Кавказская война
Кавказская война
1. Вступление
2. Предыстория Кавказской войны XIX века
3. Военные действия на Кавказе и власть Шамиля
4. Завершение Кавказской войны
5. Заключение
6. Литература
1. Вступление.
О том, что в наши дни происходило и происходит на Кавказе, а именно в Чечне мы узнаём из средств массовой информации. Трудно объективно воспринять всё. Чтобы осмыслить современные события, чтобы правильно принимать те или иные решения, особенно государственного масштаба, нужно не только хорошо разбираться в сегодняшней ситуации, необходимо обратиться к истории. Документы, высказывания лидеров, литературные и художественные произведения, находки историков по проблемам Кавказской войны 1817-1864 годов, всё это позволяет более глубоко изучить и понять события современных событий, происходящих на Кавказе.
Кавказские войны - войны XVIII - XIX вв. связанные с завоеванием Кавказа русским царизмом. Понятие Кавказские войны охватывает подавление царизмом ряда антифеодальных движений кавказских народов, вооружённое вмешательство России в феодальные междоусобицы на Кавказе, войны России с претендовавшими на Кавказ Ираном и Турцией и, наконец, собственно Кавказскую войну в 1817 - 1864 годах - колониальную войну царизма против горцев Северного Кавказа, завершившуюся окончательным присоединением Кавказа к России.
Интересны мнения историков, отвечающих на вопрос: "Насколько термин "Кавказская война" отражает сущность происходивших событий. Одни считают, что больше всего подходит термин: "Народно-освободительное движение", другие предлагают назвать это явление: "революцией, для вольных обществ Северо-восточного Кавказа и для, так называемых, "демократических" племён Северо-западного Кавказа ".
Историк МГУ М.Блиев считает, что: "Название Кавказская война не очень искажает события, оно как бы объединяет, хотя и упрощая, разноплановые факты и процессы: здесь и переходная экономика, связанная с формированием феодальной собственности и образования государственности, и формирование новой идеологии, и столкновение интересов России и горцев Большого Кавказа, а также внешнеполитических интересов Великобритании, Турции, Персии. А всё это всегда происходит через насилие, через военные действия, а не через демократию и демонстрации.
2. Предыстория Кавказской войны XIX века.
Предыстория Кавказских войн восходит к середине XVI века, когда после падения Астраханского ханства граница России продвинулась до реки Терек.
Россия, Турция и Персия - претендовали на владычество над Кавказом, бывшем издревле воротами из Азии в Европу. В начале XIX века Россия отстояла свои права на Грузию, Армению и Азербайджан в двух войнах с Персией и двух с Турцией. Восточная Грузия приняла русский протекторат ещё в XVIII веке, а в XIX добровольно присоединилась к России. Как освободителей приветствовали русских и в восточной Армении. Народы Северо-Западного Кавказа как бы “автоматически” “отошли” к России, но как только начались попытки царской администрации навязать вольным обществам горцев российские законы и обычаи, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство.
Нередко в начале Кавказской войны пытаются всецело обвинить российское правительство. Естественно, Россия – великая империя, которая хотела расширить свои территории, но нельзя и не учитывать образ жизни некоторых горских народов, терроризировавших все прилегающие области. Так, низкий уровень развития производительных сил, малое количество пригодных для земледелия земель приводили к тому, что произведенных продуктов не хватало для удовлетворения жизненных потребностей. Недостающее изымалось у соседей: набеги совершались на Грузию, на дорогу, ведущую в Закавказье, на казацкие поселения и даже на родственные горские народы. У многих горских племен это считалось естественным образом жизни. "Воровство и грабеж, — говорили их депутаты генералу Румянцеву, — наши занятия, так же, как ваши — соха и торговля. Грабежом жили наши отцы и деды, и если мы оставим их ремесло, как требуют русские, то будем вынуждены погибнуть от голода». Весьма распространенным промыслом здесь считалось похищение людей. "Похищать людей украдкой в мирное время, — писал С. Броневский, — у своих соседей и даже у знакомых почитается за молодчество для горского наездника». Работорговля, которая была неведома на Руси, являлась самым доходным занятием на Кавказе. Тот же С. Броневский отмечал, что "ежели пленник — значущий или зажиточный человек — офицер, купец, словом, такой, за которого они могут получить большой выкуп, то приковывают его за шею, за ногу к стене, худо кормят, не дают спать и потом через несколько дней приносят бумагу, перо и чернила и приказывают ему писать, куда знает, письма с объявлением назначенной выкупной цены».
По вполне понятным причинам российская администрация не могла позволить существования подобной вольницы на своей территории. Борьба с подобными проявлениями "самобытности» горцев вызвала ожесточенное сопротивление с их стороны. Любое событие могло стать искрой, от которой мог вспыхнуть пожар войны.
Поводом к войне стало появление на Кавказе генерала Алексея Петровича Ермолова. Определяющей чертой его характера было безмерное и всепоглощающее честолюбие. Ради него он жил, ради него ставил жизнь на карту — и несколько раз крупно выигрывал. Ермолов был личностью противоречивой и довольно скрытной. Несомненная личная храбрость, полководческий талант, незаурядные государственные способности, бескорыстие, добродушие и приветливость причудливо уживались в нём с завистью и ревностью к чужим успехам; поразительное гражданское мужество и личная независимость шли рука об руку с жестокостью и двуличием. Он хотел, чтобы его слова и поступки производили впечатление солдатской бесхитростности и прямоты, хотя в них не было ни того, ни другого. И с целью скрыть свои подлинные мысли и намерения он нередко прибегал к притворству и обману.
Ермолов имел внушительную внешность, которая одна иногда помогала ему в решении некоторых вопросов с несколькими послами, которые, увидев его громоздкую фигуру, могли подписать спорный договор или просто документ, хотя таких случаев было и немного.
Ермолов был одним из наиболее убеждённых сторонников продвижения Российской империи на Восток. Завоевание новых территорий, округление границ казалось ему более существенным, чем совершенствование управления внутри страны. Он сознательно сеял семена розни между горцами, натравливал одни племена на другие и последовательно проводил в жизнь древний имперский принцип: разделяй и властвуй.
Систематические военные действия в Кавказской войне развернулись после окончания наполеоновских войн 1799 - 1815 годов.
Среди историков наиболее спорной остается дата начала Кавказской войны. Одни авторы называют 1714 г., другие - 1763 г. или 1769 г., третьи - 1817 г., четвертые - 1829 г. и даже 1591 г. Некоторые историки считают началом Кавказской войны восстание шейха Мансура (80-е гг. ХVIII в.) и т.д. Такой разброс мнений объясняется отсутствием четких критериев, которые бы позволили однозначно определить начало событий. Наиболее приемлемой датой является 1818 г., когда жесткая и целенаправленная политика А. П. Ермолова приводит к прямым военным столкновениям дагестанских и чеченских отрядов с царскими войсками и почти ежегодным карательным экспедициям для усмирения непокорных.
3. Военные действия на Кавказе и власть Шамиля.
Назначенный в 1816 г. главнокомандующим на Кавказе генерал А.П. Ермолов перешёл от отдельных карательных экспедиций к планомерному продвижению войск вглубь Чечни и Горного Дагестана. В 1817 - 1818 годах левый фланг кавказских креплёных линий был перенесён с Терека на реку Сунжа, в среднем течении которой в октябре 1817 года заложено укрепление Преградный Стан. Это событие явилось первым шагом на пути дальнейшего продвижения русских войск на Кавказ и фактически положило начало Кавказской войне.
С конца 20-х годов Кавказская война расширяется по своим масштабам из-за возникшего в Чечне и Дагестане движения горцев под знаменем мюридизма, составной частью которого был газават - "священная война" против "неверных" (т.е. русских). В основе этого движения лежало стремление верхушки мусульманского духовенства к созданию феодально-теократического государства - имамата.
Яркой фигурой этой войны был Шамиль. Мальчик, названный по деду — Али, ребёнком был слаб, худ, часто хворал. По местному обычаю, чтобы духи не могли найти малыша, родители дали ему новое имя — Шамиль. Мальчик постепенно поправился и вырос здоровым и крепким юношей, летом и зимой он ходил босой, с открытой грудью. Но в детстве он избегал общества сверстников — так ему легче было общаться с природой "страны гор" — Дагестана. В горах он мог даже оставаться на ночь. Молчаливый, мечтательный и своенравный подросток вызывал неприязнь у молодых односельчан. У него был только один друг — Гази-Мухаммед, сын Исмаила, бывший старше Шамиля на несколько лет. Друзья жили в аварском ауле Гимры через два дома друг от друга и были неразлучны. Гази-Мухаммед готовил себя к духовной службе, долгие часы проводил за молитвой, а Шамиль, хоть и начал читать Коран в шесть лет, поначалу стремился к физическому совершенству.
Упорное стремление Гази-Мухаммеда к духовному совершенству заставило и Шамиля интересоваться учёбой — он захотел стать первым учеником знаменитого муллы Джамалудина, который впоследствии признал Шамиля своим лучшим учеником. Молитвы и занятия наукой изредка разнообразились участием молодых людей в боевых схватках с русскими отрядами генерала Ермолова.
В один прекрасный день Гази-Мухаммед отправился пешком по аулам Дагестана, призывая горцев к священной войне — газавату. Когда русские, почувствовав силу горцев, двинули против них большой отряд, Шамиль понял, что в лобовых сражениях русских не победить. В отчаянном бою Гази-Мухаммед пал, поражённый штыками, а Шамиль, убив трёх солдат, убежал. Это произошло 17 октября 1832 г.
Вскоре, в 1834 году, он был избран имамом. И прежде всего Шамиль занялся введением в горах мусульманского права. Он видел, что существующие обычаи не мешают распространению пьянства, грабежей, своеволия, невежества и кровожадности. Сдержать распространение этих пороков можно было, считал Шамиль, только железной рукой, и он повелел карать смертью всех провинившихся в обмане, измене, разбое, грабеже, сопротивлении мюриду и пьянстве. Также он ввёл наказания за курение и нарушения шариата.
Год за годом Шамиль заменял неписаное право обычаев законами, основанными на шариате. Среди важнейших его деяний — отмена крепостного права. Кроме того, что он был прекрасным полководцем, он был и мудрым правителем и законодателем.
А русские направляли против Шамиля всё большие силы. В 1839 году имам еле спасся после трёхмесячной осады его резиденции — аула Ахульго. В России торжествовали победу, но через восемь месяцев имам Шамиль вновь объявился во главе верных ему мюридов с союзником — Чечнёй. Против огромных русских корпусов Шамиль нашёл верную тактику: не биться лоб в лоб, а заманивать вглубь, в горы, загораживая дорогу завалами и обстреливая с гор.
25 лет Шамиль властвовал над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против огромных сил России. Менее религиозный, чем Кази-мулла, менее торопливый и опрометчивый, чем Гамзат-бек, Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти, что было для них особенно тяжело и непривычно. Превосходя своих предшественников умом, он, подобно им, не разбирал средств для достижения своих целей.
К 1847 году имам Шамиль достиг пика своего могущества. Но сияние власти ослепило и его. Он объявил всем наибам, учёным, всем "почётным людям", что делает своего сына наследником духовной власти. И народ стал поговаривать, что Шамиль заботится только о себе, о своём возвышении, нисколько не думает о Боге, стремится лишь к богатству.
Весной 1855 года вернулся из России сын Шамиля Джамалуддин, который к тому времени уже успел так полюбить Россию, что его даже охватила тоска по "его второй родине". Шамиль с горечью выслушивал критические высказывания насчёт вооружения и военном устройстве горцев и восторженные — насчёт русского царя и его несметных богатствах. А после того, как Джамалуддин попросил отца примириться с Россией, родные и близкие стали чуждаться его, и 28 июня 1858 года Джамалуддин умер.
А между тем русские понемногу, ценой больших потерь и долгих неудач, научились использовать в горах свой огромный численный перевес, и Чечня была покорена.
Итак, Шамиль стал имамом. В 40-е годы горцы достигли наибольших успехов в борьбе за независимость. У Шамиля появился замечательный военный специалист из Египта — Гаджи-Юсуф, который помог организовать постоянное войско, разбитое на десятки и сотни.
С 1848 года борьбу закубанских горцев возглавил наиб Шамиля Мухаммед-Эмин. Он в течение трёх лет подчинил себе племена абадзехов, натухайцев и шапсугов. В конце концов он стал самостоятельным правителем на Северо-западном Кавказе, во время Крымской войны получил звание паши от турецкого султана.
После Крымской войны наступил решающий этап боевых действий. Многие горцы стали отходить от Шамиля и Мухаммед-Эмина. Война всё больше становилась не народным движением за свободу, а борьбой новой знати с русскими чиновниками за власть над простыми крестьянами.
Россия научилась воевать в условиях гор. Новый наместник — Александр Иванович Барятинский — разработал детальный план действий и начал воплощать его в жизнь с завидной энергией. Он отошёл от практики карательных экспедиций и вернулся к начатой Ермоловым системе создания просек и крепостей, переселения казаков для освоения занятых районов. К тому же выросло поколение полководцев, буквально специализировавшихся" на Кавказе.
20 ноября 1859 года покорились и приняли присягу Мухаммед-Эмин и старейшины абадзехов. Барятинский за этот успех был первым в России произведён в фельдмаршалы.
4. Завершение Кавказской войны.
В течение 1855 и 1856 годов Шамиль был мало деятелен, а Россия не имела возможности предпринять что-либо решительное, так как занята была Восточной (Крымской) войной. В результате в 1859 году, через три года целенаправленного, хотя и медленного продвижения вглубь Чечни и Дагестана, Северо-восточный Кавказ был покорён. Настал черёд Северо-западного Кавказа. С востока, от основанного в 1857 году укрепления Майкоп и с севера, от Новороссийска, медленно двинулись, прорубая просеки и основывая укрепления. Флот блокировал попытки контрабандистов торговать оружием и припасами, десант разрушил торговую колонию факторию Туапсе. Последний всплеск активного сопротивления абадзехов, шапсугов и убыхов проявился в 1862 году. Многотысячные отряды горцев нападали, где только могли на укрепления, посты и станицы в течение всего лета и осени. Шли упорные схватки, вытесняемые шаг за шагом горцы испытывали лишения и голод и отступали всё дальше: с равнин в предгорья, с предгорий в горы, с гор на Черноморское побережье.
С назначением главнокомандующим князя А. И. Барятинского (1856) русские начали вновь энергично продвигаться вперед. Множество селений покорились русским. Чтобы удержать в своем повиновении хоть часть Чечни, Шамиль оцепил оставшиеся ему верными аулы своими дагестанскими тропами и загонял жителей дальше в горы; но чеченцы уже потеряли в него веру и искали только удобного случая, чтобы избавиться от его ига.
Чеченцы, тяготясь деспотизмом Шамиля, просили помощи у русских, выгоняли мюридов и свергали власти, поставленные Шамилем. Агония власти Шамиля началась с конца 1858 года. Допустив русских утвердиться беспрепятственно на Чанты-Аргуне, он сосредоточил большие силы по другому истоку Аргуна, Шаро-Аргуну, и потребовал поголовного вооружения чеченцев и дагестанцев. Его сын Кази-Магома занял ущелье реки Бассы, но был вытеснен оттуда в ноябре 1858 г. Аул Таузен, сильно укрепленный, был обойден нами с флангов. Русские войска не шли, как прежде, через дремучие леса, где Шамиль был полный хозяин, а медленно двигались вперед, вырубая леса, проводя дороги, возводя укрепления. Для защиты Ведена Шамиль стянул около 6 - 7 тысяч человек. Русские войска подошли к Ведену 8 февраля.
Генерал Евдокимов 1 апреля 1859 г. взял его штурмом и разрушил до основания. Целый ряд обществ отпало от Шамиля и перешло на нашу сторону. Шамиль, однако, все еще не терял надежды, собирал новое ополчение. Главный наш отряд свободно шел вперед, обходя неприятельские укрепления и позиции, которые вследствие этого оставлялись неприятелем без боя; встречавшиеся на пути селения покорялись нам тоже без боя; с жителями велено было везде обходиться мирно, о чем скоро узнали все горцы и еще охотнее стали отпадать от Шамиля, который укрепился на горе Гуниб. 22 июля отряд барона Врангеля появился на берегу Аварского Койсу, после чего аварцы и другие племена изъявили покорность русским. 28 июля к барону Врангелю явилась депутация от Кибит-Магомы, с объявлением, что он задержал тестя и учителя Шамиля, Джемал-эд-Дина, и одного из главных проповедников мюридизма, Аслана.
Барон Врангель от имени главнокомандующего предложил Шамилю покориться Государю, который разрешит ему свободный выезд в Мекку, с обязательством избрать ее своим постоянным местопребыванием. 26 августа 1859 года Шамиль решил прекратить борьбу и вышел навстречу князю Барятинскому вместе с 60-ю мюридами, так как не надеялся, что его оставят в живых. Но русские ответили громовым приветственным "Ура!", и в роще Шамиля встретил сам князь Барятинский. Шамилю предложили путешествие в Петербург, где его встретил Александр II. Встретил дружелюбно и ласково, приказал определить ему содержание 20 тысяч ежегодно и поселил своего недавнего врага в Калуге. Там Шамиль с семьёй прожил до 1869, потом уехал в Киев, а оттуда — в Мекку, сделать второй хадж за свою жизнь. Умер Шамиль вскоре после переезда в Медину — неудачно упал с лошади.
Капитуляция абхазов в урочище Кбаада считается официальной датой окончания Кавказской войны. Пушкин писал в заключительных строках "Кавказского пленника":
Кавказа гордые сыны,
Сражались, гибли вы ужасно;
Но не спасла вас наша кровь,
Ни очарованные брани,
Ни горы, ни лихие кони
Ни дикой вольности любовь
Началось массовое переселение горцев, не желавших подчиняться русскому царю. И не имевших уже сил сопротивляться ему. Побережье заметно опустело. Однако отдельные очаги сопротивления русским властям сохранялись до 1884 года. Войну признали оконченной, но она никак не хотела кончаться.
Своеобразным памятником россиянам, погибшим в Кавказской войне 1801-1864 годов, стала книга "Сборник сведений о потерях Кавказских войск во время войн кавказско-горской, персидских, турецких и в Закаспийском крае 1801-1885", изданная в Тифлисе в 1901 году и ставшая библиографической редкостью. По подсчётам составителей сборника за время Кавказских войн безвозвратные потери военнослужащих и мирного населения Российской империи, понесённые в результате боевых действий, болезни, гибели в плену, достигают не менее 77 тысяч человек.
5. Заключение.
Эта война длилась более сорока пяти лет. И даже войной-то назвать её нельзя. Скорее, "Кавказская война" — это просто географическое определение. Если войной называть то, когда люди стреляют друг в друга, то это была война. Но это — восстание или, кому больше нравится, народное движение. Однако факт остаётся фактом — горцы восстали против своих правителей, а антиколониального движения не было. В 1835-37 годах Шамиль (лидер чеченцев) даже собирался встретиться с Николаем в Тифлисе, и, если бы не его окружение, может, даже и поехал. Восстание можно сравнить с крестьянскими войнами в Германии и России. И здесь оно могло превратиться в войну, но это уже надо исследовать и объяснить. Вот почему больше всего подходит оценочный термин "народно-свободительное движение".
Зачем движение велось, кто был прав, кто виновен в нём, была ли одержана победа? На эти вопросы и посей день не существует прямого и точного ответа.
Война с обеих сторон носила ожесточенный характер. В ходе этой войны обе стороны несли большие потери. Наиболее чувствительными они были для сравнительно малочисленных горских народов. Кроме того, принося прибыль горской знати, война несла разорение и нищету населению региона. Примечательны слова Шамиля: "Я сдался только тогда, когда в горах народ питался травой». Народ, видя как ближайшие помощники Шамиля копят деньги, напрасно убивают мусульман, понимал бессмысленность и бесперспективность этой борьбы, необходимость жить в дружбе с Россией. В конечном итоге это лишило лидеров горцев социальной поддержки и предопределило их военные поражения.
Последствия войны были весьма противоречивы. С одной стороны, прекратились междоусобицы, работорговля, набеги персидских и турецких войск, ускорилось экономическое и культурное развитие народов региона, росло их взаимодействие, расширились многообразные связи Северо-Кавказских народов с Россией. В горское общество, главным образом, в элитные слои, проникает русская культура и светское образование. На его основе у горских народов складывается общественная мысль и просветительство.
С другой стороны, это великая трагедия, которая принесла беды и разрушения, огромные материальные и людские потери, как местным народам, так и Российской империи.
Кавказская война была самой длительной и изнурительной в истории России, ослабила могущество империи, стала одним из факторов, вызвавших к жизни реформы 60-70-х гг. ХIХ в.
Литература :
1. Е.Гильбо "Предыстория Кавказской войны" М., 1998.
2. Большая Историческая Энциклопедия (БИЭ) т.10. М., 1972.
3. В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева Журнал "Преподавание истории в школе"№ 6, М., Журнал "Родина " № 3-4, 1994.
4. Я.Гордин. Журнал "Дружба народов" №5, М., 1994, с.124
5. А.С.Пушкин "Кавказский пленник", М., 1996, с.187
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!