Пограничные укрепленные линии
Пограничные укрепленные линии
ПОГРАНИЧНЫЕ УКРЕПЛЕННЫЕ ЛИНИИ, существовали в виде непрерывных земляных валов или даже каменных стен уже в глубокой древности и устраивались с целью преградить неприятелю пути вторжение в страну.
Наиболее значительные из таких линий — Китайская стена (см.) и стена пиктов.
Первая возведена за 200 л. до Р. Хр., стена же пиктов построена около 210 г. по Р. Хр., по приказанию Александра Севера, между Англией и Шотландией, от Карлейля до Ньюкестля на 113 вер., выс. 12 фт., толщ. 9 фт.
Далее известна также Полузийская линия, возведенная до Р. Хр., для преграждение доступа в Египет через Суэцкий перешеек.
Пограничные укрепленные линии устраивали римляне в Европе (по Дунаю) и в Азии.
В средние века Пограничные укрепленные линии носили несколько иной характер.
Так, Карл Великий, для обеспечения своей монархии от нападения саксов, обязал маркграфов охранять границы и уведомлять о вторжении неприятеля. С этою целью б. построен ряд башен, называвшихся вартен, на высотах так, чтобы из каждой были видны 2 смежные и сигналы быстро передавались, как по телеграфу. Основание башни б. сплошное, а стража (3—4 ч.) помещалась во 2-м этаже; сообщение — по приставной лестнице. Такая Пограничная укрепленная линия тянулась от Немецкого моря до верховьев Дуная, а оттуда к Средиземному морю, оканчиваясь за Пиренеями.
Генрих I (919) стал располагать Пограничные крепости в 2 линии.
В России Пограничные укрепленные линии существовали также издревле.
Устройство их по южным границам началось почти с основанием Российского государства.
Уже Великий князь Владимир Мономах начал строить "города" (укрепленные селение) на р. Десне, Осетре, Трубеже, Суле и Стугне, заселяя их более воинственными людьми из новгородцев, кривичей, чуди и вятичей. Эти Пограничные укрепленные линии б. заброшены во все время татарского ига, но с началом раздоров в Орде, когда враждовавшие ханы возобновили грабительские набеги на Русские земли, возникли сторожевые линии, которые при Дмитрии Донском устраивались по р. Хопру, Воронежу и Дону и имели назначением предупреждать мирное население о появлении хищных шаек, а затем по южной границе Великого Московского княжества появились уже правильно организованные оборонительные линии.
В конце царствования Иоанна IV по рр. Десне и Сейму стояли укрепленные и занятые войсками города Чернигов, Сосница, Путивль и Рыльск, откуда Пограничные укрепленные линии направлялась на Новосиль (южнее Орла), Елец, Данков, Ряжск, Шацк, Катом, Темников, Алатырь (на Суре) и Тетюши (на Волге, 100 вер. ниже Казани).
Между ними в открытых местах б. возведены земляные валы со рвами, а в лесах засеки шириной до 30 сж., местами и валы со рвами; броды на речках, протекавших впереди линии, заваливались колодами.
Леса, вдоль которых проходила засека, назывались заповедными, и законом было воспрещено их рубить.
Позади засечной линии располагали дороги для удобного сообщения.
Вдоль линии, на важнейших пунктах, особенно на дорогах, располагали, кроме упомянутых выше городов, и менее значительные городки и остроги. Эти сомкнутые постройки, более сильного расположения, чем вал линии, не опасались обхода при прорыве неприятеля через промежутки, задерживали его и давали время подоспеть дружинам к угрожаемому пункту. Этим наши линии выгодно отличались от линий, располагавшихся в Западной Европе, и от Китайской стены.
Городки располагали или непосредственно на линиях, или сзади, так чтобы это не затрудняло и не ослабляло поддержки линий. Они имели исключительно военный характер и вмещали лишь самые необходимые для обороны постройки; остальные располагались вне городков.
Общее протяжение линии Чернигов — Тетюши — около 1.200 вер.
Для своевременного предупреждения о набегах, вперед от Пограничной укрепленной линии высылались разъезды, а далеко впереди этой линии, на путях наиболее частых вторжений татар, б. построены (при Борисе Годунове) города: Курск и Белгород на Муравском шляхе, Ливны (на Сосне), Оскол и Валуйки — на Калмиусском и Воронеж — на Изюмском шляхе. При Феодоре Иоанновиче б. начата новая Пограничная укрепленная линия, в 100—170 вер. впереди старой, от Белгорода на Донце и до Симбирска на Волге, где к ней примыкала Закамская линия (см.), тянувшаяся еще на 300 вер. к северо-востоку и кончавшаяся городом Мензелинском на р. Ике.
Наставшая затем эпоха междуцарствования (Смутное время) не дала возможности возвести эту линию по всей длине, но зато на важнейших путях к Москве (Калмиусский и Муравский шляхи) рвы, засеки и надолбы, с башнями по длине этих преград, б. устроены даже в 2—3 линии. Одновременно б. устроены в лесах нынешних Рязанской, Тульской, Калужской и Смоленской губерний засеки, ограждавшие Москву от набегов литовцев.
В царствование Михаила Феодоровича и затем Алексия Михайловича Пограничная укрепленная линия по южной границе б. закончена: от с. Донца у Новаго-Белгорода она б. продолжена еще на 150 вер. на з. до Днепра у устья р. Орели.
Как можно себе представить по существовавшим еще в XIX столетии остаткам Закамской линии, а равно и по архивным исследованиям, Пограничная укрепленная линия того времени состояла на открытых местах из земляного вала, высотой около 2 сж., иногда с тыном наверху и обыкновенно с рвом в 2—3 сж. шириной и около 1—2 сж. глубиной; через каждые ?-версты и до версты вал имел выступы в виде реданов или люнетов, служивших вероятно местопребыванием пикетов, наблюдавших за подступами к валу; в лесах линию образовывали засеки.
Охранявшие линию отряды располагались в сомкнутых укреплениях или в башнях (городках) за валом.
Расстояние между такими опорными пунктами определяли с таким соображением, чтобы соседним были слышны пушечные выстрелы и видны огни маяков.
После Азовских походов Петра I была возведена новая линия, которая от устья р. Орели шла южнее крепостей Торь и Бахмут на Таганрог и Азов; с уступкой же последних двух крепостей Турции, направление линии б. изменено на Ростов, или крепость Св. Димитрия, и она шла дальше по задонским степям, направляясь примерно к изгибу Дона у Калача.
Узкий перешеек (в 60 вер.) между Волгой и Доном был прегражден Царицынской линией (см.), составленной из 5 крепостец, соединенных валом со рвом впереди. Непосредственно за линией б. помещено 25 караулен, а впереди на значительном расстоянии были расположены небольшие посты с сигнальными пирамидами, которые зажигали в минуту опасности. Для обороны всей линии было назначено 5 полков и 73 орудия. От Царицына на север русские владения того времени отделялись от беспокойных башкиров течением р. Волги, а для обеспечения наших расширившихся закамских владений б. задумана Новая Закамская линия, примерно в 30—80 вер. впереди старой.
К осуществлению её, однако, приступили лишь в 1731 г., одновременно с началом постройки Украинской линии от крепости Изюм до устья р. Орели.
Наши сибирские владение еще распоряжением Петра I были прикрыты Сибирскими линиями: Тоболо-Ишимской, Иртышской и Колыванской (см.).
Новая Закамская линия — того же типа, что и Старая, но расстояние между изломами вала (в виде реданов) всего в 100—120 сж. позволяло оборонять ров продольным ружейным огнем; через каждые 30—35 вер. по линии были устроены "фельдшанцы" в виде небольших земляных крепостец, а в промежутках между ними — более слабые укрепление.
Украинская линия, расположенная на большей части своего протяжения за р. Орель, состояла из 16 небольших крепостей и соединявшего их вала со рвом. Длина линии — 270 в.
Эта линия потеряла свое значение с устройством в 1770 г. Днепровской линии, в 150 в. впереди нее, от впадение р. Московки в Днепр до нижнего течения р. Берды, впадающей в Азовское море.
В 1735 г. постройкой крепости Кизляр на левом берегу Терека положено начало Кавказской линии (см.), протянувшейся к концу XVIII века по Тереку и Кубани до устья последней.
В том же 1735 г., когда киргизский хан Абулхаир признал русское подданство, постройка Закамской линии была приостановлена, а 2 г. спустя начато устройство Оренбургской линии по р. Уралу (см.). Благодаря существованию естественной преграды, здесь нашли возможным ограничиться, вместо непрерывных валов, лишь отдельными укрепленными городками и станицами с вышками и сигнальными шестами при них. Связь между укрепленными пунктами и наблюдение за промежутками поддерживались ежедневно разъездами.
Оренбургская линия своим левым флангом примыкала к крепости Звериноголовской на р. Тоболе, а правым — к укрепленному городку Гурьеву при впадении Урала в Каспийское море.
Укрепления снабжались годовым запасом продовольствия.
Гарнизон их состоял из 150—200 ч. пехоты, 1 сотни казаков и 10—15 артиллеристов и делился на местную часть (пассивную) и подвижную (активную).
Назначение последней — распространение сферы влияние укрепления на возможно большую окружность: имея при себе перевозочные средства с месячным запасом продовольствия, подвижная часть могла совершать экспедиции дальностью до 250 вер.
По мере распространения нашего влияния в глубь соседних степей, оборонительные линии постепенно выдвигалась вперед, и в 1846—48 гг. уже построены укрепление Оренбургское на р. Тургае, Уральское и Карабутакское на р. Иргизе и Раимское при устье р. Сыр-Дарьи.
По взятии в 1853 г. Ак-Мечети (впоследствии ф. Перовский) линия наших укреплений протянулась по Сыр-Дарье до этого пункта.
В 1826 г. б. построены укрепление по р. Эмбе для обеспечения от вторжений кочевников из степей, лежащих между Каспийским и Аральским морями. Одновременно с выдвижением вперед Оренбург линии мы приближались к Средне-Азиатским владением и со стороны Сибири.
В 1847 г. укрепления Сибирской линии перенесены к Кокандским владениям и распространены до укрепления Копал, а затем и до Верного (1854 г.).
Т. обр., Оренбургская и Сибирская линии, охватившие владение кокандцев с севера, постоянно сближались одна с другой, но в 1854 г. между ними еще оставался промежуток около 900 вер. от укрепления Перовского до Верного, открытого для набегов хищников. Необходимо было сомкнуть его и распространить наши владения до естественных преград и до соприкосновения с организованными государствами (Китай, Персия). Существовавшие к тому времени Пограничные скрепления и послужили базою для экспедиций 1864 г., когда были взяты гг. Туркестан и Чикмент, 1865 г. со взятием Ташкента, 1866—68 гг., когда было сломлено сопротивление Бухары, 1873 г., когда была присоединена Хива, и 1876 г. с присоединением Коканда.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!