Тевтонский рыцарский орден
О Тевтонском рыцарском ордене
Вольфганг Акунов
REX LUPUS DEUS
С окончанием войн императоров "Священной Римской империи германской нации" из австрийской династии Габсбургов и их союзников против турок-османов во второй половине XVIII в. все большее значение в деятельности сохранившихся к тому времени рыцарских орденов стало играть решение чисто мирских задач. В Тевтонском (Немецком) ордене Приснодевы Марии главный акцент также был перенесен на рачительное управление орденскими владениями, строительство новых замков, а по сути дела - пышных дворцов в стиле "барокко", отвечавших вкусам той блестящей эпохи сравнительно недолгого затишья перед новой бурей.
Командорства (комтурства, комменды) Тевтонского ордена превратились в находившиеся под образцовым управлениям имения или, если позволено будет употребить выражение более поздней эпохи - "культурные хозяйства". Тевтонские "братья-священники" ("пристербрюдеры", нем: Priesterbrueder) духовно окормляли свою паству и рачительно управляли орденскими храмами и приходами. А вот с когда-то образцовой орденской дисциплиной дело обстояло все хуже - начиная с середины XVIII в. участились случаи немыслимого прежде одновременного членства в Тевтонском ордене Пресвятой Девы Марии и Мальтийском ордене госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского(и даже в масонских ложах, хотя членство в последних многократно запрещалось папским престолам правоверным католикам под угрозой отлучения от Церкви).
Эпоха наполеоновских войн привела к почти полному уничтожению Тевтонского ордена. Завоевав пол-Европы и ликвидировав, после победы при Аустерлице в 1805 г., "Священную Римскую империю германской нации", император французов Наполеон I Бонапарт повсюду запретил духовно-рыцарские ордены, в том числе и Тевтонский орден, и передал конфискованные орденские владения под управление своих марионеток. С одной стороны это было концом существования Тевтонского ордена в его прежней форме. Эпоха его государственного суверенитета завершилась раз и навсегда.
Тевтонский орден сохранился, в виде мелких разрозненных владений, лишь на территории сильно урезанной монархии Габсбургов - Австрийской империи. Но в то же время французский завоеватель положил конец "эпохе троеверия" в истории Тевтонского ордена, силою вещей снова превратившегося в чисто католическую организацию (единственным исключением оказался маленький евангелический Утрехтский бальяж на территории Голландии, но и он не подчинялся уже не магистру-католику, а голландскому королю-протестанту).
На протяжении нескольких десятилетий Тевтонский орден почти не пользовался влиянием и, самое главное, существовала большая неопределенность в отношении его правового статуса. Но самое главное - орденское братство сохранилось. После смерти правившего начиная с 1804 года главы ордена Приснодевы Марии - Верховного магистра (Гохмейстера, нем.: Hochmeister) эрцгерцога Австрийского Антона Виктора - в 1835 г. не только был избран Гохмейстером его преемник, эрцгерцог Максимилиан Иосиф (Макс-Йозеф), но и произошла очередная реорганизация ордена, главной идейной "движущей силой" которого стал "реноватор (обновитель) Тевтонского ордена" - католический священник брат Петер Риглер.
С 1809 г. (и по сей день) резиденция ордена Приснодевы Марии находится в столице Австрии - Вене. В 1836 г. Тевтонский орден насчитывал в своих рядах всего лишь 6 "братьев-рыцарей" и 15 "братьев-священников". Наконец, в 1839 г. император Австрийский Франц и его знаменитый государственный канцлер князь Клеменс фон Меттерних создали для ордена новую правовую основу. Орден Девы Марии принял новый устав и в течение последующих 90 лет официально именовался "Тевтонский (Немецкий) Рыцарский орден (Дейчер Риттерорден, нем.: Deutscher Ritterorden)", хотя сокращенно его нередко по-прежнему называли просто "Тевтонским орденом". Основанный в качестве странноприимного, а затем военно-монашеского братства, он превратился, по сути дела, в династический орден Габсбургов. Согласно новому уставу, орденские братья обязались избирать верховными магистрами только принцев Габсбургского Дома.
