Причины привлекательности тайных обществ
О причинах привлекательности тайных братств
REX LUPUS DEUS
Светлой памяти курта Воннегута-младшего
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Истлели кости и мечи
В Святой земле...
И пламя восковой свечи
Дрожит во мгле.
А я, колени преклонив -
В иных веках,
Где над пустыней кружит гриф
И вьётся прах...
Среди песка, среди камней
Уж тысячу лет
Железных всадников, коней
Потерян след.
Но я, среди еще живых
Бреду в пыли...
А в жарком небе кружит гриф
Святой земли.
На небе солнца адский круг,
Как знак беды...
Но, как на зло, не снять кольчуг,
И нет воды.
Вновь грохот битвы, лязг и треск,
Мольбы и кровь...
Безгрешен всяк, принявший крест, -
Бог – есть любовь!
Мы рубим нехристей, вперёд!
Коней – в галоп!
Всех, кто дойдёт – награда ждёт:
Господень Гроб!
Грабь, убивай и умирай -
Господь с тобой!
Погибших ждет пресветлый рай
И крест земной.
Иерусалим! Поёт душа
Слова молитв...
А в синем небе, не спеша
Кружится гриф...
... Что было дальше? Бог – судья!
Сомненья – прочь!
Молитвы, крики и резня
И день, и ночь!
Господень Гроб освобождён...
Господь прости
За эту кровь, за черный сон,
За боль в груди...
За то, что слабый менестрель,
Посмел воспеть
Не Божий промысел, не цель,
А жизнь и смерть.
Истлели кости и мечи
В Святой земле...
И пламя восковой свечи
Дрожит во мгле.
А я, колени преклонив, -
В иных веках,
Где над пустыней кружит гриф
И вьётся прах...
Кирилл Ривель. "Истлели копья и мечи»
Константинополь обязательно будет завоеван, и насколько прекрасен тот амир, и насколько прекрасно то войско, что завоюет его.
Предсказание пророка Мухаммеда
Блаженны падшие в сраженьи!
Они теперь вошли в Эдем
И потонули в наслажденьи,
Не омрачаемом ничем.
А.С. Пушкин. Подражание Корану
Но в один прекрасный день, джентльмены, кто-то даст им то, во что они смогут впиться зубами - возможно, вас, а может быть, и меня.
Курт Воннегут-младший. Утопия 14
Мы привыкли ассоциировать понятие военно-духовных, военно-монашеских и рыцарских орденов, да и понятия "рыцарь" и "монах" как таковые, исключительно с христианской, западной религией, культурой и идеологией. Между тем, эти представления на поверку оказываются очередным мифом наших традиционных, евроцентристских представлений.
В действительности архетип духовного, рыцарского, военно-монашеского, духовно-рыцарского ордена является, при ближайшем рассмотрении, непоколебимо чистым и незамутненным, архетипическим идеалом не только Запада, но и Востока, ни в коей мере не ограничивающимся военно-духовными орденами, существовавшими в средневековой Европе (но возникшими, между прочим, в своей значительной части, также не собственно в Европе, а на Ближнем и Среднем Востоке, в зоне длительного противостояния, и в то же время – длительных контактов между Европой и Азией, но в первую очередь – между христианской и исламской цивилизациями).
Здесь представляется уместным указать на следующее обстоятельство. Слово "Орден" (по-латыни: Ордо, ordo) означает в переводе на русский язык буквально "порядок", "сословие", "строй" или "чин". Так, например, выражение "все чин-чином" означает: "все в надлежащем порядке". Сразу бросается в глаза не только созвучие, но и смысловое соответствие слова "орден"-"ордо" (от которого происходят аналогичные слова других индоевропейских языков - английское "ордер", немецкое "Орднунг", французское "Ордр", итальянское "Ордине", испанское "Орден", португальское "Ордем" и т.д.) тюркско-монгольскому слову "орда" (или "орта"; так, например, отряд в войске турецких янычар назывался "орта"), исконное значение которого - "ставка правителя (военачальника)", "военный стан", "военный лагерь", "упорядоченное войско" или "боевой порядок (строй)". Это одно из древнейших слов, вероятно, позаимствованных в незапамятные времена кочевыми племенами - предками тюркских и монгольских племен - у древних иранских (арийских) кочевников, своих соседей по Великой Степи ("Ариана Вэжа", "Арьянам Вайджа", "Арийский Простор"), наряду, например, с, по крайней мере, столь же (если не более) древним словом "богатырь"-"батор"-"баатар"-"багадур" (происходящим от древнего арийского слова "баг(а)" - "Бог"); "богатырь" - человек, одаренный Богом силой, отвагой и доблестью; "богатый", "богач" - человек, одаренный Богом большим имуществом. Впрочем, довольно об этом...
Архетип ордена – на уровне идейной преемственности – связан с многоразличными структурами. Такими, как каста воинов-спартиатов в древнем Лакедемоне. Как фиванские бойцы "Священного отряда" Пелопида. Как сословие всадников-эквитов – знаменитое "ордо эквестер» - Древнего Рима (до его вырождения и превращения в касту сребролюбивых торгашей и откупщиков). Как члены воинских союзов у древних германцев - дружинники-антрустионы свевов и готов, "люди-волки» лангобардов, берсерки, ульфхедины и свинфюлькинги норманнов дохристианской Скандинавии. Как "эвиониты»-ессеи (эссены), "ревнители»-зилоты и "кинжальщики»-сикарии древней Иудеи времен земной жизни Спасителя. Как ирландские витязи из "Красной Ветви" короля Конхобара Мак Нессы в столице древнего Ольстера Эмайн-Махе. Как африканские "люди-леопарды", вудуистские "тонтонмакуты», "заколдованные рубашки» индейских племен дакотов и сиу. Как адепты тайных обществ "краснобровых", "Желтых повязок", "Красных повязок" и "Белого Лотоса" в древнем Китае. Как японские "буси"-самураи. И, не в последнюю очередь (а может быть – в первую, учитывая, что именно они оказали наибольшее влияние на непосредственно контактировавшие с ними духовные и военно-духовные ордены христианского Запада, а также нашедшие на том же Западе широкое распространение в последующие эпохи тайные общества розенкрейцеров, алхимиков, вольных каменщиков-"франкмасонов", карбонариев-"угольщиков", иллюминатов и проч. – вплоть до американского Ку-Клукс-Клана) – как мистики из тайных орденов суфиев-дервишей (многие из которых - Айссауа, Бекташи, Кадырийа, Кубравийа, Мевлеви, Накшбанди, Ниматуллахи, Рифайа, Сенусийа, Сухравардийа, Тиджанийа, Чишти, Шазимийа, Ясавийа и другие – существуют по сей день), карматов, батинитов и измаилитов-низаритов мусульманского мира.
Вся жизнь адептов этих организаций, имевших эзотерический, то есть тайный, скрытый от непосвященных ("профанов») характер, и жесткую дисциплину, определялась (и определяется) кодексом, носившим (и носящим) не только морально-этический характер. Этот кодекс был направлен на приведение деятельности адепта в гармонию с порядком мироздания. Все эти (а также многие другие им подобные) тайные общества, ордены и организации всегда требовали от своих адептов не только строжайщей военной и общественной дисциплины, но и обязательного духовного послушания. Ибо считалось, что адепт ордена, руководствуясь в своем поведении этими послушанием и дисциплиной, будет действовать в согласии с непреложным законом, установленным самим Богом, Творцом неба и Земли.
Почему же все эти вопросы, все эти, казалось бы, "дела давно минувших дней", до сих пор волнуют нас, современных людей XXI века?
В данной связи нам представляется уместным привести цитату из книги Майкла Бэйджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна "Мессианское наследие", посвященную анализу причин привлекательности "рыцарства». Естественно, речь идет о привлекателности рыцарства, понимаемого в широком плане, как членства в эзотерических организациях, обществах, орденах, или хотя бы причастность к ним, для современного человека, "утратившего корни".
При мысли же об этом современном человеке невольно сразу приходят на память два литературных героя.
Во-первых – незабвенный Джордж Огест Уинтерборн из бессмертного романа Ричарда Олдингтона "Смерть героя", который, вставив в рамки грамоты, удостоверяющие его принадлежность к разным тайным обществам и орденам, "вывесил их в самых неожиданных местах, чтобы они повергали непосвященных в изумление и трепет" (хотя уже сам факт наличия открытых взорам непосвященных-"профанов" свидетельств принадлежности к тайным обществам свидетельствует, что эти общества уже никакие не "тайные", раз об их существовании знают и "профаны", а, скорее, "закрытые")!.
Во-вторых - неподражаемый Люк Люббок из "Утопии 14" Курта Воннегута-иладшего, посвятивший себя занятию, кажущемуся непосвященным "безобидным волшебством, старомодным добрым шаманством", носитель титулов, по сравнению с которыми "Карл Великий казался бы чем-то вроде кухонного мальчика" /1/, состоящий во множестве различных тайных обществ и проводящий все свое свободное – от скуки и безысходности серого будничного существования! - время в переодевании: то он - член братства "Королевских пармезанцев", красующийся в светло-голубом, расшитом золотом мундире с алым кантом и пышными эполетами, грозно размахивающий обнаженной саблей; то – адепт таинственного дервишско-суфийского ордена "Рыцарей Кандагара" с накладной седой бородой, в украшенной поддельными рубинами величиной с голубиное яйцо голубой блузе, шелковом тюрбане и увешанных бубенчиками браслетах, с изображением совы на рукоятке украшенного фальшивыми драгоценностями кинжала и на задранных носках золотых туфель, бережно несущий - напоказ собратьям по ордену - огромный слоновий клык, испещренный загадочными письменами – ключом к позабытой измельчавшим миром Мудрости Прежних Веков; то, наконец, ряженый "индеец» из "Общества Заколдованных Рубашек", объявивший войну современной технократической цивилизации):
Итак, цитата:
"...современная политика – это во многом вопрос эффектной подачи и "упаковки» товара, то бишь политических фигур. Если "товар» упакован привлекательно, то есть вызывает интерес и симпатии, то рыцарство – "упаковка» как нельзя более привлекательная. Оно способно предложить красочные ритуалы, праздничную обрядовость и пышность миру, который все более и более лишается причастности к подобным зрелищам и все сильнее скучает по ним. Рыцарство дает чувство преемственности, традиции, секулярному мира, отрезанному от древних корней и ощущающему свою беспочвенность (добавим к этому – "богооставленность" - В.А.). Оно способно предложить ощущение величия людям, которым с малых лет вдалбливают в головы чувство собственной ничтожности и мизерности. Для людей, восстающих против навязанной им беспомощности, одиночества и изоляции, рыцарство обещает и реально дает причатсность к некоему общему делу, единой братской идее, уходящей корнями в прошлое. Оно позволяет многим людям испытывать чувство свойственное им тайное чувство причастности к некоей тайной "элите", пусть даже не являющейся особенно престижной в современном мире. Рыцарство может предложить иерархию ценностей, которая не является банальной и пресной, а зиждется на некоем ином, тоже традиционном, основании – основании, которое служит отражением некоего Божественного замысла или плана. Оно может предложить ритуализованный и потому имеющий особую санкцию свыше канал выражения разнообразных эмоций. Таким образом, рыцарство может являть собой воплощение принципа сплоченности, хранилища устоев веры и смысла бытия. В определенных условиях оно может стать аналогом веры, а его деятельность – эквивалентом смысла бытия. Громадный потенциал возрождения рыцарства наглядно продемонстрировала в годы Второй Мировой войны Япония, где самурайский кодекс чести – "бусидо" - ставший основополагающим принципом всей культуры Страны Восходящего Солнца, достиг своей кульминации в явлении, которое, на взгляд Запада, кажется проявлением самого дикого фанатизма – явлении камикадзе".
Добавим к сказанному, что весьма сходным явлением представляются действия не только воображаемых адептов описанных в "Утопии-14» Курта Воннегута восставших против современного мира ("Прекрасного Нового Мира" Олдоса Хаксли?) и царящих в нем порядков тайных союзов "Лосей" /1/, "Орлов", "Масонов" /1/," Шотландцев" /2/, "Рыцарей Пифии", "Ордена Северной Авроры" или "Волчьей Стаи-13" - "людей в самых разнообразных военных мундирах" (чувтсво причастности к некоей древней и славной традиции, кстати, хорошо знакомо и любому члену униформологической ассоциации и любого клуба военно-исторической реконструкции), но и какого-нибудь вполне реального массового убийцы, вроде изображенного в заголовке настоящей миниатюры, кровавыми буквами вписавшего свое имя в историю родной Норвегии Андерса Беринга Брейвика (не только вообразившего себя "рыцарем-тамплиером», но и реально состоявшего в масонской ложе "шведского" обряда, в степени мастера, и в тайной организации "Тамплиеры Европы" /4/, не обладающей, впрочем, прямой исторической преемственностью от Ордена Храма, учрежденного в раннем Средневековбе Гуго де Пайеном и его соратниками) или самоубийственные акции современных исламистов, чьи "шахиды – мученики за веру» из рядов "Братьев-мусульман", "Хезболлы", "Аль-Каиды" и всевозможных "джамаатов", и "фидаины" - аналог японских камикадзе - черпают силы, вдохновляющие их на самоубийственные террористические акты, в традициях, уходящих своими корнями в эпоху тайных орденов мусульманского Востока.
Здесь конец и Господу нашему слава!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Издалека приближались топот марширующих ног и басовое гудение барабана. Шум все нарастал, послышался свисток, и медные трубы оркестра грохнули какую-то мелодию.
Пол и Финнерти устремились к двери.
- Кто это? - стараясь перекричать грохот оркестра, спросил Финнерти у человека в толстых очках.
Тот улыбнулся.
- Секрет. Вряд ли они хотят, чтобы кто-либо знал это.
Во главе процессии, окруженный четырьмя трубачами, одетыми в восточные одежды, шел напыщенный серьезный старик, торжественно несущий на вытянутых руках слоновый клык, исписанный загадочными символами. Над ним вздымалось невероятных размеров квадратное знамя в руках у ярмарочного гиганта, окруженного дюжиной арабов в разноцветном тряпье. Знамя это с четырьмя маленькими зелеными совами, казалось, должно было все объяснить. Оно было исписано четырьмя строчками давно забытых, а, возможно, и только что изобретенных письмен. За знаменем шагал оркестр, наигрывавший арабскую мелодию. были также и вымпелы с изображением совы, прицепленные к трубам, а надпись на тот случай, если ее кто не заметит на знамени, повторялась еще на огромном барабане футов двенадцати в диаметре, который везли на тележке.
- Ура, - тихо произнес человек в очках с толстыми стеклами.
- А почему вы приветствуете их? - спросил Финнерти.
- А вам не кажется, что кто-то обязан это сделать? Особенно в отношении Люка Люббока. Это тот, что идет с клыком.
- Чудесное занятие, - сказал Финнерти. - А что он из себя представляет?
- Секрет. Если он скажет, это перестанет быть секретом.
(Курт Воннегут. "Утопия 14").
Цит. по изданию: Курт Воннегут. Утопия 14. Москва, 1967, издательство "Молодая Гвардия", Библиотека современной фантастики в 15 томах, перевод с английкого М. Брухова; перевод неплохой, хотя и не свободный от досадных ошибок - так, например, слова , Dutchmen, т.е. "голландцы", и dutch, т.е. "голландский", почему-то переведены как "датчане" и "датский" (впрочем, именна эта ошибка характерна и для русских переводов сочинений Роберта Говарда, так что не будем слишком придирчивы).
ПРИМЕЧАНИЕ
/1/Чего стоят хотя бы франкмасонские "высшие степени" под названием "Рыцарь Медного Змия", "Рыцарь Солнца", "князь Скинии Завета", "князь Ливана", "князь Иерусалима", "Высокий князь Тайного Королевства". "Император Востока и Запада" и т.д.
/2/ Тайные союзы "лосей" и масонов существуют не только в романе-утопии Курта Воннегута-младшего, но и в действительности.
/3/ Явный намек на "шотландский" обряд (ритуал) современного франкмасонства.
/4/На фотографии, помещенной в заголовке настоящей миниатюры, Андерс Беринг Брейвик изображен в форме своей организации, в символике которой сочетаются тамплиерские (храмовнические) и иоаннитские (госпитальерские) элементы, что не является редкостью для подобного рода закрытых обществ - так, например, в иерархии степеней (градусов) Йоркского обряда (ритуала) "английского" масонства сосуществуют (в рамках одного и того же ордена) степени "рыцаря Мальты" ("рыцаря Святого Иоанна". т.е. рыцаря-госпитальера) и "рыцаря Храма" (т.е. рыцаря-тамплиера).
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.