Офицерские школы восточных языков
Офицерские школы восточных языков
Рассказывая о военно-учебных заведениях, готовивших кадры для казачьих частей, нельзя не сказать и об офицерских школах восточных языков. Эти военно-учебные заведения наименее известны сегодняшнему читателю.
Служба на границах России была одной из характерных особенностей казачьих формирований, практически это было основное их предназначение в мирное время. Специфика этой службы требовала от казаков, и в первую очередь, естественно, от офицеров, знания языков народов сопредельных стран, их национальных особенностей, религиозных воззрений, умения организовать и вести войсковую и агентурную разведку в конкретных условиях "своего»» театра военных действий. Именно такие знания давали слушателям созданные в 1912 году Офицерские школы восточных языков.
Школы функционировали при штабах Кавказского военного округа (г. Тифлис), Туркестанского военного округа (г. Ташкент) и Приамурского военного округа (г. Иркутск).
В школы поступали офицеры, проходившие службу в частях этих округов, после успешной сдачи экзаменов по русскому языку, французскому или английскому языку, географии, новейшей истории сопредельных государств и по топографии.
В офицерской школе в Тифлисе изучались турецкий и персидский языки, в Иркутске - китайский, японский, монгольский и корейский, а в Ташкенте - персидский, афганский, узбекский, хинди, урду и китайский. Причем каждый слушатель обязан был в течение двух лет изучить два восточных языка: один - основной, другой - второстепенный, совершенствовать знание западного языка, глубоко знакомиться с военной географией, организацией вооруженных сил стран изучаемых языков.
В школах восточных языков офицеры в течение 8 месяцев обучались по подготовительному курсу. На экзаменах после окончания подготовительного курса слушатели должны были уметь вести разговор с образованным носителем языка на простые темы общего содержания, пользоваться соответствующими словарями, переводить с помощью словарей небольшие тексты, делать грамматический разбор предложений, писать под диктовку несложные тексты "с соблюдением каллиграфических особенностей изучаемого языка».
Сдавались также экзамены по одному из европейских языков (по французскому - в Тифлисе и по английскому - в Ташкенте и Иркутске).
После 8 месяцев учебы слушатели обязаны были читать, переводить газетные статьи по военной и политической тематике, свободно вести беседу на западноевропейском языке по этим вопросам.
Что касается экзамена по курсу военного страноведения и географии, то слушатели должны были продемонстрировать знания вооруженных сил стран изучаемого языка, принципов их формирования, дислокации частей и соединений, быта, нравов и обычаев населения, основных сведений о географии, климатических условиях соответствующих стран, элементах инфраструктуры.
После экзаменов за подготовительный курс слушатели направлялись на 4 месяца в командировку в места компактного проживания носителей изучаемых языков на территории своего военного округа. Для каждого слушателя составлялась конкретная программа самостоятельной работы с четким указанием заданий и сроков их выполнения. Преподаватели школы периодически посещали своих питомцев, оказывали им методическую помощь в освоении программы, контролировали выполнение заданий.
Вернувшись из командировки, офицеры должны были продемонстрировать "умение читать наиболее доступные статьи из газет па данном языке или книги общего содержания, разбираться в прочитанном и передавать по-русски содержание с объяснением встречающихся грамматических форм, умение читать рукописи простого содержания, написанные обыкновенным почерком, и писать записки простейшего содержания, знание наиболее употребительных слов военной терминологии, умение вести устную беседу на данном языке на несложные темы из военной или обыденной жизни».
После экзаменов слушателям читались установочные лекции по курсу разведки, в ташкентской и тифлисской школах - дополнительно по мусульманскому праву, истории Востока, а также по вторым языкам, которыми к концу обучения в школе офицеры должны были владеть на уровне подготовительного курса. Также приказами командующих военными округами всем сдавшим экзамены только на "отлично» выплачивалась "премия в виде единовременной денежной награды в 300 рублей каждому». Никаких каникулярных отпусков слушателям не полагалось. После двухнедельных интенсивных занятий в школе офицеры командировались на год в зарубежную командировку.
На период второй командировки каждый слушатель опять получал конкретный план- задание, выполнить который ему на месте помогали офицеры - преподаватели школы, которые выезжали к ним специально для этих целей. После командировки слушатели сдавали выпускные экзамены, отличники, как и после первой командировки, получали денежные премии. Всем сдавшим экзамены на "хорошо» и "отлично» присваивалась квалификация "офицер-переводчик», что давало им возможность перейти на службу в разведывательные отделы штабов частей, соединений или на военно-дипломатическую работу, начальниками консульских конвоев.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!