ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТАМПЛИЕРОВ СОВРЕМЕННОСТИ

ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТАМПЛИЕРОВ СОВРЕМЕННОСТИ

Он и монах, и воин бедный.

В честь Храма, Тамплиером нареченный.

В последние годы резко возрос интерес к истории Ордена Храма. О Тамплиерах снимаются фильмы, выпускаются книги, публикуются научные и, не совсем, научные статьи. О них спорят на страницах форумов и серьёзных научных изданий. Ряд авторов пытаются представить историко-хронологические исследования с претензией на освещение давних и современных политических процессов, некоторые, вдаваясь в крайности, откровенно их ругают, пытаясь навешивать ярлыки и вымышленные обвинения, есть и такие, которые видят положительное влияние Ордена Храма на общее развитие цивилизации и общества.

На этой почве, как грибы произрастают разного толка общества, которые без всяких на то исторических и духовных предпосылок называю себя Тамплиерами или их последователями. В результате в обществе формируются различные мнения. История Ордена Храма обрастает обвинениями и небылицами очень и очень далёкими от действительности. Рыцарей Храма необоснованно связывают с масонами, с Приоратом Сиона, а то просто приравнивают к сатанистам и им подобным.

Однако, не смотря на все противоречия и толки, Орден Храма Иерусалимского, основанный в 1118 году девятью Рыцарями основателями, продолжает свой непрерывный путь через годы гонений и забытья. На современном историческом этапе он представлен прямым и законным наследником – Верховным Рыцарским Орденом Храма Иерусалимского (ORDO SUPREMUS MILITARIS TEMPLI HIEROSOLYMITANI – O.S.M.T.H.).

Жак де Моле (Jacques de MoLay), XIX век (Biblioth?que Nationale de France). Большой герб ORDO SUPREMUS MILITARIS TEMPLIHIEROSOLYMITANI- O.S.M.T.H, архивы O.S.M.T.H, Порто.
Жак де Моле (Jacques de MoLay), XIX век (Bibliothegrave;que Nationale de France), общественное достояние, wikipedia.org Большой герб ORDO SUPREMUS MILITARIS TEMPLIHIEROSOLYMITANI- O.S.M.T.H, архивы O.S.M.T.H, Порто.

С 1960 года по настоящее время Орден возглавляет Великий Магистр и Принц Регент Верховного Рыцарского Ордена Храма Иерусалимского Дон Фернандо Пинто Перейра де Соуза Фонтес (порт. S.A.E. Dom Fernando Pinto Pereira de Sousa Fontes). Орден, является международным и признанным, имеет национальные Великие Приораты во многих странах мира, в том числе в России. Великий Магистрат Ордена находится в Португалии в городе Порто.

К сожалению, многие исследователи утверждают, что Орден Храма Иерусалимского основан по воле Святого Престола, и упразднён Папой – Клементом V , а история Ордена, мол, официально закончилась в 1314 году со смертью Великого Магистра Жака де Моле. Весьма распространённое, но ошибочное мнение.

Очевидно, правы те, кто полагает, что Орден не был инициирован Папой. И вот почему. По легенде Гуго де Пейн с товарищами нашёл Священный Грааль и сумел его расшифровать. Соприкоснувшись с духовной силой, он познал настоящий мир. Произошло некое раздвоение на тень физической жизни и яркой жизни духовной - он познал, что "Бог – есмь Любовь».

Надо признать, в этой связи не случаен клич Тамплиеров: "Vive Dieu Saint Amore» ("Да, здравствует Бог – Святая Любовь»).

Не случайно и изображение на печати Тамплиеров двух всадников на одной лошади. Оно имеет двоякое значение: во-первых, символизирует обет бедности и, во-вторых, двойственность Рыцаря Храма – воина и монаха (физическую форму и духовную).

Два Тамплиера на лошади. Рисунок из Хроники Матвея Парижского. XIII век. Оксфорд, Библиотека Бодлейан. Печать ордена тамплиеров.

Два Тамплиера на лошади. Рисунок из Хроники Матвея Парижского. XIII век. Оксфорд, Библиотека Бодлейан.

Иллюстрация с сайта Wikipedia.org.

Печать ордена тамплиеров. Иллюстрация с сайта Wikipedia.org.

Красивая Легенда. И, как ей не верить?

Подобные легенды не возникают из ничего, на пустом месте. Именно такое знание позволило Тамплиерам создать своё общество, отличное от иных, основанное на Рыцарской чести, созидании и любви к ближнему.

История Ордена Храма началась с решения Гуго де Пейна и восьми его единомышленников - рыцарей, в том числе Готфрид де Сен-Омер, Аршамбуа де Сен-Аньян, Пайен де Мондидье, Жоффруа Бизо и еще одного крестоносца по имени Россаль – создать братство бедных воинов Иисуса Христа. Ими был дан обет бедности и целомудрия, в чём они торжественно поклялись патриарху в церкви Гроба Господня.

Король Балдуин II передал им замок в Иерусалиме на южном склоне Храмовой горы, в месте нахождения по преданию храма царя Соломона. По названию места расположения они стали называться рыцарями Храма Соломона, Рыцарями Храма или Храмовниками.

Орден стал стремительно набирать силу. Сильные мира сего, в том числе и Папа, были вынуждены считаться с ним, как с реальной военной и политической силой.

И только спустя годы во времена правления папы Гонория II, в 1128 году состоялся Собор в Труа, где был утверждён Устав Ордена Храма, принадлежащий перу Святого Бернара Клервосского и Гуго де Пейн официально стал первым Великим Магистром Ордена.

В 1139 году (через десятилетие после Собора в Труа) Папой Иннокентием II издана специальная булла "Omne datum optimum» (Всё лучшее в дар), которой Ордену Храма даруется серия привилегий, в том числе: на них не распространялась ни власть монархов, ни служителей церкви, они были освобождены от уплаты церковной десятины. Никто не имел права требовать от них клятвы. Только Тамплиер мог стать Великим Магистром Ордена. Только Великий Магистр и капитул Ордена могли внести изменения в Устав. Тамплиерам даровалось право строить собственные храмы, чтобы грешники не мешали им возносить молитвы. Учреждалась новая должность в Ордене — брата-капеллана, который обязан был следить за духовным состоянием рыцарей и служить братьям во всех Домах Ордена. Тамплиеры объявлялись не только защитниками паломников, отправлявшихся в Святую Землю, но и защитниками Христианской веры. Это могло свидетельствовать о том, что Орден находится под покровительством Папы, однако чёткого упоминания о подчинении Ордена Святому Престолу в ней не было.

Восходящие на Святой Престол Папы продолжали укреплять права Ордена, так в 1144 году Папа Целестин II издал буллу "Milftes Templi», из которой следовало, что жертвующие Ордену благодетели получали индульгенцию на отпущение грехов. Эти и последующие буллы способствовали укреплению Ордена в качестве независимой охраны царства Христова на земле.

Приобретая, огромный военный и экономический потенциал, Орден пользовался заслуженным уважением. Имея свои Дома и земли на территории многих государств, Орден превратился в своеобразное государство в государствах. Занимаясь строительством, наукой, банковским делом Храмовники вносили большой вклад в развитие экономики и цивилизации в целом.

При этом из анализа доступных документов того времени и, в том числе Устава Ордена de Jure не прослеживается его прямое подчинение Святому Престолу. De Facto -зависимость Ордена от Святого Престола предполагалась только формально в угоду сохранения порядка вещей того времени.

Будучи духовно обособленным, Орден находился под покровительством Святого Престола, но не в полной зависимости от него. Истории известны случаи, когда Орден действовал против воли Папы. К примеру, Орден вопреки воле Папы Урбана IV отказался участвовать в крестовом походе против короля Манфреда. Это, конечно, вызвало скандал, однако, к каким-либо серьёзным последствиям этот конфликт не привёл.

К концу XIII века отношения со стороны Ордена к Святому Престолу складывались скорее "ipsum quis» (партнёрские), чем вассальные или духовно зависимые.

Экономическая независимость, политическая значимость и фактическая духовная обособленность Ордена не соответствовало требованиям того времени, что в том числе послужило причиной заговора против него между Филиппом IV Красивым и Папой Клементом V, последующего его разгрома и преследования. Тамплиеры обвинялись в ереси, идолопоклонстве и сатанизме. Уже в наше время (2009 год) опубликован документ начала XIV века – "Шиноский список» оправдывающий Тамплиеров, в предъявленных им обвинениях. Многие века этот документ хранился Ватиканом в полной безвестности.

Вопреки расхожему мнению, история Ордена не закончилась буллами Папы Клемента V "Vox in excelso» (22 марта 1312 года), "Ad providam» (2 мая 1312 года) и вероломным сожжением Великого Магистра Жака де Моле (18 марта 1314 года).

Да, в соответствие с этими документами Папа Клемент V запретил Орден, лишил его ранее дарованных привилегий и передал его имущество и владения Госпитальерам.

Однако Орден не был создан Великим Престолом. Его официальный запрет юридически, и фактически нельзя признать, как его полную ликвидацию. Не смотря, на ранее изданную Папой Клементом V буллу "Pastoralis Praeeminentiae» (22 ноября 1307 года) о преследовании Тамплиеров во всех христианских монархиях, в ряде стран Орден продолжал существовать и защищаться от преследований (Арагон, Майорка), а в Португалии не подвергался им и вовсе. Орден Тамплиеров в своё время сыграл большую роль в становлении Португальского государства и король Португалии Диниш (порт. Dinis de Portugal "o Lavrador", 9 октября 1261года - 7 января 1325 года), встав на его защиту, не поверил сфабрикованным обвинениям в адрес Ордена, и на его основе в последствие создал Орден Христа, которому и была передана собственность Ордена Тамплиеров в Португалии. В том числе крепость Томар (порт. Tomar), На её территории расположен Монастырь ордена Христа (порт. Convento de Cristo), заложенный в XII веке, как замок ордена Тамплиеров, позднее превращённый в монастырь. Этот оплот Тамплиеров до настоящего времени поражает современников своим величием и архитектурой.

Король Португалии Диниш (порт. Dinis de Portugal "o Lavrador", 9 октября 1261 - 7 января 1325), шестой король Португалии, правил с 16 февраля 1279 года по 7 января 1325 года. Миниатюра неизвестного автора. Монастырь Ордена Христа (порт. Convento de Cristo) - резиденция Португальских Тамплиеров и их приемников. Признан ЮНЕСКО в 1983 году памятником Всемирного наследия (Автор Л. Сабинин, сентябрь 2010 года).

Король Португалии Диниш (порт. Dinis de Portugal "o Lavrador", 9 октября 1261 - 7 января 1325), шестой король Португалии, правил с 16 февраля 1279 года по 7 января 1325 года.

Миниатюра неизвестного автора,

Иллюстрация с сайта Wikipedia.org.

Монастырь Ордена Христа (порт. Convento de Cristo) – резиденция Португальских Тамплиеров и их приемников. Признан ЮНЕСКО в 1983 году памятником Всемирного наследия (Автор Л. Сабинин, сентябрь 2010 года).

Не подвергались особым гонениям Тамплиеры в Германии, Ирландии и Шотландии, правители, которых не проявляли рвения в исполнении "Pastoralis Praeeminentiae». Орден Тамплиеров не был ликвидирован и продолжил свою историю, как явно (в Португалии), так и скрытно в других странах. О чём свидетельствует опубликованный в 1804 году документ – Хартия Лармениуса (хартия передачи). Написал

его Жан-Марк Лармениус, являющийся приемником Жака де Моле. После Лармениуса данный документ подписывал каждый последующий Великий Магистр.

Последним его подписал Бернар-Раймунд Фабре (1804 – 1813 годы), который и предал его гласности. Хартия Лармениуса, датированная 13 февраля 1324 года, является одним из доказательств непрерывного цикла существования Ордена Храма.

Ещё одно доказательство непрерывной истории Ордена - список Великих Магистров. Действующим по списку Великим Магистром Ордена, в настоящее время является Дон Фернандо Пинто Перейра де Соуза Фонтес.

Исторически интересен вопрос. Почему, Жак де Моле не пожелал скрыться и позволил себя арестовать, хотя, по всей видимости, был осведомлён о готовящихся арестах?

О действительных причинах его бездействия в пятницу 13 октября 1307 года остаётся только догадываться. Однако его осведомлённость о готовящихся арестах не вызывает сомнения. "Как утверждают, в одну из ночей перед волной арестов сокровища были вывезены из Парижа и доставлены в порт Ла-Рошель, где погружены на 18 галер» (Борис Алексеевич Пчельников в своей книге "Рыцари Церкви». Кто они?).

Из существующих версий о том, куда прибыли галеры наиболее интересной и заслуживающей внимания представляется версия исследователя истории Тамплиеров на Руси Дмитрия Николаевича Зенина. В своих статьях он последовательно, опираясь на исторические факты, документы и памятники доказывает, что тамплиеры присутствовали в средние века на Руси и принимали в её судьбе самое непосредственное участие, в том числе в становлении её государственности, и в частности в возвышении княжества Московского.

Эта версия заслуживает особого внимания. Впервые в летописях: "Повесть временных лет», "О зачале царствующаго великого града Москвы, како исперва зачатся» Москва упоминается в 1147 году. Однако из этого упоминания трудно сделать вывод, к какому виду поселения её можно было бы отнести.

Следующее упоминание о существовании Москвы в Тверской летописи относится к 1156 году – "князь Великий Юрий Владимирович заложил град Москву в устье Неглинной, выше реки Яузы». Сам князь в Москве не жил, есть свидетельство, что только останавливался. Можно сделать вывод, что в 1156 году началось строительство крепости. В те времена крепостью называли и поселение обнесённое частоколом. В 1238 году хан Батый сжигает Москву.

Ко второй половине XIII века при Московском Князе Данииле Александровиче (1261 — 4 марта 1303) младшем сыны Александра Невского и основателе рода московских князей Москва становится удельным княжеством. Из Московского лицевого свода и "Тверского летописца», следует, что Даниил Александрович Московский не совершил ничего выдающегося, лишь воевал за Киевский Престол со своим старшим братом Дмитрием Александровичем. Однако "Житие святого Даниила Московского» свидетельствует, что при правлении Даниила Александровича был основан Данилов монастырь (1282 год) и в качестве мужского монастыря посвящён Святой Богородице.

С 4 марта 1303 года по 21 ноября 1325 год на престоле Московского Княжества находился Юрий Данилович – старший сын Московского князя Даниила Александровича.

К началу XIV века каких-либо особых исторических предпосылок и условий к быстрому политическому и экономическому росту Московского удельного княжества в летописях того времени не прослеживается.

Дмитрий Николаевич Зенин приводит следующее свидетельство: "И почему было Москве царством быть, и хто то знал, что Москве государством слыть?» ("Повести об основании Москвы и убиении Данилы Суздальского», автор не известен).

И вдруг в период с 1307 по 1340 год Москва превращается в великое княжество.

Свою версию Дмитрий Николаевич Зенин, обосновал в статье "Все дороги ведут в Рим», где он приводит следующие летописные свидетельства: "Сведения о пребывании Тамплиеров на Руси прямым текстом есть в Ипатьевском Летописном своде. Повествуя о событиях 1245 года, автор рассказывает, что, выступив в поход на Брест, Даниил Галицкий обратился к своим войскам со словами: "Не годится ТЕМПЛИЧАМ рекомым СОЛОМОНОЧАМ нашу отчину держати...» - пошел на них и "яша (взял) старейшину их Бруно руками».

Великий князь Московский Юрий Данилович

князь Московский Юрий Данилович

Иллюстрация с сайта Wikipedia.org.

 

"Темпличами» (Тамплиеры) и "Соломоночами» (от названия Храма царя Соломона) Даниил Галицкий мог назвать только Тамплиеров, да и иностранное, явно, не славянское имя - "Бруно» свидетельствует о том же.

"Из летописей известно, что с "1305 по 1314 годы включительно произошел массовый приезд в Москву служилых людей (титулованной и нетитулованной военной знати). Эти рыцари (а как же еще их можно назвать – "на коне в доспесе полном») приезжали с трех направлений: из Орды, из Литвы и "от немец».

Русь была православной, и Тамплиеры могли на её территории не опасаться преследований Рима и это одна из причин их прибытия в Москву.

"В 1307 году Юрий Данилович Московский находился в Новгороде и вместе с владыкою (новгородским архиепископом) и всеми людьми встретил заморских калик (странников-пилигримов), прибывших на 18 набойных насадах (мореходный парусно-гребной корабль со сплошной палубой). Калики привезли "несметное многое множество золотой казны, жемчуга и камения драгоценные», чем поклонились "князю Юрью», владыке и всем людям; затем мореходные странники пожаловались встречавшим на "всю неправду князя галлов и папы». князь галлов – это ни кто иной, как король Франции Филипп IV.

Ничего удивительного, на Руси и в Европе был издавна известен водный путь "Из Варяг в Греки» и проходил он через Новгород, поэтому возможность прибытия 18 судов из порта Ла-Рошель в Новгород сомнений не вызывает.

Кому же это быть, как не Тамплиерам, спасающимся от преследований Святого Престола? Известные из Московских летописей события свидетельствует о том, что Рыцари-Тамплиеры присутствовали на Руси и до и после их разгрома в Западной Европе.

Судьбе было угодно, чтобы князь Московский Юрий Данилович получил в распоряжение "казну великую» и воинскую силу.

От этих событий прослеживается прямая причинно-следственная связь с последующим стремительным подъёмом Московского Княжества.

Москва, как Иерусалим и Рим расположена на семи холмах (и это обстоятельство, пусть даже косвенно, служит подтверждением версии Зенина), поскольку, известна цель Тамплиеров – постройка нового Иерусалима.

Заложенный Даниилом Александровичем Московским в 1282 году мужской монастырь, был посвящён Святой Богородице. Именно её Тамплиеры считали и считают своей покровительницей. Для кого строился монастырь, как не для Тамплиеров? Если не для них, то, как объяснить наличие на надвратной церкви Свято-Данилова монастыря лепных розеток в форме одного из гербов тамплиеров - белая квадратная рамка, наложенная на символизированный крест Тамплиеров, в центре квадрата роза из шести лепестков.

В статье "След Тамплиеров» Дмитрий Николаевич Зенин обращает внимание на следы Тамплиеров, оставленные на местности в виде названий населённых пунктов. И таких не мало. К примеру, село Бахмутово в 25 километрах к северо-западу от города Ржева Тверской области; деревня Бахмачеево Рязанского района Рязанской области, расположено западней города Рязани; деревня Бахметьево Новодеревенского района Рязанской области. Очень похоже, что эти названия произошли от изменённого на русский лад слова Бафомет (мистическое существо, связываемое с Тамплиерами).

Названия населённых пунктов: село Большое Болдино Нижегородской области; деревня Болдино Петушинского района Владимирской области; деревня Болдино в Дорогобужском районе Смоленской области возможно являются производными от имени Балдуин (король Иерусалима Балдуин II ).

Такие названия, как Шатцк – город в Рязанской области; Шатск – в Тульской области, возможно являются производными от французского слова "Chateau» (Шато) – замок.

И наконец, название деревни Молзино Ногинского района Московской области с большой вероятностью могло стать производным от имени магистра Ордена Тамплиеров Жака де Моле.

Можно ли назвать эти совпадения случайностью, если на более удалённой от Москвы территории России подобные названия не распространены.

Можно с уверенность предположить о том, что в Москве существовало по меньшей мере Комтурство Ордена Тамплиеров.

Свято-Данилов монастырь. Лепная розетка в виде одного из гербов Ордена Тамплиеров на надвратной церкви Свято-Данилова монастыря (фото: Сергея Мамонтова).
Свято-Данилов монастырь. Лепная розетка в виде одного из гербов Ордена Тамплиеров на надвратной церкви Свято-Данилова монастыря (фото: Сергея Мамонтова).

Тамплиеры, безусловно, оставили свой след в истории Руси. И не только в виде символов на архитектурных памятниках истории и культуры и названий на местности.

Достаточно сравнить формы Русского ополченческого креста и креста Тамплиеров, они практически одинаковы. Те же формы присущи и современным российским воинским наградам.

Русский Ополченческий крест Николая II
Кресты Тамплиерами.

Русский Ополченческий крест Николая II.

 

Из латинского Устава Бедного Рыцарства Храма (автор: Бернар Клервосский): "Почтенные братья, Господь есть с вами, если вы обещаете презирать обманчивый мир во имя любви к Богу, и презирать искушения вашего тела, поддерживаемого пищей Господней и напоенного и наставленного указом Господа. По окончание богослужения, и никто не должен бояться вступать в битву, если отныне носит тонзуру».

Крест Тамплиеров символизирует чистоту помыслов, жертвенность и рыцарское самоотречение, преданность идее защиты Христианской веры, любви к ближнему и любви к Богу.

Смысловое значение креста Тамплиеров очень близко символическому значению военных наград России: "За Веру, Царя и Отечество».

Оно, в той или иной форме, применимой в зависимости от исторического периода, красной нитью прошло, через всю историю Руси от раннего средневековья до наших дней.

Такое единство формы и содержания не объяснить простой случайностью.

На Святой Православной Руси испокон веков почитались такие добродетели, как чистота Веры, любовью к Богу, жертвенность и преданность Отечеству.

И в завершение можно сделать вывод, что Тамплиерами на Руси оставлен исторически значимый след в области становления Московского государства его культурного и духовного наследия. В какой-то мере это объясняет тщётность поисков "сокровищ», архивов и артефактов тамплиеров в Европе. Возможно, скептик не согласиться с этой версией, поскольку, она находится в противоречие с официально принятой историей Руси, но это в любом случае серьёзная тема для исторических исследований. А правда такова, что действительной своей истории мы не знаем, и познать её нам только предстоит…

С 19 февраля 2010 года в России действует Великий Приорат России Верховного Рыцарского Ордена Храма Иерусалимского (ORDO SUPREMUS MILITARIS TEMPLI HIEROSOLYMITANI – O.S.M.T.H.), учреждённый декретом Великого Магистра и Принца Регента Верховного Рыцарского Ордена Храма Иерусалимского Доном Фернандо Пинто Перейра де Соуза Фонтеса. Великий Приорат России – единственная легитимная национальная структура O.S.M.T.H. в России.

В настоящее время Орден Храма Иерусалимского - это общехристианское братство и Великий Приорат России является частью его православной ветви. Предпосылки его возникновения в России – это духовное возрождение русского народа, обращение его к истокам Православной Христианской Веры и своему историческому наследию.

НЕ НАМ, ГОСПОДИ, НЕ НАМ, НО ИМЕНИ ТВОЕМУ ДАЙ СЛАВУ

15.01.2012

Леонид САБИНИН


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТАМПЛИЕРОВ СОВРЕМЕННОСТИ
Автор(ы) статьи:Леонид САБИНИН
Источник статьи:
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:Лобе М., Фо Г. Трагедия ордена тамплиеров. Пер. с франц. Журавлевой Д.А. Серия: Terra Historica М. СПб Вече. Евразия 2007 г. 320 с., Мельвиль М. История ордена тамплиеров. Пер. с фр. Г.Ф.Цыбулько под ред. В.В.Шишкина Санкт-Петербург Евразия. 2007г. 368с.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

Комментарии 1

ДН Зенин
ДН Зенин от 11 января 2023 09:09

Спасибо тебе брат. Искренне.

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru