Подводные работы
Подводные работы
ПОДВОДНЫЕ РАБОТЫ, во флоте сводятся к розыску и подъему затонувших судов, мин и др. предметов, заделке пробоин (см.) и др. повреждений корабля, удалению камней или грунта из-под севшего на них судна и т. полк (см. Водолазное дело во флоте); проектированные для сего специальные приборы и приспособления, в большинстве случаев, оказывались мало пригодными на деле.
Заслуживают упоминание т. наз. " Подводные работники" — солидные металлические шарообразные цистерны, опускаемый под воду с корабля на прочном канате и снабженные гребными винтами для боковых перемещений и особыми граблями, управляемыми изнутри находящимися в цистерне людьми.
На фиг. 1 и 2 изображен такой прибор La France, построенный в 1899 г. во Франции.
Еще ранее, в 1897 г., подобный аппарат построил итальянец Piatti del Pazze.
Оба прибора предназначались для глубоководных спусков на 100—200 м, недоступных водолазам.
Розыски затонувшего судна, место коего приблизительно замечено по пеленгам или обозначено вехою, начинаются с систематического траления (см.); когда трал заденет, опускают водолазов осмотреть состояние корпуса. На основании показаний водолазов составляется эскиз положения судна и его глубоких пробоин, который затем тщательно обсуждается специалистами для составления плана Подводных работ. Приводим здесь наиболее простые приемы подъема судов:
1) Если судно лежит на дне на боку, стараются его выпрямить и поставить на киль при помощи цепей или канатов, взятых с борта, который ближе к поверхности моря; цепи передаются на буксирующие суда или на шпили.
Если это не помогает, привязывают пустые бочки, подъемные мешки с воздухом или кессоны к верхней части противоположного борта (лежащего на дне).
2) Когда судно стоит на дне прямо, заделывают водолазами пробоины, люки и др. отверстия и пробуют выкачивать воду из корабля через шланги со спасательных судов, пропущенные по возможности водонепроницаемо через палубу затонувшего корабля.
Если это недостаточно, пристраивают к бортам в удобных местах герметичные деревянные ящики (кессоны) и, выкачивая из них воду, стараются придать судну недостающую плавучесть. Этот кессонный способ кропотлив, но почти всегда гарантирует успех; именно так был, между прочим подняты японцами многие наши затонувшие корабли в Порт-Артуре и в Чемульпо.
Если удастся заделать верхнюю палубу корабля вполне герметично, то вместо выкачивания воды можно вытеснить ее через оставленное открытым отверстие нагнетанием воздуха.
3) Если судно лежит на грунте вверх килем, то поднимать его вообще не стоит, т. к. стоимость подъема вряд ли окупится, ибо многое внутри судна от такого опрокидывание приходит в негодность. Однако, можно попробовать поднять такое судно помощью кессона и выкачивание воды в опрокинутом положении, причем, по мере подъема, отбуксировывать его на более мелкие места.
4) Сравнительно небольшие суда поднимаются часто помощью понтонов, т.-е. герметичных плавучих ящиков, устанавливаемых на поверхности моря над затонувшим судном; наполнив понтоны водою, так чтобы у них остался минимум плавучести, соединяют их прочно канатами или цепями с затонувшим судном, а затем, выкачивая воду из понтонов, приподнимают судно от грунта, отбуксировывают вместе с понтонами в более мелкое место, пока судно не сядет на грунт; этот маневр повторяют несколько раз, пока не подведут утонувшее судно на глубину, удобную для починки и окончательного подъема судна. Вместо понтонов с успехом можно применять всякие плавучие средства, как-то: баржи, плашкоуты, небольшие суда и прочее (см. "Камбала").
5) Если корабль частью выходит из воды, то подъем его наиболее прост и сводится к заделке пробоин и выкачивание воды.
При стаскивании судов с камней или с мели, Подводные работы водолазов имеют целью удаление камней помощью пневматических молотов или взрывами небольших зарядов пироксилина, закладываемых в выдолбленные в камне штуры (снятие с камней броненосца Генерал-адмирал Апраксин у о-ва Гогланд в 1900 г.).
При снятии с мели водолазы отгребают песок или ил от борта судна; еще действительнее в этом случае пользоваться услугами землесосов, как это и было сделано в 1896 г. на Кронштадском рейде с крейсером "Россия».
Обыденные Подводные работы, пополняемые на судах водолазами, следующие:
1) осмотр Подводной части, для чего водолаза опускают по обносному концу, пропущенному под киль, или по веревочному трапу, подтянутому концом по обводам судна, в месте повреждения;
2) осмотр и очистка отверстий Подводной части, отвинчивание решеток от кингстонов и постановка их на место;
3) осмотр руля и гребных винтов после постановки на мель или удара, очистка их от намотанных перлиней;
4) осмотр и очистка каната своих якорей, лежащих на грунте;
5) добывание утопленных с судна предметов и в частности мин во время учебных стрельб.
Из строительных Подводных работ особого внимания заслуживает сооружение молов: к месту возведение мола пароходы прибуксировывают камень на шаландах с открывающимися вниз створками в дне; подойдя к вехам, створки открывают, и камень высыпается; одна баржа за другою набрасывают т. обр. на дне моря насыпь, величина которой проверяется постоянными промерами, а поверхность её на глубине окончательно выравнивается водолазами. Когда высота этой насыпи достигает 1—2 сж., начинают укладывать на нее бетонные массивы (обыкновенно размера 12?8?6 фт.) в кирпичном порядке. Успех такой кладки зависит от правильности установки массивов (до 3 т. пд. каждый); для этого водолаз д. тщательно их выравнивать на дне ватерпасом, командуя по телефону наверх, куда и насколько двинуть массив, пока он не станет совершенно правильно.
Опытные водолазы достигают установки, при помощи плавучего крана, 120—150 массивов в рабочий день.
Подводные работы при спуске судов на воду состоят в изготовлении и установка Подводного спускового фундамента (см. Спуск), а также в отделении спусковых полозьев от судна после спуска.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!