Огни судовые
Огни судовые
ОГНИ СУДОВЫЕ, зажигаются с заходом солнца на все ночное время и служат для указания места корабля, его состояния и иногда назначение.
В видах общности интересов морской торговли правила о ношении судовых Огней установлены международным соглашением держав, и отступление от них допускаются не в отмену, а лишь в развитие этих правил.
В русском законодательстве постановление о судовые Огни даны в приложении к ст. 467 (прим.) устава торгового Правила относительно Огней д. были соблюдаемы во всякую погоду, от заката до восхода солнца, и в течение этого времени не д. быть выставляемы никакие другие огни.
А) Всякое судно, стоящее па якоре, д. иметь в носовой своей части, на высоте 20—40 фт. над верхней палубой, белый (штаговый) Огонь, видимый в ясную погоду по всему горизонту, на расстоянии 1 морской мили. Судно дл. в 150 и более фт. несет, кроме того, в кормовой части, на высоте не менее 15 фт. ниже переднего огня, другой такой же Огонь (гакабортный).
Судно, стоящее на мели или на фарватере, д. нести, кроме указанных огней, 2 красных Огня, расположенных вертикально один над другим, с расстоянием между ними 6 фт., на высоте не менее 20 фт. над корпусом судна. Огни эти д. быть видимы вокруг всего горизонта с расстояния 2 миль.
Б) На ходу всякое паровое судно д. нести:
1) на фок-мачте или в передней части корабля, на высоте 20—40 фт., смотря по ширине судна, яркий белый (топовый) Огонь, установленный так, чтобы он освещал дугу горизонта в 20 румбов (225°), по 10 румб. в каждую сторону от диаметральной плоскости корабля, считая от его носа. Огонь этот д. быть виден на 5 миль;
2) на правом борту корабля — зеленый Огонь, установленный так, чтобы освещать непрерывным светом дугу горизонта в 10 румбов (112?°), начиная от направления по носу и переходя до 2 румбов (22?°) назад от траверза правого борта; Огонь этот д. быть видим с расстояние не менее 2 миль;
3) на левом борту корабля — красный Огонь такой же силы, как предыдущий, и установленный с ним симметрично.
Зеленый и красный огни, называемые отличительными, д. быть снабжены со стороны борта щитами, выдающимися на 3 фт. вперед, чтобы каждый из этих огней не м. быть видим с другой стороны судна, через его нос;
4) по желанию паровое судно м. нести добавочный белый Огонь, такого же устройства, как и топовый, позади его, также в диаметральной плоскости корабля, но на высоте, большей переднего огня по крайней мере, на 15 фт., причем вертикальное расстояние между обоими белыми Огнями д. быть менее горизонтального расстояние между ними.
В) В случае буксировки одного или нескольких судов паровое буксирующее судно несет вместо одного топового два таких же ярких белых Огня, расположенных один над другим, вертикально, а если длина буксира превышает 600 фт., то к этим огням прибавляется 3-й такой же огонь, расположенный на 6 фт. выше или ниже их.
Чтобы облегчить управление буксируемому судну, буксир м. поднять позади задней трубы или мачты слабый белый Огонь, с тем, чтобы Огонь этот был видим только сзади траверза буксирующего.
Г) Всякое судно, потерявшее способность управляться, обязано нести на месте топового Огня два красных Огня, один над другим, с расстоянием между ними не менее 6 фт.
Огни эти д. был видимы по всему горизонту на расстоянии не менее 2 миль.
Днем такое судно поднимает вместо красных огней два черных шара, диаметром не менее 2 фт.
Судно, прокладывающее или поднимающее телеграфный кабель, несет на месте топового 3 Огня, вертикально один над другим, причем 2 крайних Огня д. быть красными, а средний — белым.
Днем эти Огни заменяются: крайние — черными шарами, а средний — белым предметом ромбической формы.
Суда, лишенные возможности управляться, не несут боковых (отличительных) огней, если они не имеют хода.
Д) Парусные суда на ходу и буксируемые суда несут одни боковые (отличительные) Огни — красный и зеленый.
Е) Для мелких судов отличительные Огни на ходу не обязательны; но при подходе к другим судам или при приближении такие Огни д. быть зажженными и готовыми к употреблению для показания на соответствующем борту судна. Белый топовый Огонь обязателен и для мелких паровых судов на ходу; гребные же суда д. иметь таковой наготове для показания в случае приближения другого судна.
Ж) Рыбачьи и другие беспалубные суда на ходу вместо отличительных Огней обязаны иметь наготове цветной фонарь, с красными и зелеными стеклами на обе стороны, который они и показывают на соответствующем борту при сближении с другим судном.
На якоре рыбачьи суда несут один яркий белый Огонь, а при ловле рыбы сетями выставляют на одной из своих мачт 2 красных Огня, один над другим вертикально.
Во время траленья суда эти несут на одной из мачт 2 цветных Огня, один над другим: верхний — красный, а нижний — зеленый, кроме боковых отличительных Огней, которые они также м. заменять фонарем с 2 стеклами — зеленым и красным.
Рыбачьим судам не воспрещается показывать в дополнение к упомянутым огням и мгновенные вспышки.
3) Лоцманские суда, находящиеся на станции при исполнении своих обязанностей, несут один белый топовый Огонь видимый кругом по всему горизонту, и, кроме того, показывают через промежутки, не превышающие 15 мин., мгновенные яркие вспышки. Приближаясь к другим судам, лоцмана показывают боковые Огни на соответствующем борту для указания своего направления.
И) Всякое судно, догоняемое другим, д. показывать этому последнему с кормы белый Огонь или вспышку; этот Огонь м. быть заменен по желанию местным белым фонарем, укрепленным на высоте отличительных Огней и светящим назад, по 6 румбов (67?°) в каждую сторону от диаметральной плоскости корабля.
Такие Огни несут обыкновенно суда, идущие в строе кильватера, для указание своего места заднюю мателоту. Отсюда и самые Огни эти называются кильватерными.
К) Всякое судно, желающее обратить на себя внимание проходящих мимо судов, маяков или берега, в праве жечь, кроме установленных огней, фальш-феера, показывать короткие вспышки и делать звуковые сигналы, с тем условием, чтобы эти сигналы не м. быть приняты за сигналы о бедствии.
Л) Последние делаются только в случае, когда требуется помощь другим судна или с берега, и состоят в следующем: выстрелы из орудий или взрывы, следующие один за другим через 1 минуту; пламя на судне (ночью) или сигнал о бедствии по международному своду, буквами NC (днем); ракеты, пускаемые одна за другой с короткими промежутками времени (ночью); отдаленный сигнал из квадратного флага с шаром над ним или под ним (днем), непрерывный звук свистком, сиреной или всяким аппаратом для туманных сигналов.
М) Международные правила не препятствуют правительствам отдельных держав устанавливать, в дополнение к упомянутым судовым Огням, особые постоянные и сигнальные Огни для военных судов, идущих в отряде, судов, идущих с конвоем, а также специальные опознавательные сигналы, узаконенные и опубликованные должным образом.
К таким дополнительным судовым Огням относятся принятые в русском императорском и многих иностранных флотах:
1) адмиральский — белый Огонь с круговым горизонтом, зажигаемый на задней мачте, на высоте, не меньшей топового огня, — как на ходу, так и на якоре; этот Огонь означает присутствие на корабле флагмана;
2) гафельные Огни, белый и красный, с круговым горизонтом, поднимаемые один над другим на заднем гафеле всеми военными судами, стоящими в гавани или на рейде, когда на этот рейд входит или с него уходит военное судно; последнее также зажигает гафельные Огни; 3) гакабортный Огонь (см. это) на кормовом срезе корабля для указание этого среза.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.