ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ПОЕЗДА
ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ПОЕЗДА.
ВОЕННО-САНИТАРНЫЕ ПОЕЗДА в Российской Императорской армии, предназначались для вывоза из районов армии, вглубь империи, больных и раненых, требующих продолжительного лечения и неспособных к продолжению службы в военное время.
Все необходимое для оборудования Военно-санитарных поездов подготовлялось и хранилось еще в мирное время, приспособление же подвижного состава производилось с момента объявления мобилизации и требовало сравнительно небольшого времени. Кроме Военно-санитарных поездов в случае надобности учреждались для массовой эвакуации еще временные санитарные поезда, приспособляемые и оборудоваемые во время самого боя. Независимо от этих поездов военного ведомства, допускались еще поезда, устраиваемые и содержаемые на счет частных лиц и общественных организаций. Эти частные поезда находились во время действия в подчинении у военного начальства, и к ним применялись общие правила, установленные для этого рода транспортировочных средств.
Действующее в то время положение о Военно-санитарных поездах предусматривало, главным образом, эвакуацию лечебных заведений, производимую притом без излишней торопливости. Опыт кампании 1904-05 гг. показал, однако, что к помощи железной дороги приходится прибегать и во время боев, эвакуируя раненых непосредственно с полей сражений, при чем цифры спешно эвакуируемых без преувеличения можно назвать колоссальными: во время Шахейских боев, например, было эвакуировано 40 т. ч., а во время Мукденских — даже 65 т. Между тем, подъемная сила Военно-санитарных поездов, рассчитанных именно на неторопливую эвакуацию, с наиболее числом удобств даже для легкораненых, равнялась всего 250 ч. на поезд при 16 4-осных вагонах. В виду необходимости подвоза на главную станцию продовольствия и особенно боевых припасов, число подаваемых на нее во время боя санитарных поездов, было, естественно, очень ограничено, и подавляющее большинство раненых перевозилось просто в теплушках (75% за время Мукденских и 88% за время Шахейских боев), лишенных и врачебной помощи, и ухода, и пищи, и каких бы то ни было самых примитивных удобств. Это обстоятельство повлекло за собою то, что действующее положение о Военно-санитарных поездах 1904 г. подверглось радикальной переработке.
Существенным отличием нового, разработанного положения от старого являлось разделение Военно-санитарных поездов на 2 группы: полевых и тыловых.
Полевые поезда предназначались для эвакуации в ближние тыловые учреждения, следовательно, на небольшие расстояния. При организации их жертвуется удобствами раненого, за счет чего приобреталось большая подъемная сила.
Тыловые поезда предназначались для дальних перевозок, и потому при больших удобствах обладают меньшей подъемной силой. В основу организации в тех и в других положен кадровый принцип, т.е. каждый поезд имеет несколькими кадровых вагонов: для тяжелораненых, персонала, кухни, цейхгауза, перевязочной и т. д., к которым прицеплялись теплушки или вагоны 3-го кл. для легкораненых. На головную станцию, и вообще без раненых и больных, кадры двух или трех Военно-санитарных поездов следовали вместе, занимая один № графика, а в местах погрузки развертывались, приспосабливали имеющимися у них материалами полученные из общего вагонного парка классные или товарные вагоны и, приняв в три сформированных, т. образом, поезда весьма значительное число раненых, уходили в тыл.
Военно-санитарный поезд действующей организации подымал 80 ч. тяжелораненых и 172 раненых легко.
"Полевой» поезд нового типа подымал 144 тяжелораненых и 320 легко.
"Тыловой» поезд подымал 42 тяжелораненых и 358 легкораненых.
Состав Военно-санитарных поездов виден из следующей таблицы (Римск. цифры в скобках показывают класс вагона):
Таблица 1. Состав военно-санитарных поездов.
|
Общее |
Цейхгауз |
Кухонь |
Аптечно |
Для |
Для |
Для |
Поезд |
16 |
2 (баг.) |
1 (III) |
1 (III) |
2 (I и III) |
5 (III) |
5 (III) |
"Полевой военно-санитарный поезд» |
9+30 (теплушки) |
2 (баг.) |
1 (IV) |
1 (IV) |
3 (1-I и II + 2-IV) |
12 (2-IV + 10 теплушек) |
20 (теплушек) |
"Тыловой военно-санитарный поезд» |
8+ 8 (III) |
2 баг. |
1 (III) |
1 (III) |
2 (I и III ) |
2 (III) |
8 (III) |
При организации Военно-санитарных поездов громаднейшую важность имели 2 вопроса: доступны ли вагоны для раненых персоналу поезда во время движения и свободен ли доступ к каждое отделение раненому без беспокойства его соседей.
Решение первого вопроса предопределяло состав поезда из классных и товарных вагонов, т. к. только в поездах из классных вагонов можно перейти на ходу из одного вагона в другой; решение второго предопределяло подъемную силу, т. к. в вагон можно положить значительно больше раненых, если не стремиться, чтобы к каждому из них можно было подойти для осмотра и помощи, а расположить их как бы на нарах.
Естественно, что при перевозке раненых необходимость ожидания прихода врача до остановки поезда крайне тягостна и в отдельных случаях будет несомненно влечь за собою смерть раненых, но тем не менее в полевых поездах этим принципом пришлось поступиться ради подъемной силы и удобства отправления кадров.
На головных станции могло не быть классных вагонов, но всегда достаточно теплушек.
Наиболее тяжелораненые могли быть размещены в двух кадровых вагонах, а остальные находили все-таки больше удобств, чем во временных поездах русско-японской кампании, когда раненых навали вали как попало на пол вагонов и спешно отправляли без достаточного персонала, без лекарств и перевязочных средств.
В полевом поезде устраивалась и кухня, и перевязочная, и, т. обр., на каждой остановке была возможность и помощь, и подкрепление пищей. Другого вопрос о размещении раненых в вагонах решен был в полевых поездах также в смысле достижения большей подъемной силы.
Из 30-ти теплушек переменного состава поезда в 20-ти раненые помещались вплотную друг около друга, хотя каждый на отдельных носилках, при перевязке или врачебном осмотре приходилось раненого перемещать на середину теплушки, и только в 10-ти вагонах раненые размещались на отдельных скамьях, дающих свободный доступ со всех сторон. Что касалось тыловых поездов, то они имели все необходимые удобства, почти ничем не отличаясь в этом отношении от поездов старого типа, при значительно большей, однако, подъемной силе.
Из других отличий нового положения о Военно-санитарных поездах необходимо отметить упразднение существовавшей, по старому положению, должности коменданта, функции которого были возложены на старшего врача поезда. Как по старому, так и по новому положению, внутренний порядок и хозяйство в Военно-санитарных поездах велся применительно к таковым в лечебных заведениях. Единственным крупным различием являлось отсутствие забот о стирке белья и дезинфекции вещей, которые лежали на обязанности той эвакуационной комиссии, к которой был приписан поезд.
Подчинялись санитарные поезда в районе армии начальнику санитарной части, а в тылу и внутри Империи — соответственно начальнику военно-окружных управлений на театре войны и начальнику управления военной сообщений.
Действующее положение было объявлено в Приказах по военному ведомству 1904 г. № 98.
Разработанный проект нового положения был внесен в военный совет.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.