Офицерские классы и школы Российского Императорского флота
Офицерские классы и школы Российского Императорского флота представляли собой краткосрочные курсы повышения квалификации по военно-морским специальностям (принимались офицеры флота, прослужившие не менее 2 лет). Если говорить об офицерских классах, то большинство из них было открыто уже в начале ХХ в.: Морской артиллерийский класс (1905 г.), класс подводного плавания (1906 г.), Штурманский класс (1910 г.). Наконец, в 1914 г. в Петрограде открылась офицерская школа морской авиации.
Специальный нагрудный знак «Офицер подводного плавания»В 1906 году был создан Учебный отряд подводного плавания. Выпускникам присваивалось звание офицера подводного плавания и предоставлялось право на ношение специального нагрудного знака «Офицер подводного плавания». Знак об окончании Офицерского класса подводного плавания утвержден 26 января 1909 года. В Офицерский класс подводного плавания набирали от 5 до 24 кандидатов в год. Всего до Первой мировой войны выпущено около 120 офицеров. Музей-заповедник «Царское Село» |
Самый известный во второй половине XIX в. Минный офицерский класс, открытый в 1874 г. в Кронштадте, был рассчитан на 30 офицеров. В сборнике, выпущенном к 25-летнему юбилею Минного класса, сообщалось: "1-го октября 1874 года Минный офицерский класс был открыт в 12 час. дня лекцией профессора Ф.Ф. Петрушевского, при 20 обязательных слушателях и до 70 флотских офицерах вольнослушателях, во главе с заведующим минною частью на флоте контр-адмиралом К.П. Пилкиным, в помещении физического кабинета Технического училища морского ведомства, ныне Инженерного училища императора Николая I, вследствие неготовности помещения Минного класса, где спешно заканчивались сложные работы по переделке».
Знак об окончании Минного офицерского класса (Россия, конец XIX века). Музей-заповедник «Царское Село» |
Надо отметить, что директор Минного класса Константин Павлович Пилкин был известным российским военно-морским деятелем. К.П. Пилкин - адмирал, организатор минного дела в русском флоте, известный капитан и флагман (см.).
В 1872 г. Пилкин был назначен на пост капитана над Кронштадтским портом, в этой должности, наряду с прямыми обязанностями службы, К.П. Пилкин принимал участие в разработке нового положения о воинской повинности, а в 1874 г. был призван к созданию в русском флоте только что зарождавшегося тогда минного дела. Его энергией и трудами в короткое время в России был создан минный флот, выделявшийся своей живой организацией, деятельностью и исключительным подбором талантливых личностей, составляя справедливую гордость родного флота.
Давайте посмотрим расписание занятий в Минном классе, составленное К.П. Пилкиным. "…Первые две лекции по электричеству продолжались с 12 ч. до 3 ч. дня, и третья лекция по химии была прочитана полковником Лавровым. Этот день и должен быть признан днем основания Минного офицерского класса, 25-летие которого истекает 1-го октября 1899
года» [5, с. 100].
В основу создания Минного офицерского класса лег проект, разработанный в 1873 г. капитаном 1-го ранга М.П. Новосильским. Автор проекта предлагал для подготовки специалистов минного дела учредить две школы: одну для офицеров, другую – для нижних чинов. В проекте отмечалось, что при офицерской школе необходимо иметь современные физический и механический кабинеты, музей с образцами мин, запалов и других приборов, библиотеку, мастерскую, лабораторию и чертежную. Курс должен быть зимой теоретический, а летом практический. Для летних занятий необходим особый специальный отряд кораблей, вооруженных минами и снабженных всем необходимым для применения.
Трудами и стараниями контр-адмирала К.П. Пилкина – заведующего минным делом на флоте, его помощника капитан-лейтенанта В.П. Верховского, ставшего первым заведующим класса, и лейтенанта В.А. Шпаковского – одного из пионеров минной специальности на российском флоте, данный проект удалось реализовать почти полностью: были созданы Минный офицерский класс, Минная школа и Минный отряд (позднее преобразованы в Учебно-минный отряд). При утверждении проекта временно управляющий Морским министерством адмирал С.С. Лесовский признал необходимым, "…чтобы Минный офицерский класс и Минная школа были учреждены непременно в Кронштадте, дабы между этими учреждениями и флотом существовала тесная связь, хотя бы для сего и пришлось на первое время усилить расходы на вознаграждение преподавателей» [5, с. 101].
К 1880 г. Минный класс подготовил уже 70 специалистов минного дела. Это заведение вело и научно-исследовательскую работу. Там давались солидные знания в области математического анализа и теории электрических колебаний, причем сочетались учебная и научно-исследовательская работа, что позволило привлечь в преподавательский состав многих видных ученых и специалистов-практиков. В разные годы в Минном классе преподавали Ф.Ф. Петрушевский, М.М. Боресков, А.Р. Шуляченко, И.М. Чельцов, А.А. Степанов, А.С. Попов, А.А. Петровский, М.Н. Беклемишев, Е.П. Тверитинов (Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 440. Оп. 1. Д. 100. Л.).
16 апреля 1890 г. главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С.О. Макаров поздравил преподавателя Минного офицерского класса А.С. Попова с выдачей ему денежного вознаграждения "… за непрерывные труды по применению телеграфирования без проводов на судах флота…» [3, с. 18]. Уже в июле того же года под руководством А.С. Попова офицеры Минного класса приступили к оборудованию первой отечественной радиомастерской между Екатерининским каналом и мастерской ремонта динамо-машин в Кронштадте [2, с. 123].
В годы Первой мировой войны на базе Минного класса были созданы краткие курсы на 36 офицеров, в 1913 при нём сформировали школу радиотехников. В 1918-м Минный офицерский класс вместе с другими подобными классами и офицерскими школами преобразовали в Соединенные классы для подготовки специального комсостава РККФ.
Кроме того, благодаря прекрасной лабораторной базе Минный офицерский класс очень быстро стал подлинным центром российской научной мысли и передовых разработок в области электро- и радио-техники. Именно в нем А.С. Попов изобрел и в 1895 г. продемонстрировал первые средства радиосвязи, здесь же он проводил работы по их дальнейшему совершенствованию (Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 440. Оп. 1. Д. 100. Л.).
В 1878 г. впервые в Санкт-Петербурге было устроено освещение Михайловского манежа, которое выполнили специалисты класса. Собственно они выполняли все наиболее значительные электротехнические работы в России: установку электрического освещения в Кронштадте (1878-1880 гг.), освещение Зимнего (1878 г.) и Гатчинского (1881 г.) дворцов.
Наибольшую известность получила электрическая иллюминация Московского кремля, выполненная специалистами класса к коронации Александра III (1883 г.). Непосредственным руководителем упомянутых работ был выпускник Минного офицерского класса Е.П. Тверитинов – основоположник отечественной корабельной электротехники.
Кстати, уже в ХХ в. в 1905-1914 гг. число выпускников данного учебного заведения возросло с 9 до 22 в год. В 1913 г. при Минном классе была сформирована школа радиотехников, действовавшая всю войну.
В годы войны вместо офицерского класса созданы краткие курсы на 36 офицеров, еще 51 офицер прошел обучение при минных дивизиях и 22 - на электротехнических курсах. Минные курсы на 24 офицера действовали и в Севастополе.
Однако главным достижением Минного офицерского класса стало создание впервые в России в одном месте многоуровневой системы образования. Помимо него существовал с 1874 г. еще и класс Минных механиков (РГА ВМФ. Ф. 440. Оп. 1. Д. 105. Л. 23.).
Задачей учебного заведения было ознакомление в течение полугода офицеров корпуса инженер-механиков с техникой электрического освещения, изучение материальной части мин Уайтхеда (торпеды – авт.). Количество офицеров, поступающих в класс Минных механиков, каждый год определялось управляющим морским министерством, после чего они назначались для прохождения курса обучения распоряжением главного командира Кронштадтского порта [1, с. 190].
Затем 27 ноября 1878 г. в Кронштадте был основан Артиллерийский офицерский класс. Его первоначальной задачей было знакомить офицеров флота с аппаратами автоматической стрельбы Давыдова.
Первым заведующим классом стал А.С. Кротков. Программа обучения включала следующие учебные дисциплины: стрельба на море, аппараты автоматической стрельбы, запалы, проводники и гальванические батареи, разрушительное действие стрельбы, дальномеры. Кроме того, проводились практические занятия на плавучей батарее "Не тронь меня».
На обучение принимались офицеры флота и корпуса морской артиллерии. Для выпускников был учрежден особый темно-бронзовый нагрудный знак. 1 декабря 1880 г. Высочайшим распоряжением была утверждена задача класса – подготовка батарейных и башенных командиров из флотских офицеров, старших артиллерийских офицеров – из чинов корпуса морской артиллерии. Одновременно в программу добавлены новые дисциплины: меткость стрельбы, артиллерийские припасы, материальная часть артиллерии. После теоретического курса проводились плавание и последующая годичная стажировка на кораблях Учебно-артиллерийского отряда. На основании Положения от 26 ноября 1883 г. офицерский класс включили в состав Учебно-артиллерийского отряда, начальник которого одновременно был и заведующим классом. В данном случае Учебно-артиллерийский отряд тоже объединил офицеров и унтер-офицеров флота. По штату 1885 г. в постоянный состав отряда были назначены "Первенец», "Кремль», "Русалка» и канонерская лодка "Щит», приписанные к 4-му флотскому экипажу. 25 мая 1886 г. командующим Учебно-артиллерийским отрядом с оставлением в должности капитана над Кронштадтским портом был назначен контр-адмирал В.Ф. Серков [2, с. 123].
Сначала срок обучения в Артиллерийском офицерском классе довели до двух лет, а с 1890 г. вновь сократили до года. С 1887 г. слушатели дополнительно изучали учебные курсы: о службе и обязанностях судового артиллерийского офицера, тактическая часть артиллерии, приложение законов механики к стрельбе на море, черчение, оптика и дальномеры, строевая и хозяйственная части артиллерии.
В 1892 г. начальник Учебно-артиллерийской команды капитан 2-го ранга В. X. Иениш добился пересмотра программы подготовки с целью приближения к условиям реального боя. Выдающийся артиллерист, автор труда "Тактическая часть морской артиллерии», Иениш в обучении стремился к сочетанию огня и маневра. Такое направление деятельности Учебного артиллерийского отряда могло бы превратить его в тактическую школу для всего флота, если бы не гибель В. X. Иениша 7 сентября 1893 г. вместе с экипажем "Русалки», которой он командовал в летнем плавании [1, с. 192].
С 20 января 1896 г. выпускникам стало присваиваться звание артиллерийского офицера 2-го разряда с правом назначения на должности младшего артиллерийского офицера корабля 1-го ранга или старшего офицера артиллерийского корабля 2-го ранга.
Среди преподавателей класса были лучшие специалисты флота и известные ученые, такие, как профессор Ф.Ф. Петрушевский (курс электричества), А.Л. Гершун (оптика), один из пионеров артиллерийского приборостроения В.Г. Наумов и др. Активное превращение класса в один из центров военно-технической и тактической мысли флота началось с назначения в 1896 г. начальником Учебно-артиллерийского отряда капитана 1-го ранга З.П. Рождественского. В программу были включены курсы по химии (профессор И.М. Чельцов), электротехнике (профессор О.Д. Хвольсон), морской тактике (лейтенант Н.Л. Кладо), проведение военно-морской игры, организована химическая лаборатория. Класс стал получать современные образцы артиллерийского вооружения и боеприпасов, изучались приборы управления стрельбой, взрывчатые вещества. Слушатели посещали заводы и полигоны для знакомства с новейшей техникой и оружием.
В кампании 1897 г. участвовало шесть кораблей артиллерийского отряда, на них проходили усиленную подготовку 17 офицеров и 934 нижних чина. Корабли провели 456 стрельб, выпустив более 40 тысяч снарядов. Каждый старший ученик комендорской школы сделал около 35 выстрелов, не считая стрельб из учебных стволов и винтовок Бердана. Однако новые системы орудий осваивались недостаточно интенсивно, поскольку имелось всего две 75-мм, две 120-мм и одна 152-мм скорострельная пушка Канэ (РГА ВМФ. Ф. 440. Оп. 1. Д. 107. Л. 19.).
С 1900 г. ежегодный набор составлял 30 человек со стажем офицерской службы не менее двух лет, наличием плавательного ценза не менее 6 месяцев внутреннего или 12 месяцев заграничного плавания.
Срок обучения составлял один год (8 месяцев теоретического курса и 4-месячное плавание на кораблях Учебно-артиллерийского отряда с практической стрельбой). Периодически создавались также вечерние курсы для офицеров других специальностей, желавших усовершенствовать знания по артиллерии.
В 1897 г. в Кронштадте был создан Водолазный офицерский класс, куда для обучения отбирались физически подготовленные по специальной программе офицеры флота [2, с. 118].
Таким образом, в Российской Империи во второй половине XIX в. создается разветвленная структура морских учебных заведений для профессиональной переподготовки офицеров: Николаевская морская академия, Минный офицерский класс, Артиллерийский офицерский класс, способствовавшие в деле подготовки грамотных специалистов для броненосного флота России.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.