Учебные команды в Русской Императорской армии
Учебные команды учреждались в отдельных частях войск для приготовления восток чипов к производства в унтер-офицеры. Число рядовых, ежегодно обучаемых в Учебных командах, должно было не менее ? унтер-офицеров по штату мирного времени.
Для назначения в команду избирались ротными командирами рядовые хороших нравственных качеств, отличающиеся способностями к службе и характером, к необходимым для унтер-офицера.
Курс — от конца 1 лагерного сбора до начала другого; на классные занятия — не более 16 уроков в неделю. Нижние чины, за время пребывания в команде, должны основательно усвоить все, что впоследствии им придется применять на деле в качестве учителей, руководителей и ближайших начальников солдат, именно:
1) все отрасли строевого образования,
2) все, что касается положения солдата на службе, его прав и обязанностей.
Сверх того преподавались: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика, сведения об оружии и стрельбе, о сбережении здоровья, чтение карт и планов и окопное дело.
В конных частях — еще и сведения о лошади.
Нижние чины Учебной команды должны уметь составить простейшее донесения из круга служебных обязанностей унтер-офицера.
Учебная команда собиралась при штабе части, имела отдельное помещение и особое хозяйство. Заведующий ею офицер пользовался и правами ротного командира и утверждался в должности начальником дивизии; в помощь заведующему назначались 1 или 2 младших офицера, и в учебных занятиях (каждый по своей специальности), принимали участие: священник, заведующий оружием, врач (и ветеринарный врач).
Общее наблюдение поручалась штаб-офицеру, с правами и обязанностями батальонного командира.
Ежегодно весною нижним чинам производилось испытание по всем предметам обучения особой комиссии, под председательством командира части, из батальонных (эскадронных, батарейных) командиров.
Успешно выдержавшие испытание возвращались в свои роты и имелись ввиду для производства в унтер-офицеры на открывающиеся вакансии. (См. также Артиллерийские школы, Инженерные школы).
Вообще установлено правилом, что нижние чины, состоящие на 4-х и 5-летних сроках службы, кроме случаев боевого отличия, не могли быть производимы в унтер-офицеры, не окончив успешно курса Учебной команды (см. Унтер-офицеры). Но достигающие этим путем унтер-офицерского звания нижние чины оставались затем на службе менее 2 л., или даже только 1 г., а потому в то время принимались меры, чтобы, хотя часть унтер-офицеров был обязаны более продолжительной (сверхсрочной) службой, и для этой цели был учрежден Учебный унтер-офицерский батальон (см.).
Учебные суда — военные суда для плавания на них кадет Морского корпуса, а также нижних чинов морских команд, с целью обучения морскому делу и различным специальностям морской службы.
Учебные суда Морского корпуса плавали отдельным отрядом, с адмиралом, начальником отряда, во главе.
Само плавание и все судовые занятия распределены по особой программе, приспособленной к учебным целям.
В отряде находилось также 1 парусное судно, без парового двигателя, для приучения кадет парусному делу. Учебные суда плавали совместно и разъединено, в зависимости от назначения их плавания. Они обладали преимущество наилучшими морскими качествами и снабжены всеми принадлежностями современных судов вооружения (артиллерией, минами...).
Учебное судно с нижними чинами назначается для обучения последних морскому делу на практике и приготовления их к унтер-офицерскому званию. Судно это плавало в течение 8 месяца (зимою) в Атлантическом океане, находясь большой часть времени в море и только изредка заходя на острова Вест-Индии.
Занятия с нижними чинами — были чрезвычайно разнообразны и велись на строго практической почве.
По возвращении из плавания, матросы экзаменуются и производятся по успехам в унтер-офицеры.
Училища:
1) Военного ведомства – см. Военно-учебные заведения и Кантонисты.
2) Юнкерские — см. Военно-учебные заведения.
3) Военные — см. Военно-учебные заведения, Константиновское военное Училище, Павловское военное училище.
Александровское военное училище учреждено в 1863 г., в составе 300 юнкеров; укомплектовано было воспитанниками специальных классов кадетских корпусов.
С 1864 по 94 г. именовалось третьим.
В строевом отношении составляло батальон.
1-м шефом Училища был император Александр II, а 2-м (с 1874 г.) — наследник Цесаревич Александр Александрович.
С 1894 г. шефом состоял Е. И. Величество император Николай II.
Состав в конце XX века – 400 юнкеров (приказы по Военному ведомству: 1863 г. № 330; 1867 г. № 243, 1894 г. № 188; Свод Военных Постановлений 1869, кн. XV; Св. штат., 1893 г. кн. IV, № 37; Военная литература № 1088).
Значительными развитие в последние годы XX века артиллерии потребовало усиленное укомплектовании ее офицерами; но Михайловское артиллерийские Училище не могло удовлетворить этой потребности, и недостаток в артиллерийских офицерах пришлось пополнять выпусками их из пехотных военных училищ. Для устранения этого, и с целью подготовки артиллерийских офицеров, основательно знакомых со своей специальностью в 1894 г. расширено Михайловское артиллерийские училище (со 190 до 450 воспитанников), а 2-е Констатиновское пехотное обращено в артиллерийское; в последнем — было 425 юнкеров, составивших 2 батареи (Приказ по военному ведомству 1894 г. № 140).
4) Морские военные училища.
Морские училища появились в России при царе Алексее Михайловиче, когда боярин Ордын-Нащокин (Ордин-Нащокин), состоял лифляндским наместником, занимался образованием флота; во где , именно было первое Русское училище — неизвестно.
При царе Феодоре Алексеевиче мореплаванию обучали в Славяно-Греко-Латинской академии.
В 1700 г., 14 января, учреждена была Петром Великим школа Математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне. Отсюда, помимо моряков, выпускались инженеры, артиллеристы, учителя, геодезисты, архитекторы и прочих. Комплект воспитанников был 500 чел., причем велено принимать детей дворянских, дьячих, подьячих, боярских и разночинцев; последние, научившись читать и писать, поступали на разных должности: помощниками архитекторов, аптекарями, писарями..., а большую часть дворян, окончивших полный курс, определяли во флот, затем — в инженеры, артиллеристы, Преображенский полк...; наиболее же способных и богатых посылали заграницу, для усовершенствования в науках, под именем навигаторов, которые, по возвращении, экзаменовались и получали чины: лучшие — унтер-лейтенанта, посредственные — мичмана (в то время не офицерский чин).
Вместе с дворянами отправлялись заграницу также дети разночинцев и мелких дворян, для изучения штурманского искусства, а по возвращении в Россию поступали в штурмана.
С приобретением Финского залива и Балтийского моря, когда все морские силы понадобились в этих морях, основано был 1 октября 1715 г., в Петербурге, 2-е морское училище, под названием Морская академия, на 300 чел., именовавшихся морская гвардия. В эту новую академию поступали большей частью дети знатных фамилий и достаточных дворян. Окончив курс наук, и они переходили в гардемаринскую роту, существовавшую отдельно от академии. Долго эта рота не имела постоянного местопребывания, несколько раз ее переводили из Петербурга в Кронштадт и обратно, И только 15 декабря 1752 г., указом Императрицы Елисаветы Петровны, Морская академия и гардемаринская рота соединены под общим названием Морской шляхетный кадетский корпус, с комплектом воспитанников в 360 чел.
С учреждением корпуса, упразднена московская школа (в Сухаревой башне), и из нее взяли в корпус только дворянских детей, а разночинцев определили в мастерские школ при адмиралтействах и в штурманскую роту.
Весь штат учеников корпуса разделили в строевом отношении на 3 роты, а в учебном — на 3 Класса.
