Окраска судов военного флота в Российской империи
Окраска судов военного флота в Российской империи
ОКРАСКА СУДОВ ВОЕН. ФЛОТА, имеет, помимо сохранности металла и опрятности внешнего вида, весьма существенное тактическое значение, в силу которого экономическое соображение о дешевизне самой краски отступают на 2-й план.
Гл. условие наружной Окраски военных судов — минимальная видимость их днем и ночью.
В зависимости от этого требование, во всех почти флотах остановились на т. наз. боевой (серой) Окраске различных тонов, заменив ею черный и белый цвета, распространенные во всех флотах до начала XX ст.
Оттенок краски зависил от тех вод, где судну приходится плавать: в северной части Балтийского моря Окраска — более темная, с желтизной, под цвет воды; в южной части того же моря — более светлый оттенок, под цвет мглы, которая часто окутывает это пространство; в океанах — оттенок голубоватый; в Средиземном море — зеленоватый и т. д.
Окраска дымовых труб, мачт и надстроек делают нередко отличной от остальных борта, под цвет неба, на фоне которого они проектируются. Описанный боевой цвет применяется только для больших мореходных судов, которые оперируют в открытом море.
Для прибрежных судов и миноносцев Окраска иная: для 1-х она приспособляется к цвету берегов, для 2-х делается темных тонов, т. к. им приходится оперировать в ночное время.
Особенно характерна Окраска подводных лодок, которые стремятся сделать, возможно, менее отличающимися от воды.
Большинство коммерческих пароходов красится в черный цвет, как наиболее практичный и дешевый; только трубы и мачты остаются разноцветными, указывая своей окраской, какой компании или какому лицу принадлежит пароход.
На военных и коммерческих судах подводная часть ниже грузовой W.-L. окрашивается иным цветом, нежели остальных борт. Для указания осадки наносятся марки углубления (см. Марки) на их штевнях, а на коммерческих пароходах — и на бортах, для обозначения различных степеней нагрузки (см. Английский Ллойд).
Внутреннее помещение военных судов окрашиваются различно, смотря по тому, жилое это помещение, или нет.
В 1-м случае применяются краски высших сортов — масляные, лаковые и эмалевые, не содержащие ядовитых веществ (свинец, мышьяк и пр.); во втором — употребляются более дешевые сорта красок, т. к. имеется в виду главное — предохранить от ржавчины корпус судна.
По цвету наиболее употребительны белая (свинцовые и цинковые белила), коричневая (охра) и красная (сурик) краски (см. Краски в судостроении).
Те отделения, где скопляется вода и куда попадают отработанные смазочные материалы, часто окрашиваются гашеною известью, предохраняющею металл от действия масляных кислот. Для быстрого распознавание судовых трубопроводов, отличающихся нередко значительной запутанностью, трубы каждого назначение окрашиваются в свой особый регламентированный цвет.
В военном флоте на Окраску судов отпускаются специальные суммы, величина которых обусловливается размерами судов, их назначением и родами плавание.
Окрасочные суммы определяются при постройке корабля, в зависимости от площади его окрасочной поверхности, отпускаются в непосредственным распоряжением командиров и подлежат особому учету, отличному от других судовых денег (см. Отчетность судовая).
Фактически окрасочные деньги шли в русском флоте на всякие надобности судовой и командной жизни, не предусмотренные соответствующими положениями, от приобретения и исправления необходимых вещей до уплаты за мытье команды в береговой бане.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.