ПЕЛЬЮ, Эдуард, лорд Эксмаус
ПЕЛЬЮ, Эдуард, лорд Эксмаус (Pellew, Lord Exmouth), английский адмирал, выдающейся боевой офицер и моряк эпохи Нельсона, родился в 1757 г. в Дувре, в семье небогатого почтенного чиновника. Потеряв отца, когда ему было только 8 л., он 11 л. был окончательно предоставлен собственным силам, т. к. мать вскоре бросила оставшихся 4 сыновей на произвол судьбы. В начальной школе мальчик сумел завоевать симпатии учителей отличными способностями и решительным характером: 12 л. он на большом пожаре выволочил из горящего дома несколько бочонков с порохом, 13-ти, когда его за шалость хотели наказать розгами, заявил, что сбежит. Тогда мальчика отдали юнгой на военный корабль, шедший в Средиземное море. Командир за какую-то провинность списал с корабля его друга, мальчика 14 л. ПЕЛЬЮ заявил, что не оставить его одного и был списан на берег в Марсели. По словам биографа, Мэхэна, ПЕЛЬЮ впоследствии рыцарски отплатил своему капитану, выручив из материальной нужды его сына. Благодаря приключению в Марсели, ПЕЛЬЮ попал на фрегат кап. Поуноль, в котором он нашел не только отличного руководителя, но и покровителя, сумевшего направить кипучую натуру юноши в настоящее русло. О времени, проведенном ПЕЛЬЮ на фрегате Blonde, под ком. Поуноля, в английском флоте сохранилось много анекдотов.
В 1775 г. фрегат перевозил в Канаду английского командующего войсками, Бургойна. Когда генерал ехал на фрегат, команда была послана по реям, Бургойн был очень удивлен, заметив на одном из ноков нижней реи мичмана, стоящего на голове: это был ПЕЛЬЮ. Несколькими днями позже, на переходе океаном, ПЕЛЬЮ спас из воды матроса, бросившись за ним в море с рея. Подобными, безумно смелыми и рискованными, выходками пестрит вся биография ПЕЛЬЮ, заслужившего в английском флоте прозвище самого отчаянного из головорезов. Атлет и гимнаст, он был до конца службы кумиром подчиненных, особенно матросов. Чисто партизанская война в Канаде, на оз. Чемплен и р. Св. Лаврентия, где ему пришлось провести 4 г., была для ПЕЛЬЮ отличной школой и вместе с тем выделила его, благодаря ряду геройских подвигов. Особенно ярко сказался характер молодого моряка в сражении английских и американских речных флотилий у Плаусбурга, 11 октября 1776 г., когда Пелью окруженный на шхуне Carleton неприятельскими судами, не хотел отступить, несмотря на потерю большей части экипажа и всех офицеров. После этого дела он был назначен командиром шхуны Carleton; но лучшею наградой для него явились 2 поздравительных письма, полученных им от командующих английскими вооруженными силами в Америке, лордов Дугласа и Хоу. Вернувшись на родину в 1778 г., ПЕЛЬЮ был произведен в лейтенанты и через 2 г. назначен на фр. Apollo, которым командовал его старый друг Поуноль.
15 июня 1780 г. Apollo встретил в Английском канале (Ла-Манш) французский фрегат Stanislas. Преследуя противника по пятам до самого бельгийского берега, Apollo потерял убитым капитана; заменив последнего, ПЕЛЬЮ прекратил преследование, когда под килем Apollo было не более 5 фт. воды; шедший рядом с ним Stanislas на полном ходу выскочил на мель, потеряв от удара все мачты. Лишившись своего главного покровителя, Пелью некоторое время оставался в тени, хотя и командовал мелкими судами. Новый боевой подвиг, заключавшийся в уничтожении, при очень тяжелых для ПЕЛЬЮ условиях, нескольких французских приватиров, снова обратил на него внимание высшего начальства, и ПЕЛЬЮ был произведен в капитаны 2 р.
Но в это время (1782 г.) война кончилась, Пелью списался на берег и пробовал заняться сельским хозяйством. Однако, уже через год он вернулся на палубу фрегата, которым командовал 5 л., плавая преимущественно в американских водах. И в чине капитана он оставался тем же головорезом, — одинаково жизнерадостным, деятельным и смелым, не признающим препятствий.
Однажды, в ожидании вельбота, ПЕЛЬЮ ходил по палубе, одетый в парадную форму; команда в это время купалась с борта. Матрос, только что сменившийся с вахты, крикнул уже находившемуся в воде товарищу: «И я сейчас буду купаться»! «Чем скорее, тем лучше», сказал стоявший за ним ПЕЛЬЮ — и тут же столкнул его за борт. Когда матрос вынырнул на поверхность, оказалось, что он не умеет плавать; пробарахтавшись несколько секунд, он пошел ко дну. И вот ПЕЛЬЮ, как был, в форме и при оружии, прыгает за борт и вытаскивает утопающего. Наряду с подобными, не прекращающимися, несмотря на положение и возраст, выходками, ПЕЛЬЮ справедливо заслужил в эти годы репутацию выдающ моряка парусника. Корабль его считался лучшим ходоком.
В 1793 г., с началом войны с французской республикой, ПЕЛЬЮ получил в командование фрегат Nymphe. На этом фрегате вместе с ПЕЛЬЮ пошел в отдельное крейсерство его младший брат, Израиль. Экипаж был собран наскоро, — ПЕЛЬЮ горел желанием открыть военные действия, и вышел из Англии с половинным числом матросов, пополнив команду сухопутными солдатами. 19 июня на рассвете он погнался в Атлантическом океане за значительно сильнейшим французским фрегатом Cl?opatre. Cl?opatre оказался отличным ходоком и был в хороших руках; Пелье скоро убедился в том, что со своею неопытной и малочисленной командой ему не удастся свалиться с ним на абордаж. Однако, на этот раз ему помогло слепое счастье: когда оба фрегата, лежа на параллельных курсах, в расстоянии 25 сж. расстреливали других друга, случайное ядро разбило штурвал французского фрегата, бизань-мачта которого также полетела за борт; Cl?opatie неожиданно для обоих противников бросился под ветер и врезался бушпритом в наветренный борт англичанина. Несмотря на мужественное сопротивление более много численного экипажа, французский фрегат, оказавшийся в столь невыгодном положении, через 10 мин. был взят на абордаж. Это был первый серьезный приз англичан в начавшейся войне, и лорд Хоу, поздравляя ПЕЛЬЮ, писал ему: «Способ, примененный Вами для овладения противником, послужить примером для всей войны».
ПЕЛЬЮ был произведен в капитаны 1 р. и назначен командующим отрядом фрегатов, задачей которых было преследование и уничтожение французских приватиров.
Биографии его полны почти сказочных описаний ряда подвигов молодого начальника отряда. Мэкэн приводит следующий случай: в январе 1796 г. ПЕЛЬЮ был в Плимуте на берегу, когда большой Ост-Индский транспорт Dutton с 600 ч. сухопутных войск потерпел крушение на рифе у самого входа в Плимутскую бухту. Погода была свежая, сильная волна заходила в бухту, транспорт был в опасном положении и на нем, видимо, началась паника: шлюпки были разбиты при спуске на воду, спасательный линь, поданный с берега ракетой, не мог быть использован. ПЕЛЬЮ напрасно пытался нанять на берегу шлюпку, чтобы попасть на транспорт, где, очевидно, не хватало руководителя. Самые смелые лоцмана и рыбаки не решались выйти через опасный прибой, бушевавший на рифе. Между тем, наступала ночь, транспорта уже лежал на боку, и экипажу его грозила неминуемая гибель. Недолго думая, ПЕЛЬЮ отправился на него один, обвязав себя линем и одев спасательный пояс. Через час неимоверной борьбы с прибоем он был на транспорте, где появление популярного капитана произвело почти чудо: паника и начавшийся бунт был прекращены точно волшебством, команду транспорта охватил порыв энтузиазма, и Пелью в короткое время удалось устроить спасательную передачу на берег. Проработав всю ночь, он отправил на берег женщин, детей и более 600 ч. команды, несомненно, обязанной ему жизнью: ни один из военных катеров и шлюпок, находившихся в гавани, не мог подойти к транспорту, и сам ПЕЛЬЮ одним из последних был передан на берег в спасательной корзине. Уже адмиралом ПЕЛЬЮ говорил, что этот эпизод составляет гордость его жизни.
Зимой 1796 г. ПЕЛЬЮ с 3 фрегатами нес блокадно-разведочную службу перед Брестом.
16 декабря французский флот вышел ночью из гавани в Ирландскую экспедицию (см.). Отправив с вестями о выходе французского флота все подчиненные ему фрегаты, Пелью остался со своим фрегатом Indefatigable под самым берегом у Бреста; перемена ветра побудила французского адмирала в последнюю минуту отменить данную раньше инструкцию и вместо южного выхода с рейда пойти северным. Воспользовавшись бурной ночью и происшедшим среди французов беспорядком, ПЕЛЬЮ присоединился к следовавшим за адмиралом кораблям, спутал всю передачу сигналов и шел с неприятелем до самого утра, не только выяснив точный состав французского флота, но и задержав его выход смелым маневром, т. к. большая часть кораблей не поняла сигналов своего адмирала и пошла южным каналом, где им пришлось лавировать против ветра.
Ирландская экспедиция французов, как известно, кончилась неудачей.
Когда суда её возвращались обратно под вечер 13 января 1797 г. ПЕЛЬЮ, крейсировавший с фрегатом Amazon в Английском канале вблизи Бреста, встретил французский линейный корабль Droits de l’homme, на борту которого было свыше 1.600 солдат. Несмотря на бурную погоду и позднее время дня. ПЕЛЬЮ атаковал противника, держась у него на ветре, почти вплотную. Пушечные порта в течение всего боя заливало водой, команда всю ночь качала на помпах, комендоры работали по колено в воде и суда приближались к самому Бресту, но ПЕЛЬЮ не желал выпустить противника и в утренней мгле навел его на риф, которого сам избежал с величайшим трудом.
Droits de l’homme погиб в бухте Одиерн под самым Брестом, Amazon также выскочил на мель, и только Indefatigable удалось выйти в море, благодаря искусству своего командира: с разбитым рангоутом, порванными парусами и несколькими фунтами воды в трюме он вылавировал из глубоко вдающейся бухты Одиерн к 11 ч. следующего утра.
Для характеристики этого замечательного моряка и интересен эпизод, разыгравшийся тут-же. Как только Indefatigable вышел в море, Пелью увидел другой французский военный корабль, также державный курс на Брест. Первое приказание ПЕЛЬЮ было: «Погоня за неприятелем», и только серьезное представления подчиненных, полное истощение сил команды и недостаток боевых припасов могли побудить ПЕЛЬЮ «с глубоким сожалением» отказаться от нового дела.
Главный интерес военной карьеры ПЕЛЬЮ сосредоточивается в его командовании кораблями и из отрядов — фрегатами, несшими в то время по преимуществу самостоятельную службу крейсеров-разведчиков; эта служба требовала от командиров именно тех качеств, которые особенно был присущи ПЕЛЬЮ: предприимчивости, здравого суждения, быстрой решимости, отличного знания морского дела и той беззаветной удали, которая выделяла его среди столь же смелых товарищей.
Это был настоящий капитан парусного фрегата, первое его приказание было всегда и последним, и любимым его выражением было, что «вторая» мысль не стоить медного гроша. Судьба не дала ему случая проявить высшего качества военного в положении командующего флотом или эскадрой. Произведенный в контр-адмирал в 1814 г., после нескольких лет командования линейными кораблями, ПЕЛЬЮ был послан в Индийский океан.
Здесь вполне подтвердилась слова Джервиса, узнавшего ПЕЛЬЮ во время блокады Бреста и сказавшего о нем: «Никто в английском флоте, как бы ни были высоки его чины и положение, не сумеет лучше ПЕЛЬЮ назначить диспозицию эскадры для нападения на неприятеля».
На Ост-Индском морском театре не было ни одной крупной операции, — французы вели там чисто партизанскую войну; но систематическая организация конвойной службы, отлично поставленная разведка и постоянная готовноть английских морских сил к бою быстро сократили риск морской торговли, и это влияние, справедливо приписываемое отличным мероприятиям ПЕЛЬЮ, отразилось в Лондоне небывалым в военное время понижением страховых премий для судов.
Потери от захвата призов неприятелем не превышали при нем 1% — меньше обычных потерь, происходивших в то время от т. Называемых неизбежных в море случайностей (непогоды и других аварий). Те же организационные способности выказал ПЕЛЬЮ и на порученном ему посту командующего флотом в Средиземном море. Но тех особых качеств, которые требуются от крупного флотоводца, ему и здесь не был дано проявить: после Трафальгара Наполеон отказался от крупных морских операций, и господство британского флота не оспаривалось более, ни в Атлантическом океане, ни в Средиземном море.
Первая награда, выпавшая на долю флота после падения Наполеона, была единогласно присуждена парламентом ПЕЛЬЮ, получившему звание лорда Эксмаус.
Продолжая командовать флотом Средиземного моря, ПЕЛЬЮ в 1816 г. посетил Мавританские порта северной Африки и предъявил от имени Англии категорическое требование освободить всех белых рабов, томившихся в мавританско-алжирском плену.
Алжирский дей не давал определенного ответа.
ПЕЛЬЮ было предложено организовать экспедицию по своему усмотрению, и английское адмиралтейство было очень удивлено, когда он потребовал всего 5 линейных кораблей, 5 фрегатов и 5 малых судов. Но расчет ПЕЛЬЮ оказался точным, а бомбардировка Алжира еще раз напомнила современникам блестящие времена командования ПЕЛЬЮ фрегатами.
Получив с помощью разведки хороший план алжирского рейда, совершенно не обозначенного на тогдашних картах, ПЕЛЬЮ подошел к Алжиру с поднятым на флагманском корабле сигналом: «Требую исполнения заявленного ультиматума».
Ответа не последовало. Тогда английские корабли, с адмиралом во главе, вошли на рейд, и флагманский корабль Queen Charlotte стал на кормовой якорь против головы внешнего мола, усеянного в 3 ряда орудиями. Когда нос судна, войдя в гавань, коснулся бушпритом военного корабля алжирского флота, стоявшая у орудий команда Queen Charlotte огласила воздух троекратным «ура»; корабль остановился в 20 сж. от головы мола, покрытого густыми массами зрителей-арабов. В это время с одной из дальних восточных батарей на береговых укреплениях грянули первые выстрелы, и ПЕЛЬЮ подал сигнал: «открыть огонь».
Через 7 ч. бомбардировки все алжирские суда, стоявшие в гавани, и все батареи мола были приведены к молчанию.
ПЕЛЬЮ был трижды ранен за это время, но все раны оказались незначительными.
В 10 ч. в., когда город и укрепления уже пылали, ПЕЛЬЮ дал сигнал к отступлению и эскадра отошла на 3 мили от берега, чтобы избежать опасности от пожаров.
Ночью разразилась гроза, а утром сопротивление дея оказалось сломленным, и он изъявил полную покорность: на следующий день, 31 августа, 1642 пленных христиан было отпущено на волю.
Вместе с освобожденными в Тунисе и Триполи число христиан, обязанных Пелью свободой, достигало 3.003 ч., между которыми было только 18 англичан.
Через неделю ПЕЛЬЮ вернулся на родину, где его ожидал восторг народа, признательность парламента и производство в звание пэра Англии.
Но высших наградой его карьеры, особенно редкой в истории, было по собственным словам ПЕЛЬЮ сознание, что он явился орудием Промысла, через посредство которого столько жизней было возвращено своим семьям и самое жестокое рабство во власти мавританских пиратов отменено на вечные времена.
В 1817 г. ПЕЛЬЮ вышел в отставку и умер в 1833 г.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.