Гардемарины 1-го кл. кончали высшие морские науки; кадеты 2-го кл. проходили навигацию и начинали другие науки; кадеты 3-го кл. учились тригонометрии и прочим низшим наукам. Из одного класса в другой переводили по экзамену, и только на открывшиеся вакансии. Для помещения корпуса пожалован императрицею, на углу Набережной Невы и 12-й линии Васильевского острова, каменный 2-х этажной дом (бывший Миниха), и повелело устроить корпус во всем по образцу сухопутного. Во в 1762 г. Петр III, желая дать (см. Академии военные); одно общее направление всем военно-учебным заведением, приказал соединить Сухопутный и Морской кадетские корпуса и Инженерное училище под главной дирекцией гр. Ивана Ивановича Шувалова. Однако, со вступлением на престол Екатерины II, этот приказ был отменен, и 8 августа 1762 г. императрица повелела состоять Морскому корпусу отдельно, на основании прежнего штата.
23 мая 1771 г., во время сильного пожара на Васильевском о-ве, сгорели и здания Морского корпуса, вследствие чего он был переведен в Кронштадт, в помещение итальянского дворца (потом Техническое Училище), где и оставался до 1796 г.
Перевод корпуса из столицы был очень невыгоден заведению, т. к. ни один отличный профессор или учитель, не служивший в корпусе, не хотел для преподавания ездить в Кронштадт, и наконец, самое содержание корпуса обходилось несравненно дороже. В 1783 г., по случаю увеличения наших морских сил, повелено было составить новый штат для корпуса, на 600 чел., a вместе с тем введены в курс преподавания добавочные науки: морская практика, нравственная философия, право, иностранные языки.
В 1796 году, по вступлении на престол Павла I, Морской корпус был переведен в Петербург, в то здание, в котором находился до своего расформирования большевиками.
30 декабря был 1826 г. утвержден для корпуса новый штат, и комплект установлен в 505 воспитанников, а в 1835 г., прибавлено было еще 100 пансионеров, с платою за обучение по 850 рубл. ассигнациями в год; все и воспитанники были разделены на 5 рот, из коих 1—гардемаринская.
В последние годы XIX в. был определение комплекта воспитанников не было, и он зависел от количества приема в корпус, но в общем цифра колебалась около 300 чел. Потом прием ограничен в 35 чел.; из них 25 поступали на казенный счет, 7—своекоштными, и с платою 530 рубл. в год, и 3—стипендиатами, с тою же платой.
В строевом отношении корпус был разделен на 5 рот, в учебном — на 6 классов, причем 6-и и 5-й — малолетние. 4-й, 3-й и 2-й — общие, 1-й — гардемаринский.
Принимались дети:
а) флотских офицеров (бывших и настоящих),
б) потомственных дворян.
Поступающие в приготовительный класс должны были иметь 12-14 л. от роду.
Курс наук — 6 л.; при этом, кроме общих наук и 3-х иностранных языков, преподавались все предметы, относящиеся практически и теоретически к морскому искусству. Воспитательная сторона не оставляла; желать ничего лучшего. По богатству и разнообразию вспомогательных средств для обучения, корпус — одно из лучших европейских учебных заведений конца XIX – начала XX века.
В летнее время кадеты отправлялись в плавание на судах, принадлежащих корпусу; там молодые моряки на практике видели и исполняли то, чему зимою обучались в классах (см. Учебные суда). Сверх того, кадеты обучались и фронтовой службе, т. ч. каждый из них, окончив курс, мог быть не только искусным моряком, но и хорошим сухопутным офицером.
Окончившие курс ежегодно выпускались во флот мичманами. (За последние годы XIX в. выпуски были около 70 чел.).
Воспитывавшиеся в корпусе и перешедшие потом в гражданскую службу пользовались правами и преимуществами воспитанников высших учебных заведений.
При Морском корпусе была учреждена Морская Николаевская академия (см. Академии военные); в ней преподавались высшие предметы по гидрографии, кораблестроению и механическому искусству.
Курс составлял — 2 года; число слушателей: в гидрографическом отделении — 10 (лучшие по экзамену), кораблестроительном — 5, механическом — 5. (Ф. Веселаго — "Очерк истории Морского кадетского корпусa за 100 лет»).
Кроме Морского кадетского корпуса, в морском ведомстве существовало еще Техническое Училище, в Кронштадте, имеющее назначением выпускать во флот офицеров, специально подготовленных по: механической и кораблестроительной частям.
Это Училище вело свое начало с 1734 г., когда президент государственной адмиралтейств-коллегии, адмирал гр. Головнин, основал штурманскую роту, где преподавались навигацкие науки. В 1798 г., при всеобщем преобразовании флота, выработаны было положение и штаты вновь учреждавшихся 2-х штурманских училищ, одного — для Балтийского флота, другого — для Черноморского флота.
Для штурманских Училищ в Кронштадте назначен был дом, в котором прежде помещался Морской кадетский корпус. В этом здании, хотя впоследствии перестроенном, Техническое Училище находилось до расформирования его большевиками.
В штурманском Училище преподавались: правописание, арифметика, геометрия, рисование и черчение планов, тригонометрия (плоская и сферическая), навигация (плоская и меркаторская), астрономия и английский язык; сверх того — эволюция, геодезия и употребление карт и инструментов.
Училище разделялось на 3 класса. Штурманские ученики первых 2 кл. посылались, для практики, каждое лето в море. Окончившие курс выпускались в штурмана офицерского ранга.
В 1804 г., с преобразованием морского ведомства, выработано устройство штурманской части и составлены новые положение и штаты штурманских училищ.
Главною реформою было сокращение числа учащихся и увеличение программы преподавания; улучшена также хозяйственная часть. Вновь введены в обучение: Закон Божий, грамматика, риторика, логика, география, история, немецкий и шведские языки.
Училище разделялось на 2 роты. В нем приготовлялись также 20 коммерческих учеников, для поступления шкиперами и штурманами на коммерческий флот. С 1808 г. при Училищах заведен метеорологический журнал; ученики дежурили на обсерватории и ходили к начальству с донесениями.
В 1827 г., вместо штурманского Училища, образован 1-й ? Учебный экипаж, из 3 рот.
1-я снабжала флот кондукторами, 2-я комплектовала 1-ю, 3-я была резервною и комплектовала 2-ю. Все ученики, определявшиеся в ? экипаж, поступали первоначально в резервную роту, a затем последовательно переводились в остальные. Обучение состояло из классных занятий, практичесих и фронтовых учений. В 1851 г. в ? - экипаже учреждена кондукторская рота, для снабжения флота штурманскими офицерами. Наконец, в 1856 г., ?-экипаж переименован в штурманское Училище, при котором открыто было и артиллерийской отделение, для приготовления артиллерийских офицеров во флот. Вскоре положено было производить воспитанников, по окончании курса, вместо прапорщиков, в кондукторы, и роты названы: кондукторская — первою, 1-я — второю, 2-я — третьею, 3-я — резервною.
С незначительными переменами Училище существовало до 1873 г., когда переименовано в Техническое, с учреждением в нем 4 специальностей: штурманской, механической, артиллерийской и кораблестроительной. Около того же времени офицеры, выпускаемые из этого Училища получили право поступать в Морскую академию.
В 1894 г. утвержден новый устав Технического училища, в котором оставлены только 2 отделения: кораблестроительное и механическое; штурманское же и артиллерийское уничтожены, т. к. исполнение обязанностей штурмана и артиллериста на судах возложено на флотских офицеров, выпускаемых из Морского кадетского корпуса.
См. также:
- Военно-учебные заведения, готовившие офицерские кадры для казачьих войск;
- Военно-учебные заведения российской империи;
- Алексеевское военное училище;
- Виленское пехотное юнкерское училище;
- Владимирское военное училище;
- Военно-топографическое училище;
- Елисаветградское кавалерийское училище;
- Иркутское юнкерское пехотное училище;
- Константиновское военное артиллерийское училище;
- Мореходные классы, училища Российской империи;
- Морские училища при Петре Великом;
- Морское инженерное училище императора Николая I;
- Николаевское кавалерийское училище;
- Новочеркасское казачье юнкерское училище;
- Оренбургское казачье юнкерское училище.
См. также:
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.