ВОЕННЫЕ КОЛЕСНИЦЫ

ВОЕННЫЕ КОЛЕСНИЦЫ

ВОЕННЫЕ КОЛЕСНИЦЫ, применялись в древности с боевыми целями, заменяя часто конницу.

Двухколесные Военные колесницы известны были в Азии с древнейших времен.

Ими пользовались еще ассирийцы, халдеи и персы, в войсках которых они насчитывались тысячами. Но впоследствии, когда значение пехоты увеличилось, число их стало уменьшаться.

Из Азии колесницы перешли к грекам и римлянам.

Самая древняя греческая Военная колесница (harma) везлась 2—4 лошадьми; кузов ради устойчивости стоял на очень низких колесах; спереди были приделаны перила с железным кольцом сверху, куда привязывались вожжи для управления двумя пристяжными лошадьми; две же коренных шли под ярмом; сзади колесница были открыта, чтобы возница и воин, сражавшийся стоя, могли вскакивать и соскакивать на ходу.

У колес обыкновенно было четыре спицы, реже 6 или 8.

У греков Военные колесницы упоминаются ещё до Троянской войны.

Выше описанная Военная колесница называлась простой или троянской; но были известна еще сложная или персидская Военная колесница, вмещавшая 4 и более воинов, стоявшая на 4 колесах и имевшая со всех сторон перила; к дышлу прикреплялись копья, к осям — косы; лошадь в ней прикрывалась панцирем.

Обыкновенно Военные колесницы устремлялись на неприятеля и расстраивали его ряды, а следовавшая за ними пехота довершала поражение.

Против Военных колесниц выпускались стрелы, а когда кони достигали рядов, то войска расступались и пропускали их. Иногда перед фронтом для задержания Военных колесниц выкапывались рвы и вбивались колья.

Римляне употребляли Военные колесницы преимущественно для празднования победы, когда победитель ехал в разукрашенной триумфальной колеснице.

Кир в сражении при Тимвре имел несколько Военных колесниц, на которых были устроены башни. Их тащило несколькими десятков волов.

Средневековые военные повозки швейцарцев, немецких ландскнехтов и гусситов имели вид обыкновенных телег, но, крупнее и прочнее. Высокие перила имели бойницы, за которыми помещались стрелки, а иногда большие самопалы и далее мелкие орудия. Таких повозок у гусситов бывало более двух тысяч; обыкновенно они составляли из них вагенбург (см.), связывая цепями и оставляя необходимые проходы для вылазок. Иногда же повозками пользовались и во время движения для прикрытия флангов (гусситы при Куттенберге в 1421 г.) и даже для прорыва неприятельского строя (швейцарцы при Лаупене в 1339 г.).

У русских укрепление, составленное из повозок или щитов на колесах, называлось "гуляй-город» (см.) и упоминается впервые в 1530 г. при осаде Казани Великим князем Василием Ивановичем.

См. также: ВОЕВОДА ГУЛЯЙ-ГОРОДА.

Источники:

Кн. Н. С. Голицын, Всеобщая военная история; А. К. Пузыревский, История военного искусства в средние века.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ВОЕННЫЕ КОЛЕСНИЦЫ
Автор(ы) статьи:
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru