Училища Российской империи
Училища:
1) Военного ведомства – см. Военно-учебные заведения и Кантонисты.
2) Юнкерские — см. Военно-учебные заведения.
3) Военные — см. Военно-учебные заведения, Константиновские военное училище, Павловское военное училище.
Александровское военное училище учреждено 1863 г., в составе 300 юнкеров; укомплектовано было воспитанниками следующих классов кадетских корпусов.
С 1864 по 1894 г. именовалось третьим.
В строевой отношении составляло батальон.
1-м шефом был император Александр II, a 2-м (с 1874 г.) — наследник цесаревич Александр Александрович.
С 1894 г. шефом состоял Е. И. Величество император Николай II.
Состав училища в конце XIX в. – 400 юнкеров. (приказы по Военному ведомству: 1863 г. № 330, 67 г. № 243, 94 г. № 188; Св. В. П. 1869, кн. XV; Св. штат., 1893 г. кн. IV, № 37; Военная литература № 1088).
Значительным развитие в конце XIX в. артиллерии потребовало усиленное укомплектование её офицерами; но Михайловское артиллерийские Училище не могло удовлетворить этой потребности, и недостаток в артиллерийских офицерах пришлось пополнять выпусками их из пехотных военных училищ. Для устранения этого и с целью подготовки артиллерийских офицеров, основательно знакомых со своей специальностью, в 1894 г. расширено Михайловское артиллерийское (со 190 до 450 воспитанников), a 2-е Константиновские пехотное обращено в артиллерийское; в последнем было — 425 юнкеров, составивших 2 батареи (приказ по Военному ведомству 1894 г. № 140).
4) Морские. — Училища эти появились в России при Алексее Михайловиче, когда боярин Ордын-Нащокин, состоя лифляндским наместником, занимался образованием флота; но где именно было такое Училище — неизвестно.
При Феодоре Алексеевиче мореплаванию обучали в Славяно-Греко-Латинской академии.
В 1700 г., 14 января, учреждена Петром Великим школа Математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне. Отсюда, помимо моряков, выпускались инженеры, артиллеристы, учителя, геодезисты, архитекторы и прочих.
Комплект воспитанников был 500 чел., причем велено принимать детей дворянских, дьячих, подьячих, боярских и разночинцев; последние, научившись читать и писать, поступали на разные должности: помощниками архитекторов, аптекарями, писарями..., a большую часть дворян, окончивших полный курс, определяли во флот, затем — в инженеры, артиллеристы, Преображенский полк...; наиболее же способных и богатых посылали заграницу, для усовершенствования в науках, под именем навигаторов, которые, по возвращении, экзаменовались и получали чины: лучшие — унтер-лейтенанта, посредственные — мичмана (в то время не офицерский).
Вместе с дворянами отправлялись заграницу также дети разночинцев и мелких дворян, для изучения штурманского искусства, a по возвращении в Россию поступали в штурмана. С приобретением Финского залива и Балтийского моря, когда все морские силы понадобились в этих морях, основано было 1 октября 1715 г., в Петербурге, 2-е морское училище, под названием Морская академия, на 300 чел., наименовавшихся морская гвардия. В эту новую академию поступали большей частью дети знатных фамилий и достаточных дворян. Окончив курс наук, и они переходили в гардемаринскую роту, существовавшую отдельно от академии. Долго эта рота не имела постоянного местопребывания, несколько раз ее переводили из Петербурга в Кронштадт и обратно, и только 15 декабря 1752 г., указом императрицы Елисаветы, Морская академия и гардемаринская рота соединены под общим названием Морской шляхетный кадетский корпус, с комплектом воспитанников в 360 чел.
С учреждением корпуса, упразднена московская школа (в Сухаревой башне), и из нее взяли в корпус только дворянских детей, a разночинцев определили в мастерские школы при адмиралтействах и в штурманскую роту. Весь штат учеников корпуса разделили в строевом отношении на 3 роты, a в учебном — на 3 класса.
Гардемарины 1-го класса кончали высшие морские науки; кадеты 2-го класса проходили навигацию и начинали другие науки; кадеты 3-го класса учились тригонометрии и прочим низшим наукам. Из одного класса в другой переводили по экзамену, и только на открывавшиеся вакансии. Для помещения корпуса пожалован императрицей, на углу Набережной Невы и 12-й линии Васильевского острова, каменный 2-этажной дом (бывший Миниха), и повелено устроить корпус во всем по образцу сухопутного. Но в 1762 г. Петр III, желая дать одно общее направление всем военно-учебным заведениям, приказал соединить Сухопутный и Морской кадетский корпуса и Инженерное училище под главной дирекцию гр. Ивана Ивановича Шувалова. Однако, со вступлением на престол Екатерины II, этот указ отменен, к 8 августа 1762 г. императрица повелела состоять Морскому корпусу отдельно, на основании прежнего штата. 23 мая 1771 г., во время сильного пожара на Васильевском острове, сгорели и здания Морского корпуса, вследствие чего он был переведен в Кронштадт, в помещение итальянского дворца (потом Техническое училище), где и оставался до 1796 г. Перевод корпуса из столицы был очень невыгоден и заведению, т. к. ни один отличный профессор или учитель, не служивший в корпусе, не хотел для преподавания ездить в Кронштадт, и наконец самое содержание корпуса обходилось не сравнительно дороже. В 1783 г., по случаю увеличения наших морских сил, повелено было составить новый штат для корпуса, на 600 чел., а вместе с тем введены в курс преподавания добавочные науки: морская практика, нравственная философия, право, иностранные языки.
В 1796, по вступлении на престол, Павла I, Морской корпус был переведен в Петербург, в то здание, в котором находился и потом.
30 декабря 1826 г. утвержден для корпуса новый штат, и комплект был установлен в 505 воспитанников, а в 1835 г. прибавлено еще 100 пансионеров, с платою за обучение по 850 рубл. асигн. в год; все воспитанники были разделены на 5 рот, из коих 1 — гардемаринская.
За последующие годы определенного комплекта воспитанников не было, и он зависел от количества приема в корпус, но в общем цифра колебалась около 300 чел.
Потом прием был ограничен 35 чел; из них 25 поступали на казенный счет, 7— своекоштными, платою 530 руб. в год, и 3 - стипендиатами, с тою же платой.
В строевом отношении корпус разделялся на 5 рот, в учебном — на 6 классов, причем 6-й и 5-й — малолетние. 4-й, 3-й и 2-й — общие, 1-я — гардемаринская.
Принимались дети:
а) флотских офицеров (бывших и настоящих).
б) потомственных дворян.
Поступающее в приготовительный класс должны иметь 12— 14 л. от роду.
Курс наук — 6 л.; при этом, кроме общих наук и 3-х иностранных языков, преподавались все предметы, относящиеся практически и теоретически к морскому искусству.
Воспитательная сторона не оставляла желать ничего лучшего. По богатству и разнообразию вспомогательных средств для обучения, корпус — одно из лучших европейских учебных заведений своего времени.
В летнее время кадеты отправляются в плавание на судах, принадлежащих корпусу, и там молодые моряки на практике видят и исполняют то, чему зимою обучались в классах (см. Учебные суда). Сверх того, кадеты обучались и фронтовой службе, т. е. каждый из них, окончив курс, может быть не только искусным моряком, но и хорошим сухопутным офицером.
Окончившие курс ежегодно выпускались во флот мичманами. (За последние годы XIX в. выпуски были около 70 чел.).
Воспитывавшиеся в корпусе и перешедшие потом в гражданскую службу пользовались правами и преимуществами воспитанников высших учебных заведений.
При Морском корпусе учреждена Морская Николаевская академия (см. Академии военные); в ней преподаются высшие предметы по гидрографии, корабельному искусству) и механическому искусству.
Курс — 2 г.: число слушателей: в гидрографическом отделении — 10 (лучшине по экзамену), кораблестроительном — 5, механическом — 5. (Ф. Веселаго — „Очерк истории Морского кадетского корпуса за 100 лет").
Кроме Морского кадетского корпуса, в морском ведомстве существовали еще техническое Училище, в Кронштадте, имеющее назначением выпускать во флот офицеров, специально подготовленных по механической и кораблестроительной частям.
Это Училище ведет свое начало с 1734 г., когда президент государственной адмиралтейств-коллегии, адмирал гр. Головин, основал штурманскую роту, где преподавались навигационные науки.
В 1793 г.. при всеобщем преобразовании флота, выработаны были положение и штаты вновь учреждавшихся 2 штурманских Училищ, одного — для Балтийского флота, другое — для Черноморского.
Для штурманского Училища в Кронштадте назначен был дом, в котором прежде помещался Морской кадетский корпус. В этом здании, хотя впоследствии перестроенном, Техническое Училище находилось и потом.
В штурманском Училище преподавались: правописание, арифметика, геометрия, рисование и черчение планов, тригонометрия (плоская и сферическая), навигация (плоская и меркаторская), астрономия и английский язык; сверх того — эволюция, геодезия и употребление карт и инструментов.
Училище разделялось на 3 класса. Штурманские ученики первых 2 кл. посылались, для практики, каждое лето в море.
Окончившее курс выпускались в штурмана офицерского ранга.
В 1801 г., с преобразованием морского ведомства, было выработано устройство и штурманской части и составлены новое положение и штаты штурманского Училища.
Главнейшей реформой было сокращение числа учащихся и увеличение программы преподавания; улучшена также хозяйственная часть Училищ.
Вновь введены в обучение: Закон Божий, грамматика, риторика, логика, география, история, немецкий и шведские языки.
Училище разделилось на 2 роты. В нем приготовлялись также 20 коммерческих учеников, для поступления шкиперами и штурманами на коммерческий флот.
С 1808 г. при Училище заведен метеорологический журнал, ученики дежурили в обсерватории и ходили к начальству с донесениями.
В 1827 г., вместо штурманского Училища, образован 1-й штурманский ? экипаж, из 3 рот.
1-я снабжала флот кондукторами, 2-я комплектовала 1-ю, 3-я была резервною и комплектовала 2-ю.
Все ученики, определявшиеся в ? экипаж, поступали первоначально в резервную роту, а затем последовательно переводились в остальные.
Обучение состояло из классных занятий, практического и фронтового учений.
В 1851 г. в ?-экипаже была учреждена кондукторская рота, для снабжения флота штурманскими офицерами. Наконец, в 1856 г., ?-экипаж был переименован в штурманское Училище, при котором открыто было и артиллерийское отделение, для приготовления артиллерийских офицеров во флот. Вскоре положено было производить воспитанников, по окончании курса, вместо прапорщиков, в кондукторы, и роты названы: кондукторская — первою, 1-я — второю, 2-я — третьею, 3-я — резервною.
С незначительными переменами Училище существовало до 1873 г., когда переименовано в Техническое, с учреждением в нем 4 специальностей: штурманской, механической, артиллерийской и кораблестроительной.
Около того же времени офицеры, выпускаемые из этого Училища о получили право поступать в Морскую академию.
В 1894 г. утвержден новый устав Технического Училища в котором оставлены только 2 отделения — кораблестроительное и механическое; штурманское же и артиллерийское уничтожены, т. к. исполнение обязанностей штурмана и артиллериста на судах возложено на флотских офицеров, выпускаемых из Морского кадетского корпуса.
См. также:
- Военно-учебные заведения, готовившие офицерские кадры для казачьих войск;
- Военно-учебные заведения российской империи;
- Алексеевское военное училище;
- Виленское пехотное юнкерское училище;
- Владимирское военное училище;
- Военно-топографическое училище;
- Елисаветградское кавалерийское училище;
- Иркутское юнкерское пехотное училище;
- Константиновское военное артиллерийское училище;
- Мореходные классы, училища Российской империи;
- Морские училища при Петре Великом;
- Морское инженерное училище императора Николая I;
- Николаевское кавалерийское училище;
- Новочеркасское казачье юнкерское училище;
- Оренбургское казачье юнкерское училище.
См. также:
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.