ВОЕННО-ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ

ВОЕННО-ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ, предназначалась, главным образом, для поддержания в военное время сообщения с обложенными крепостями; за последние годы XIX века и вплоть до Великой войны, кроме того, голубей с успехом применяли для пересылки донесений от разъездов или мелких передовых частей к местам постоянного расположения Военно-голубиных станций; в некоторых государствах почтовыми голубями пользовались и суда флота; наконец, в те же времена голубей приспособляли к фотографированию местности с высоты их полета.

Голубю, присуща способность находить дорогу к его гнезду с больших расстояний (до 800 и даже более вер.) и после продолжительного отсутствия (до 2 лет).

Как показали многие опыты (например, опыты бельгийского голубевода Роденбаха, описанные в "Kriegstechnische Zeitschrifb 1899, IX), эта способность объясняется, кроме сильной привязанности к своей голубятне, главным образом хорошей памятью и острым зрением голубей.

В почтовых голубях эти качества, а также быстрота полета и способность ориентирования, развиты до наивысшей степени, благодаря удачному подбору родителей, искусной дрессировке и тщательному уходу за ними. Породы почтовых голубей: Родоначальниками большинства разновидностей европейского почтового голубя считались каррьер, чайка (и поныне сохранившиеся в довольно чистом виде первый—в Англии, вторая—в Германии и Франции), полевой голубь и турман.

Каррьер, родиной коего считают Египет и Пруссию, выделяется своим ростом (длина от конца клюва через голову до конца хвоста—около 18 дм.), сильным телосложением, наиболее быстротой полета (до 100 — 105 км в час) и наибольшей способностью ориентироваться.

В Англии, однако, он служил лишь красивым, ценным выставочным голубем; для почтовой службы пользовались родственным ему и более распространенным "драконом».

Чайка —малый, но очень выносливый и быстрый почтарь; хорошо ориентируется, привязчив к гнезду.

Полевой голубь и турман (рис. 2) не отличались всеми качествами хорошего почтаря, но, благодаря удачным скрещиваниям с другими расами, дали отличные породы выносливых почтовых голубей, среди коих наиболее совершенства достигли бельгийские голуби (антверпенские, брюссельские, люттихские и др.), населявшие большинство военных голубятен Европы.

Антверпенский голубь происшедший от дракона и турмана, — крупная, стойкая и сильная птица, со спокойным темпераментом; со значит, развитыми веками и носовыми наростами; шея длиннее, чем у других пород; голова более вытянута, и крылья выступают резко вперед; он быстро развивается и уже в раннем возрасте годится для дальних полетов.

Брюссельский, голубь по своему виду и прекрасным качествам близко подходить к антверпенскому.

Люттихский — небольшая, но крепкая птица, с сильно развитой грудью, короткими лапками, маленькой головкой, коротким клювом и богатым оперением; по быстроте, дальности перелетов и выносливости непогоды превосходить других, но развивается медленнее их.

Со второй половины XIX века стали выделяться среди бельгийских пород голуби провинции Вервье, близкие к люттихским.

Голуби вообще живут до 25 л., но служат почтарями обыкновенно не более 15 л.; живут они парами, отличаются большой привязанностью друг к другу и нежным уходом за птенцами. Дрессировка голубей, имеющая главную роль в подготовке наилучших почтарей, состояла в приучении их, посредством повторяемых и постепенно увеличиваемых перелетов, переносить депеши.

За правило, было установлено, что каждый военный голубь дрессировался лишь по одному направлению (с отклонением от него не более 30 вер.), но производились и опыты дрессировки голубей с определенной площади (до 150 в. в квадр., как, например, для маневров под Белостоком в 1897 г., в Пруссии в 1901 г. и под Курском в 1903 г.) увенчавшиеся полным успехом.

Дрессировку молодых голубей начинали по достижении ими 2? — 3-мес. возраста (обычно в июне) с 10-верстного расстояния от голубятни и постепенно, к 10-му перелету (к октябрю), доводили это расстояние до 250 вер. Старые голуби дрессировались с подобной же постепенностью до расстояния в 400 вер.

Зимой перелеты совершали лишь при благоприятной погоде. Голубь, выпущенный из дорожной корзины, взвившись на значительную высоту для ориентировки, летит затем, на высоте 100—150 м, к своей голубятне, не останавливаясь до достижения её или до наступления ночи; средняя скорость полета — 40-60 вер. в час, но известны такие случаи перелетов, как Антверпен—Сенкез, 800 км, в 8 ч., или Дакс— Брюссель, 900 км, в один день.

Как выдающиеся по расстоянию перелеты должно отметить Мадрид—Люттих (1.600 км) и Рим— Люттих (1100 км).

При полете голубь избегает лесов с их хищниками, а горные страны пересекает по долинам.

В 1902 г. были произведены между итальянскими станциями Рим и Чивита-Векия (65 км) удачные опыты двойной дрессировки, состоящей в том, что голуби приучаются к жительству на одной станции, а к корму на другой. Т. обр., каждый голубь совершал ежедневно 2 рейса от своего гнезда к кормушке и обратно, тратя на каждый рейс около 3 ч.

Двойная дрессировка практиковалась потом и во Франции и Германии; нормальное расстояние между станциями считалось при этом в 50 км.

Голубеграммы.

Так называются депеши, пересылаемые с голубями. Они пишутся на тонкой (хотя бы папиросной) бумаге, вкладываются в стволик гусиного пера и прикрепляются к крепкому перу в хвосте голубя.

Если нужно передать длинный текст, то с него делают микрофотографический снимок (с уменьшением до 800 раз) и переводят его на тоненькую пленку из коллодия — пелликюлю. (Парижские пелликюли были 3 см. на 5 см., весом по 0, 05 гр.; принятые у нас в России пелликюли были 6 ? на 2 ?).

Пелликюли вкладываются по две в стволики гусиного пера; на голубе можно укрепить до 10 пелликюль; можно также укрепить депеши на ножке голубя при помощи резинного колечка. С каждой депешей отправлялось обыкновенно, для верности, несколько голубей.

Фотографирование при помощи голубей (рис. 5). Установив, что голубь мог нести на себе груз до 75 гр. (около ? собственного веса), доктор Нейбронер (в Германии) приспособил к переноске голубем легкий фотографический аппарат, делающий автоматически (по часовому механизму) снимки местности с высоты птичьего полета; чрезвычайно мелкие снимки увеличиваются затем фотографическим же путем.

Опыты такого фотографирования производились в Германии, Австро-Венгрии и др. государствах.

История голубиной почты начинается в глубокой древности: еще задолго до P. X. греки, римляне, египтяне, аравитяне, персы и китайцы пользовались голубями, как вестниками, в VII в. (по P. X.) в Персии были организована и правильная государственная почта при посредстве голубей; в XII в. такая же почта была в Египте, Аравии и Сирии.

Римляне пользовались голубями и для военных целей: в 43 г. до P. X. Брут, осажденный Марком Антонием в Модене, посылал с голубями к своим сторонникам просьбы о помощи ("Моденские гонцы» и теперь славятся своими качествами).

В 1098 г. осажденный крестоносцами Иерусалим сносился с внешним миром при помощи голубей.

При осаде Птолемаиса (1190 г.) султан Саладин пользовался также услугами голубей.

С нашествием монголов голубиная почта на Востоке заглохла, но крестоносцы уже перенесли это дело в Европу: в средние века голубиная почта служила для сообщения между уединенными рыцарскими замками, а разведете голубей и их дрессировка стали вскоре весьма популярным спортом, особенно в Голландии и Бельгии; во время осады испанцами Гарлема и Лейдена (1574 г.) осажденные бельгийцы успешно пользовались почтовыми голубями.

В XIX в. также известны случаи пользования голубями для военных целей (например, в 1849 г. осажденные австрийцами венецианцы); но толчком к серьезной постановке Военно-голубиной почты послужила осада Парижа в 1870 г.

Уже во время самой осады из города были вывезено на воздушных шарах 363 голубя, из коих 73 благополучно вернулись в Париж и принесли на себе большое количество служебных и частных депеш (много голубей погибло от холода, хищных птиц и неприятельских выстрелов; часть захвачена немцами вместе с шаром и отправлена в Германию). В это же время получил впервые применение способ Дагрона передачи голубеграмм в виде фотомикроскопических снимков на пленках из коллодиума — пелликюлях.

После Франко-Прусской войны Германия первая установила у себя Военно-голубиную почту, учредив уже в 1874 г. станции в большинстве своих крепостей и центральную (она же опытная и учебная) у Берлина; крепостные станции сообщались как между собой, так и с центральной, при чем с последней или непосредственно, или через соединительные станции (Кельн, Вюрцбуре, Торгау).

Прибрежные станции с началом войны должны были передавать своих голубей на военные суда; с 1909 г. пользование флота голубями прекращено, в виду устройства на судах искровых (радиотелеграфа) станций.

В начале XX века,  образовалась и особая порода "германского военного голубя» (помесь антверпенского и льежского), отличающавшихся прекрасными качествами. Правительство всеми мерами поощряло, кроме того, разведение почтовых голубей частными лицами, и в военное время в распоряжение правительства будет предоставлено около 300 т. отлично выдрессированных голубей.

Деятельность германской Военно-голубиной почты определена в "Vorschritt fur den Militarbriaftaube nverkehr im Kriege» 1904; германский голyбеводный союз (существущий и поныне) издавал "Zwei schrilt tur Brieftaubankunde».

Во Франции Военно-голубиная почта учреждена была около 1885 г.; крепости сообщаются с центральной (она же учебная) в Париже или непосредственно (северные крепости, удаленные менее 300 км) или через соединительные станции в Лангре (для восточных крепостей) и Лионе (для юго-восточных).

В военное время суда береговой охраны получали голубей из прибрежных станций (район действия на море — до 650 вер.).

Кавалерийские дивизии имели подвижные голубятни (voitures-colombieir) на 40 голубей, пополняемые при мобилизации голубями из одной пограничной и одной центральной станции.

Из этой голубятни голуби передавались в корзинки разъездов (по 6 голубей в 2 корзинках на разъезд).

Разведение почтовых голубей частными лицами поощрялось; тайнее разведение их штрафовалось, а пользование ими во вред государства наказывалось тюрьмой.

В Австро-Венгрии первые станции были устроены в Комморне (1875 г.) и Кракове (1882 г.).

В начале XX века имелось около 15 станций.

Организация Военно-голубиной почты и поощрение частного спорта — было подобно Германии.

Жур. "Oester. Blatter fur Brieftaubensport».

В Бельгии — Военно-голубиная станция располагалась в Антверпене; в военное время в распоряжение правительства поступало до 1 мил почтовых голубей от любителей и частных обществ.

Разведение и дрессировка почтовых голубей в Бельгии было развито более, чем где-либо; этому посвящено 20 газет и журналов ("Le Martinet», "Science Colombophile» и др.)

Неприкосновенность почтового голубя в военное время ограждалось суровым законом.

В Швеции, в конце XIX в. Были учреждены станции в Стокгольме и Карлсборге.

Далее, Военно-голубиная почта была организована в Италии (1876 г.), Испании (1879 г.), Швейцарии (1886 г.), Голландии (1887 г.), Португалии (1888).

В Англии и Японии — со времени изобретения беспроволочного телеграфа, голубиной почте не придают прежнего значения.

В России первые голуби были выписаны из Бельгии для Варшавского военного округа в 1885 г.; в Приказе по военному ведомству 1888 г. № 46 объявлено "Положение о Военно-голубиной почте».

В начале XX века, по нашим важнейшим крепостям имелось 10 станций инженерного ведомства; кроме того, некоторые крепости и войсковые части содержали свои (нештатные) станции.

Частное голубеводство поощрялось денежными премиями и пособиями от военного ведомства; из обществ, занимающихся разведением и дрессировкой почт, голубей, необходимо отметить: Новороссийское (в Одессе), Киевское и отдел голубеводства при обществе акклиматизации растений и животных в Москве.

Источники:

Статьи в "Инженерном Журнале» 1900-05, "Воздухоплаватель» 1904 г., "Kriegstechn.Ztsehr» 1899—01; Бунгартц, Почтово-голубbysq спорт, пер. Калиновского, 1900; Elisabeth Aries, Die Brieftaube, 1903; Oelze und Dordelmann, Brieftaubensport, 1910.

См. также:

ВОЕННО-ГОЛУБИНЫЕ СТАНЦИИ



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "ВОЕННО-ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - ВОЕННО-ГОЛУБИНЫЕ СТАНЦИИ
  • - Осовецкая Военно-голубиная станция
  • - Варшавская Военно-голубиная станция
  • - Владивостокская Военно-голубиная станция
  • - Ивангородская Военно-голубиная станция
  • - Ковенская Военно-голубиная станция
  • - Либавская Военно-голубиная станция
  • - Новогеоргиевская Военно-голубиная станция


  • Название статьи: ВОЕННО-ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ


    Источник статьи:  


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru