ВОЕННО-ПОХОДНЫЕ КУХНИ
ВОЕННО-ПОХОДНЫЕ КУХНИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ.
До 1898 г. в русской армии не имелось военно-походных кухонь, и варка пищи на походе производилась в особых котлах, которые перевозились в хозяйственных повозках обоза.
Сознавая огромное значение своевременного получения нижними чинами горячей пищи во время похода, военное министерство объявило в 1896 г. конкурс на военно-походные кухни с назначением денежных премий и с определенными техническими условиями; требовалось построить кухни 2-х типов: пехотно-артиллерийскую (4-колесную) и кавалерийскую (2-колесную).
На конкурс было представлено 15 образцов кухонь, но испытания не дали вполне благоприятных результатов, в виду чего никому из конкурентов не были выдано премии, и лишь кухни фирмы "Крыштофъ, Брунъ и С-нъ» были признаны наиболее разработанными. Поэтому эти кухни (очажного типа) циркуляром Главного штаба были рекомендованы войскам. Затем, для окончательного решения вопроса Главным штабом было испрошено разрешение на испытание их в войсках в течение 1899—1900 гг. Наконец, после ряда испытаний, 30 января 1901 г. последовало Высочайше повеление о введении их в войсках.
Пехотно-артиллерийская 4-колесная военно-походная кухня системы Бруна (рис. 1) состояла из собственно очага, расположенного на заднем ходу повозки, и ящика с сиденьем для ездового, находящегося на переднем ходу. Очаг состоял из железного кожуха с асбестовой прокладкой, в котором укреплялся медный котел. Днище котла и кожуха и боковые их стенки образовывали топку и дымоходы.
Задняя стенка кожуха имела внизу прямоугольное отверстие, снабженное дверцами. В днище кожуха, непосредственно под топкою, был сделан вырез, заполненный колосниками, под которыми подвешена зольниковая коробка.
Сормово завод №112. Походная кухня. 1915 г. Автор фото: М.П. Дмитриев Источник: Архив аудиовизуальной информации Нижегородской области |
Котел имел плоскую железную крышку, покрытую с внутренней стороны алюминиевым листом.
Крышка состояла из двух половин, из коих одна укреплялась к котлу неподвижно, а другая открывалась.
Крышка с внутренней стороны по краям имела железное кольцо, обточенное на конус, плотно прилегающее к такому же кольцу в отверстии котла, чем достигалась герметичность затвора.
К крышке был прикреплен железный колпачек, в коем имеется медный стержневой клапан для выхода пара.
Котел снабжался двумя медными кранами: спускным в днище и для раздачи кипятка в боковой стенке котла.
В верхнем днище кожуха впереди укреплялась складная дымовая труба.
Передний ящик кухни — деревянный и разделялся перегородками на несколько отделений для укладки в них запаса продуктов и принадлежности, при чем отделение для хранения мяса было обшито оцинкованным железным листом. Ящик снабжался двумя деревянными откидными крышками с поручнями и служил сиденьем для ездового.
Ящик был укреплен на железной раме, которая соединялась с рамой очага таким образом, что образовывалась разъединяемая система ходов.
Система кухни была подрессорена каучуковыми буферами.
Основные размеры: емкость котла—25 вед.
Длина оси повозки— 59 ? дм.,
диаметр колес—48 дм.
Производительность кухни была рассчитана на 240 ч.
Приготовление пищи (щи, борщ, суп), должно было, производится по нормам суточной дачи военного времени (Приказы по военному ведомству 1899 г. № 346).
В котел вливалось 14 ? ведер воды (по расчету 6 вед. на каждые 100 ч.).
Полезный груз военно-походной кухни состоял из веса: продуктов для приготовления обеда и ужина, 14 ? ведер воды и дров для одной варки и кухонных принадлежностей; общий полезный вес 24 пд. 12 фн. 52 зол. при сырых овощах и 20 пд. 32 фн. 32 зол. при овощных консервах.
Мертвый груз походной кухни — 46 пд. 37 фн. 44 зол.
Общий вес вполне нагруженной кухни был:
а) при сыр. овощах: 71 пд. 10 фн.;
б) при овощн. консервах 67 пд. 30 фн.
При наполнении котла водою (по расчету 6 вед. на 100 ч.) наблюдали, чтобы уровень жидкости не находился выше стрелки, отмеченной на внутренней поверхности котла, т. к. пространство между уровнем жидкости и крышкою (высотою 2—2 ? дм.) необходимо было для образования паров.
При нормальной топке вода в котле кухни закипала через 1— 1 ? ч., а пища готова через 2-2? ч.
При таких условиях кухня могла непрерывно работать, приготовляя в течение дня: кипяток для утреннего чая, обед, кипяток для послеобеденного чая и ужин.
Кавалерийская военно-походная кухня (рис. 2) отличалась от вышеописанной тем, что вся система кухни (очаг и ящик) устанавливается на одном 2-колесном ходу.
Очаг и ящик прикреплялся к деревянной раме, к которой подвешиваются также оглобли. Рама, в свою очередь, прикреплялась к железной оси повозки.
Устройство очага и ящика такое же, как в кухне пехотно-артиллерийского образца.
Основные размеры системы:
Емкость котла—14 вед.
Длина оси повозки—59,7 дм.,
Диаметр колес—48 дм.
Произвольность кухни была рассчитана на 135 ч.
Приготовление пищи производилось согласно нормам суточной дачи военного времени.
Полезный груз кухни состоял из веса: продуктов для приготовления обеда и ужина, 8 ведер воды и дров для одной варки и кухонные принадлежности, при чем последние такого же веса, как и в военно-походной кухне пехотно-артиллерийского образца.
Общий полезный груз — 14 пд. 21 фн. 41 зол. (при сырых овощах) или 12 пд. 22 фн. 65 зол. (при овощных консервах).
Мертвый груз кавалерийской военно-походной кухни состоял из веса: кухни, фуража, принадлежности конской и повозочной, и ездового с его вещами.
Он равнялся 31 пд. 32 фн. 44 зол.
Общий вес вполне нагруженной кавалерийской кухни был:
а) при сырых овощах: 46 пд. 13 фн. 85 зол.,
б) при овощных консервах: 44 пд. 15 фн. 13 зол.
Продукты, фураж, принадлежность и дрова укладываются в кавалерийской кухне согласно правилам, объявленным в циркуляре Главного интендантского управления 14 октября 1910 г., № 36.
Правила размещения и укладки груза в пехотно-артиллерийские военно-походные кухне еще не были выработаны, но на практике они мало отличались от укладки в кавалерийской кухне.
Военно-походные кухни системы Крыштоф, Брун и С-н попали в боевую обстановку во время боксерского восстания в Китае, а затем во время войны с Японией. По отзывам военных начальников, эти кухни оказались в походной боевой жизни весьма полезными. Однако, военно-походные кухни в последнюю войну оказались в крайне тяжелых условиях и вскоре выяснилось несоответствие 4-колесной походной кухни с топографическими особенностями театра войны.
Затем кухня оказалась несколько тяжеловесной и малоподвижной. В виду этого были принципиально решено 4-колесные кухни заменить 2-колесными, но без ущерба для прочности системы, с заменою также пищеварного котла другим — меньшего объема, т. к. котел объема в 25 вед. воды на роту военного состава был велик и м. быть несколько уменьшен.
Все-таки и при таком типе пехотно-артиллерийской военно-походной кухни нельзя было ожидать значительного её облегчения, имея в виду, что полезный груз, а также фураж, полагалось возить в самой кухне. Поэтому были преступлено к изысканию наиболее подходящего образца такой кухни, при чем имелось в виду не останавливаться на одном, а отправить в Манчжурию несколько.
Образцы облегченных Военно-походной кухни были представлены фирмою "Крыштоф, Брун и С-н» (рис. 3), полковником Богаевским (изделие завода Пастор), кап. Микини (изделие зав. Зотова), Вагоностроительным заводом, полковником Добронравовым (изделие зав. "Технолог») и Грум-Гржимайло.
Все эти кухни были построены с одним котлом для приготовления жидкой пищи, за исключением кухни Добронравова, — с котлами для приготовления жидкой пищи, каши и кипятка. Кухня системы Грум-Гржимайло (вьючного типа) предназначалась для обслуживания горной артиллерии.
Означенные кухни, однако, не были отправлены на театр военной действий вследствие окончания войны с Японией, и испытание их в боевой обстановке отпало. Тем не менее, кухни эти подверглись подробному испытанию в войсках Европейской России и Кавказа. Ни один тип не был принять, т. к. появление кухонь этого рода дало толчок новому направлению вопроса. Многие войсковые части высказывались, что в кухнях недостает 2-го котла для приготовления одновременно с жидкой пищей и каши; другие указывали на то, что весьма желательно приготовлять в кухне и кипяток для чая. Вполне определенно высказался за необходимость устройства в военно-походной кухне приспособления для приготовления кипятка военно-медицинский персонал. Вопрос о выработке нового типа пехотно-артиллерийской военно-походной кухни с 2 котлами подвергся детальному обсуждению в Главном интендантском управлении. На испытание были представлено 8 образцов 4-колесных военно-походных кухонь с 2 котлами при разъединяемых ходах повозки, выработанных заводами Путиловским, Верхне-Волжским, Пастора, фирмою "Крыштоф, Брун и С-н» и Спб. Вагоностроительным заводом по проекту, составленному интендантским приемщиком штаб-ротмистром Маргушиным и одобренному технических комитетом.
Из 8 образцов были: 6 с одной топкой при 2 котлах, сгруппированных на заднем ходу повозки, и 2 — с 2 топками, отдельными для каждого котла, устроенными на обоих ходах повозки.
Испытанием выяснено: что
1) ни одна из означенных кухонь не удовлетворила основному требованию веса не более 34 пд. (представленные весили около 40 пд., а при полной нагрузке их до 72—74 пд.);
2) емкость котлов — щейного в 20 вед. и кашного (кипятильник) в 7 вед. оказалась вполне достаточною для приготовления пищи и кипятка на роту военной состава;
3) в отношении работоспособности, прочности конструкции и удобства обслуживания оказались вполне удовлетворительными 3 кухни: казенного образца, фирмы "Крыштоф, Брун и С-н» и Путиловского завода, у которых оба котла имели общую топку, при чем в первой кухне (рис. 4) кашный котел был расположен в передней части кожуха, во 2-ой кухне (рис. 5)—в задней части кожуха и в 3-ей (рис. 6) опущен в щейный котел.
В этих кухнях оба рода пищи поспевают почти одновременно, при чем каша получается рассыпчатая, подрумяненная. Остальные из испытанных кухонь оказались неудовлетворительными. Комиссия, испытавшая эти кухни, высказала пожелание построить по несколько кухонь казенного образца фирмы "Крыштоф, Брун и С-н» и Путиловского завода и отправить таковые для испытания в войсковые части.
Несмотря на то, что военно-походные кухни указанных 3-х систем, как очаги, оказались вполне хороши, пожелание комиссии, однако, не было осуществлено, т. к. определенно выяснилось, что для передвижения военно-походных кухни в военное время ни в коем случае нельзя рассчитывать на получение обозных лошадей 1-го разряда, а для пары лошадей 2-го разряда груз в 72—74 пд. является чрезмерным, тем более при плохих дорогах, и при таких условиях кухня будет малоподвижной. В виду того, что заводами были сделано все возможное, чтобы достигнуть наиболее облегчения конструкции, и надежды на дальнейшее уменьшение веса, без ущерба для прочности, не оставалось, вопрос о введении в войсках военно-походной кухни с 2 котлами, при существующей организации обозов в военное время отпал.
В 1910 г. интендантским ведомством были приняты меры к возможному уменьшению веса существующей пехотно-артиллерийской 4-колесной военно-походной кухни (с одним котлом), что и достигнуто доведением веса самой кухни до 34 пд. Образец такой кухни были построен по проекту штаб-ротмистра Маргушина, и 29 июля того же года последовало Высочайшее соизволение на введение в войсках кухонь этого образца (приказ по военному ведомству 1910 г. № 438).
Походные кухни, принятые в армиях западноевропейских государств, в большинстве случаев существенно отличаются от вышеуказанных. В виду особых условий продовольствия солдат заграницей, военно-походная кухня там приспособлена для приготовления нескольких родов пищи и снабжена 2—3 котлами и духовками. Естественно, что и вес такой кухни значительно превышает вес кухонь, применяемых в русской армии, что допускает лучшее, чем у нас состояние проезжих дорог.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!