурами-христианами. А в записках другого "франка" - фламандского монаха-минорита Вильгельма Рубруквиса (Рубрука или Рюисбрэка), направленного в ставку Великого Хана, но уже не папским престолом, а королем Франции Людовиком IX (об этом посольстве у нас еще пойдет речь далее), указывается, что хан Сартак (сын Батухана, или, по-русски, Батыя), и секретарь хана Койяк, были христианинами, принадлежавшими к Церкви Востока (т.е. несторианами).
Несторианами именовались последователи особого восточно-христианского вероучения, основанного Константинопольским Патриархом Несторием (умершим в 450 г.), отлученным от православной Церкви за ересь на Третьем вселенском Эфесском соборе 431 г. По учению Нестория, "во Христе следовало разделять человеческую и Божественную природу", ибо он считал Иисуса "лишь человеком, ставшим Богом"; вследствие этого Несторий дерзал отказывать Пресвятой Деве Марии в наименовании Богородицы, именуя ее лишь "Христородицей". В настоящее время последователями несторианского вероучения, некогда весьма широко распространенного, являются малочисленные сирийцы-айсоры, безо всяких оснований считающие себя потомками древних ассирийцев, являющиеся в действительности потомками древних арамеев и проживающие, главным образом, в Северном Ираке.
На Западе сразу же осознали значение татаро-монгольского фактора для развития событий в тогдашнем мире. Римские папы пытались через миссионеров оказывать влияние на завоевателей мира. Но и светские христианские государи стремились, путем заключения союза с татаро-монголами против исламских государств, добиться облегчения положения Святой Земли, которую все еще надеялись отвоевать у сарацин. Именно поэтому и папа римский Иннокентий IV и святой король Людовик IX Французский, начиная с 1245 г., несколько раз пытались через миссионеров из монашеских Орденов доминиканцев и миноритов установить контакты с повелителем монголов. При этом послы, помимо дипломатических и религиозных поручений, естественно, получали и специальные задания в области разведки.
Почему же западные крестоносцы, короли и папы связывали с пришельцами из далекой Центральной Азии надежды на возможность сокрушить в союзе с ними мусульман?
Поводом к этим (как вскоре оказалось, тщетным) надеждам послужило событие, происшедшее в Средней Азии еще в середине XII в. В 1141 г. войска среднеазиатского мусульманского правителя, турка-сельджука, султана Санджара (вошедшего в историю под именем "последнего Великого Сельджука") были разгромлены севернее Самарканда кара-китаями (именуемыми также кара-киданями, или просто киданями).
Кара-китаи, выходцы из Южной Маньчжурии, родственные по языку современным тунгусам (эвенкам), еще в VIII-X вв. основали в Восточной Азии обширное государство, именовавшееся в китайских летописях "Империей Ляо" или "Великим Ляо", которое подчинило себе к концу Х в. всю Маньчжурию, Северный и Центральный Китай до реки Янцзы и монгольские степи Центральной Азии. В начале XII в. Империя Ляо была разгромлена китайцами, вступившими для этого в союз с чжурчжэнями, другой народностью тунгусско- (эвено-)маньчжурского корня.
Вытесненные китайцами и чжурчжэнями из Восточной Азии и Монголии, кара-китаи захватили территорию между Монгольским Алтаем и хребтом Алтын-Таг, проникли через горные проходы в Центральный и Западный Тянь-Шань, в прибалхашские степи, в бассейн Сыр-Дарьи и, разгромив, как говорилось выше, в 1141 г. мусульманские войска "последнего Великого Сельджука", раздвинули свои владения до Аму-Дарьи. Так к середине XII в. в Средней Азии и на западе Центральной Азии возникло огромное кара-китайское государство Кара-Кидань во главе с "гурханами", слухи о котором распространились по всей Азии.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.