Рязанские землевладельцы – покорители Сибири

Рязанские землевладельцы – покорители Сибири

Рязань-Шилово

 

Древнейший комплекс значений латинского слова "культура»: "обработка, обустройство того места, где живешь, почитание богов этого места и получение у них покровительств». [1] Православная вера – явление всемирное.

Это - высшее духовное достижение мировой цивилизации. Особенно это проявилось при покорении Сибири.

Когда отряды Ермака перевалили за Каменный пояс Урала и, утвердив корону России на берегах Оби и Тобола, в Москву отправился Ивана Кольцо с товарищами "бить челом Иоанну царством Сибирским, драгоценными соболями, черными лисицами и бобрами» [2]. Тогда еще никто не мог представить, что огромная территория органически вольется в состав России. Первая православная часовня Николая чудотворца была поставлена Ермаком в первом его Ермакове Какуй городке [3]. После смерти Ермака, его панцырь, царский подарок находящейся у местных князей ". . в то лето(7159) боярин князь Иванъ Ондреевичь Хилковъ (Землевладелец с. Дегтяное или Дехтяное, что на Борках. 1678) с великимъ пристрастиемъ панцыри у Кайдауловых детей взятъ» [4].

Покорение Сибири после Ермака приобрело великорусский характер, воеводы, сменяясь через 2-3 года, расширяли новые земли до пределов своих сил. Шло негласное состязание. Выдающаяся, решающая роль при этом принадлежит многим рязанским землевладельцам. Почти до петровских времен дружины воевод формировались из крестьян. Зная, где воевода владел селами и деревнями, мы узнаем и "адреса» рядовых покорителей Сибири.

Ее история делится на два цикла. До Сперанского и после. Граф, Михаил Михайлович Сперанский был Сибирским генерал-губернатором с июня 1819 г. по 8. 02. 1821 г. Его преобразования шли почти сто лет, до 1917 года [5]. Но с 1623 г. и до 1821 г. т. е. 200 лет, история Сибири определялась реформами, проведенными рязанским великороссом и землевладельцем шиловского села Тынерская Слобода (Тырново), князем Юрием Яншеевичем Сулешевым [6]. В Шиловских землях, на границе ныне Путятинского района, почти рядом друг с другом расположены пос. Мясной и с. Береговое. В XIX в. Эти места были владениями Василия Ильича Чулкова. Почти сразу, вслед за князем Семеном Дмитриевичем Болховским (Многие князья Болховские были воеводами в Касимове, Зарайске, Шацке и Кадоме), в Сибирь был направлен (1585-1588 гг. ) воевода Мансуров с тов. Данилой Чулковым, Иваном Мясным и Василием Сукиным. В 1586 г. воевода Иван Мясной [7] (владения Мясных в Понисском стане - А. К. ) с Василием Сукиным и письменный голова Данило Чулков основывают первый город Сибири – Тюмень [8]. "И воздвигоша в немъ святую церковь [9] "Всемилостиваго Спаса, первую в Сибире» [10].

Отстраивает город и становится в нем первым воеводой в 1593 г. рязанец Булгаков Юрий Михайлович ] 11]. Но всех превзошел рязанский воевода, Данила Григорьевич Чулков [12] (владения в Пехлецком, Окологородном станах и др. – А. К. ), основавший в 1587 г. город Тобольск, на реке Тобол [13] , который на несколько столетий станет столицей Сибири. Чулковым Д. Г. в Тобольске возведены и два первых в Сибири православных храма "…во имя Святые Троицы и другую Всемилостиваго Спаса на звозе» [14]. Кроме этого, ему удалось разбить и пленить местного князя Сейдяка, царевича киргиз - кайсацкой орды Ураз-Магмета и Мурзу-Карача.

Вид г. Тюмени / по Г. Миллеру/
Вид г. Тюмени / по Г. Миллеру/
Вид г. Тобольска /по Г. Миллеру/
Вид г. Тобольска /по Г. Миллеру/

В 1598-1599 гг. воевода в Таре Андрей Матвеевич Воейков [15]. Его отец, Матвей Воейков уже во 2-й половине XVI в. имел дом в Рязани [16]. В Тобольске вместе с Воейковым А. М. письменный голова рязанец Иван Никитович Ржевский. Погибнет в Смутное время, защищая П. П. Ляпунова. Они полностью разобьют Кучума, и возьмут в плен все его огромное семейство, чем и закончат присоединение Сибири к России. 1598 г. – основан город Верхотурск. Ставил город двоюродный брат Андрея Воейкова Иван Меньшой Васильевич Воейков [17]. В 1606 г. вместе с Григорием Валуевым убил Лжедмитрия-1. В 1596 г. князь и воевода Федор Петрович Барятинский основал город Сургут(с. Казарь на оз. Казарском 161…). Уже в 1598 г. голова "в Новом городе Сургуте» [18] Колемин Иван (Иванович – А. К. ). Его отец, Иван Дмитриевич, зачинатель рода шиловских Колеминых, основатель родовой вотчины в с. Новоселки (сейчас часть Шилово – А. К. ) откуда был и он сам. В 1597 г. "…в Тюменьский город посланы воевода, князь Володимир Иванович Бахтеяров да голова Алексей Петров» [19]. Петров-Соловов Алексей Тимофеевич из рязанского рода, в т. ч. шиловских землевладельцев. В Каменском стане, с. Добрый Сот, было поместье Бахтиярова, а у потомков в шиловском селе Задубровье [20] , [21]. В 1601 г. воевода в Верхотурье сын боярский рязанец Дюткин Лука Захарович [22]. Освоение Сибири шло по главным коммуникациям связывающих ее с центром России. Если Тюмень стала центром по сбору ясака, то Тобольск административным центром Сибири. Был создан более удобный путь по реке Туре, и для обеспечения безопасности, построены Верхотурье и Туринск(1600). В 1605 г. воевода Булгаков Федор Юрьевич/с. Сопково Кобыльский стан и дер. Зимницы(Клешино) Кобыльский стан - основывает г. Мангазею, воеводствовал в Туруханске и Мангазее с 1603 по 1605 гг.

Вид г. Мангазеи /по Г. Миллеру/
Вид г. Мангазеи /по Г. Миллеру/

В 1623-24 гг. в Томске воеводой Гагарин Афанасий Федорович (рязанец). 13 января

1623 г. в Тобольск назначен князь Сулешов Ю. Я. [23] землевладелец Шиловского села Тынерская Слобода (Тырново) с тов. – Федором Кирилловичем Смердовым-Плещеевым и дьяком Никитой Леонтьевым. Но, наверное, самый ценный дьяк был Герасим Мартемьянов, крупный специалист по землеустройству, подписи которого стоят под многими писцовыми и межевыми книгами Рязанского Края. В царском Указе "…велено ему (Сулешову – А. К. ), будучи в Сибири в Тобольске и во всех Сибирских городах искать во сем государю прибыль…».

К этому времени воля России охватывала значительную часть бассейна Енисея и до реки Лены. Сулешовым Ю. Я. и его товарищами были титаническим трудом упорядочены параметры и критерии внутренней жизни Сибири. Опись пашенных земель, людей, строений и промыслов, показала огромнейшие неучтенные ресурсы. "Уложения» [24] князя Сулешова Ю. Я. определяли [25].

1. Введение сметных книг хлебных и денежных доходов и расходов;

2. Сибирь полностью стала обеспечивать себя хлебом, который раньше завозился из других регионов;

3. Установлены два разряда городов – пашенные и непашенные.

Крестьянин, обрабатывающий на государя 1 десятину в поле, и в дву потому ж, пользуется для себя землею в половину. Сулешов Ю. Я. установил такой порядок:1. Верхотурский крестьянин, пахавший для казны по 2 десятины в каждом из 3-х полей (яровой, озимый, пар – А. К. ) имеет для себя по 15 десятин в каждом поле. 2. В Тагильских селах за 2 десятины казенных имеет для себя по 12 ? десятины.

3. В Пелыме, Туринске, Тюмени и Тобольске за 2 ? десятины казенных, в каждом поле на себя имеет уже по 10 десятин в 3-х полях; а в 1, 1/8 казенных десятин получает для себя по 5 десятин в каждом поле. Великорусский пахарь был поставлен в выгодные условия. Чем больше он пахал на казну, тем больше имел сам. В сравнении с Европой, где бюргер не спеша, пахал и сеял 10 месяцев в году, великорусскому пахарю на тот же результат, климат отводил всего 5 месяцев!

А в Сибири и того меньше. Меры Сулешова Ю. Я. привели к расширению пашенных земель и развитию хлебной торговли.

Определяющие деяния рязанцев в покорении Сибири, начиная от атаманов Ермака до губернаторов Сибири, основаны на построенных селениях и городах. Сибирь покорили не мечом, а рязанским топором.

29 мая 1625 г. , князь Сулешов Ю. Я. сдал дела своему преемнику и соседу землевладельцу из с. Ижевского, "Спасителю Отечества» в 1612 г. князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому [26].

В это же время (1625-1627 гг. ) воевода в Тобольске выдающийся сподвижник Прокопия Ляпунова – Мирон Андреевич Вельяминов – Зернов, старорязанский землевладелец [27]. Владел сельцом Летники [28] и Илебники [29] , последние были у его потомков до 1861 г.

В 1625-1627 гг. воевода в Таре, рязанец Иван Алексеевич Аргамаков (30), в Енисейске (1627-1629 гг. ) его брат Василий Алексеевич [31]. Имели поместья в Ряжском уезде [32]. Аргамаковы также владели шиловскими поместьями в Тимошкино и Ибреди [33].

В 1628 г. Андрей Дубенский строит г. Красноярск.

В 1629-1631 гг. в Тобольске воеводой князь, рязанец, Трубецкой Алексей Никитович, с ним Лукьян Башмаков, Дмитрий Обрезков. Правительство утверждает Якутское воеводство. Якутск поставлен на месте Якутского острога, основанного в 1632 г. предком рязанских землевладельцев – Петром Бекетовым [34]. В 1639-1643 гг. в Тобольске воеводой Пронский Петр Иванович [35] , с ним его сын, князь Иван. В 1643 г. в Красноярском остроге воеводой один из представителей рода Протасьевых – Петр Данилович [36] , в 1686-1690 гг. в Мангазее, воеводой Александр Петрович Протасьев [37] , а в Верхотурье (1695-1698 гг. ) воеводой Дмитрий Петрович [38] , сыновья первого.

Все они, начиная с XV века, владели селом Ирцы (Ирицы – А. К. ) [39]. Протасьев П. Д. основал Удинский острог для защиты бурят от монголов, что привело в 1647 г. князя Иланко перейти со своим народом "в вечное подданство России» [40].

В 1653-1656 гг. в Тобольске воеводой князь и владелец старорязанского села Юшта, Хилков Василий Иванович, с ним голова Полуэктов Иван Леонтьевич [41].

Енисейский воевода, рязанец Иван Иванович Ржевский (1661-1664 гг. ) основал г. Иркутск [42]. Убит 3 августа 1678 г. на крепостной стене при защите г. Чигирина от турок [43]. В 1659-1660 гг. воеводой в Тобольске Беклемишев Василий Михайлович (Одинец) [44] , его брат Алексей Михайлович в Туринске (1664-1667 гг. ) [45] , в 1670 г. – в Тюмени [46] , где и умер. Матвей Алексеевич воеводой в Туринске [47] ,(1670 г. ). Имели поместья в Рязанском и Тульском уездах. Полковник Данила Иванович Беклемишев землевладелец в с. Задубровье (1774 г. ) [48]. В 1694-1707 гг. в Томске воеводой, стольник Григорий Михайлович (меньшой) Петров-Соловов [49] и его сын, стольник Лаврентий Григорьевич [50].

Рязанцы, на протяжении всего воеводства выдерживали непрерывную борьбу с киргизскими ордами, защищая местное население. Немалая лепта в освоение Сибири принадлежит роду Глебовых, землевладельцам в Свинчусе, Копанове и Илебниках.

Вид Удинского острога /по Г. Миллеру/
Вид Удинского острога /по ГМиллеру/
Вид г. Иркутска /по Г. Миллеру/
Вид гИркутска /по ГМиллеру/

Глебов Михаил Иванович со 2 мая 1678 г. по 6 апреля 1680 г. товарищ при воеводе Петре Васильевиче Шереметьеве в Тобольске. В 1696-1706 гг. сын копановского землевладельца Глебов Богдан (Иван) Данилович воевода в Енисейске [51] , а до этого в (1686-1688 гг. ) в Тобольске [52] , товарищ воеводы Алексея Петровича Головина. Куда ходили соха, коса и топор рязанского пахаря - следом шел, с крестом, православный пастырь. Но как мы видели выше, укреплением православной верой занимались и воеводы и их ратники.

Надо отметить, что большинство из них, были православными. И дух их, и характер, и воля, были чисто русскими. Так на енисейском воеводстве с Глебовым Б. Д. были два сына, Федор и Степан [53].

И хотя весь род Глебовых славен мужеством и волей, всех превзойдет Степан [54].

За любовь с женой Петра I, монахиней Евдокией Лопухиной, майор Глебов "пытанный страшно кнутом, раскаленным железом, горящими углями, 3-е суток привязанный к столбу на доске с деревянными гвоздями, ни в чем не сознался. Посаженный затем на кол, он за 14 часов, несмотря на страшные мученья, попросил только о святом причастии» [55].

С такими натурами, можно покорять не только Сибирь. К 1650 г. Тобольск – военно-административный центр Сибири, которому подчинены воеводства [56] :Верхотурское, Пелымское, Туринское, Тюменьское, Тарское, Сургутское, Березовское и Мангазейское [57].

В это время "шиловские» землевладельцы Измайлов П. А. (с. Рясы. 1678) – воевода в Пелыме(1656), Салтыков П. М. (Тырново-Инякино) - воевода в Верхотурье/1673-77/, Огарев Е. Г. (Салаур-Борки-Свинчус) - воевода в Березове/1673-76/, Травин П. И. (Задубровье) – воевода в Верхотурье/1709/. Покорение Сибири было бы невозможным без выдающейся роли православной церкви. И здесь история вновь оставила нам неизгладимый след на этом поприще рязанских имен. Род шиловских землевладельцев, почти весь до перехода в Пронский уезд, располагался в д. Лужки под Терехово-Воскресенским монастырем [58] , Мокринских внес самый живительный  вклад в закреплении православия в Сибири.

Дмитрий Мокринский [59] основывает в Сибири первый православный монастырь. Живя постоянно в Тобольске на царской службе, сын казачьего Атамана принимает постриг, и уже как старец Долмат основывает знаменитый Долматовский монастырь. Иван Дмитриевич Мокринский [60] , под влиянием отца принял монашество. В 1651 г. поступил в Долматову пустынь и принял имя Исаакия. В 1666 г. возведен в сан игумена и был настоятелем. 29. 05. 1702 г. возведен в сан архимандрита Тюменьского Спасского монастыря с правом заведовать монастырями Долматовским, Туринским и Рафаиловой пустынью. С 1705 г. вновь поселился в Долматовском монастыре, при котором основал училище. Тысячи язычников, в результате трудов Исаакия и его сподвижников, приняли православие и стали стержнем Сибири.

Основатель на реке Каменке железнодельного монастырского завода. Интересна его история. Игумен Исаак, узнав о найденной на реке Каменке железной руде, решил построить небольшой железный завод. Но на тех землях уже жили государственные крестьяне. Тогда он написал тобольскому воеводе А. А. Голицыну об отводе земли для монастыря не по речке Каменке, а по речке Железянке. Летом 1682 г. тобольский воевода послал на "Железянку» боярского сына Федора Рукина "со товарищи», чтобы отвести и обмерить земли. По составленной затем отводной грамоте монахи получили 400 десятин лесных угодий,100 - пахотной земли и покосной – на 600 копен. Да неудобий было 500 десятин. Рудных же земель значилось лишь 15 десятин. Земли располагались на юге по реке Исети, на востоке по ключу, который и сейчас называют Исаковым ( у деревни Лужки. Именем своей изначальной деревни Лужки под Тереховым-Воскресенским монастырем Мокринские обозначали свое местопроживание во многих случаях), на западе – около нынешней деревни Часовой, далее по Белой до Каменки Травянского болота – на севере.

Дмитрий Мокринский. Грамота царя Алексея Михайловича на выделение земли и угодий монастырю.
Дмитрий Мокринский. Грамота царя Алексея Михайловича на выделение земли и угодий монастырю.

Здесь был основан Иваном Дмитиевичем Мокринским железный завод. Монахи построили "кузню с наковальней, домницу, сарай угольный, прирудную ступу и пест, чтобы железные руды толочи, погреб с погребенницей и одноставную мельницу». Все это обнесли рвом и внушительным, из высоких и толстых плах, забором. Управителем заведения стал монастырский старец Питирим.

Успенский Долматовский монастырь.
Успенский Долматовский монастырь.

Из Тулы был выписан мастер. Железа выплавлялось только для монастырских нужд, немного. В петровские времена для военных нужд завод стал государственным и был сильно расширен. И стал выпускать в необходимом количестве железо. Из века в век рос и расширялся Каменск-Уральский, город возникший из монастырской домницы и имеющий сейчас свыше 200 тыс. населения. Нравы казачьи в Сибири были свободные. Еще со времен Ермака, получив царские дары, грамоту на поиск охотников для переселения на новые земли, удалой Иван Кольцо взял у дьяка Андреева и грамоту на свободный выбор в Сибирь, в любом поселении, любую женщину. Чем казаки с охотой и пользовались почти полстолетия, размножая род сибиряков и вспоминая лихого атамана. Характерный штрих, для нравственных устоев русской православной веры. Патриарх Филарет уже грамотой от 11. 02. 1622 г. направил специального гонца, чтобы разыскать "грамоту Ивана Кольцо и выслать в Москву казачьи привилегии, как неуместные» [61]. Еще князю Сулешову Ю. Я. пришлось применить крутые меры против игр, напоминающих нынешние казино и игровые автоматы. В Тобольске был уничтожен кабак, в Таре зерновой откуп, т. к. казаки проигрывали в зерн (игра в кости – А. К. ) свои "животики» и оружие, и от зерни чинилась "татьба и воровство великие» и "сами себя из самопалов убивали и давились» [62]. В этих условиях, как никогда своевременно была помощь православной церкви. Развитие Сибири происходило на основе складывающихся, на огромном пространстве тесных отношений между коренным населением и первопроходцами. Межкультурные связи, начиная от массовых смешанных браков, широко и быстро охватили все культурно-бытовые и хозяйственно-экономические отношения. Происходил быстрый обмен всех жизненных достижений встретившихся народов – традиций , орудий труда, охоты, рыболовства, жилища. Несмотря на имеющиеся в таких случаях столкновения, они носили обоюдный характер, и жестко пресекались царской властью. Не одна воеводская голова пала под царским топором. Параллельное внедрение в складывающиеся устои Сибири православной церкви, купечества – стало тем стержнем, который превратил ее жителей в неотъемлемую часть России. Но достигалось это долговременной работой. О чем говорит нам имя – связаное с сыном дьячка шиловского села Заполье, Никитой [63]. Окончив Сапожковское духовное училище и рязанскую семинарию в 1840 г. , в следующем, Никита Запольский, был посвящен в священники к Якутскому Троицкому собору и определен учителем в духовное училище. В 1844 г. миссионер походной Николаевской церкви. Назначен благочинным сельских церквей лежащих по Северо-Восточную сторону р. Лены, и одновременно нес обязанности игумена Якутского духовного правления. По перенесении Ново-Архангельской семинарии из Ситли в Якутск был ее преподавателем. Отличался необычной энергией, едва ли оставалось какое-нибудь пустынное место в Якутской области, куда бы он по нескольку раз не проникал с проповедью православного пастыря. Начиная с берегов Ледовитого океана до притоков Амура, всюду были следы его миссионерской деятельности. 20-летние труды его – это тысячи новых православных в Сибири и десятки приходов открытые в полярных землях. Последнюю поездку по р. Амур и отрогам Яблонового Хребта он совершил в 1862 г. по поручению епископа Иннокентия для распределения территориального влияния амурских и якутских миссионеров. Где простудился и умер 23 августа 1863 г. Освоение Сибири несет и хранит в себе мощный заряд нашей истории. Рязанские землевладельцы вписали в неё много славных страниц. Петр Петрович Головин(с. Ушмар Старорязанского стана. 1646) стоял у истоков формирования Семена Дежнева, когда в 1641 г. послал его в отряде казачьего десятника Михаила Стадухина на Оймякон, известного как полюс холода. Татьяна Федоровна Кондырева – стала первой женщиной-полярницей. Жена штурмана Василия Михайловича Прончищева, она разделили с ним все трудности Второй Камчатской экспедиции(1733-1743) при описании берегов Таймыра. Умерла во время экспедиции вслед за мужем. Похоронены на Таймыре. Её отец, Федор Степанович Кондырев землевладелец села Дубровичи Старорязанского стана, откуда была и она сама, и где Кондыревы были вотчинниками не одно столетье. Требуют внимания и изучения многие эпизоды, связанные с Сибирью и ее побережьем. Так, Московской гостиной сотни купец, из рода рязанских Усовых, Алексей Усов снарядил экспедицию Федота Алексеевича Попова, после смерти, которого и стало известно имя Семена Дежнева, нанявшегося на один из кораблей Попова и закончившего экспедицию после смерти последнего. В этой же экспедиции, в знаменитом рейде Витуса Беринга у берегов Камчатки и Аляски, корабль командора вел штурман Иван Кошелев. Именно в этот период много рязанских Кошелевых находилось на службе при адмиралтействе. Одним из исследователей Таймыра был Дмитрий Васильевич Стерлегов. Когда в 1778 г. корабли Кука стали у берегов Камчатки, кого он первым увидел, был командир русского корабля Герасим Григорьевич Измайлов. Таков очень краткий экскурс в историю Сибири [64] , [65].

Могила Василия и Марии-Татьяны Прончищевых в поселке Усть-Оленек. На прибитых досках текст, сверху вниз: "Памяти славного Прончищева и его жены Марии... Ленск. гидрограф. эксп. 1921 г.".

Могила Василия и Марии-Татьяны Прончищевых в поселке Усть-Оленек.

На прибитых досках текст, сверху вниз: "Памяти славного Прончищева и его жены Марии... Ленск. гидрограф. эксп. 1921 г."

В то время, когда в США, из коренных жителей не осталось ни одного индейца. В Сибири коренные жители увеличивали свою численность, от переписи к переписи. Сохранились все малые народы, их обычаи и культура. Таков многовековой итог деятельности православной культуры и ее церкви в Сибири. Нет ничего удивительного в том, что православную веру, не любят, ненавидят и боятся. Боятся той ее страшной силы миролюбия, которая стала основой и русского народа, и государства им созданного. Вера народа, главное в развитии любой нации. И когда враг хочет уничтожить нацию, убить ее государство, он в первую очередь убивает ее веру, отделяет ее от народа, заменяет суррогатом или ложными, разрушающими нацию ценностями.

Примечания:

1. История русской культуры. под ред. Т. Ямпольской. М. ЭКСМО. 2006 г.

2. Н. М. Карамзин История государства российского. Р-на-Д. 1995 г. кн. 3 с. 487-488.

3. Краткая Сибирская летопись (Кунгурская). С. 404. //Краткая Сибирская летопись

(Кунгурская). Рязань. Александрия. 2008.

4. Ремезовская летопись (По Мировичеву списку)7085-7144. . //Краткая

Сибирская летопись(Кунгурская). Рязань. Александрия. 2008. //

5. П. А. Словцов История Сибири. М. 2006. с. 41.

6. И. В. Добролюбов Историко-статистическое описание церквей и монастырей рязанской епархии. С.  315.

7/ Н. М. . Карамзин Указ. соч. кн. 4 с. 11-12.

8. Там же с. 114.

9. Есиповская летопись(По списку Ундольского)7089-7145. С. 226. //Краткая Сибирская летопись(Кунгурская). Рязань. Александрия. 2008.

10. Ремезовская летопись(По Мировичеву списку)7085-7144. С. 349. // Краткая Сибирская летопись(Кунгурская). Рязань. Александрия. 2008.

11. И. Ж. Рындин Материалы и исследования по Рязанскому краеведению. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. /Под ред., с дополн., проф.

Б. В. Горбунова., т. 7. Вып. 1. Р., 2006 г. с. 47.

12. Н. М. Карамзин Указ соч. , кн. 4. с. 11-12.

13 Н. И. . Костомаров Русская история в жизнеописании ее главных деятелей М. , 1998 с. 36.

14. Ремезовская летопись. (По Мировичеву списку)7085-7144. С. 349. // Краткая Сибирская летопись(Кунгурская). Рязань. Александрия. 2008.

15. И. Ж. Рындин Материалы и исследования по Рязанскому краеведению. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. /Под ред. ,сдополн. ,проф. Б. В. Горбунова/. Р. 2006 г. т. 10. вып. 1 с. 184.

16. Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII веков. . Рязань. Александрия. 2005. Т. 1 с. 87.

17. И. Ж. Рындин Материалы и исследования по Рязанскому краеведению. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. /Под ред. ,сдополн. ,проф. Б. В. Горбунова/. Р. 2007. т. 10. вып. 2. С. 118. //

18. Там же, т. 1 с. 89.

19. И. Ж. Рындин Материалы и исследования по Рязанскому краеведению. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. /Под ред. ,сдополн. ,проф. Б. В. Горбунова/. XVI в. т. 1. Р. 1996 г. с. 288.

20. И. Ж. Рындин Материалы и исследования по Рязанскому краеведению. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. /Под ред. ,сдополн. ,проф. Б. В. Горбунова/. Р. 2006 г. т. 10 с. 166-168; т. 7 с. 23, с. 118, с. 364.

21. И. Ж. Рындин Материалы и исследования по Рязанскому краеведению. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. /Под ред. ,сдополн. ,проф. Б. В. Горбунова/. т. 7 Р. 2006 г. с. 118.

22. Словцов П. А. Указ. соч. с. 69.

23. Словцов П. А. Указ. соч. с. 73.

24. Рус. Биогр. словарь "Суворова – Ткачев» М. 1999 г. (Спб. 1912) с. 135-138.

25. Рус. Биогр. словарь "Суворова – Ткачев» М. 1999 г. (Спб. 1912) с. 138.

26. Сл. Брокгауза и Эфрона. М. 1993 г. т. 3 с. 209.

27. Свод ПИ по ИРКр. Р. 2005 г. т. 1. с. 408-409.

28. Свод пис. ист. по ист. Ряз. Кр. XIV-XVII Р. 2005 г.

29. И. Ж. Рындин Материалы и исследования по Рязанскому краеведению. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. /Под ред. ,сдополн. ,проф. Б. В. Горбунова/. Р. 2006 г. т. 10 вып. 1 с. 107.

30. Там же с. 107.

31. Там же с. 107.

32. ПКРК XVI в. Р. 1996 г. т. 1 вып. 1 с. 247, с. 249. 33. И. Ж. Рындин Материалы и исследования по Рязанскому краеведению. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. /Под ред. ,сдополн. ,проф. Б. В. Горбунова/. Р. 2006 г. т. 10 вып. 1 с. 181.

34. А. А. Половцев Указ. соч. т. 21 Спб. 1910 (Пр. – Рейс) с. 59, с. 56.

35. Там же с. 86.

36. Там же с. 87.

37. Там же с. 87.

38. АСЭИ. М. 1964 г. т. 3 с. 503. Акты 283, 108.

39. А. А. . Половцев Указ. соч. т. 21 с. 88.

40. И. В. Добролюбов Указ. соч.

41. А. А. Половцев Указ. соч. т. 21 с. 88

42. А. А. Половцев Указ. соч. Спб. 1905 г. (Р) с. 719

43. Рус. Биогр. сл. "Ябл – Фом» М. 1999 г. (Спб. 1913 г. ) с. 253.

44. И. Ж. Рындин Материалы и исследования по Рязанскому краеведению. Материалы по истории

и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. /Под ред. ,сдополн. ,проф. Б. В. Горбунова/.

Р. 2006 г. т. 10. вып. 1 с. 184.

45. Там же с. 184.

46. Там же с. 184.

47. Там же с. 184.

48. ГАРО. Ф. 892. оп. 13. д. 54 св. 2

49. Русск. биогр. словарь. ИРИО. Спб. 1913 (Ябл – Фом) с. 643

50. Там же, с. 643

51. Рус. Биогр. Сл. (Гер-Гоген) М. 1995 г. (М. 1916 г. ) с. 350

52. Рус. Биогр. Сл. указ. соч. с. 350.

53. Рус. Биогр. Сл. указ. соч. с. 350

54. Рус. Биогр. Сл. указ. соч. с. 378-379

55. Рус. Биогр. Сл. указ. соч. с. 378-379

56. Русск. биогр. словарь. ИРИО. Спб. 1911 (Щеб – Щют) с. 138.

57. Там же с. 138.

58. А. И. Цепков Рязанские землевладельцы XIV-XVI вв. Р. 1995 г. с. 124-125.

59. А. А. Половцев Указ. соч. Спб. 1897 т. 11 с. 138

60. Там же с. 179

61. Словцов П. А. Указ. соч. с. 119

62. Там же, с. 119

63. Рус. Биогр. Сл. "Жабокринский-Зеяловский» (Спб. 1916 г. ) с. 227-228.

64. Г. Ф. Миллер "История Сибири» в 3-х томах. М. 1999-2005 гг. ,Изд. "Восточная литература»,РАН.

65. Л. Р. Кызласов "Письменные известия о древних городах Сибири». Издательство МГУ. 1992г.

Примечание: 

Печатается, по любезному разрешению автора,  по тексту "Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Сборник научных работ». Т. 31. Рязань, Узорочье. 2012 Редакционная коллегия: Б. В. Горбунов (гл. ред),Ю. Ю. Гордова, И. Ж. Рындин, А. И. Хвостов,М. В. Целикова, И. Н. Юхина. НИЛ проблем регионального образования ОГБОУ ДПО "Рязанский областной институт развития образования».



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Рязанские землевладельцы – покорители Сибири"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Сказания сибирских казаков: Памятники фольклора XVII-XX вв.
  • - Алачевы, князья
  • - ПЕЛЕПЕЛИЦЫН, Василий, дьяк
  • - Документы к истории участия землевладельцев Подлесного стана Мещерского уезда в избрании на царство Михаила Федоровича Романова.
  • - БИЙСКАЯ КРЕПОСТЬ
  • - Рязанские дьяки и подьячие XV – нач. XVI вв.
  • - Ермак (Ермолай) Тимофеев
  • - Зайсанг


  • Название статьи: Рязанские землевладельцы – покорители Сибири


    Автор(ы) статьи: А.И. Кондрашов

    Источник статьи:  


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru