Панцер, Феликс (Людовик) Войцихович, инженер
Панцер, Феликс (Людовик) Войцихович, инженер, родился 28-го мая 1798 года, происходил из дворян.
Первое образование получил в Вонхоцком и Краковском училищах; в последнем кончил с отличием полный курс наук в 1815 году. Для окончательная образования Панцер поступил в Краковский Университет, где изучал науки философская факультета. После двухлетних занятий, получив отличный университетский диплом в 1818 году, Панцер определился на службу кондуктором в Инженерный Корпус бывшего польского войска.
В это время правительство поручило инженерам произнести съемку г. Варшавы и её окрестностей. Панцер, участвовавший в этой съемке, своею сметливостью, знанием дела и быстрым исполнением возложенных поручений, вскоре успел обратить на себя внимание начальства, которое, оценивая эти труды и другие его технические занятия, произвело его в подпоручики в 1820 году.
Одним из выдающихся проектов, составленных Панцером в это время, представляется проект железного моста об одном пролете черев р. Вислу близ Варшавы. Подробности этого смелого проекта изложены в изданной значительно позже брошюре, написанной Панцером на польском языке: "Новая система железных мостов значительного пролета» ("Wiadomost о nowym rodzaju most?w zelaznych na wielka otwartose z zastosowaniem do rzeki Wisty pod Warszawa»). Варшава. 1830 год.
Император Александр I, после осмотра укреплений города Замостья, пожаловал Панцера поручиком, — и с тех пор с каждым годом возрастает его известность, как опытного и талантливого строителя.
Новогергиевская крепость. Подвесной мост. Фото1884 г. Источник: Фотоальбом с видами Новогергиевской корепости в 1884 году. |
В 1825 году Панцеру поручено было составить проект и произвести постройку деревянного моста с разводною частью для пропуска судов на р. Нареве близ укрепления Новогеоргиевска. Успешное и весьма скорое окончание (в 1826 году) предпринятого сооружения необходимо приписать действию примененных приспособлений, изобретенных строителем, как-то: черпаков и всего механизма для водоотлива, механических копров, оказавшихся на практике весьма удобными и значительно облегчающими набивку свай.
После окончания названного сооружения, Панцер с 1-го января 1827 года получил место профессора в Военном приготовительном училище и несколько лет читал в этом высшем учебном западении курс путей сообщения и гидротехнических сооружений. Как профессор, Панцер не только устно излагал свои мысли в ясной и удобопонятной форме и с талантом, но и составил для своих слушателей прекрасный письменные руководства. За труды по училищу в 1829 г. Панцеру пожалован орденом Св. Анны 3-й степени.
В 1830 году Панцер оставил военную службу и тотчас же поступил в Правительственную Комиссию финансов и казначейства, в которой, по поручениям тогдашнего министра, составил много проектов по части технических усовершенствований в подведомственных Комиссии горных заводах.
В 1831 году, в декабре, за неимением соответственных занятий, Панцер оставил занятия в Комиссии "с рекомендацию» — как сказано в формуляре — "тогдашнему временному правительству и Правительственной Комиссии Внутренних Дел и Полиции». Бездействие Панцера продолжалось недолго: уже в мае 1832 г. он поступил инженер-референтом или инженер-делопроизводителем в Правительственную Комиссию Внутренних Дел и вскоре — в ноябре
1832 г. — сделан был членом Строительного Совета Царства Польского. Кроме весьма важных технических занятий в Строительном Совете, Панцер принял на себя обязанность читать лекции строительной механики на приготовительных курсах, открытых в то время при Комиссии Внутренних Дел для готовящихся к техническим занятиям.
В 1838 году Панцер назначен и. д. инспектора путей сообщения и утвержден в этой должности в 1811 г.
В это время Панцер построил деревянный мост на р. Вепрже, близ крепости Ивангорода. Мост замечателен по значительным размерам арки и по хорошо обдуманным деталям. Обыкновенные пролеты деревянных арок редко превышают 25 сажен, а вепржский мост состоит из одной арки пролетом в 36 ? сажен. Местные обстоятельства, препятствовавшие значительному возвышению мостовой настилки, принудили строителя избрать систему висячего моста, при которой, вообще, весьма затруднительно придать надлежащую устойчивость деревянным формам, но Панцер соответственным устройством преодолел эти трудности с полным успехом.
Орден Св. Владимира 4-й степени был наградою талантливому строителю.
При образовании в 1842 году Управления путей сообщения в Царстве Польском, Панцер был назначен его членом.
В 1847 году он назначен был инспектором и членом Общего Присутствия Правления XIII (Варшавского) Округа Путей Сообщения. За рассматриваемый период Панцер произвел многочисленный работы: ему принадлежит сооружение мостов на Петербургском шоссе под Зегрже и Остроленкою; укрепление берегов Вислы от Варшавы до Ново-Георгиевска и улучшение судоходства на этом пространстве тоже произведено при участии Панцера; исполненными работами он положил предел разрушительному действию частых наводнений и упрочил весьма непостоянное русло р. Вислы. Самым выдающимся сооружением, воздвигнутым Панцером, представляется Варшавский спуск, который по своей громадности и смелости проекта останется навсегда прекрасным памятником выдающихся способностей и обширных сведений в строительном деле Панцера.
Спуск находится в Варшаве, около Кирилловского замка, и ныне ведет непосредственно на воздвигнутый (в 1864 году) постоянный чрез р. Вислу мост. При своей же постройке спуск способствовал удобнейшему передвижению грузов с береговой части Вислы в центральную часть города. В состав спуска входить семь больших арок, из которых четыре открыты для проезда. Вторая, наибольшая часть спуска состоит из высокой земляной насыпи, ограниченной откосами в 45 градусов. В точке соприкосновения с арками насыпь возвышается на 65 фут.
Варшавский спуск сооружен в 1846 году.
За труды по производству этой работы Панцер награжден двух годовым окладом жалованья (около 3.000 руб.).
В последующее время он составил проект снабжения водою города Варшавы и проект постоянного моста на р. Висле под Варшавою; проекты были представлены на утверждение правительства, но осуществления не получили. Кроме того, Панцер принимал участие в конкурсах, объявляемых за границею. Составленный им проект Кельнского моста на Рейне, хотя и не премирован, но показывает обычную изобретательность составителя.
Ф. В. Панцер скончался 16-го марта 1851 года.
См. также:
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!