ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ
ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ
ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ, основанная на принадлежности к государству обязанность граждан служить в составе организованной вооруженной силы государства.
Она носить название всеобщей, когда выполнение её возлагается лично на всех граждан мужского пола, достигших определенного возраста. Воинская повинность покоится на одностороннем волепроявлении государства, налагающего эту обязанность на граждан в силу своей суверенной власти, и является противоположностью вербовке, в основе которой лежит добровольное соглашение государства с подданным.
Из такого определения всеобщей Воинской повинности вытекают следующие положения:
1) Воинская повинность есть обязанность подданных служить в составе организованной вооружённой силы. Это означает, что Воинская повинность, как юридическое отношение специального характера, охватывает собою не все виды служения государству, направленная к цели защиты государства, а лишь служение в организованной вооруженной силе, т.–е. службу в постоянной армии, в ополчении и во флоте.
Государство может призвать подданных для своей защиты и в другой форме; такой призыв повлечет за собой известные юридические последствия, но служба, выполняемая на основании такого акта, не даст содержания Воинской повинности, как она определяется и понимается законом с другой стороны, Воинская повинность не охватывает обязанности службы только под ружьем; напротив, содержанием Воинской повинности м. быть и иного рода служба, и если военнообязанный неспособен к службе под ружьем, то на него м. быть возложена обязанность несения в составе вооружённой сил какой–либо другой вспомогательной службы. Служба в организованной вооружённой силе протекает обыкновенно неравномерно; наиболее интенсивная её часть протекает под знаменами (действительная служба); затем, отслужившие сроки действительной службы перечисляются в запас (резерв), предназначенный для пополнения войск до штатов военное времени; в некоторых государствах военнообязанные из резерва перечисляются еще в войска второй линии (ландвер) и, наконец, все они зачисляются в ополчение, назначаемое в случае войны в помощь постоянным войскам.
В зависимости от состояния военнообязанных в той или другой категории вооружённых сил и изменяется их юридическое положение. Наибольшим ограничениям они подвергаются во время нахождения на действительной службе, здесь они подчиняются действию военных законов и ограничиваются в некоторых публичных и гражданских правах; с перечислением в резерв и ополчение эти ограничения почти совершенно исчезают.
2) Воинская повинность ограничена во времени.
Государство не может требовать от подданных службы более срока, определенных законом.
Это положение имеет силу только для мирного времени; в военное же время военнообязанные остаются на службе, пока этого будет требовать государственный интерес.
Размер повинности определяется возрастом и количеством лет службы; это последнее в разных государствах колебалось в пределах 22–28 л.; из них действительной службы 2–4 г., состояния в резерве (запасе) 9 – 15 л.; остальное время – в ополчении.
Установление длинных сроков всей Воинской повинности вызывается необходимостью в случаях чрезвычайной опасности увеличивать соответственно и вооружённые силы. При определении сроков действительной службы и времени состояния в запасе государство стремится к такой комбинации этих сроков, чтобы при мобилизации действующая армия по составу и численности была вполне способной к выполнению поставленных ей задач. Этому стремлению, как мы видим, отвечает установление кратких сроков действительной службы, дающее возможность проводить чрез ряды армии всех способных к служб её граждан, и соответственно увеличивает время пребывания в запасе, предоставляющее возможность увеличивать армию при мобилизации в несколькими раз.
3) Всеобщая Воинская повинность равна для всех граждан, т.–е. она должна отбываться всеми военнообязанными на одинаковых основаниях.
От этого принципа равенства в действительности по разным соображениям делаются серьезные отступления, сущность которых заключается:
а) в увеличении в военных интересах сроков действительной службы для военнообязанных, поступающих на службу в кавалерию и конную артиллерию (например, в России и Германии), и для тех военнослужащих, которые по тем или другим причинам фактически не исполняли этой службы (лишение свободы в виде наказания, нахождение в отпуску);
б) в сокращении сроков действительной службы в интересах народного образования для учителей народных школ и лиц, получивших известное образование;
в) в видоизменении самого характера отбывания Воинской повинности, заключающемся или в сокращена сроков действительной и общей службы с изменением самого юридического положения военнообязанных (как это, например, имеет место для вольноопределяющихся), или в зачислении военнообязанных на весь срок службы прямо в запас или в ополчение, например, по причинам физическим, в силу особого семейного положения и т. д.;
г) в установлении отбывания Воинской повинности на особых основаниях, например, в России для казачьего населения.
4) Воинская повинность есть повинность общеобязательная, т.–е. должна отбываться всеми гражданами, способными к отбыванию этой повинности физически и духовно.
Отступления от этого принципа наблюдаются:
а) в направлении исключения известных категорий граждан от исполнения Воинской повинности и
б) в направлении фактического освобождения от этой повинности.
Исключаются от исполнения Воинской повинности граждане, обладающие известных физическими и духовными недостатками, а также нравственно опороченные; они не могут поступать на военную службу и добровольно.
Освобождение от Воинской повинности возможно лишь при наличности точно определяемым законом условий; оно допускается по политическим соображениям для известных групп населения и в силу известного социального положения, например, для членов царствующих домов.
5) Воинская повинность есть повинность личная, она не допускает замены военнообязанного другим лицом ни посредством денежного выкупа, ни посредством найма охотников; отступления от этого начала были весьма несущественны и иногда допускались в самых незначительных размерах в пределах семьи.
6) Воинская повинность есть повинность подданническая; она покоится на принадлежности к государству и соответствует подданническому праву на защиту; Воинской повинности, может быть, следовательно, обязаны лишь подданные государства; иностранцы с разрешения верховной власти м. быть принимаемы на военную службу, но военнообязанными они не признаются. Обязанность выполнения гражданами Воинской повинности возникает лишь при наличности известных условий; к числу их относятся:
А) Достижение известного возраста. Достижение определённого возраста является фактом, на котором основывается право государства требовать от граждан совершения действий, ведущих к возникновению военнослужебного отношения. Этот возраст, в начале XX в., определялся в пределах 20–21 г. Установление сравнительно раннего призывного возраста обусловливается, во–первых, стремлением государства к возможно скорейшему разрешению для военнообязанных вопроса о принятии или непринятии их на службу, что для этих последних является чрезвычайно важным вопросом в смысле устройства их имущественных и семейных дел; во–вторых, желанием, в целях экономическом и нравственном, уменьшить число военнообязанных, поступающих на службу женатыми, и, в–третьих, стремлением иметь в составе вооружённых сил возможно большее количество молодых элементов, способных к перенесению тягостей военной службы. Кроме нормального призывного возраста, законодательство Российской империи устанавливало еще пониженные нормы для поступающих на службу вольноопределяющимися.
Б) Физическая годность.
Армия требует людей сильных и здоровых.
Принятие в ряды армии больных и слабых противоречит не только интересам армии, но и населения; потеряв силы и здоровье от непосильной работы на службе, они может сделаться тяжёлым бременем и для самого общества. Лица, физически совершенно негодные к выполнению Воинской повинности, от нее совершенно освобождаются; военнообязанные, неспособные по физическом недостаткам служить в строю, зачисляются на службу нестроевую или перечисляются прямо в ополчение; иногда физически неокрепшим больным дается отсрочка.
Вопрос о физическом годности новобранцев является больным местом почти всех европейских государств, т. к. понижение физической годности военнообязанных с каждого годом возрастает.
С целью обеспечить прилив в армии вполне годных в физическом отношении элементов стремятся, во–первых, расширить круг лиц, среди которых выбираются новобранцы, путем сокращения льгот и привлечения к отбыванию повинности частей населения, до сих пор, не отбывавших этой повинности, и, во–вторых, принимаются меры к поднятию уровня физическом развития населения и к предварительной подготовке его к отбыванию Воинской повинности путем организации школьных батальонов, гимнастических, стрелковых и др. спортивных обществ.
В) Нравственное достоинство.
Воинская повинность признается обязанностью почетной, а потому участие в этой повинности лиц, опороченных по суду, не допускается, как подрывающее нравственное достоинство повинности. Недопущение к отбыванию Воинской повинности нравственно опороченных не есть освобождение их от этой повинности, а позор, исключение от исполнения этой почетной обязанности. В зависимости от степени опороченности, опороченные элементы населения или вовсе исключаются из числа лиц, обязанных Воинской повинности, или отбывают эту повинность на особых основаниях, или же отбывают ее на общих с остальными гражданами условиях.
Вопрос о выполнении каждым военнообязанным Воинской повинности и о размерах этой последней разрешается особыми административными учреждениями, специально ведающими призывными операциями. Эти учреждения организуют обыкновенно в целую систему, при чем одни из них носят характер исполнительный, а другие – характер распорядительный и контрольный; они устроены на коллегиальных началах и имели смешанный характер: кроме представителей общегосударственных интересов и интересов армии, в состав их часто входили, в целях ограждения интересов населения, и представители от этого последнего или от органов местного самоуправления.
Исторический очерк.
Воинская повинность проявлялась в различные эпохи истории и у различные народов в чрезвычайно разнообразных формах, в которых, однако, можно подметить и общие характерные признаки.
В глубокой древности Воинская повинность была всеобщей, т. к. в борьбе за существование вынуждены были принимать участие все члены рода, общины или племени. С переходом к оседлому образу жизни и, главным образом, к земельной собственности, эта повинность всюду перелагается, в той или иной форме, на некоторую часть населения, сначала временно, а затем и постоянно, постепенно получая правовой характер.
Немецкий ученый Макс Иенс видит в этом явлении осуществление принципа разделения труда и называет эту первоначальную форму Воинской повинности сменной (Wechselwehr). Юлий Цезарь в своей De Bello Gallico рассказывает, что у суебов (швабов) мужское население было разделено на 2 очереди или смены, обязанные каждая вести войну в течение года, в то время как другая вела хозяйство.
Нечто вроде этой системы существовало и у древних славян, живших между Одером и Эльбой.
Здесь несколькими поселений составляли одну оборонительную общину – ополье, с правильно организованной сторожевой службой на границе. При этом все мужское население было обязано принимать участие в обороне, но непосредственно навстречу неприятелю выступала только часть населения, в то время как другая укрывалась с имуществом, женами и детьми в заранее подготовленных убежищах (град, город, обронный бор). Подобная сменная повинность сохранилась до XV в. у гуситских таборитов, где часть общин по очереди вела войну.
Постепенно эта обязанность начала ложиться на одну и ту же часть населения.
У некоторых народов это явление привело к крайней обособленности военной части населения, выразившейся в кастовых или близких к ним по своему типу организациях; это явление мы встречаем в Японии (самураи), Персии, Китае. Затем видим в истории вид Воинской повинности, основанной на землевладении или землепользовании.
Эта форма выражается двояко: или Воинская повинность зависит от размера земельного владения, или же часть населения принимаете на себя обязанность выступать на войну, получая за это в пользование землю (феодальная система).
Чистой феодальной системы Воинской повинности, без соединения с народным ополчением, призываемым в случае крайней опасности, по–видимому, не существовало нигде; ближе всего подходите к этому типу царство Сасанидов в древней Персии, где военная служба составляла почти исключительное право и обязанность земельного дворянства.
Особый вид земельной Воинской повинности составляла пограничная военная служба.
Меровинги поселяли войска, набранные из варваров, на границах франкского королевства и раздавали солдатам земельные участки.
Карл Великий образовал пограничные провинции (марки), раздавал там земли и за это обязывал население защищать границу.
Только в 1873 г. в Австро-Венгрии был отменен просуществовавший более 4 столетий институт военно-пограничных областей, жители которых за право пользования землей должны были охранять границу.
В героическом периоде греческой истории существовала всеобщая Воинская повинность; каждый дом выставлял одного воина; никаких освобождений не допускалось и уклонение от воинской службы считалось позором.
На войну выступала большая часть населения, а т. к. войны были часты, то с течением времени это привело к крайнему обеднению страны. Поэтому в законах Солона Воинская повинность перелагается на имущественные, классы; крестьяне и поденщики, не имевшие земельного ценза, освобождались от повинности. Воинская повинность с течением времени приобретает здесь довольно законченную форму: в каждой общине велся "каталог», в который вносились разделенные на 42 возраста все граждане, имеющие право и способные носить оружие, от 18 до 60 л.; однако, за неимением достаточного числа воинов мало–по–малу имущественный ценз понижается, и Воинская повинность распространяется на всех безземельных, с тем ограничением, что они обязывались выступать на войну лишь в случае неминуемой опасности для государства.
В Македонии всеобщая Воинская повинность всего более подходить к современным понятиям: каждый гражданин был обязан службою, но получал вооружение и даже жалование (при Филиппе) от царя.
В Риме, по законам Сервия Туллия, каждый гражданин (т.е. платящий налоги) был обязан нести военную службу в возрасте 17–60 л. На основании производившейся каждые 5 л. переписи, весь народ делился по земельному имущественному цензу на 5 классов, отбывавших Воинская повинность в различных родах войск.
Освобождались от военной службы только пролетарии.
В возрасте 17–45 л. каждый римлянин был обязан участвовать в 16, и не более, чем в 20, походах. Никто не мог выставить свою кандидатуру на занятие какой–либо общественной должности, не отбыв половины положенного числа походов. Аппий Клавдий распространил в 312 г. до P. X. Воинскую повинность на полуграждан (вольноотпущенных), даровав им гражданские права; к этому же времени относится и образование колоний, которые заселились пролетариями, обязавшимися за право владения землей защищать доступы к государству.
Воинская повинность, основанная на землевладении, страдает тем существенным недостатком, что отрывает значительную часть населения от полевых работ и при частых войнах вела к обеднению страны. Поэтому римляне оказались вынужденными распространить повинность на более широкие классы населения, а в III в. до P. X. в основу повинности положили, вместо земельного ценза, имущественный.
Постепенно начинает возникать идея вербовочных войск, что окончательно установляется Марием (107 г. до P. X.).
В эпоху борьбы Рима с германцами снова в Римской империи появляется Воинская повинность, основанная на землевладении, но владельцами, а следовательно и обязанными военной службой, являются уже не римляне, а германцы (IV в. по P. X.); но, строго говоря, это следует рассматривать, как плату наемным войскам, какими, несомненно, являлись по отношению к Риму германцы.
В Франкской монархии (V в.) каждый гражданин был обязан военной службой, начиная с 12 л., и принимал в том присягу. Затем постепенно создалась средневековая феодальная система, в которой Воинская повинность, хотя и существует, но приобретает особый оттенок обязательства военной службой не по отношению к государству, а к своему сеньору.
При Карле Великом были заведены списки всех "свободных» граждан, которые были обязаны личной Воинской повинности и содержали себя на свой счет. Т. к. многие "свободные» граждане были очень бедны, то явилась попытка основать Воинскую повинность на земельной собственности, при чем семьи, обладавшие недостаточным земельным цензом, были обязаны соединиться в группы и выставлять общего рекрута (807 г.). Мало–по–малу, вследствие усиления обнищания народа, не имевшего уже средств для снаряжения в поход, Воинская повинность превращается в повинность феодальную. Эта система постепенно распространяется во всей Западной Европе, и лишь в XVI в. снова выдвигается идея национальных армий, комплектуемых на принципах всеобщей Bоинской повинности.
Первую попытку в этом направлены, мы видим во Флоренции, где Макиавелли проектировал и приступил к формированию национальной пехоты (1506 г.) и кавалерии (1511 г.); по его проекту, все флорентийские граждане были обязаны военной службой. Однако, возвращение к власти Медичи в самом начале прекратило этот опыт.
В Германии идеи Макиавелли быстро нашли себе отклик, но не вследствие подъема национального самосознания, а за неимением денег на содержание многочисленных наемных армий. Против этих идей восстало большинство военных начальников, но силою вещей они вынуждены были пойти на уступки и согласиться с тем, чтобы рядом с постоянной армией существовало народное ополчение.
К концу XVI в. на принципе Воинской повинности создается внутренняя оборона многих германских государств, Бранденбурга, Баварии, Саксонии, Пфальца, Бадена и пр.; в Нассауском же княжестве была даже организована военная подготовка населения.
Во Франции в XVII в., в эпоху развития абсолютной монархии, также были попытки использовать народные силы, но уже для ведения внешних войн. Так, Лувуа пытается создать народную милицию, как источник пополнения постоянной армии (1688 г.); 2 г. спустя, он впервые прибегает при наборе в милицию к жеребьевке. Однако, эта система в скором времени превратилась в вербовочную, со всеми дурными её сторонами, легшую исключительно на беднейший класс населения, пока Людовик XV не уничтожил милицию "для облегчения народа» (1775 г.).
Когда в 1789 г. пришлось усиливать армию, Национальное Собрание почти единогласно отклонило конскрипцию на том основании, что только система комплектования волонтерами отвечает идее свободной нации. Однако, население не было склонно ответить даже на призыв "отечество в опасности», и в 1793 г. были объявлен принудительный набор; на время войны было призвано все мужское население от 18 до 25 л.
После мира в Кампо–Формио эти солдаты массами самовольно вернулись домой.
Вновь (1798 г.) был объявлен закон о призыве всего мужского населения от 20 до 25 л. Этот закон был близок к всеобщей Воинской повинности, т. к. освобождались от Воинской повинности только женатые и неспособные, но уже в 1800 г. были разрешено заместительство и объявлены льготы для привлечения охотников и сверхсрочных.
Конскрипция действовала и в эпоху Наполеона.
В 1814 г. Людовик XVIII отменил ее и ввел систему пополнения охотниками; однако, уже в 1818 г. в дополнение к этой системе вводится Воинская повинность (Гувион Cен–Сир).
В эту эпоху особенно развивается заместительство: существовали даже агентства, поставлявшие заместителей за известную плату. Дело дошло до того, что заместители составляли 1/3 всей армии.
В Крымского войне худшей оказалась именно эта категория.
В 1855 г. заместительство было отменено и введен откуп, и на средства, добываемые этим путем, правительство нанимало сверхсрочных.
Но в скором времени привлечь на военную службу нельзя было и деньгами, в 1863 г. было восстановлено заместительство и приступлено к сформированию милиции (Guarde mobile) на принципах всеобщей Воинской повинности.
Война 1870–71 гг. с её ужасными для Франции последствиями не дала осуществить этот проект.
Закон 1872 г. отменил заместительство, но оставил много выходов для богатых классов населения, желавших избавиться от Воинской повинности.
В 1889 г. был, наконец, возвещен принцип личного выполнения этого долга перед родиной, без всяких льгот.
На почве этого закона и дополнения к нему в 1892 г. развился действующий французский закон о Воинской повинности.
В Пруссии с 1654 г. начинают вести списки мужского населения, которое обязывается военной службой в эпохи крайней государственной опасности.
В 1701 г. объявляется "Положение о местной милиции», пополняемой по всеобщей Воинской повинности, но она никакого военного значения не имела, и Фридрих–Вильгельм ее отменил. Вместе с тем, однако, он объявил, что каждый подданный, какое бы положение он ни занимал, обязан военной службой, а потому покидающий свою родину без разрешения признается совершившим побег из армии (1713 г.).
В 1735 г. в Пруссии была введена кантональная организация, заключающаяся в том, что каждому полку был приписан призывной округ; все мужское население округа считалось принадлежащим к составу полка и даже жило по отпускным билетам, выдававшимся из рот, и носило цвета полка.
Эта система дала Фридриху–Вильгельму почти неиссякаемый источник комплектования армии, но он сохранил рядом с нею и вербовку. Последняя была окончательно отменена только после уничтожения французами прусской армии в 1806 г., и было принципиально решено, что честь защищать свою родину принадлежит только гражданину. Первоначально, однако, пришлось оставить в силе систему кантонистов, т. к. проект Шарнгорста – создать армию с коротким сроком действительной службы и рядом с нею народную милицию, не м. быть осуществлен без нарушения договора 1808 г., по которому Пруссия может содержать армию только в 42 т. ч.
В 1813 г. были объявлены положения о ландвере и ополчении.
Каждый способный носить оружие был обязан в возрасте 17 – 40 л. службой в ландвере.
В 1814 г. эта временная мера, вызванная напряженной борьбой с Наполеоном, была превращена в закон о всеобщей Воинской повинности.
Каждый способный носить оружие прусский подданный должен был отслужить: с 20 до 23–лет. возраста в действующей армии; от 23 до 25 лет. – в резерве; от 25 до 32 лет. – в ландвере 1–го призыва и до 39 лет. – в ландвере 2–го призыва; ополчение состояло из всего мужского населения от 17 до 49 л., не состоящего в действующей армии или ландвере.
В 1837 г. в пехоте в виде опыта срок действующей службы был сокращен до 2 л. для того, чтобы увеличить запас этого рода войск. Мобилизация прусской армии в 1859 г. показала значительные дефекты этой системы отбывания Воинской повинности, и в 1860 г. военный министр Роон провел следующую систему: под знаменами – 3 г., в резерве – 4 г., в ландвере – 1–го призыва – 4 г. и 2–го призыва – 5 л.
В 1867 г. объявлен новый закон о Воинской повинности для Северо–Германского союза: под знаменами – 3 г., в резерве – 4, в ландвере 1–го призыва – 5, ландвер 2–го призыва был отменен.
При учреждении Германской империи этот закон был распространен на государства Южно–Германского союза, которые незадолго перед тем (1868 г.) ввели Воинскую повинность и у себя.
С небольшими изменениями закон этот действовал и до I Мировой войны.
В Австро–Венгрии институт Воинской повинности сравнительно недавнего происхождения.
Идею же этой повинности можно проследить с XVIII в., когда в землях австрийской короны существовало обязательство общин выставлять определённое число рекрут; кроме того, при вторжении неприятеля в пределы государства призывалась на службу милиция. Об особом виде Воинской повинности, пограничной службе, было уже сказано ранее.
В землях Венгерской короны издавна существовало так называемая Personalinsurection, т.–е. обязательство, налагаемое на дворян, прелатов и пр., лично выступать на войну. Кроме того, в Венгрии существовала та же система общинной Воинской повинности, как и в Австрии. При Марии–Терезии и Иосифе II в землях австрийской короны, кроме Тироля и Форальберга, была введена система конскрипций, причем в основу был положен принцип всеобщей Воинской повинности, рекруты развёрстывались по провинциям и общинам на основании переписей; рядом с этим, однако, сохранилась и вербовка.
Военной службой были обязаны все граждане от 17 до 40 л.
Идея всеобщей Воинской повинности не м. быть, однако, осуществлена, т. к. выбор рекрутов был предоставлен местным властям, и, кроме того, допускался ряд изъятий.
Принятые на службу оставались на ней без срока.
В XIX в. ряд мероприятий постепенно подготовил население к всеобщей Воинской повинности, которая была, наконец, введена в 1868 г.
Проследив развитие идеи всеобщей Воинской повинности в истории, отметим еще взгляды некоторых ученых и государственных деятелей на значение этого налога крови.
Провозвестником идеи всеобщей Воинской повинности в новой истории является Макиавелли, писавший в XVI в. о необходимости пополнения армии исключительно гражданами государства и подготовки к военной службе всего подрастающего поколения. В Германии взгляды Макиавелли нашли себе отклик в лице Лацаруса Швенди.
Первоначально он восставал только против злоупотреблений при вербовке (1575 г.), но затем повторяет идеи Макиавелли.
В 1595 г. граф Иоанн Нассауский доказывал на одном собрании графов все преимущества национальных армий и предлагал перейти к всеобщей Воинской повинности.
Спиноза, в своем "Tractatus Politicus» (1670 г.), доказывал, что армия должна состоять только из граждан, и притом без всяких исключений. Лейбниц в одном из своих памфлетов (1700 г., не напечатан) советовал в основу военной организации государства поставить всеобщую милицию.
Мориц Саксонский в своих "Reveries» (1732 г.) давал целую программу введения всеобщей Воинской повинности. Юстус Мёзер писал в 1774 г. в своих "Patriotische Phantasien»: "Не подлежит сомнению, что через 100 л. всюду будет национальная милиция».
Адам Смите в"Wealth of Nations» (1776 г.), говорит, что оборона государства важнее богатства и что благороднейшее из искусств – военное. Идеал Смита – народ, обученный военному делу, и сильная армия, составленная из лиц, посвятивших себя исключительно военной службе. Голос Смита в Англии был почти одинок. Давид Юм (1750 г.) утверждал, что государства с военной организацией находятся в постоянной войне сами с собой.
Вильям Блэкстон(1765 г.) называл военную службу рабством.
Гиббон (1800 г.) высказывался, что военная служба в мирное время – безделье.
В 1817 г. лорд Мелвилль заявил в парламенте, что хорош, гражданин должен заниматься своим делом и что лишь самые отчаянные бездельники наиболее пригодны для военной службе.
Во Франции Монтескье (1748 г.) высказался не только против постоянной армии, но и против идеи милиции, на том основании, что они грозят наводнить Европу вооружёнными народами подобно гуннам.
Руссо сравнивал регулярные армии с чумой, указывая, притом, что милиция наиболее подходить к природе.
Серван де Жерби (1789 г.), военный сотрудник "Энциклопедии» и впоследствии военный министр жирондистов, был сторонником провинциальных милиций, формируемых не по всеобщей Воинской повинности, а солдатскими детьми, сиротами и вербовкой.
Итак, мы видим, что идея всеобщей Воинской повинности существовала почти во все времена, но принимала лишь различные виды. Первоначально понятия "армия» и "народ» были тождественны. Воинской повинности была вместе с тем и правом свободного человека; несвободные оружия не носили.
Наступает феодальная эпоха. Здесь мы встречаем, с одной стороны, право на ношение оружия и даже известного рода его, а с другой – обязательство военной службой по отношению к королю, при чем эта обязанность проистекает не только из принадлежности к данному племени, но и из владения и пользования землей. Изобретение пороха резко изменяет военную организацию всех государств. От воина требуется уже не только личное мужество и искусное владение оружием, но и уменье действовать в массах, совершенно забытое в средние века. Для этого является необходимой подготовка мирного времени, и в результате возникают значительные постоянные армии.
Это явление чрезвычайно вредно отражается на распространении в народе идеи всеобщей Воинской повинности, как священного долга гражданина. Постоянные армии рассматриваемой эпохи легли всею тяжестью своею на беднейшую часть населения; кроме того, военная служба была пожизненной, и лишь пришедший в негодность солдат выбрасывался из армии. Вот почему военная служба считалась в массе населения проклятием, и духовные связи между армией и народом не было; более того, пропасть, разделявшая армию и народ, увеличивалась тем, что право на звание офицера давалось не достойнейшим, а исключительно дворянству, по праву рождения.
Т. обр., Воинская повинность была для солдата чуть ли не несчастьем, а для офицера привилегией.
Французская революция и Наполеоновские войны снова превратили армию в народные и уничтожили пропасть между ними и народом. Уничтожение дворянства во Франции заставило прибегнуть к комплектованию корпуса офицеров достойнейшими. Эта эпоха особенно ярко доказала, что судьба государства зависит от его армии, от его военного мощи, и логическим следствием этого явились многочисленность армии (вооруженный народ), возможные лишь при условии широкого применения идеи Воинской повинности. Потом почти все культурные государства в мире перешли или находятся накануне перехода к всеобщей Воинской повинности.
Всеобщая Воинская повинность, позволяющая провести через ряды армии лучшую её часть населения и притом в сравнительно молодом, восприимчивом возрасте, сделала из современных армий школу народа. Благодаря ей, народ воспитывается в любви к своему государю и родине, в уважении к закону, в исполнительности, чувстве долга, не говоря уже о физическом развитии. Поэтому значение всеобщей Воинской повинности следует видеть не только в условии военного мощи государства, но и в воспитании и обучении нации.
Как видно из приведенного ниже краткого обзора государств, которые ввели у себя всеобщую Воинскую повинность, осуществление этой идеи приняло различные формы, каковы:
1) Рекрутская система, которая, хотя и признает Воинскую повинность, но берет из населения тем или другим способом только необходимое число рекрут, а прочая часть населения фактически освобождается от всякой службы.
2) Милиционная система, составляющая прямую противоположность рекрутской: каждый гражданин, способный носить оружие, признается частью вооружённых сил государства, зачисляется в них и обучается военному делу.
3) Кадровая система, соединяющая преимущества первых двух.
Действительная служба под знаменами, установленная лишь для некоторой части подлежащих Воинской повинности лиц, приближаете ее к рекрутской системе, а различные формы запаса и ополчения – к милиционной. Только одна Франция осуществила идею, на начало XX века, всеобщей Воинской повинности в полной мере, т. к. здесь военная служба ложится равномерно на все население без всяких исключений. В прочих государствах Воинская повинность ложится всем бременем на часть населения, в то время как другая отбывает ее почти фиктивно, числясь в различные категориях ополчения и запаса на случай военного времени. Эта неравномерность распределения повинности отчасти возмещается в некоторых государствах военной налогом (см. это слово).
Военная повинность в начале XX века.
В заключение приводим данные по отбыванию Воинской повинности в различных иностранных государствах:
Австро–Венгрия.
Воинская повинность всеобщая, отбывается или в имперской армии или в австрийском и венгерском ландверах.
Призывной возраст – 21 г.
В имперской армии – 3 г. под знаменами и 7 л. в резерве, или же 10 л. в рекрутском запасе для тех, кто непосредственно в него зачислен.
В ландверах: 2 г. под знаменами и 10 л. – в резерве или же 12 л. в рекрутском запасе.
Кроме того, в ландвер перечисляются на 2 г. запасные имперской армии.
В ландштурм зачисляются все граждане, способные носить оружие, от 19 до 42 л., не отбывшие Воинской повинности в других категориях вооружённых сил.
Освобождаются от военной службы некоторые категории чиновников, учителя народных школ и даже некоторые землевладельцы; довольно широкие льготы по семейному положению.
Лицам с средним и высшим образованием разрешается отбывать Воинскую повинность однолетними вольноопределяющимися, при условии выдержать экзамен на офицера запаса.
Подготовлялся переход к 2–летнему сроку службы.
Аргентина.
По закону 1905 г., всеобщая Воинская повинность от 21 до 45 л.; 3 г. (17–20) – в ополчении; 1 г. – под знаменами и 9 – в резерве (до 30 л.); 10 л. – в национальной гвардии (до 40л.) и 5 – в ополчении (территориальная гвардия).
Освобожденные от Воинской повинности платили военный налог.
Бельгия.
По закону 1909 г., из каждой семьи один сын обязан военной службой, но принимаются на службу по жребию только в дополнение к охотникам, которыми преимущественно комплектуется армия. Продолжительность службы – 13 л. (с 19 до 33), причем в конных войсках – 2 г. и в пеших – 15 мес.
Все города, имеющие более 5 т. жителей, содержат гражданскую гвардию (guarde civique), в которую зачисляется все мужское население, могущее завести на свои средства обмундирование.
В военное время эта гвардия поступает на пополнение войск 2 и 3–ей линий.
Болгария.
Воинская повинность всеобщая (1897 г.) от 20 до 46 л.: под знаменами в пехоте – 2 г., в прочих войсках – 3 в резерве, соответственного – 18 и 17 л.
В ополчении 1–го разряда – 4 г., 2–го разряда – 2.
Магометанам разрешалось откупаться.
Семейное положение давало право на одногодичную службу под знаменами.
Освобожденные от Воинской повинности уплачивали военный налог.
Боливия.
Всеобщая Воинская повинность (1875 – 80 гг.) от 21 до 40 л.
Под знаменами 2 г. и 3 г. в резерве; 5 л. в обыкновенном резерве и 10 в чрезвычайном.
После 6–мес. обучения могли быть уволены по семейному положению и для окончания образования.
Освобожденные от Воинской повинности уплачивали военный налог.
Бразилия.
Всеобщая Воинская повинность (1903 г.), номинально существующая, т. к. закон предусматривал чрезвычайно большое число освобождений, от 21 до 44 л. 2 г. под знаменами, 7 л. – в резерве, 7 л. в войсках 2–го призыва, и 7 л. – 3–го.
Закон вступил в силу только в 1908 г.
Великобритания.
По неотмененному закону 1808 г., каждый английский подданный м. быть призван для службы в милиции с 18 до 30–лет. возраста на 6 – 12 мес., но с 1809 г. ежегодно парламент вотировал о мену действия этих закона на один год.
Венесуэла.
Всеобщая Воинская повинность только в дополнение к комплектованию армии волонтерами, от 18 до 50 л.
Германия.
Воинская повинность всеобщая, распространяется на все мужское население государства от 17 до 45 л.
Прием на службу – по достижении 20 л., по жребию.
Продолжительность службы под знаменами: в кавалерии и конной артиллерии – 3 г., в прочих войсках – 2 г., после чего перечисляются в запас действующей армии, соответственно, на 4 и 5 л. Затем отбывшие Воинскую повинность в кавалерии и конной артиллерии и охотниками зачисляются в ландвер 1–го призыва на 3 г., а прочие на 5 л., после чего перечислялись в ландвер 2–го призыва, где оставались до достижения 39–лет. возраста, а затем переходили в ландштурм 2–го призыва до 45 л., кроме того, в ландштурм зачислялись все не отбывшие Воинскую повинность от 17 до 45–лет. возраста, при чем до 39 л. они числились в 1–м призыве.
Вытянувшие жребий, но оказавшиеся сверхкомплектными, затем получившие льготы по семейному положению и некоторые условно годные зачисляются на 12 л. в эрзац–резерв, после чего переводились в ландвер и ландштурм.
Льготы: молодые люди с законченным средним и высшим образованием могли отбыть Воинскую повинность однолетними вольноопределяющимися, за свой счет.
Допускалось поступление охотниками на 2, 3, 4 г., начиная с 17–лет. возраста, с некоторыми льготами по дальнейшему отбыванию Воинской повинности.
Отсрочки давались только для окончания образования, не более 3 лет.
Греция.
Всеобщая Воинская повинность (1882 г.) с 21 до 51 г.: 2 г. – под знаменами, 10 л. – в резерве, 10 л. – в национальной гвардии и 8 л. – в её резерве.
Большое число льгот по семейному положению.
В 1911 г. был принять новый закон, устанавливающий 35 л. службы – от 19 до 55 л., из которых 2 г. – под знаменами, 10 л. – в резерве 1–го кл., 9 л. – в резерве 2–го кл., 7 л. – в территориальной армии и 7 л. – в её резерве.
Освобождения от службы не существовало.
Неспособные к службе и освобожденные по другим причинам уплачивали военный налог.
Голландия.
Воинская повинность всеобщая (1902 г.), но в дополнение к системе пополнения армии волонтерами.
Призыв на службу с 20 л., на 15 л.: 8 – в милиции и 7 – в ландвере.
Продолжительность службы под знаменами – 8 ? мес. в пеших войсках и 18 – в конных.
В ополчение зачислялось все мужское население от 19 до 50 л.
Дания.
Всеобщая Воинская повинность (1867 г.) от 22 до 39 л., 5 л. – в действующей армии и 8 л. – в ландвере.
По получении предварительной подготовки нижние чины увольнялись в запас.
Продолжительность обучения: пехоты 6 – 14 мес., кавалерия – 19 мес., полевая артиллерия от 4 до 14 мес., инженерные войска – 5 – 17 мес.
Установлены учебные сборы.
Египет.
По закону 1885 – 1902 гг., все мужское население, кроме духовенства, учителей и студентов, обязано военной службой с 19 до 29 л., при чем 5 л. в армии, 5 л. в полиции или в резерве.
Допускался откуп.
Фактически большая часть населения отбывала Воинскую повинность номинально.
Испания.
Всеобщая Воинская повинность (1882 г.); до закона 1911 г. ("Русский Инвалид» 1911 г. № 224) допускался откуп и заместительство.
Призывной возраст – 21 г.
Под знаменами – 3 г., во 2–м призыве – 5 л., в резерве – 6 л. и в территориальном резерве – остальной время до 39 л.
Италия.
Воинская повинность всеобщая (1885 г.), начиналась с 20 л. и продолжалась 19 л.
Много льгот по семейному положению и для окончания образования.
Признанные годными к службе делились на 3 категории: в 1–ю поступали не имеющие льгот. 1 и 2–я категория зачислялась в действующую армию на 8 л., в подвижную милицию – на 4 г. и в территориальные – на 7 л, 3–я категория прямо зачисляется в территориальную милицию (ополчение); 2–я категория числилась в рекрутском запасе.
Срок службы 1–ой категории под знаменами: 5 л. – в жандармских частях, куда принимались только охотники, 2 г. – во всех войсках.
Лицам со средним и высшем образованием разрешалось отбывать Воинскую повинность однолетними вольноопределяющимися.
Колумбия.
В 1897 г. объявлена всеобщая Воинская повинность, но до начала XX века не была введена.
Мексика.
В принципе введена всеобщая Воинская повинность в дополнение к комплектованию волонтерами, но фактически на военную службу забирали силой отбросы населения и даже военнопленных индейцев.
Широко развита система откупа.
Под знаменами – 5 л. и в резерве – 3 г.
Норвегия.
Всеобщая Воинская повинность (1886 г.) с 22 до 38 л.
В действующей армии – 6 л., в ландвере – 6 л. и в ландштурме – 4 г. При кадрах, составленных из унтер–офицеров долгосрочной службы, военнообязанные проходят краткие курсы различной продолжительности, как–то: в 1–й г. принятия на службу в кавалерии – 126 дн., в полевой артиллерии – 114 дн., в инженерных войсках – 84 дн., а в прочих – 72 дн.; на 2–й, 3–й и 8–й гг. по одному повторительному курсу в 24 дня.
Освобождений от Воинской повинности почти не существовало.
Парагвай. (см.)
Всеобщая Воинская повинность существовала только на бумаге, т. к. на действительную службу принималось около 100 ч. в год.
Остальные составляли национальную гвардию, при чем в нее зачислялись все холостые от 18 до 35 л., а в её резерв – женатые, от 18 до 45 л., и холостые, от 35 до 40 лете.
В течение 4 мес. по воскресеньям и праздникам обучались военному делу.
Перу.
Всеобщая Воинская повинность (1905 г.) от 19 до 50 л. Допускался откуп.
Под знаменами: в пехоте – 3 г., в прочих родах войск – 4 г., после переходите до 30 л. в 1–й резерв и до 35 л. – во 2–й, а затем на 15 л. в национальную гвардию.
К службе под знаменами привлекались только в том случае, если для комплектования армии недоставало охотников.
Португалия.
Всеобщая Воинская повинность (1887 г.) от 20 до 45 л.
Допускался откуп, заместительство и замена братьев.
Под знаменами – 3 г., в 1–м резерве – 5 л. и во 2–м – 7 л., после чего на 10 л. зачислялись в территориальный резерв.
Румыния.
Всеобщая Воинская повинность (1908 г.) от 21 до 42 л.
В постоянных частях под знаменами: пехота – 2 г., в запасе – 5 л., конные войска – от 3 до 4 л. и в запасе – 3 и 4 г., в резерве – 10 л. и в милиции – 7 л.
Сербия.
Всеобщая Воинская повинность (1901 г.) от 21 до 45 л.
Под знаменами (1–й призыв) – 2 г., в резерве – 9 л., во 2–м призыве национальной милиции – 6 л. и в 3–м – 8 л.; кроме того, от 18 до 20 л. и от 46 до 50 л. в ополчении.
Сиам (Таиланд).
Всеобщая Воинская повинность вводилась в виде опыта с большими трудностями.
От 18 до 20 л. – под знаменами, до 25 – в резерве.
Северо–Американские Соединенные Штаты.
В 1908 г. введена всеобщая Воинская повинность для службы в милиции от 18 до 45–лет. возраста.
Турция.
В 1909 г. всеобщая Воинская повинность (1880) распространена и на христиан.
Призывной возраст – 21 г.
Под знаменами – 3 г., в резерве – 6 л., в ландвере – 9 л. и в ландштурм е – 2 г.
Допускался откуп по прослужении 3 мес.
Франция.
Всеобщая Воинская повинность в полном смысле слова.
На службу принималось все сколько–нибудь годное население с 21 до 45 л.
Под знаменами – 2 г., в резерве – 11 л., в территориальной армии – 6 л. и в её резерве – 6 л.
Условно годные зачислялись на нестроевую службу.
Отсрочки допускались, но без всякого права на сокращение срока службы.
Допускалось поступление охотниками, с 18–лет. возрасте, на 3 – 5 л. прохождение службы несколько облегчалось получившим подготовку к военной службе до приема на нее, – сокращались сроки выслуги на производство ь унтер–офицеры.
Черногория.
Всеобщая Воинская повинность в полном смысле слова с 18 до 62 л.; из них 18 и 19–лет. числились в рекрутском классе, от 20 до 52 л. – в действующей армии и от 53 до 62 л. – в резерве.
Магометанское население освобождалось от Воинской повинности в случае войны с турками.
Все льготы связаны с военным налогом.
Чили.
Воинской повинность всеобщая (1898 г.) от 20 до 40 л.
Под знаменами – 1 г., в резерве – 9 л., в резерве 2–ой очереди – 10 л.
Воинские повинности существует только в дополнение к комплектованию волонтерами.
Швейцария.
Всеобщая Воинская повинность; в войсках 1–ой линии – 10 – 12 л. с периодическими учебными сборами; в ландвере – 8 – 10 л. и в ополчении – от 17 до 50 л.
Чистая милицейская система, с кратковременными учебными сборами.
Швеция.
Всеобщая Воинская повинность (1892 – 1901 гг.) существовала здесь издавна, на принципе земледелия.
Закон 1901 г. был введен в действие в 1917 г.
Воинская повинности сокращена в дополнение к комплектованию действующей армии волонтерами.
От 21 до 33 л. – в беверинге и до 40 л. – в ландштурме.
Япония.
Всеобщая Воинская повинность (1875 г.) с 17 до 40 л.
На службу принимали 20 л.
Под знаменами: в пехоте – 2 г., а в прочих войсках – 3 г., в резерве – 5 л. или 4 г. 4 мес., в ландвере – 10 л., в ландштурме: 1–го призыва – остальное время до 40 л. В ландштурме 2–го призыва зачислялись все не отбывшие Воинскую повинность.
Избыток годных к службе зачислялся в рекрутский запас на 12 л.
Допускалось добровольное поступление на службу с 17 л., а также и однолетними вольноопределяющимися.
Эквадор.
Всеобщая Воинская повинность от 18 до 60 л.
Под знаменами – 3 г., в резерве – 11 л., в национальной гвардии – 12 л. и в территориальных войсках – 15 л.
Хотя Воинская повинность здесь введена с 1902 г., но существовала лишь на бумаге.
ТАБЛИЦА главнейших данных об отбывании воинской повинности к началу XX века в иностранных государствах.
Государства |
Продолжительность Воинской повинности, лет |
Призывной возраст, года |
Расчет службы |
|||||
Служба под знаменами, года (в годах) |
Резерв, в годах |
Ландвер, в годах |
Ополчение, в годах |
|||||
I |
II |
|||||||
Австро–Венгрия |
19–42 |
21 |
Император. армия – 3; |
7 |
2 |
23 |
– |
|
Ландвер – 2. |
10 |
– |
23 |
– |
||||
Аргентина |
17–45 |
21 |
1 |
9 |
10 |
5 |
– |
|
Бельгия |
19–33 |
19 |
Пехота – 15 мес. |
10 ? |
– |
– |
– |
|
Конница – 2 г. |
10 |
– |
– |
– |
||||
Болгария |
20–46 |
20 |
Пехота 2; |
18 |
– |
4 |
2 |
|
Проч. Войска 3 |
17 |
– |
4 |
2 |
||||
Боливия |
21–44 |
21 |
2 |
3 |
5 |
10 |
– |
|
Бразилия |
21–44 |
21 |
2 |
7 |
7 |
7 |
– |
|
Великобритания |
18–30 |
– |
– |
– |
– |
12 |
– |
|
Венесуэла |
18–50 |
– |
– |
– |
– |
32 |
– |
|
Германия |
17–45 |
20 |
Конные войска – 3 |
4 |
I |
II |
– |
6 |
5 |
7 |
|||||||
|
|
– |
||||||
Греция |
19–55 |
19 |
2 |
10 |
9 |
7 |
7 |
|
Голландия |
19–50 |
20 |
Пешие войска – 8 ? мес. |
7 л. 4 мес. |
7 |
– |
30 |
|
Конные войска – 18 мес. |
6 ? г. |
|||||||
Дания |
22–39 |
22 |
8 |
– |
8 |
– |
– |
|
Египет |
19–29 |
19 |
5 |
5 |
– |
– |
– |
|
Испания |
12–33 |
21 |
3 |
3 |
6 |
– |
– |
|
Италия |
20–39 |
20 |
2 |
6 |
4 |
7 |
– |
|
Мексика |
18–50 |
20 |
5 |
3 |
– |
24 |
– |
|
Норвегия |
22–38 |
22 |
6 |
– |
6 |
4 |
– |
|
Парагвай |
18–45 |
– |
– |
– |
– |
17 |
10 |
|
Перу |
19–50 |
19 |
Пехота – 3; |
8 |
5 |
15 |
– |
|
Прочие войска – 4 |
7 |
|||||||
Португалия |
20–45 |
20 |
3 |
5 |
7 |
60 |
– |
|
Румыния |
21–42 |
21 |
Пехота – 2; |
5 |
10 |
7 |
– |
|
Конные войска – 3–4 |
4–3 |
|||||||
Сербия |
18–50 |
21 |
2 |
9 |
6 |
8 |
7 |
|
Северо–Американские Соединенные штаты |
18–45 |
– |
– |
– |
– |
27 |
– |
|
Сиам (Таиланд) |
18–25 |
18 |
2 |
5 |
– |
– |
– |
|
Турция |
21–40 |
21 |
3 |
6 |
9 |
2 |
– |
|
Франция |
21–45 |
21 |
2 |
11 |
6 |
6 |
– |
|
Черногория |
18–62 |
20 |
32 |
9 |
– |
– |
– |
|
Чили |
20–40 |
20 |
1 |
9 |
10 |
– |
– |
|
Швейцария |
17–50 |
– |
1 линия – 10–12 |
– |
8–10 |
15–33 |
– |
|
Швеция |
21–30 |
21 |
– |
– |
12 |
7 |
– |
|
Эквадор |
18–60 |
18 |
3 |
11 |
12 |
15 |
– |
|
Япония |
17–40 |
20 |
Пехота – 2; |
5 |
10 |
3 |
33 |
|
Прочие войска – 3 |
4 г. 4 мес. |
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!