Добрынин остров на реке Оке и ДОБРЫНЯ РЯЗАНИЧ ЗЛАТ ПОЯС !!!
Добрынин остров на р. Оке.
Добрынин остров – расположен с прав. ст. р. Оки на территории Шилов. р-на Ряз. обл.
Документы. Из археологической карты России.
1233 (12). ЕРАХТУР. ПОСЕЛЕНИЕ 3 (ДОБРЫНИН ХУТ. 1), эпоха бронзы. 10 км к СЗ от северной окраины с., у южной окраины хут. Добрынин, песчаный останец в пойме правого берега р. Ока. Занимает юго-восточный склон останца, приурочено к северному берегу небольшого, частично заболоченного оз. Протянулось с СВ на ЮЗ, размеры ок. 130x50 м, выс. над оз. 2-4 м, над Окой — 4-8 м. Северная часть памятника занята строениями, нарушена проселочной дорогой. Культурный слой до 0, 8 м, залегает под рыхлым желтовато-серым песком мощностью до 1, 4 м. Керамика лепная, плоскодонная и с уплощенными днищами, орнаментированная ямчатыми вдавлениями, "жемчужинами", отпечатками зубчатого штампа, поздняковской культуры бронзового века, кремневые орудия и отщепы.
Попова Т. Б. 19706. С. 255. № 19; Мансуров А. А., Бадер О. Н. 1974. С. 260; Арх. ИА: № 9830. Л. 11-14; Паспорт.
1234 (13). ЕРАХТУР. ПОСЕЛЕНИЕ 4 (ДОБРЫНИН ХУТ. 2), эпоха бронзы. 10 км к СЗ от северной окраины с., 0, 7 км к ЮЗ от хут. Добрынин, правый берег р. Ока. Протянулось вдоль кромки берега с СВ на ЮЗ не менее, чем на 60 м, выс. над рекой 3, 6-4, 4 м. Береговая часть разрушается. Культурные остатки приурочены к поверхности невысокого песчаного останца, перекрытого пойменными отложениями толщиной до 0, 4 м. Керамика лепная, с орнаментом из ямчатых вдавлений, "жемчужин", оттисков зубчатого штампа и нарезок, а также с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, поздняковской культуры бронзового века, кремневые отщепы, кости животных.
Арх. ИА: Na 9830. Л. 14-16.
р. Ока. Добрынин остров. Сер. 19 в. Фрагмент карты А. И. Менде |
Добрынин остров на современной карте р. Оки |
Добрынин остров
Добрынин остров на р. Оке за селом Копановым и Ерахтуром известен давно.
В письменных источниках 17 в. описывается Адамом Олеарием.: "7 июля мы рано прибыли к Добрынину острову, в 30 верстах от предыдущей деревни, затем к деревням: Село Рубец…», так описывал А. Олеарий это момент своего путешествия по России. (Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. М. Русич. 2003 (Книга IV, глава 1).
Остров Добрыни находился недалеко от крупного торгового тракта Рязань-Муром. Переправа через р. Оку у сёл Копанов и Свинчус являлся постоянным центром внимания Владимиро-Суздальских князей, которых очень тревожило возможность объединения рязанских и муромских земель в одно княжество. Поэтому они внимательно следили за всем, что происходит на муромско-рязанских границах и путях сообщений.
Самый важный - место переправы через реку Оку, в районе устья реки Пры.
1184 год. В походе на волжских Болгар, Всеволод Юрьевич Владимирский назначает место встречи княжеских войск за Свинском, что ныне село Свинчус. Демонстрация военной мощи старый прием, и использовался уже в те времена. Именно по Свинчусу и р. Середник будет позже проходить "старая» рязанская граница, отмеченная в писцовых книгах 16 века.
1187 год. Все тот же Всеволод, отмечен походом на Рязань. В связи с чем Радзивиловская и Суздальская летописи по Академическому списку опять отмечают эти места, в частности город Копанов, что ныне село Копаново. Подтверждается это и в Лаврентьевской летописи и у В. Н. Татищева - где оба летописца не справившись с расшифровкой древнерусского правописания, слово "иде Копонову», поняли: первый, как " иде к Попову», второй, "иде к Опакову». Везде основой ошибки выступает буква "н», легко путаемая с "к» и "п». 1210 год. В Лаврентьевской и Симеоновской летописях опять приводятся эти места, где "великий князь Всеволод посла с полком Кузму Ратьшича, меченошню своего и взя те Пру и възратися со многим полоном в Володимир». Расшифровщики летописей записали два слова - "те» и "Пру» вместе, создав новую "местность» - "тепру». Но Никоновская летопись ставит все на свои места, отмечая "…. Пры Рязанской вниз по Оке». К слову, данное нападение владимирских войск было осуществлено как обычно в то время, когда все князья рязанские сидели во Владимирских темницах и владимировцы воспользовались случаем, чтобы опустошить рязанско - муромское пограничье. Не легендой, а явью является Добрынин остров на Оке, за Ерахтуром. Ведь Добрыня Рязанич Злат Пояс был воеводой Владимиромиро-Суздальского князя, сына того же Всеволода - Константина. Но выбрал это место Всеволод не случайно. Это самый короткий путь из Владимира, где князь пировал с союзниками, на соединение с войском плывшему из Коломны, Ростиславля и Борисова.
В 1216 году в междоусобной войне сыновей Всеволода III Юрия и Константина Никоновская летопись отметит "Добрыню Рязанича Златого пояса».
Великий Рязанский князь Роман Глебович освобождается из Владимирского заточения. //1178 – 1216// |
Добрынин хутор I и II единственные на территории области зарегистрированные под этим названием поселения на правом берегу р. Оки в 10 км. на северо-запад от с. Ерахтур.
Добрыня, иначе Добрынин остров, высокий холм в 70 саженях на правом берегу Оки являлся станом богатыря. Скорее всего, именно здесь была южная точка вассала Владимиро-Суздальской земли – Муромского княжества, граничащая с Рязанскими землями. К моменту, когда летопись упоминает Добрыню Рязанца, он уже знатный воин.
За свои подвиги по обороне русской земли от степняков рязанский богатырь Добрыня Рязанец имел Золотой пояс - первую высшую награду в Древней Руси, золотой нашейной гривны. Именно поэтому летописец добавляет к имени Добрыня Рязанец, ещё и Золотой Пояс. Обычай награждать за ратные подвиги особым знаком отличия существовал уже в Киевской Руси 11-12 вв. Наградой тогда служила гривна – шейное украшение в виде золотого или серебряного обруча. Второй раз летопись сообщит о Добрыне в 1223 году - когда он геройски сложит свою голову в битве с татарами на р. Калка. Это совершенно не случайно ратники рязанской земли одними из первых в русской истории упоминаются как имеющие самый высший знак воинской доблести - золотой пояс нашейной гривны.
А название Рязанец - говорит о том, что летописец видит в Добрыне уроженца Рязанского княжества. В литературе, особенно в сказках и былинах часто показывается Добрыня Никитич. Многие путают его с Добрыней Рязаничем Злат Пояс. На самом деле из древних летописей известен только один рязанский Добрыня, тот, который погиб в бою на р. Калке. Все остальные персонажи являются вымышленными лицами, созданные людьми из-за отсутствия исторических знаний.
Между Добрыней Никитичем и Добрыней Рязаничем разница во времени, когда они существовали, составляет 200 лет, первый умер в 1007 г., второй погиб в 1223 г.
Особенно свежим примером является установление Памятного знака Добрыне Рязаничу Злат Пояс, в устье р.Пары при ее впадении в р.Оку у пос.Прибрежный, что рядом с Шиловым.
С подачи "авторов», которые якобы "нашли» какие то "курганы» с захоронением Добрыни Рязанича Злат Пояса, газеты писали без купюр выданную ими ахинею: "В Рязанской области рядом с поселком Шилово открылся мемориал "Добрынин курган" - памятник былинному богатырю Добрыне Рязаничу Злат пояс - одному из прототипов былинного героя Добрыни Никитича».
Подобный безграмотный пассаж вряд ли даже можно отнести к церковно - приходскому уровню образования. По сути, это набор пустых слов, ничем друг с другом не связанные.
Как мог Добрыня Рязанец Злат Пояс действующий на исторической арене в конце 12 в. и погибший на р.Калке в 1223 г. быть прототипом Добрыни Никитича, жившего за 200 лет до него.
Как говорится - приехали!
Но еще больше "авторы» фальсификата истории наворотили мусора "на найденные ими и раскопанные в 20-30 гг. 20 в. – курганы» с телом Добрыни и его мечом. Им бы, вместо своих басен почитать русские летописи, и они бы узнали, что погибшие на р.Калке воины были собраны монголо - татарами - и на их телах последние устроили пир.
Говорить о каком-то кургане с захоронением Добрыни в районе, каких то Дубков у п. Прибрежный профанация и фальсификация в чистом виде.
Там, вдоль р.Пары, в затопляемых местах были курганы, но это межевые курганы, 2,5 аршин в высоту и 2,5 по диаметру.
Рязанские историки 19 в. дотошно записали все имеющиеся на территории Рязанской земли памятники истории, в т.ч. те, которые основаны на каких либо легендах. Более того, в ГАРО хранится межевая книга пустоши Кулаковой, территория нынешнего п.Прибрежный (ГАРО.Ф.892,Оп.13.Д.67.Св.2. за 1774 г.), в которой согласно методике межевания зафиксированы все известные местные топонимы и гидронимы данной территории. Ничего подобного связанного с указанной темой в них не отмечается.
На карте межевания той местности, где якобы был курган,только один интересный топоним: "Песьи луга» и никаких курганов.
Одновременно вкрапливать в историческое имя Добрыни Рязанича Злат Пояса, отчество Никитич, взятое из легенд созданных в 19 и 20 вв. лишено всякого смысла, т.к. превращает идею в абсурд. Вместо исторического лица, появляется вымышленное.
Газеты продолжали повторять фальшивые версии "авторов» открытия "курганов» и Добрыни Рязанича.
Оказывается "… если верить преданиям, Добрыня защищал от татар наши границы, тут он голову сложил", имеется в виду у пос. Прибрежный. Оказывается Добрыня Рязанич Злат Пояс погиб не на р.Калке в 1223 г. а у устья р.Пары в 1237 г. отражая нашествие Батыя.
Так можно опахабить историю Края.
В конце августа 2013 г., местная газета дает заголовок: "Освящение памятной стелы богатырю Добрыне Никитичу Рязаничу Злат Пояс».
Историческому лицу, воину, защитнику Добрыне Рязаничу Злат Пояс, стараются приделать отчество, Никитич. Тогда он будет похож на того, который сжигал в Великом Новгороде славян живьем. Старых и малых. Из воина хотят сделать карателя.
Крупный историк литературы и фольклориствидит XIX века Халанский М.Г. совершенно справедливо видит в Добрыне отражение конкретного летописного лица, именно рязанского богатыря Добрыню или в крещении, Тимона - Золотой-пояс.
Практически без объяснений, присутствующий на Дне города 26.08.2013 г. в Шилове Преосвященнейший Дионисий, епископ Касимовский и Сасовский, историк по образованию, положил конец сатанинским пляскам на имени воина. Опираясь на работы Халанского М.Г., он провел богослужение в честь Тимона, тем самым, поставив точку в начавшейся было компании по осквернению имени воина Добрыни Рязанича Злат Пояс. "Отчество» Добрыни Рязанича Злат Пояс, не имеет документального и исторического подтверждения. Везде он просто Рязанич, Злат Пояс.
Лицевой летописный свод, Царственная книга, Москва, Исторический музей. Погибшие в бою с ордынцами на р. Калке Добрыня Рязанец Злат Пояс и Александр Попович. 1223 г. |
Памятный Знак Добрыне Рязаничу Злат Пояс в устье р. Пары, где со времен Рязанского княжества существовал мытный двор, т. к. здесь проходила восточная граница княжества. |
Примечание:
1. Татищев В.Н.История Российская.Т.3.М.-Л.1964.,с.-285.
2. Там же.с.129.
3. Кузьмин А.Г.Рязанское летописание.М.1965.с.119.
4. Кузьмин А.Г.Рязанское летописание.М.1965.с.142.
5. Летописный сборник именуемый Патриаршей или Никоновская летописью. М. 2000. ПСРЛ.т.10. с.60
6. Горбунов Б.В. Битва на Калке.//Рязанская энциклопедия. Рязань.1999.Изд-во "Пресса».Т.1. с.110.
7. Никитина В.М. "Московский Кремль. Старинные русские ордена» М.1995.С.-5,6.
8. Бантыш-Каменский: "Словарь достопамятных людей", т. II, стр. 227—228.
9. Археологическая карта России: Рязанская область. Ч.2..Под ред. Ю.А.Краснова.Изд-во: РАН. Институт археологии. 1994.С.-152.
10. ГАРО.Ф.892,Оп.13.Д.67.Св.2. за 1774 г.
11. Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. М. Русич. 2003. Книга IV, глава 1.Х
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.