ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, был учрежден 9 февраля 1864 г. бывшим главным начальником Военно-учебных заведений генерал-адъютантом Н. В. Исаковым (см.).
Учреждение музея было вызвано необходимостью знакомить Военно-учебные заведения с существующими учебными пособиями и тем облегчать им выбор пособий, нужных для их учебного курса. Музей начал свою деятельность с собирания коллекций образцов учебных и воспитательных пособий. В виду того, что в России почти вовсе не существовало производства этого рода пособий, Музей д. был искать их за границей. Первые свои коллекции он и приобрел, главным образом, в Германии и Англии и, отчасти, во Франции и Италии.
Музеем управляла особая "постоянная комиссия Педагогического музея».
В 1871 г. музей вошел в состав общего "Музея прикладных знаний» в Спб. и с этого времени, независимо от удовлетворения потребностям Военно-учебных заведений, д. был принять на себя и новую деятельность по распространению в массе населения полезных сведений наглядным путем.
С этой целью был приступлено к устройству при музее публичных лекций по некоторым научным предметам, а также особых аудиториальных чтений, предназначенных собственно для нижних воинских чинов Спб. гарнизона.
В 1875 г. Педагогический музей демонстрировал в Париже, на международном географическом конгрессе, свои работы, причем последний, ознакомившись с ними во всех подробностях, единогласно вотировал: "чтобы во всех цивилизованных государствах был устроен Педагогический музей по образцу Русского Педагогического музея Военно-учебных заведений».
С 1884 г. при Педагогическом музее образовались т. наз. "собрания преподавателей» по предметам обучения и общепедагогическая секция, в состав которой вошли законоучители, воспитатели, преподаватели и врачи.
С 1888 г. собрания эти получили значение специальных отделов учебно-воспитательного комитета музея, заменившего вместе с хозяйственным комитетом, прежнюю "постоянную комиссию музея».
Один из этих отделов, по распоряжению военного министра генерал-адъютанта П. С. Ванновского, выработал учебник грамоты для молодых солдат.
6 июня 1888 г. последовало Высочайшее утверждение положения о музее, введшее его в ряд правительств, учреждений.
В 1900 и 1903 гг. при музее был учреждены Педагогические курсы для подготовки к воспитательским и учительским должностям в Военно-учебных заведениях (см. это).
По положению начала XX века, Педагогический музей, составляя отдел Спб. музея прикладных знаний, имел целью:
а) служить постоянною выставкою образцов учебной пособий и коллекций как отечественного, так и иностранного производства;
б) собирать сведения о производстве и издании учебных пособий в Империи и за границей;
в) определять относительные достоинства вновь появляющихся в продаже учебных пособий и степень соответствованности их требованиям учебных заведений;
г) содействовать Военно-учебным заведениям в приискании нужных им составителей и издателей учебных пособий;
д) снабжать для временного пользования своими учебными пособиями, находящиеся в Спб., Военно-учебные заведения и войска и посредством изданных описаний сих пособий знакомить с ними Военно-учебные заведения вообще;
е) содействовать составлению и изданию чтений для солдат.
Кроме того, Педагогический музей устраивал чтения для народа и публичные лекции.
При музее функционировало 2 справочных бюро: географическое и иностранных языков.
Деятельность Педагогического музея также проявлялась в организации курсов и съездов, относящихся к вопросам воспитания. Таковы бывшие в стенах Педагогического музея: 1-й и 2-й всероссийские съезды по Педагогической психологии (1906 и 1909), 1-й всероссийский съезд экспериментальной педагогики (1901 г.), 1-й всероссийский съезд преподавателей математики (1911 г.) и другие.
В 1905 — 07 гг. при музее были организованы курсы, положившие начало существовавшей в академии лиги Образования.
Музей имел почетные награды за участие в выставках: Московской политехнической 1872 г, международной гигиенической в Брюсселе 1876 г, Филадельфийской 1876 г., Чикагской 1893 г., Всероссийской художественной и промышленной в Н. Новгороде 1896 г.
За выставленные пособия на Спб. выставке "Устройство и оборудование школ» (1912 г.) Педагогический музей удостоился большой золотой медали Императорского русского технического общества. Библиотека Педагогического музея содержала около 30 т. книг, преимущественно по педагогике, психологии, физиологии, гигиене и. т. и. Большой отдел библиотеки составляли учебники, книги для детского чтения и книги для народа.
В 1912 г. в состав библиотеки музея вошла весьма ценная и обширная библиотека А. П. Михневича (см.), пожертвованная музею братом его генерал-от-инфантерии Н. П. Михневичем.
Администрация музея состояла из 5 лиц: директора музея, его помощника, хранителя музея, библиотекаря и лаборанта; все они состояли на действительной службе и получали установленное по штату содержание от казны.
Директор музея и его помощник, кроме исполнения прямых своих обязанностей по музею, руководил и всей административной частью воспитательских и учительских курсов.
Годовые обзоры деятельности музея печатались ежегодно в приложении к журналу "Педагогический Сборник»; они имелись в продаже в отдельных оттисках. 1-м директором музея был генерал-майор В. П. Коховский (1888 — 91, см. это). Его работу продолжал генерал-лейтенант А. Н. Макаров (1891 — 1906, см это). Потом директором состоял генерал-лейтенант 3. А. Макшеев.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!