И действительно, с тех пор и до 1923 г. Тевтонский рыцарский орден возглавляли эрцгерцоги Австрийские (принцы правящего Габсбургского Императорского Дома). С 1840 по 1894 гг. они носили титул "Великих магистров" ("Гроссмейстеров", нем.: Grossmeister) - единственный короткий период за всю более чем 800-летнюю историю ордена Приснодевы Марии, а с 1894 по 1923 гг. - "Верховных и Германских магистров ("Гох-унд-Дейчмейстеров", нем.: Hoch-und Deutschmeister).
Для рыцарей Тевтонского рыцарского ордена под эгидой династии Габсбургов была введена особая орденская форма, напоминавшая военную (cм. иллюстрацию в заголовке настоящей исторической миниатюры, изображающей посвящение в тевтонские рыцари Габсбургской эпохи). Униформа габсбургских "тевтонов" состояла из белого мундира с глухим черным воротником и черными обшлагами; надевавшегося поверх мундира белого супервеста с нашитым на груди черным лапчатым орденским крестом с серебряной каймой; белых брюк, заправленных в высокие черные лакированные сапоги с раструбами и с золотыми шпорами; надевавшегося поверх мундира белого плаща-пелерины с черным, окаймленным серебром, лапчатым орденским крестом на левом плече, скреплявшегося на груди золотой цепочкой; черной фетровой шляпы с черно-белой лентой и черно-белым плюмажем из страусовых перьев. На прошитом серебряной нитью черном поясе с серебряной пряжкой, украшенной "тевтонским» лапчатым крестом, висел меч с узким клинком, в черных кожаных ножнах, с черно-серебряным эфесом. Поверх мундира на черной шелковой ленте висел знак ордена - золотой, покрытый черной эмалью и окаймленный по краям серебром латинский лапчатый крест, увенчанный синим шлемом с золотой решеткой на забрале и 5 страусовыми перьями - 3 черными и 2 белыми. Звезда Тевтонского ордена, носившаяся слева на груди, представляла собой черный лапчатый "латинский" крест с серебряной каймой.
Гох-унд-Дейчмейстер Тевтонского рыцарского ордена носил форму, аналогичную рыцарской, но с геральдическим крестом, соответствующим его сану, на плаще, груди и шейной ленте. После Второй мировой войны ношение этой "тевтонской" орденской униформы (которую и без того после 1923 г. носили все реже) окончательно вышло из употребления.
В период многочисленных реорганизаций под эгидой членов императорской семьи в составе Тевтонского ордена была постепенно учреждена особая, так называемая "марианская линия" (названная так по упоминавшемуся нами выше одному из древних названий рыцарей Тевтонского ордена Девы Марии), задачей которой, как у мальтийцев (членов католического Суверенного Военного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты) и у членов Прусского (в основном протестантского) ордена иоаннитов в данный период, стала организация добровольной санитарной службы (полевых лазаретов, санитарных колонн и госпитальных поездов).
Учрежденный Габсбургами в 1881 г. особый "Марианский крест Тевтонского (Немецкого) ордена", почти ничем не отличаясь от обычного - черного с белой окантовкой и расширяющимися концами "тевтонского", имел в середине круглый белый медальон с красным крестом, окаймленный латинской надписью "ORDO TEUT. HUMANITATI" ("Орден Тевтонского человеколюбия"). Еще одно отличие заключалось в том, что "марианский" тевтонский крест носился не на черной, а на белой с черными полосками шелковой ленте. В отличие от самого Тевтонского рыцарского ордена Габсбургов, остававшегося по своему составу строго католическим и не допускавшего в свои ряды "инославных", в "марианскую линию" был открыт доступ и протестантам.
