Ляпунов, Прокофий, Вождь нации

Вождь нации – Прокофий Ляпунов

Материалы к истории Смуты и гражданской войны в России в 17 в.

Рязань - Шилово

Вождь нации – Прокофий Ляпунов3 октября 2009 г., перед своим праздником, Шиловские учителя по традиции совершали экскурсионно - паломнические поездки по славным местам России. Одни поехали в Дивеевскую пустынь, другие в Троицко-Сергиевую Лавру. Когда переступаешь ворота Лавры, то сразу ощущаешь мощь и дух Отечества. И понимаешь, почему даже 16 месячная осада монастыря поляками не смогла сломить сопротивление защитников Лавры. Однако цель моей поездки носила в себе и надежду, что удастся узнать что - либо о захоронении на территории монастыря тела вождя нации Прокофия Ляпунова. И когда мы присоединились к длинной очереди россиян, стоявших у входа в Троицкий собор к раке с мощами Святого Сергия, появилась возможность отлучиться. В книжной лавке пришлось долго просматривать все, что там было. Наконец нашел то, что искал. Это было, напечатанное "по благославлению Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси» Алексия II, труд знаменитого русского историка, академика Российской Академии Наук, профессора Московской Духовной Академии Е. Е. Голубинского - "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по ЛАВРЕ». Издание второе, исправленное и дополненное. Москва. Синодальная Типография. 1909. Переиздано в Санкт-Петербурге, в 2007 г. Издательство "Воскресенье» [1]. Вот те ценнейшие сведения этого произведения.

Западная часть Успенского собора.

Западная часть Успенского собора.

Левая часть бывшей паперти Успенского собора с усыпальницей Годуновых.
Левая часть бывшей паперти Успенского собора с усыпальницей Годуновых. 

Успенский собор.

"С западной стороны находилась у собора большая паперть, построенная одновременно с ним самим, "которая после сделана была трапезаю», т. е. которая из сеней к церкви чрез поставление в ней икон обращена была потом в заднюю часть самой церкви. По причине, должно думать, ветхости она была разобрана в 1780 - 1781 – м году. На плане собора в книге планов и фасадов она изображена с тремя крыльцами или входами – западным, северным и южным. По описанию лавры 1768–го года у ней были два крыльца, при чем должны разумеемы крыльца западное и южное; с двумя крыльцами – западным и южным она изображена и на виде лавры XVII века». [2].

"В 1781–м году, после того как разобрана была паперть собора, сделано было вместо нея нынешнее западное крыльцо с надписью на фронтоне: "Ведомому Богу» [3].

"На паперти или в трапезе Успенскаго собора погребены были тела царя Бориса Федоровича Годунова, его супруги Марии Григорьевны, его сына Феодора и его дочери Ксении, в монашестве Ольги». [4].

(Годуновы были похоронены по распоряжению царя В. И. Шуйского в 1606 г., Ксения в 1622 г. слевой стороны при входе на паперть с запада – А. К.)

"В прежнее время именитые и богатые люди имели великое усердие к тому, чтобы быть погребенными в Троицком монастыре, у преподобнаго Сергия. В следствии сего в Троицком монастыре было погребено по тому или другому количеству лиц из множества знатных родов.

Но людей известных исторически погребено у Троицы очень немного. Из старого времени можем назвать четверых. Это, во-первых князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой…скончавшийся 24 - го июня 1625 - го года (В Тобольске, где он был воеводой Сибири – А. К.) и погребенный под западной папертью Троицкого собора (в третьей от входа с юга палатке).

Во-вторых, Прокопий Петрович Ляпунов, убитый казаками под Москвой 22 - го июля 1611 - го года, сначала погребенный в Москве при Благовещенской церкви на Воронцовом поле, а к Троице перевезенный сыном (а может быть, и по распоряжению царя Михаила Федоровича, ибо вместе с ним перевезен и погибший вместе с ним его защитник от казаков Иван Степанович Ржевский) в 1613–м году; могила его находилась у паперти Успенскаго собора, которая была у сего последнего с западной стороны и именно – во втором ряду на правой руке от лестницы на паперть, бывшей с южной стороны (в одном XVII века списке надгробных надписей читается: "идучи из паперти церкви пречистыя Богородицы, т. е. Успенского собора, у лестницы, на левой стороне род Булатниковых; в другом ряду от мосту, т. е. от той же лестницы, Дмитрий Федорович Скуратов, представися 136 (1627) году ноября в 26 день, Прокофей Ляпунов да Иван Ржевский, убиты 119 (1611) года, июля в 22 день» [5]. Пояснение. 1. Во вкладных книгах Троице - Сергиева монастыря об этом говорится так: "121 (1612/1613) году дал вкладу Володимер Прокофьевич Ляпунов по отце своем Прокофье денег 100 рублев. И за тот вклад погребли ево в дому живоначальные Троицы» [6].

2. Большинством историков считается, что имя вступившегося за Прокофия Ляпунова и вместе с ним погибшим - было Иван Никитович Ржевский. (А. К.) В третьих, боярин Михаил Борисович Шеин, мужественно защищавший Смоленск от Сигизмунда в 1609-1611–м году но в 1634–м году (28 - го апреля) за неудачное ведение войны против сына Сигизмундова Владислава казненный (по мнению некоторых – несправедливо) как изменник; его могила находилась подле олтарной стены Духовской церкви. – В четвертых, правнук предшествующего, боярин и полководец Петра Великаго, Алексей Семенович Шеин, скончавшийся 12 февраля 1700–го года; его могила находилась близ могилы прадеда» [7].

Закончив изучение приведенных выше фактов, я взял фотоаппарат и провел их локализацию на местности. Ниже показана расшифровка исторических данных в фотографиях на 3 октября 2009 г.

Западная часть Успенского собора.

"В 1781–м году, после того как разобрана была паперть собора, сделано было вместо нея нынешнее западное крыльцо с надписью на фронтоне: "Ведомому Богу». В данный момент надписи невидно, т. к. идет ремонт Лавры, и сама надпись чуть видна, но еще не очищена от побелки. Паперть, которую разобрали в 1780 г. начиналась от ступенек, они обрамлены с двух сторон белым бордюром, и по ширине захватывала почти всю западную стену собора.

Левая часть бывшей паперти Успенского собора с усыпальницей Годуновых. с. - 210. "Когда была уничтожена паперть Успенскаго собора, могилы всех четверых (но не только Годуновых - А. К.) оказались на воле, под открытом небом, и над ними устроена была доныне находящаяся над ними палатка».

Правая часть бывшей паперти Успенского собора, место захоронения Прокофия Ляпунова (светлая плита). (…в одном XVII века списке надгробных надписей читается: "идучи из паперти церкви пречистыя Богородицы, т. е. Успенского собора, у лестницы, на левой стороне род Булатниковых; в другом ряду от мосту, т. е. от той же лестницы, Дмитрий Федорович Скуратов, представися 136 (1627) году ноября в 26 день, Прокофей Ляпунов да Иван Ржевский, убиты 119 (1611) года, июля в 22 день».

Реконструкция ситуации: во 2–м ряду три памятника. 1 - й, Д. М. Скуратова. 2 - й, (светлый) или средний - Прокофия Петровича Ляпунова. 3 - й, за П. П Ляпуновым - Ивана Ржевского. Расположение мест захоронения в точности соответствует таким же, как на левой части паперти. В настоящий момент никаких памятных знаков на могилах нет, одна брусчатка, по которой ходят все кто посещает лавру. Топчут не только место захоронения, затаптывают историю России.

Реконструкция ситуации: во 2–м ряду три памятника. 1-й, Д. М. Скуратова. 2 - й, (светлый) или средний - Прокофия Петровича Ляпунова. 3 - й, за П. П Ляпуновым - Ивана Ржевского.
Реконструкция ситуации: во 2–м ряду три памятника. 1 - й, Д. М. Скуратова. 2 - й, (светлый) или средний - Прокофия Петровича Ляпунова. 3 - й, за П. П Ляпуновым - Ивана Ржевского.
Западная часть Успенского собора. До 1780 - 1781 гг. от видимых сейчас ступенек начиналась паперть собора.
Западная часть Успенского собора. До 1780 - 1781 гг. от видимых сейчас ступенек начиналась паперть собора.

Совсем недавно, стараниями и неравнодушием рязанских властей, была спасена от разрушения Воскресенская церковь с. Исады, построенная сыном П. П. Ляпунова, Владимиром и внуком Лукой. В 2011 г. исполняется 400 лет со дня смерти П. П. Ляпунова, а через год юбилей победе над польско - литовскими интервентами. Хотелось бы обратить внимание на некоторые корневые моменты истории смуты, и их последствия. Крупный исследователь этой эпохи, историк С. Ф. Платонов, при определении и выявлении организаторов национального сопротивления, буквально писал так: "…С особенной силой и энергией проявилось движение (имеется в виду организация национального сопротивления Руси, т. е. создание ее вооруженного ополчения – А. К.) в Рязани…. Рязанское население отличалось, по отзывам сказателей того времени, особенно храбрым и дерзким характером. Благодаря своему географическому положению, Рязанской земле приходилось чаще других подвергаться татарским нашествиям и быть оплотом Руси от татар. Немудрено, что сложился у рязанцев такой суровый и воинственный характер и что летописцы отзываются о них, как народе удивительном по дерзости и "высоким речам» [8].

Отмечая роль П. П. Ляпунова в подъеме Руси на борьбу и создание для управления этой борьбою "Совета всей земли» - историк пишет "Этот знаменательный факт показывает нам, каким большим кредитом пользовалось в стране ополчение: ему верили, и его слушалась страна» [9].

Уже в наше время, историк А. Л. Станиславский подтверждая сказанное выше, писал: "Хорошо известно, какую выдающуюся роль играла Рязань, административный, религиозный и хозяйственный центр обширного края в 1606 – 1611 гг. » [10].

Сейчас мало кому известен тот факт, что Прокофий Ляпунов как вождь и опытный государственный деятель понимал, что с теми силами, которые он приведет под стены Москвы можно и не одолеть врага.

Поэтому, после создания первой ополченской армии в Рязани, сразу же, еще в январе 1611 г. в Нижний Новгород с грамотой патриарха Гермогена и Прокофия Ляпунова был направлен ближайший соратник вождя, рязанский дворянин, стряпчий Иван Иванович Биркин с дьяком Пустошкиным Степаном Леонтьевичем "для договору» [11].

Скоро, уже после смерти П. П. Ляпунова, дьяк Степан Пустошкин будет отправлен в Рязани, где правил с воеводой И. А. Дашковым [12]. Здесь он мобилизовал в Н. Новгород рязанских, коломенских и шацких ополченцев и казну, в связи, с чем по указу Трубецкого и Заруцкого у него была отобрана его рязанская вотчина [13].

Находившийся в Н. Новгороде И. И. Биркин продолжал агитировать за создание нового ополчения, что было делом не простым, т. к. крупный купеческий центр "раскошелиться» не торопился, а большинство воинского люда было под Москвой.

Но, наконец, в начале октября 1611 г. ситуацию удалось переломить,

"нижегородские власти на воеводском дворе совет учиниша»; на совете том были "Феодосий архимандрит Печерского монастыря, Савва Спасский протопоп, с братиею, да иные попы, да Биркин да Юдин, и дворяне и дети боярские, и головы и старосты, от них же и Кузьма Минин» [14], сообщает С. Ф. Платонов со ссылкой на рассказ Ельнина.

Совет решил собрать нижегородцев на другой день в Спасо - Преображенском

Соборе, в Кремле.

После чего городом стали управлять местные "воеводы князь В. А. Звенигородский и дворянин А. С. Алябьев да дьяк Василий Андреев, а ратными делами… стряпчий И. И. Биркин да дьяк Василий Юдин» [15].

Опыт И. И. Биркина приобретенный во время создания 1 - й ополченской армии с П. П. Ляпуновым был в это время ценным подспорьем в Н. Новгороде, т. к. кроме него его ни у кого не было. Одно дело создавать задним числом героев Смуты, другое иметь практический опыт организации национального сопротивления. Кроме ратных дел, главным было финансирование рати. Вот как этот вопрос был с учетом опыта П. П. Ляпунова был решен в Н. Новгороде.

Приходная денежная книга Нижегородского уезда, находящаяся в Московском Главном архиве МИДа сообщает о системе взимания налогов на содержание создаваемого ополчения и о структуре организаторов ополчения:

"Да в приходе ж с неокладных доходов, которые взяты по приговору окольничева и воеводы князя Василия Андреевича Звенигородского, Андрея Олябьева, да Иоанна Иоанновича Биркина, да дьяка Василия Семеновича, да выборного человека Кузьмы Минина, да нижегородских земских старост и всех нижегородских посадских людей, ратным людям, на жалованье, которые пошли из Нижнего Новгорода с стольниками и с воеводою с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, да с выборным человеком Кузьмою Мининым для Московского очищения у (от) всяких людей, покамест нижегородские денежные доходы в сборе будут.

У Никитиных да у Максимовых людей Строгановых, у Юшки да у Митюшки Петровых взято три тысячи сто шестнадцать рублей. У Григория Микиткиновича, что был у Федора Родяева пятьсот рублей. У Ярославцева у Василия, да у Степана Лыткиных триста пятьдесят рублей. У Максимовых людей Строганова у Матвея Петрова с товарищи тысяча рублей.

Сергея Петрушина сто рублей. У Ярослава у Второва Чистова сто рублей. У москвича у Оникея Порывкина, да у Филиппа Дошаникова сорок рублей. Справил подъячий Васка Ураков. » [16].

Данная приходная денежная книга Нижегородского уезда показывает и называет имена истинных организаторов 2 - й ополченской армии: воеводы Н.  Новгорода князь В. А. Звенигородский, Андрей Алябьев, да Иван Иванович Биркин, да дьяк Василий Семенович, да выборный человек Кузьма Минин.

Вместе с тем в документе говорится, что ополчение вышло на Москву обеспеченная в основном денежными средствами купцов Строгановых, с которыми И. И. Биркин уже решал финансовое обеспечение при создание с П. П. Ляпуновым первой ополченской армии. В документе говорится : "…покамест нижегородский денежные доходы в сборе будут».

Другими словами, как видим, роли К. Минина при этом не видать.

Здесь обращает на себя внимание имя Василия Юдина Башмакова. В 1605 г. он упоминается в Муромской десятне как "нижегородский подъячий» [17].

Башмаковы происходили из рода Вельяминовых тысяцких в Москве. Родозачинатель Башмаковых, Данило Васильевич Башмак прибыл в Рязань вместе с братом Вельямином с московской княжной Анной, женой вел. кн. рязанского Василия Ивановича. И род Башмаковых развивался с Рязани. В описываемый период Смуты многие Башмаковы были дьяками и подъячими, воеводами не только в Нижнем, но и в Рязани и др. городах.

Осенью 1611 г. Иван Биркин из прибывших частей рязанских, коломенских, шацких и арзамаских дружин, из тех, кто уже перед этим проливал кровь под Зарайском в битве с Лисовским, создаст ядро ополчения.

Только тогда к князю Д. М. Пожарскому будет направлено "посольство», принять командование 2 - й ополченской армией, созданной не только по грамоте патриарха Гермогена, но теперь уже, еще и по "Указу» посмертного Правителя Руси П. Ляпунова.

Вот как историк Н. И. Костомаров описывает этот момент: "…князь Пожарский находился в своей вотчине Линдехе, за 120 верст от Нижнего…к нему прибыли нижегородского Печерского монастыря архимандрит Феодосий и дворянин Ждан Болтин с посадскими людьми приглашать его сделаться начальником ополчения…Князь Пожарский отвечал: "Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый – Козьма Минин - Сухорук, ему такое дело за обычай» [18].

Этот эпизод с "посольством», фантазия филаретовых лжелетописцев, составляющих "Новый летописец». На самом деле никакого посольства не было, т. к. Козьма Минин - Сухорук (мясник, владелец "животиной бойницей), которого называет Костомаров Н. И., никогда нижегородское ополчение не возглавлял. Это был просто нижегородец живший в одно время с Кузьмой Мининым – который был, по нынешнему – одним из многих старост отвечающих за сбор податей, др. словами налоговый инспектор.

Но романовской спеси, нужно было обязательно, чтобы было посольство. Можно ли себе представить, чтобы П. П. Ляпунов, видя, как враги терзают его родину, ждал - бы какое - то посольство? Так Романовы лепили "вождей» освобождения. Следующим эпизодом романовских лжелетописцев стало сочинение о создании якобы в Ярославле, по ляпуновскому образцу – Совета всей земли и приказов. Но интересный факт, до сих пор никто не видел следов этого Совета и его приказов. В то время как деятельность ляпуновского Совета всей земли, и его документы, неоднократно публиковались.

Ляпунов П. П. умело подбирал кадры для реализации национального сопротивления.

Чтобы Нижегородская ополченская армия дошла до Москвы, Иван Биркин был избран 2–м воеводой ополчения. Дополнительно, для укрепления духа князя Д. Пожарского, к нему был приставлен духовный наставник из рязанской епархии, протопоп Дмитрий из Зарайска [19].

Сам Д. Пожарский по примеру П. П. Ляпунова разослал грамоты с призывом собираться в Нижний Новгород. В грамотах указывалось на то, что уже сделал И. И. Биркин:"…все города согласились с Нижним, понизовые и поволжские и Резань и всякие доходы посылают в Нижний…» [20]. Но прибыло очень мало. А из Казани вообще никого.

"…в декабре 1611 года, по челобитью "Нижнего - Новгорода всяких людей» товарищ Пожарского Иван Иванович Биркин отправился "в Казань для ратных людей» [21] где, преодолевая страшное сопротивление сторонников "тушинского вора» создал 3 - ю Казанскую ополченскую армию. И хотя по ходу движения к Д. Пожарскому присоединялись воинские дружины и казна Балахны, Юрьевца, Решмы, Кинешмы, Костромы, однако сил было очень мало. И князь стал в Ярославле на четыре месяца и ждал с надеждой 2 - го воеводу. Иван Биркин приведет 3 - ю ополченскую армию к Ярославлю, где был кн. Д. Пожарский. И только тогда князь тронется на Москву.

Нужно отметить, что тогда, сразу после победы в Смуте вопрос о первенстве в организации национального сопротивления не стоял. Да все знали, что кн. Д. Пожарский провел по тылам к Москве нижегородское и казанское ополчение созданные Иваном Биркиным. Да все знали, что К. Минин многое сделал для сбора пожертвований на содержание ополчения.

Но все также знали и то, что этих пожертвований никогда бы нехватило, если бы не внушительные взносы из сибирской казны Строгановых.

Все также знали, что победу обеспечили ополченцы 1 - й ляпуновской армии, когда 4 ноября 1612 г. в день иконы Казанской божьей матери, казачьи части рязанского землевладельца кн. Д. Т. Трубецкого из первого рязанского ополчения, штурмом взяли Китай - город [22]. Через несколько дней, те из поляков, которых еще не съели, сдадутся победителям. Ополченцы войдут в Кремль, неся перед собой икону Казанской божьей матери,ту, которую Иван Биркин принес с казанскими ополченцами в Ярославль.

Когда после победы, на первом земском соборе, на котором присутствовали вожди первого и второго ополчений, оценивали их вклад в эту победу, титул "Спасителя Отечества» был отдан 1–му Рязанскому ополчению созданного П. П. Ляпуновым, в лице одного из ее руководителей и крупного рязанского землевладельца князя Д. Т. Трубецкого.

Первым документом собора была грамота, данная кн. Д. Т. Трубецкому на область Вагу. Эта область, целое государство по пространству и богатству, в XVI и XVII столетиях обыкновенно давалась во владение человеку, близкому к царю. В свое время ею владели Б. Годунов и Дм. Шуйский. Князь Д. Т. Трубецкой, как известно, был ближайшим сподвижником П. П. Ляпунова [23].

По этой же причине Рязанский митрополит Феодорит возглавил земское посольство к Михаилу Романову о призвании на царство.

Вообще участие рязанцев в Смуте охватывает все основные ее моменты. Так реальное национальное сопротивление началось после того, как касимовские татары, возглавляемые Петром Урусовым, отсекли башку Лжедмитрию II в отместку за убийство касимовского царя Ураз–Мухаммеда.

Необходимо отметить, что, несмотря на сложную и запутанную ситуацию с многочисленными самозванцами, коренные жители страны совместно с русскими защищали свое Отечество. Так "в количественном отношении мещерские служилые татары и мордвины превосходили любую русскую дворянскую корпорацию, за исключением новгородской и рязанской: в росписи похода 1604 г. против самозванца упоминается 450 касимовских,537 темниковских,542 кадомских татарина и 220 мордвинов из Кадома и Темникова» [24].

Печать Ляпуновского ополчения. Князю Д. Т. Трубецкому при венчании Михаила Романова на царство «…была доверена высокая честь держать царский скипетр - символ власти нового государя».
Печать Ляпуновского ополчения. Князю Д. Т. Трубецкому при венчании Михаила Романова на царство "…была доверена высокая честь держать царский скипетр - символ власти нового государя».

Неоспоримое первенство 1 - го ополчения особенно ярко обозначилось при объединении с нижегородским, когда создался новый, объединенный "Совет всей земли» - его возглавил князь Д. Т. Трубецкой. Д. Пожарский и К. Минин были только членами Совета. Русью стал управлять один из руководителей первого ляпуновского ополчения [25]. Но что самое интересное, первое ляпуновское ополчение и Михаила Романова сумело на трон посадить.

Хотя семибоярщина была разослана по разным городам, однако ее агенты предлагали различных иностранных кандидатов на царский трон. Да и русские вожди, и бояре тянули время, и каждый старался сам стать царем.

Профессор Станиславский А. Л. приводит три основных момента, которые переломили ход событий.

После общевойскового круга "500 казаков … выломав ворота … ворвались» к крутицкому митрополиту Ионе и, "з грубными словесы» потребовали ускорить избрание царя [26]. Но бояре тянули время. Земской собор с 7 февраля прервали до 21.

Тогда казаки принудили Трубецкого и Пожарского дать согласие на кандидатуру М. Романова "после осады их дворов» [27].

Но наиболее острая минута наступила 21 февраля 1613 г. Произошло резкое столкновение между "боярами» и казаками.

"Во время заседания Земского собора казаки и чернь ворвались в Кремль, набросились с ругательствами на членов Боярской думы, обвиняя их в том, что они не выбирают царя, чтобы властвовать самим… казаки и чернь не отходили от Кремля, пока дума и земские чины в тот же день не присягнули» Михаилу Романову [28].

Вот как это происходило - "Атаман Филат Межаков, участвуя с другими атаманами на "Соборе всей Русской Земли», в котором главную силу составляли дворяне и казаки, первый подал голос за избрание на царство Михаила Федоровича» [29]. "…подошедши к столу, положил свое писание. - "Какое это писание ты подал, атаман?» - спросил его князь Д. М. Пожарский, сам стремившейся в государи, и затративший на это около 20 тыс. руб.

"О природном Царе Михаиле Федоровиче», - отвечал атаман [30], "и все на Совете стали согласны и единодушны» [31].

Иностранные источники так сообщают об этом: "Лев Сапега грубо высказывал самому Филарету в присутствии московского посла Желябужского, что "посадили сына его на Московское государство государем одни казаки донцы»; Александр Гонсевский говорил князю Воротынскому, что Михаила "выбрали одни казаки». Со своей стороны, шведы высказывали мнение, что в пору царского избрания в Москве были "казаки в московских столпех сильнейшии» [32].

А ведь донское казачество из старины создавалось рязанцами и находилось под их контролем. Большинство атаманов, были рязанцы. Тот же Сергей Карамышев зарубивший Ляпунова и состоявший в сотнях И. Заруцкого, был Михайловским атаманом.

Интересное заключение по поводу избрания Михаила Романова рязанскими донцами делает историк С. Ф. Платонов: "Разумеется, нечего искать таких подтверждений в официальных московских текстах: они представляли дело так, что царя Михаила сам Бог дал и всей землей обрали. Эту же идеальную точку зрения усвоили себе и все русские литературные сказания XVII в. » [33].

Пересмотр и фальсификацию истории Смуты Романовы начали сразу после избрания Михаила на царство.

Первый удар на себя приняли буревестники сопротивления, Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Троицко - Сергиевой лавры Авраамий Палицын. Первого унижали, били и неоднократно сажали в тюрьму по любому надуманному поводу. Второго, сразу, как только Филарет Романов вернулся из польского плена (1619) сослали на Соловки, где он и умер в 1627 г. Задача Романовых состояла в том, чтобы превратить в мертвую пыль память о духовных и военных вождях сопротивления. Мы обращаем на это особое внимание, т. к. в дальнейшем неоднократно столкнемся с методикой "беспамятства». Первым испытавшим ее был Авраамий Палицын. Сразу после его смерти последовала грамота Михаила Романова в адрес игумена Соловецкого монастыря Макария, с требованием захоронить А. Палицына "с прочею братию». Но еще до этого, князя Д. Т. Трубецкого, бывшего уже в годах, отправили на "воеводство» в Сибирь, где он и умер в 1625 г.

Последним был казнен, 28. 04. 1634 г., легенда национального сопротивления - воевода М. Б. Шеин, с 1609 по 1611 державший оборону Смоленска от польского короля, в стане которого находился Филарет Романов. К слову, женат был на рязанского рода Марии Михайловне Измайловой, в 1600 - 1602 воевода Пронска.

После чего приступили к борьбе с памятью о П. П. Ляпунове.

Но это была такая мощная фигура, авторитет и почитание его было такой силы, что Романовых еще долго преследовал призрак "сведения с трона Василия Шуйского». Как известно последнего по приказу П. П. Ляпунова лишили трона и насильно постригли в монахи рязанский воевода Захар Ляпунов и владелец села Юшта Старорязанского стана, князь Григорий Тюфякин.

Сочинили и пустили чудовищную ложь о том, что после смерти П. П. Ляпунова 1-е Рязанское ополчение распалось. Как надо распасться, если поляки в Кремле съели всех толстых и жирных? Кто держал их в осаде?

Данное утверждение романовских лжелетописцев и их последователей опровергается Грамотой А. Палицина и Дионисия от 6 октября 1611 г., где они, призывая ратных людей на освобождение Москвы писали: "Поспешите под Москву, где защитники государства нашего стоят крепко и неподвижно, предпочитая временные страдания бесславию вечному» [34].

"А сказывают, что в городе…с голоду помирают…а хлеба и иных никаких запасов ни у кого ничего у них не стало», говорилось о положении осажденных в грамотах октября 1612 г., разосланных из подмосковного ополчения [35].

Сразу после смерти Ляпунова П. П. к Москве подошло крупное подразделение казанских ополченцев: "из Казани, Свияжска и "казанских пригородов» под руководством боярина Василия Петровича Морозова. Под Москвою казанцы уже не застали Ляпунова, но остались там с казаками и вместе с ними взяли приступом Новодевичий монастырь [36].

Профессор Станиславский А. Л. открывший огромный пласт первоисточников по истории Смуты, писал: "…явным преувеличением…является представление о том, что подмосковное правительство после смерти Ляпунова выражало интересы казаков» [37,38,39]. "Незавершенность сословной организации не позволила казакам захватить политическую власть в Первом ополчении даже в момент наибольшего ослабления дворянства» [40].

А момент такой был. Сразу после убийства Ляпунова П. П., боясь назревавшего мятежа рязанских ополченцев, Трубецкой Д. Т. и Заруцкий И. М. отправили крупный отряд рязанцев на охрану Шацка. "Однако уже в октябре того же года отряд рязанских служилых людей вновь присоединился к ополчению: "Володимер Вешняков приехал в октябре, был в Шатцком на службе» отмечено в списке дворян полка Д. Т. Трубецкого» [41]. Даже Шиловские шиши (присоединились к Ляпунову, когда будущие части первого ополчения из Шацка шли к Рязани по Большой дороге через Шишевский лес) по утверждению историка Н. И. Костомарова "в самое тяжелое время, пока города переписывались друг с другом», "оседлав» все дороги в Москву и из нее, "отдельными отрядами повсеместно дрались с врагом». Родной сын Ляпунова, Владимир, несмотря на смерть отца, оставался под Москвой до победы. Созданные П. П. Ляпуновым в Приговоре от 30. 06. 1611 г. приказы: Большой Разряд, Поместный, Большой Приход, Разбойный и Земской, и после смерти вождя управляли Русью вплоть до соединения с нижегородским ополчением. Издавая Указы от имени "Совета всей земли» сначала за подписью Д. Т. Трубецкого и И. М. Заруцкого, затем, после того как И. М. Заруцкий сбежал, за подписью одного Д. Т. Трубецкого. Оставшиеся вожди не были заинтересованы и в разрушении существующих форм феодального землевладения, т. к. сами являлись крупными землевладельцами. "Характерно, что на Рязанщине и в Арзамасском уезде находилась часть владений самого Заруцкого. В Старорязанском стане ему принадлежал починок Строевский (ныне в Путятинском р-не. - А. К.)» [42] и жеребий в с. Новоселки (ныне в черте Шилово – А. К.) [43]. (Недавно, собирая материалы для истории старообрядчества в Шиловских землях, мы посетили несколько староверческих кладбищ. Около с. Строевского раньше было расположено несколько старообрядческих сел и деревень. Но на фамилию Заруцкого мы натолкнулись при посещении кладбища в с. Чембар).

Крест на могиле Заруцкой Евы Дмитриевны. 1892-1966.

Крест на могиле Заруцкой Евы Дмитриевны.

1892-1966.

Даже после победы, когда многих отпустили по домам, польская разведка доносила своему королю о наличии в Москве воинских частей: "…число дворян 2000, число стрельцов 1000 и число казаков 4500». Другими словами только одних казаков первого ополчения было 4500 чел.

Пока Романовы уничтожали вышеуказанных лиц, память Ляпунова не трогали. Наоборот, его боялись! Даже мертвого. Главные стратегические магистрали из рязанской земли на юго-восток были окружены царскими дворцовыми волостями, и землями московских монастырей. Рязанский митрополит был духовником Михаила Романова.

Более того, в 1623 г. по царскому повелению в Москве была пышно проведена легендарная свадьба племянницы П. П. Ляпунова, Марии Григорьевны, вышедшей замуж за астраханского царевича Михаила Михаиловича Кайбулина. Эта свадьба, и описание тех, кто на ней присутствовал – вошла во все исторические словари и др. лит. источники царской России. К слову, княжна, Марья Григорьевна имела вотчину в Шиловских землях – старинное казачье село на р. Оке Тынерскую Слободу и ее спутницу Инякино, Михайлово тож.

Начали с могилы вождя нации! Как же, ведь слева на паперти царский род Годуновых. Выходит, что находящаяся справа на паперти могила П. П. Ляпунова тоже относится к этому разряду.

Но главное было в другом. П. П. Ляпунов по-прежнему считался национальным лидером и спасителем. Такое долго продолжаться не могло, т. к. упоминание имени вождя, мгновенно ставило рядом с ним имя вождя духовного, патриарха Гермогена. При таком положении создавалось отрицательное восприятие царствующей фамилии, ведь отец Михаила Романова, Филарет, тоже в это время был патриархом. Чин митрополита он получил из рук Лжедмитрия I, чин патриарха из рук Лжедмитрия II.

Каково потомкам слушать это каждый раз праздную победу в Смуте и поминая имя вождя? Ведь в январе 1610 г. Тушинские бояре во главе с "лжепатриархом» Филаретом послали к польскому королю Сигизмунду посольство с предложением на трон в Москве его сыну, если последний примет православие. Тем самым Филарет инициировал продолжение польско - литовской интервенции, свержение Василия Шуйского, возникновение семибоярщины и оккупации Москвы. На эти действия последовал призыв к народу настоящего патриарха Гермогена, Прокофия Ляпунова, Троицкого архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына на борьбу за веру и страну. Все эти неприятные моменты Романовым предстояло решить. И борьба с памятью о Ляпунове П. П. было очередным этапом в этой эпопеи, которая завершиться только с установлением памятника в Москве К. Минину и Д. Пожарскому.

Часовня на месте святого источника.
Часовня на месте святого источника.
Рюминский басейн со святой ляпуновской водой
 Рюминский басейн со святой ляпуновской водой

Поэтому в 1644 г. "оказалась повреждение!» юго-западного угла паперти [44] собора, как раз где было захоронение П. П. Ляпунова! Под угол решили подвести "бык или контрафорс». Когда выкопали ров, почти рядом с могилой П. П. Ляпунова, для 

фундамента, во рву появилась ключевая вода. Один из монахов монастыря, чтобы спасти могилу от разрушения напился этой воды и "получил» исцеление. Источник стал святым. Над ним поставили часовню. В 1781 паперть под видом её ветхости разобрали. Могила осталась на том же месте. Но плиту убрали. Как это делается, приводится в вышеуказанной работе по истории Лавры. Наместник Лавры, Антоний снял с могилы легендарного воеводы М. Б. Шеина памятник и положил его под галерею трапезной церкви [45].

Через год, в 1683 г. молодые великие государи Петр и Иван Алексеевичи посетили Троице - Сергиев монастырь и убедились, что работы выполнены добросовестно.

Чтобы закрепить достигнутое, в 1792 г. в центре Лавры встал четырехгранный обелиск. Со всех 4 - х сторон, на плитах было описаны славные дела времен смуты. Но имен, похороненных в цитадели национального сопротивления, главных спасителей Отечества - П. П. Ляпунова, Д. Т. Трубецкого и М. Б. Шеина, на обелиске нет.

Рязанцы внимательно следили за местом, где лежало тело Прокофия Ляпунова, и откуда, по сути, бил святой источник. В 1872 г. почти напротив бывшего захоронения П. П. Ляпунова рязанский купец Н. Г. Рюмин на свои средства устроил бассейн – большую чашу на чугунной тумбе и под чугунным балдахином. Вода, gроведенная из ляпуновского святого источника (т. е. от часовни) по водопроводу к бассейну, попадает туда через медный позолоченный крест. По специальному водопроводу в кресте она выливается с двух его сторон. И не один паломник или турист не уходит из Лавры, не набрав с собой святой ляпуновской воды.

Думается, было бы к чести Рязанцев завершить начатое со спасения церкви в с. Исады восстановлением памятной плиты на месте захоронения вождя нации в Троицко - Сергиевой лавре. Ведь упомянутая выше Дивеевская пустынь привлекает рязанцев не только как центр духовности, но еще и потому, создана нашей землячкой Александрой Мельгуновой (по отцу Степановой) [46]. А на территории Троицко - Сергиевого монастыря как приводилось выше, имеется четыре старых захоронения связанные с Рязанским краем. Кроме Д. Т. Трубецкого, П. П. Ляпунова, Ивана Ржевского стоит обратить внимание и на защитника Смоленска воеводу М. Б. Шеина и его внука Алексея Семеновича, крупного рязанского землевладелеца, сподвижника Петра - I, первого генералиссимуса России. Здесь же захоронен и Рюмин Н. Г.

К слову, раньше рязанцы с почтением относились к месту захоронения П. П. Ляпунова. Так Успенский собор, около которого был похоронен вождь, в свое время был расписан в 1684 г. на средства (4 тыс. руб.)рязанского архиепископа Моисея.

Всероссийский День Единства – 4 ноября, по сути, посвящен Рязани, если сделать небольшие усилия организационно - политического характера. Мы, единственный регион России, имеющий такой праздник, до конца еще не осознавшего это.

Ныне, в день праздника, СМИ повторяют "идеологическое клише», разработанное тушинскими и кремлевскими "сидельцами», и внедренное в общественное сознание Романовыми. Это о них С. Ф. Платонов скажет: "В Москве все сословия дошли до глубокого политического разврата».

Поэтому и не слышны имена П. Ляпунова, Гермогена, И. И. Биркина, воеводы М. Б. Шеина, Троицкого архимандрита Дионисия, и келаря Троицко - Сергиевой лавры Авраамия Палицына – всех тех, кто боролся с этой, "глубокого разврата», элитой.

Можно ли назвать случайностью, что в День Единения, призванного на примере времен Смуты объединить всех россиян – это делается не на примере Прокофия Петровича Ляпунова, который объединил и земство, и казачество, и даже шишей. По выражению С. Ф. Платонова "Это ополчение по справедливости можно назвать политическим союзом социальных врагов: в нем соединилась земщина с казачеством…». "Сила национального движения», поднятая П. П. Ляпуновым "была так велика, что захватила» даже "и Тушинское казачество» пишет историк.

Дело в том, что в истории Смуты, больше нет имени, которое можно связать с объединением разных сословий кроме П. П. Ляпунова.

Князь Д. Пожарский вел только земщину, которое было однородно. Другое же сословие, казачество объявлялось им как враждебное. Он его просто боялся.

Получается, что умышленно создается прецедент. Он заключается в том, что при сохранении нынешней формы организации и проведении праздника, цель достигается обратная. Если конечно, это не задумывалось с самого начала. Стало же слово "реформа» внедренная либералами у народа восприниматься, как синоним слова "разрушение». Придумали же швыдкие, на передаче областных и городских кремлевских краеведческих ансамблей русской православной церкви внедрить неприязнь между РПЦ и народом, который она создала.

Местные экскурсоводы Троицко - Сергиевой лавры не знают о месте захоронения П. Ляпунова и его товарищей, точно так же, как рязанские политики за все 5 лет не запомнили ни одного рязанского имени времен Смуты.

По – другому подошли к памяти князя Д. М. Пожарского. Открыли рядом с могилой часовню. Президент Д. Медведев присутствовал. Но поражает другое. Деньги на ее строительство собирали всем миром. Вот это действительно объединяет! Присылали, кто сколько может. Кто 100 рублей, кто 50. Но как народ со всей душой отнесся к начинанию!

Один из участников акции, фронтовик, перечислил 200 тысяч рублей многолетних своих накоплений.

А у нас? Где могила вождя нации П. П. Ляпунова? И в каком она виде? Есть ли над ней такая же часовня как над могилой князя Пожарского?

На память о Лавре.
На память о Лавре.

А ведь эти две многоплановые фигуры несопоставимы. Один был вождем нации, организатором и создателем сопротивления по собственной воле и духу. Другой, по его же словам, говорил: "Меня к тому делу насильно приневолили».

П. П. Ляпунов первым поднял Русь с колен. То-же самое в третьей Смуте это сделает Владимир Путин. Им не все удастся осуществить. Но то, что они сделали, требует уважения.

4 ноября 2009 г. ТВ показало, как проходил праздник в Н. Новгороде, где организовали театрализованное представление формирования нижегородского ополчения. Было горько смотреть и думать, как в пучине неизвестности продолжают оставаться рязанские имена – истинные творцы победы в Смуте. Рязани потребовались столетия, чтобы появились памятники знаковым именам рязанской истории – Е. Коловрату и Олегу Рязанскому. Сколько веков потребуется, чтобы сломить накопившуюся инерцию и, наконец, отдать должное человеку, имя которого давно пора было причислить к лику святых?

Ляпунов П. П. создал Первую ополченскую армию, состоящую из воинов - ополченцев свыше 50 городов и уездов России. [47]. Такое представительство, возможно, было только при избрании Михаила Романова на царство.

Все последующие движения времен Смуты стали возможны только на основе реального существования Первого Рязанского ополчения, которое завершило свой подвиг 22 октября (4 ноября) 1612 г. штурмом Китай - города.

Вид на Лавру 3. 10. 2009 г.
Вид на Лавру 3. 10. 2009 г.
К святому Сергию Радонежскому.
К святому Сергию Радонежскому.

Примечание:

1. Голубинский Е. Е. "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по ЛАВРЕ». Издание второе, исправленное и дополненное. Москва. Синодальная Типография. 1909. // Е. Е. Голубинский "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по ЛАВРЕ». Издание второе, исправленное и дополненное. Москва. Синодальная Типография. 1909. Санкт-Петербурге, в 2007 г. Издательство "Воскресенье»Напечатанно "по благославлению Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси» Алексия II.

2. Указ. соч. с. 206.

3. Указ. соч. с. 207.

4. Указ. соч. с. 209.

5. Указ. соч. с. 271 - 272.

6. Вкладная книга Троице - Сергиева монастыря. М. 1987. С. - 138.

7. Голубинский Е. Е. Указ. соч. с. 271 - 272.

8. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М. ООО Издательский дом "Летопись»–м»,2000. С - 278.

9. Платонов С. Ф. Указ. соч. С - 299.

10. Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в. М. Мысль. 1990. С. - 48.

11. Русский Биографический словарь. (Притвиц - Рейс) А. А. Половцева. С. - П. Типография Императорской Академии Наук. 1910 г. С - 150.

12. 1611 (120) г. начало сентября. - Грамота бояр в Переяславль Резанский из Владимирской чети к воеводе о том, чтобы он оказывал всяческое содействие Гр. Пороватого, посланному сбирать шубы для ратных людей. // Цепков А. И. Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV - XVII вв. Рязань. Александрия. 2005. Т. - 3. С. - 529.

13. Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в. М. Мысль. 1990. С. - 49.

14. Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв. М. "Памятники исторической мысли». 1995. 5 - е изд. С. - 342.

15. Там же. С. - 348.

16. Митрофорный протоирей Александр Соколов. Род Мининых и князь Пожарский. Н. Новгород,2007. С. - 45.

17. Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв. М. "Памятники исторической мысли». 1995. 5 - е изд. С. - 406.

18. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. 1998. Т. - 2. С. - 218.

19. Ключевский В. О. Курс русской истории. М. "Мысль». 1988. Т. - 3. С. - 57.

20. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М. ООО Издательский дом "Летопись»–м»,2000. С - 313.

21. Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв. М. "Памятники исторической мысли». 1995. 5 - е изд. С. - 349.

22. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М. ООО Издательский дом "Летопись»–м», 2000. С. - 317.

23. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М. ООО Издательский дом "Летопись»–м», 2000. С. - 323.

24. Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в. М. Мысль. 1990. С. - 55.

25. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М. ООО Издательский дом "Летопись»–м», 2000. С. - 323.

26. Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в. М. Мысль. 1990. С. - 88.

27. Там же. С. - 90.

28. Там же. С. - 89.

29. Хронограф князя Оболенского хранящийся в библиотеке Московского Архива Министерста Иностранных Дел №101 - 128//Савельев Е. П. Древняя история казачества.–м. ; Вече, 2007. С. - 262.

30. Краснов П. Н. История войска Донского. Картины былого Тихого Дона. М. Вече. 2007. С. - 67 - 68.

31. Хронограф князя Оболенского хранящийся в библиотеке Московского Архива Министерста Иностранных Дел №101 - 128//Савельев Е. П. Древняя история казачества.–м. Вече,2007. С. - 262.

32. Авраамий Палицын. //Д. Н. Бантыш - Каменский Энциклопедия знаменитых россиян. М. ЭКСМО,2008. С - 9.

33. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М. ООО Издательский дом "Летопись»–м», 2000. С - .

34. Авраамий Палицын. //Д. Н. Бантыш - Каменский Энциклопедия знаменитых россиян. М. ЭКСМО,2008. С - 9.

35. Митрофорный протоирей Александр Соколов. Род Мининых и князь Пожарский. Н. Новгород,2007. С. - 73.

36. Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI - XVII вв. М. "Памятники исторической мысли». 1995. 5 - е изд. С. - 349.

37. Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в. М. Мысль. 1990. С. - 40.

38. Козляков В. Н. Служилый "город» Московского государства 17 века (От Смуты до Соборного уложения). Ярославль. 2000. С. 13 - 145.

39. Валишевский К. Смутное время. Историческая хроника. М. : Астрель. 2007 г. С. 415 - 436

40. Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в. М. Мысль. 1990. С. - 45.

41. Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в. М. Мысль. 1990. С. - 49.

42. Там же. С. - 55.

43. Оленев М. Б. Справочник "Рязанские землевладельцы конца XVI – I - й пол. XVIII вв. » (по данным переписных книг Старорязанского и Окологороднего станов)

44. Указ соч. Е. Е. Голубинского. С. - 274-275.

45. Указ соч. Е. Е. Голубинского. С. - 272.

46. ГАРО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1665. Св. 34. Лл. 1-4.

47. Горбунов Б. В. Первое (Рязанское) ополчение. 1611 г. //Рязанская энциклопедия. Р. 2000 г. С. 131 - 132.

Печатается, по любезному разрешению автора, по тексту "Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Сборник научных работ». Т.27 и 31. Рязань, Узорочье. 2012 Редакционная коллегия: Б. В. Горбунов (гл. ред),Ю. Ю. Гордова, И. Ж. Рындин, А. И. Хвостов,М. В. Целикова, И. Н. Юхина. НИЛ проблем регионального образования ОГБОУ ДПО "Рязанский областной институт развития образования».

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru