Оборона государственная
Оборона государственная
ОБОРОНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ, есть защита от внешних врагов благ и интересов государства: его независимости, территориальной неприкосновенности, различных прав и выгод, обеспечивающих благосостояние народа и осуществление его политических и культурно-исторических идеалов.
Защита народов осуществляется войною; поэтому Оборона государства заключается в изготовлении средств, необходимых для войны, а также в целесообразном их употреблении.
В готовности к войне заключается важнейшее средство сохранения мира, и пренебрежение этою мерою предосторожности м. б. причиною приведения государства в состояние тяжкой зависимости. Только та нация и находится в безопасности, которая всегда готова с мечом в руке отстоять свои интересы ("хочешь мира — готовься к войне").
Обороноспособность государства определяется его военной мощью, внешним выражением которой являются вооруженные силы государства (см. Армия, Флот и Вооруженные силы). Достаточная численность их является важнейшим материальным условием военной мощи государства. Вместе с тем, обязанность каждого правительства — стремиться к тому, чтобы за те колоссальные денежные жертвы, которые несет страна на государственную Оборону, дать хорошо вооружённую силу, правильно организованную, обученную и снабженную соответственно современному состоянию военной техники. Необходимо помнить, что "самый большой военный бюджет обходится все же дешевле войны" (Лоренц Штейн) и что расходы на вооруженные силы служат главнейшей цели государства — его самосохранения.
Если эта цель не удовлетворена сполна, то все, израсходованное на военные цели, истрачено напрасно.
Военная мощь государства находится в зависимости от многих данных, обусловливающих жизнедеятельность государства вообще, как-то: территории и географического положения, населения, его богатства, культуры, экономического и государственного строя, политики и т. п.
Обширные территории являются одним из самых неблагоприятных условий для Обороны государственной, но не в смысле протяженности границ, а в виду наличности разобщенных друг от друга пограничных театров: вследствие огромных расстояний мобилизация и сосредоточение войск в пограничные районы поглощает много времени.
Военное значение пограничной полосы обусловливается естественными условиями и формой очертания границы, степенью её доступности по условиям местности и могуществом соседних держав.
Граница, глубоко вдающаяся в территорию чужого государства, очень выгодна для ведения наступательной войны и невыгодна в случае обороны, давая возможность охвата (напр., наш Привислянский край).
Характер местности (моря) пограничной полосы определяет степень её удобства для вторжения в соседнюю страну или для обороны собственной территории.
Могущество соседних держав отражается на задачах Обороны государственной.
На границах, соприкасающихся с слабыми и некультурными соседями, где неприятельское нападение м. иметь характер лишь случайных вторжений, задача Обороны упрощается до крайности, ограничиваясь непосредственным прикрытием границы укрепленными пунктами.
Напротив того, при соседстве сильных держав, дело Обороны требует не только надлежащего укрепления границы, но и широкой подготовки наступательных операций.
Военное устройство, а, следовательно, и система государственной Обороны, зависит и от общего географического положения государства, примером чего м. служить островное положение Англии.
Население является главнейшим из элементов военной мощи государства, служа источником для образования и пополнения вооруженных сил.
Современная военная система большинства государств, основанная на всеобщей воинской повинности, устанавливает тесную связь между нацией и армией. Последняя в мирное время является школой для военной подготовки народа, а в случае войны составит кадры вооруженной силы, добавляемые на ? запасными из населения.
Т. обр., вооруженные силы современных государств являются вполне народными.
Количество населения является данной, обусловливающей известный предел развития вооруженных сил государства. При равных прочих условиях более многочисленный народ способен дать более многочисленную вооруженную силу.
Помимо абсолютной численности, большое значение имеет равномерность распределения населения на территории страны, а также однородность его в племенном и религиозном отношениях. Наличность этих условий упрощает организацию армии, позволяя широко применять т. наз. "территориальную" систему комплектования.
При разноплеменности населения и отсутствии сильно преобладающей народности приходится или прибегать к смешанной системе комплектования, или, сохранив территориальную систему, мириться с существованием целых частей армии из инородцев.
В таком именно положении находится, например, Австро-Венгрия.
Применение подобной системы у нас в Польше привело к кровавой войне 1830-31 гг.
Не менее тесная связь существует между природными свойствами народа и боевой пригодностью его вооруженных сил.
По мнению Прудона, "победа всегда д. принадлежать народу более сильному, деятельному, трудолюбивому, талантливому, способному к самоуправлению, справедливому, одаренному государственно-политическими способностями... Воинский дух народа служит главной основой доблести армий" (см. Воинский дух и Нравственный элемент).
Общая любовь к отечеству и сознание, что военная служба есть благородный и естественный долг каждого гражданина, составляют связывающий элемент армии с народом. Всеобщая воинская повинность вызвала к жизни систематическое воспитание народа с целью развития в нем воинского духа.
Серьезной заботой государства и общества д. явиться укрепление в воинском духе юного поколения, в котором и заключается сила народа.
С другой стороны, история свидетельствует о большом моральном влиянии высших слоев общества. Упадок этих слоев влечет за собою упадок всей нации; с падением же добродетелей гражданских начинает падать воинская доблесть армии, а с нею и могущество государства. Так погибла слава греков и римлян.
Современная Турция являет пример тому, каков исторический удел мужественного, честного, храброго и глубоко религиозного народа при отсутствии руководства высшего сословия.
Для успеха войны необходим соответствующий подъем народного духа, энтузиазм.
Для этого нужно, чтобы неизбежность войны и жертв, с нею сопряженных, понималась всеми слоями населения. Непопулярность войны значительно понижает её шансы, т. к. умаляет важнейший элемент силы — моральный. В этом отношении достаточно сравнить условия, в которых велись нами войны: освободительная 1877-78 гг. и последняя — 1904-05 гг.
В настоящее время недостаточно требование Макиавелли, чтобы только правитель понимал войну.
Народ не менее нуждается в её понимании, которое составляет немаловажное условие для пригодности нации вести войну; народ д. сам уметь ковать свое оружие и закалить свою душу для перенесения испытаний, приносимых ему борьбой за отечество. Национальные особенности характера народа также кладут свой отпечаток на Оборону государственную.
Народная гордость, покоящаяся на прекрасном прошлом, обеспечивает успех даже и при труднейшем положениях. Римляне никогда не заключали мира при несчастных обстоятельствах, и этому правилу римская империя б. обязана своим величием.
Современная Великобритания стоически переносила 2-летние неудачи в далекой борьбе с бурами, при явном не сочувствии всего мира, и довела войну до победы.
Милитаризм германского народа есть ничто иное, как сознание нацией своего превосходства и государственного могущества; поэтому у немцев вся система Обороны государственной проникнута высоким духом активности. Нравственная мощь народа находится в тесной связи с его материальной силой, которая выражается в экономическом благосостоянии народа,
Лучшие условия жизни создают большую культурность населения, которая выражается в умственном развитии, характере и физическом здоровье. Эти качества населения отражаются на качествах вооруженной силы. Кроме того, благосостояние населения обусловливает и богатство государства. Эта зависимость весьма образно выражена первым русским финансистом Посошковым: "Не то царственное богатство, аще в царской казне много, но... аще бы весь народ по местностям своим богат был домовыми своими богатствами... Крестьянское богатство — дарственное, а нищета крестьянская — оскудение царственное". ("О скудности и богатстве", 1724 г.).
Богатство государства представляет существенный элемент его могущества, т. к. обеспечивает наличность материальных средств, нужных для войны. По выражению ф.-д.-Гольца, "современная армия, подобно ненасытному чудовищу, нуждался в постоянном питании и, как Антей, сохраняет армия свою силу только до тех пор, пока может ее черпать от матери-земли, т.-е. отечества". Но если богатство и доставляет силу, то только при своевременной готовности народа к пожертвованиям.
Из материальных средств наибольшее значение имеют денежные средства, "ибо деньги суть артерия войны" (Петр Великий). Однако, одно расстройство финансов еще не м. лишить государства возможности вести войну, т. к. правительства имеют могущественное орудие в виде государственного кредита. Большее значение имеет приспособленность экономического строя государства к перенесению потрясений военного времени.
В этом отношении много значит характер культуры страны.
Государства демократического типа, с сильно развитой обрабатывающей промышленностью и торговлей, будут особенно чувствительны к экономическим потрясениям, связанным с закрытием границы, прекращением подвоза хлеба и сырья и потерею внешних рынков. Эти государства должны торопиться закончить войну в возможно кратчайший срок.
Напротив того, государства сельско-хозяйственной культуры, как Россия, менее чувствительны к экономическим потрясениям военного времени.
Слабая сторона этих государств заключается в низком уровне обрабатывающей промышленности и малом развитии техники, следствием чего м. явиться затруднение в снабжении вооруженных сил предметами фабричного производства.
Особенно большое значение этот недостаток имеет для флота, правильное развитие которого невозможно при отсутствии хорошо поставленного отечественного судостроения и значительной морской торговли.
Широкое пользование иностранным судостроением нежелательно с экономической т. зрения, а также в виду того, что в военное время приобретение и исправление военных судов за границей невозможно. Развитие же отечественного судостроения требует высокого уровня техники целого ряда производств обслуживающих заводы. Затем, в тесной связи с культурой государства находится развитие его путей сообщения, в особенности железных дорог, имеющих выдающуюся важность для быстроты мобилизации и сосредоточения армии.
Для извлечения из них наибольшей пользы в деле Обороны государственной необходима соответственная их подготовка, как стратегическая, так и техническая. Одинаково необходима соответственная подготовка морских прибрежных театров и обеспечение действующих в них вооруженных сил, как базами, так и средствами морского передвижения (см. Береговая оборона).
Последняя м. дать в должной мере только торговый флот; соответственное состояние последнего является и вообще одним из главных условий правильного развития флота военного, для которого первый всегда служил важнейшим ресурсом — источником пополнения личного состава в военное время и использования его избытка во время мира.
Весьма важным является образ правления в государстве.
Неограниченный монарх обладает большей степенью возможности проявить высшую энергию и упорство в ведении борьбы, даже при неблагоприятных обстоятельствах.
Петр Великий одержал свои победы и возвеличил Россию, переливая колокола в пушки; Екатерина II вела свои многочисленные войны с расстроенными финансами; Александр I с обесцененными ассигнациями выдержал колоссальную борьбу с Наполеоном и дошел до Парижа.
Что касается парламента, то он м. служить опорой воинственных настроения в той же мере, как и миролюбивых стремлений: примеры того и другого можно почерпать в истории Англии, Соед. Штатов С. А. и др. стран.
Но в государствах, где власть не единолична, подготовка Обороны государственной легко затрудняется, а самое осуществление обороны бывает нерешительно. Этим объясняется, почему, в минуту опасности, древние республики прибегали к диктатуре.
Огромное влияние на Оборону государственную оказывает политика государства, понимая это слово в обширном его смысле, т.-е. как внешнюю, так и внутреннюю.
Политика определяет общее состояние, настроение, устройство, моральную и физическую силу государственной жизни, а от этих условий зависит образ ведения войны. Политика еще задолго до войны д. поставить народ в такое положение, которое дозволило бы употребление на войне всех сил государства, притом в обстановке наиболее благоприятной.
В современную нам эпоху, когда войны ведутся не правителями и армиями, а народами, настроение нации имеет крупное значение. Задача внутренней политики — привить народу патриотический дух и уважение к военным доблестям, сплотить все составляющие его элементы, классовые и национальные, в могучий организм, сила которого — в его единении, благосостоянии, довольстве условиями государственной и социальной жизни.
В делах государственной Обороны, основанной на силах всего народа, нельзя пренебрегать общественным мнением; устраненный от всякого участия в правительствующих делах, не осведомляемый о задачах политики, народ поневоле утратит ясное сознание государственности и ответит полным равнодушием в возникшей войне.
Так же обстоит дело и с военной подготовкой населения: правительство, которое боится своего народа, сознательно лишает себя крупных шансов в будущей войне.
Настроение народа во многом зависит от довольства его условиями своей личной и общественной жизни.
Государство, в котором народ смотрит на правительство, как на своего врага, потеряло уже значительную долю своего военного могущества.
Внешняя политика ставит, прежде всего, цель войны; она определяет момент для начала военных действий, от удачного выбора которого зависит многое; она определяет наступательный или оборонительный характер войны; она же определяет отношения других государств, обеспечивая себе их содействие или дружественный нейтралитет.
Вообще, политика создает обстановку, при которой государство вступает в борьбу; поэтому "без дельной политики счастливого ведение войны невероятно" (ф.-д. Гольц). Вот почему ведение иностранной политики при широком понимании национальных задач и интересов государства и смелой опоре на его вооруженные силы, получает первенствующее значение в достижении всех международных государственных задач мирным путем.
Хорошая политика принадлежит сильному правительству; слабая же власть составляет несчастие для страны и опасность для всеобщего мира.
Помимо изготовления всех средств, необходимых для войны, Оборона государственная заключается в искусном их применении. В этом отношении Оборону государственную не следует отожествлять с пассивным сопротивлением на границе, или вообще с оборонительной войной. На ряду с борьбой за независимость народа, под понятие Обороны государственной в равной мере подходят и поход немцев во Францию в 1870-71 гг., и наши многочисленные походы в Турцию, и нападение на нас японцев в 1904—05 гг.
Лучшая оборона — нападение; лучшей системой Обороны государственной будет внесение оружия во вражескую страну, не дожидаясь неприятеля за оборонительными линиями и крепостями.
Никакие географические условия не м. помешать ввести наступательную доктрину в воспитательную систему народа и армии, проводить ее в жизнь и придать всем соображениям и всей системе Обороны государственной необходимый для нее характер активности, смелости и инициативы.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.