В нее был принят, в качестве почетного комтура (командора), даже германский император Вильгельм II Гогенцоллерн (невзирая на то, что он являлся прямым потомком "узурпатора" власти Тевтонского ордена над Пруссией - вероломного Гохмейстера Альбрехта фон Гогенцоллерн-Ансбаха!). Надо сказать, что кайзер Вильгельм II весьма гордился своей принадлежностью к Тевтонскому ордену. Будучи одновременно Державным протектором (покровителем) протестантской ветви другого - иоаннитского (Мальтийского) ордена (так называемого "Бранденбургского баллея рыцарского ордена госпиталя Святого Иоанна, что в Иерусалиме"), Вильгельм II носил на шее совершенно уникальный, комбинированный знак своей принадлежности к обоим орденам - большой белый восьмиконечный иоаннитский (мальтийский) крест с золотыми коронованными одноглавыми прусскими орлами между лучами и с наложенным на него лапчатым черным, с серебряной каймой и красным крестом в круглом белом центральном медальоне, комтурским крестом "марианской линии" Тевтонского ордена на белой, с черными полосками, "марианской" ленте.
При Верховном магистре австрийских "тевтонов" эрцгерцоге Максимилиане фон Габсбурге, главным образом благодаря усилиям реформатора ордена Петера Риглера, "брата-священника" и профессора богословия, орден Девы Марии был - в очередной раз - подвергнут коренной трансформации. Так, в нем был воссоздан институт "орденских сестер". Орден по-прежнему принимал в ряды своих "братьев-рыцарей" представителей благородных родов, но в него также вступало все больше студентов богословия, "услужающих братьев" и так называемых "сестер-аспиранток (соискательниц)".
Всего за несколько лет при ордене Девы Марии образовалась весьма современная и динамичная для того времени сестринская конгрегация. К 1900 г. на территории двуединой Австро-Венгерской или, как тогда говорили, Дунайской, монархии Габсбургов насчитывалось более 1000 "сестер" Тевтонского ордена, несших свое служение в 70 орденских госпиталях, больницах, приютах, школах, детских садах и приходах, а кроме того - более 1000 рыцарей, фамилиаров и священников Тевтонского ордена, подобно иоаннитам, занятым главным образом санитарной (госпитальной) службой в условиях как войны, так и мира.
Последним рыцарем Тевтонского рыцарского ордена (вступившим в него в 1914 г.) был австрийский аристократ Георг барон (фрейгерр) Скрбенский фон Грциште (нем.: Skrbensky von Hrzistie, чешск. Skrbensky z Hriste).
В результате падения Австро-Венгерской монархии в 1918 г. земельные владения Тевтонского ордена оказались на территории 6 государств. Все они (за исключением Италии) поспешили их присвоить. Последний Гохмейстер эрцгерцог Ойген (Евгений) фон Габсбург (Дейчмейстером он себя уже не называл, в связи с неясностью вопроса, является ли Австрия частью Германии, или нет) полностью осознавал всю трудность ситуации, в которой оказался подчиненный ему орден после низложения династии Габсбургов. Республиканцы Австрии и других государств, возникших на обломках Дунайской монархии, требовали конфискации всего имущества Тевтонского рыцарского ордена, как "частного владения" Габсбургского Дома. Чтобы избежать национализации, Гохмейстер эрцгерцог Ойген (эмигрировавший после падения империи в Швейцарию) решил подать в отставку (предварительно уведомив об этом папу римского). Последний австрийский император Карл I Габсбург (он же - король Венгрии Карл IV, он же - король Чехии Карл III), Державный Протектор Тевтонского рыцарского ордена, уполномочил эрцгерцога расширить состав Генерального Капитула. В 1921 г. Гохмейстер включил в состав Генерального Капитула 4 "братьев-священников". В результате Капитул оказался состоящим из равного числа рыцарей и священников.
Последним "братом-священником", вступившим в Тевтонский рыцарский орден при Гохмейстере эрцгерцоге Евгении Австрийском (25 января 1921 г. в Ланском конвенте), был австриец Антон Таммерле (1900-2001), скончавшийся в ворасте 101 года.
В 1922 г. Капитул, собравшийся в швейцарском г. Базеле, принял новый (неофициальный) Устав (известный впоследствии в истории ордена под названием "Базельских статутов" или "Базельского устава"), разрывавший прежнюю связь между орденом Девы Марии и Императорским Домом Габсбургов. В "тевтонских" орденских архивах сохранилось письмо Гохмейстера эрцгерцога Ойгена, написанное в Базеле (Швейцария), датированное 22 апреля 1923 г. и содержащее текст его "отречения". Эрцгерцог писал в нем:
"Дабы не создавать достижениям долгой борьбы за справедливость угрозы в лице Гох-унд-Дойчмейстера (здесь автор письма, видимо, не смог отказать себе в удовольствии в последний раз назвать себя полным орденским титулом! - В.А.), я объявил Папскому Престолу о моем намерении принести мою личность в жертву высшим интересам ордена".
Данным письмом Гохмейстер Ойген фактически подвел заключительную черту под реорганизацию ордена, главными инициаторами которой являлись "братья-священники", обеспокоенные, прежде всего, деятельностью чешских депутатов, метавших с трибун пражского парламента громы и молнии против "габсбургской угрозы" в лице Тевтонского ордена.
Вслед за тем эрцгерцог Ойген, заручившись согласием папы римского, созвал Генеральный Капитул для выборов коадъютора (заместителя) Верховного магистра. В ходе выборов голоса членов капитула разделились. Равное число голосов было подано за кандидата из числа "братьев-рыцарей" и за другого - из числа "братьев-священников". Тогда эрцгерцог Ойген подал свой голос (оказавшийся решающим) за кандидата из числа священников - доктора Норберта Клейна, который и был избран коадъютором Гохмейстера, а в 1923 г., после того, как эрцгерцог Ойген сложил с себя сан Гохмейстера - новым Верховным магистром Тевтонского ордена (из названия которого было исключено слово "рыцарский"). Гохмейстер Норберт Клейн преобразовал Тевтонский рыцарский орден в чисто духовный, или клерикальный (монашеский). Так ему удалось помешать намерению австрийских республиканских властей конфисковать имущество ордена Девы Марии как "часть имущества" свергнутой династии Габсбургов. Институт "братьев-рыцарей" был ликвидирован, единственными членами Тевтонского ордена не священнического звания остались "фамилиары", из числа которых Верховный магистр после Второй мировой войны изредка назначает "почетных рыцарей" ("рыцарей чести").
В ноябре 1929 г. "Базельские статуты" были, под давлением правительства Чехословацкой республики (ЧСР), обнародованы в Праге. Тем самым была подведена официальная база под необходимость коренной переработки Устава Тевтонского ордена. В том же 1929 г. Ватикан назначил монаха ордена капуцинов доктора Илариона Фельдера папским визитатором (инспектором) Тевтонского ордена. К концу 1929 г. Генеральный Капитул последнего принял "Правила для братьев" ("Брюдеррегельн", нем.: Bruederregeln) и "Конституции для сестер" (нем.: Schwesternkonstitutionen), вскоре после этого утвержденные Римом. "Правила для братьев" вступили в силу на Пасху, а "Конституции для сестер" - на Троицу следующего, 1930 г.
Так был проложен водораздел между военно-рыцарским прошлым и клерикально-монашеским будущим Тевтонского ордена.
Принятие новых "Правил" и "Конституций" стало не менее важным событием орденской истории "тевтонов", чем преобразование акконского Тевтонского госпиталя в военный (рыцарский) орден в 1198 г.
Здесь конец и Господу нашему слава!
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.