ВОЕННО-ОРКЕСТРОВАЯ СЛУЖБА В РОССИИ
250 ЛЕТ ВОЕННО-ОРКЕСТРОВОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
(краткий исторический очерк)
ОТ РЕДАКЦИИ
В V выпуске "Трудов Военно-дирижерского факультета», который является продолжением серии "Трудов Института военных дирижеров», публикуются четыре работы: "250 лет военно-оркестровой службы в России» В. И. Тутунова, "К вопросу о симфонии для духового оркестра» Л. Л. Магазинер, "О штрихах при игре на духовых инструментах» Б. А. Дикова и А. М. Седракяпа и "Материалы по истории русской военной музыки первой половины 19-го века» Б. Т. Кожевникова и X. М. Хаханяна.
В статье "250 лет военно-оркестровой службы в России» дан краткий исторический обзор развития военно-оркестрового дела и раскрываются успехи, достигнутые в этой области в Советской Армии.
В работе "К вопросу о симфонии для духового оркестра» устанавливается правомерность существования симфоний для духового оркестра, выясняются жизненные предпосылки возникновения и перспективы развития этого музыкального жанра, его своеобразие и особенности, место симфонии в репертуаре духовых оркестров и ее значение в музыкальной жизни армии и советского народа.
Статья "О штрихах при игре на духовых инструментах» является едва ли не первым опытом основательного и систематического рассмотрения этой темы в нашей музыкально-педагогической литературе и, видимо, представит определенный интерес как для военных музыкантов, так и для всех других исполнителей на духовых инструментах и педагогов этой области музыки.
Редакция полагает, что продолжение публикации материалов истории русской военной музыки, начатой в IV выпуске "Трудов Института», отвечает запросам широких кругов советских военных музыкантов.1
Эта работа не является законченным исследованием, содержащим научные обобщения и выводы; она ставит более скромную задачу: ознакомить широкие круги военных музыкантов с некоторыми материалами и фактами из истории русской военной музыки первой половины 19-го века и таким образом, хотя бы в какой-то мере, удовлетворить вполне естественный интерес советских военных музыкантов к прошлому отечественной военной музыки. Редакция считает также, что эти публикации будут способствовать развитию дальнейших исследований в этой области.
1. На необходимость освещения в печати прошлого отечественной военной музыки указывалось, в частности, в выступлениях на сборе инспекторов оркестров поенных округов, групп войск и флотов в марте 1959 г.
Тутунов В.И.
250 ЛЕТ ВОЕННО-ОРКЕСТРОВОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
(краткий исторический очерк)
Предлагаемый очерк публикуется в связи с исполняющимся в 1961 году 250-летием отечественной военно-оркестровой службы.
Крайне ограниченный объем очерка не позволил дать развернутую характеристику деятельности русских военных оркестров на протяжении истории их существования. Поэтому в нем освещаются лишь основные этапы и наиболее важные события истории русской военной музыки.
Данные настоящего очерка могут быть дополнены сведениями по истории русской военной музыки, содержащимися в исследованиях и статьях, опубликованных в "Трудах Института военных дирижеров» и в сборниках "В помощь военному дирижеру».
К числу таких работ относятся следующие:
Г. Калинкович — "Н. А. Римский-Корсаков — инспектор военно-музыкальных хоров морского ведомства». Труды Института, вып. 1, М. 1952.
Б. Кожевников — "Материалы по истории русской военной музыки в XVIII веке». Труды Института, вып. IV, М., 1957.
Б. Кожевников и X. Хаханян — "Материалы по истории русской военной музыки в I половине 19-го века», опубликованные в данном сборнике.
Е. Макаров — Концертные сочинения советских композиторов для духового оркестра. Труды Института, вып. 1, М., 1952.
3. Городецкая и Л. Магазинер — Народная песня в маршах. Сборник "В помощь военному дирижеру», вып. III, М., 1956.
Помимо этого, сведения, относящиеся к советскому периоду истории русской военной музыки, содержатся в ряде работ, изданных Музгизом. К ним относятся:
В. Цуккерман — Произведения для духового оркестра, Сборник "Очерки советского музыкального творчества». М., 1947.
История русской советской музыки. Изд. Института истории искусств АН СССР, т. II и III, М., 1959, раздел "Музыка для духового оркестра».
Л. Данилевич — Музыка на фронтах Отечественной войны, М. 1948.
В данном очерке, кроме перечисленных работ, частично используются программа по курсу истории отечественной военной музыки Б. М. Ноздрунова, ИВД, 1951, а также неопубликованные материалы Б. Т. Кожевникова и X. М. Хаханяна.
Ссылки на другие источники даны в тексте. Все даты, относящиеся к дореволюционному периоду, приводятся по старому стилю, даты советского периода — по новому.
I
В 1961 году исполняется 250 лет с того дня, когда впервые в истории русской армии в ее состав были введены военные оркестры в качестве постоянных подразделений и были установлены их штаты.
Музыка в русской армии всегда занимала важное место. Многочисленные памятники народного поэтического творчества — сказы, песни, былины, восходящие еще ко временам языческой Руси, свидетельствуют о наличии в быту наших предков большого количества разнообразных музыкальных инструментов, среди которых значительное место занимали рога, пастушьи рожки, трубы, жалейки, свирели, барабаны, набаты и другие музыкальные инструменты.
На разных этапах истории древнерусских государственных образований — Киевской Руси, Новгородской феодальной республики, Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского и других феодальных княжеств, а также после образования единого русского централизованного государства музыка играет важную роль в военной жизни княжеских дружин, войск народного ополчения, а позднее — стрелецкого войска. Об этом свидетельствуют летописи, описания иностранных путешественников, памятники народного эпоса (В "Слове о полку Игореве», например, наряду с оружием, доспехами и другими атрибутами воинской доблести трижды упоминаются трубы.), архитектуры, живописи, данные археологической науки. Имеется ряд документальных подтверждений использования труб и других духовых инструментов на полях сражений. На протяжении 9—17 вв. значение музыки в русском войске постоянно возрастает, происходит увеличение количества музыкантов и обогащение инструментария, например, повышается значение музыкальных сигналов при управлении войсками.
В 1647 году по указу царя Алексея Михайловича был напечатан первый русский воинский устав — "Учение и хитрость ратного строя пехотных людей». Целая глава этого устава посвящена описанию действий барабанщиков в различных случаях жизни войск. По свидетельству одного из современников, военная музыка в первой половине 17-го века занимает большое место в придворной жизни. (В трактате Григория Котошихина "О России» говорится: "На царском дворе играют в трубки и суренки и бьют в литавры... А будет трубников и суренщиков в царском дому человек со сто». (цит. по лекции X. Хаханяна "Русская военная музыка с 9-го по 17-ый век»).)
Однако в период феодальной раздробленности, естественно, не могло быть единой системы организации войск; численность военных музыкантов не была постоянной. Роль же их сводилась, главным образом, к подаче сигналов. Все это не дает еще оснований говорить о наличии военно-оркестровой службы в данный период.
Начавшееся в 1696 году царствование Петра I (1672—1725) ознаменовалось коренными преобразованиями, направленными на укрепление русского государства, усиление его военной и экономической мощи. Преобразования, проведенные в России в первой четверти 17-го века, ускорили социально-экономические процессы, наметившиеся уже во второй половине 17-го столетия, укрепили диктатуру дворянства и создали условия для развития зарождавшейся буржуазии. Рост промышленности и торговли потребовал рас-ширения рынков сбыта, завоевания новых торговых путей. Ведя борьбу за выход к Балтийскому и Азовскому морям, Петр 1 придавал большое значение созданию сильной армии и флота.
Этой цели была подчинена и военная реформа Петра I, в результате которой была создана постоянная армия, комплектовавшаяся путем рекрутских наборов и основанная на четкой административной структуре. Новые методы обучения войск, повышение уровня военного искусства предопределили и новое место военных оркестров.
К концу 17-го века в Преображенском и Семеновском полках, выросших из "потешных» солдат Петра, уже имелись оркестры. К началу 18-го века военные оркестры создаются и в других полках. В 1702 году издается положение о полковых музыкантах, подготовившее введение постоянных оркестров во всех войсках русской армии.
* * *
Началом истории военно-оркестровой службы в России следует считать 19 февраля 1711 г. (В материалах по истории русской военной музыки в 18 веке, помещенных в IV выпуске Трудов Института военных дирижеров, ошибочно указана другая дата — 12 февраля.). В этот день Петром I был подписан указ № 2319, в котором объявлялись "штаты кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям». (Полное собрание Законов Российской Империи. СПб, 1830, т. т. I—IV, стр. 590.)
Этими штатами в каждом пехотном полку предусматривались оркестры в составе одного гобоиста-иностранца и восьми гобоистов-русских. Помимо оркестра, в полку было определено иметь 16 барабанщиков, осуществлявших сигнальную службу. В кавалерийских полках было установлено несколько большее число музыкантов: один гобоист-иностранец и десять гобоистов-русских. Кроме того, в штат сигналистов вводился один полковой литаврист, два трубача и двадцать барабанщиков, не входившие в состав оркестра.
Годом позже — 8 февраля 1712 г.— устанавливаются штаты оркестров артиллерийских полков: два гобоиста-иностранца и восемь гобоистов-русских. Полковой литаврист и одиннадцать барабанщиков, имевшиеся в артиллерийских полках, в состав оркестра также не входили.
Хотя все музыканты полковых оркестров именовались гобоистами— по названию основной группы инструментов,— фактически военные оркестры имели смешанный состав. Так, например, при штате 9 человек полагалось иметь 5 гобоистов, 2 трубача и 2 валторниста.
Численность оркестров гвардейских полков, находившихся в при-вилегированном положении, нередко превышала штатную.
Так к 1716 году оркестр Семеновского полка насчитывал 30, а оркестр Преображенского полка — свыше 40 исполнителей.
Руководили оркестром гобоисты-иностранцы, имевшие чин унтер- офицера и явившиеся предшественниками капельмейстеров. В их обязанности входило обучение музыкантов, а также подбор репертуара, вплоть до сочинения собственных маршей для своего оркестра. (См. Dr. P. Panoff. MilitarmusiK in Geschichte und Gegenwart. Karl Sigis- mund Verlag. Berlin. 1938. S. 94.).
В книге Панова о военной музыке приводятся интересные сведения об отношении Петра I к военной музыке: "Петр I, который в молодости сам часто и охотно играл на барабане, любил военную музыку и заботился о ней. По свидетельству современников, он интересовался ходом обучения полковых музыкантов и время от времени лично убеждался в их успехах. По его распоряжению музыкантские ученики должны были ежедневно в полдень демонстрировать свое искусство перед собравшимся народом у башни Адмиралтейства и у колокольни Петербургской крепости. (Имеется в виду по-видимому Петропавловская крепость.). Это значительно содействовало их успехам. Поскольку к тому же школа была очень основательной и строгой, полковые оркестры постоянно получали новых, отлично подготовленных музыкантов" (P. Panoff. MilitarmusiK. S. 94, 172. См. Труды Института, вып. IV, стр. 182 и 190.).
В первой половине 18-го века в каждом полку вводится должность капельмейстера. В полках лейбгвардии учреждаются школы для подготовки "в науки гобойские, барабанщичьи, флейщичьи, без коих и обойтися в полках невозможно». Полковых музыкантов готовили из числа солдатских детей.
В книге одного из современников-иностранцев дается описание системы подготовки военных музыкантов в России: "Каждый полк получил свой немецкий хор гобоистов, капельмейстера и к каждому из них было придано для обучения определенное количество солдатских детей. Благодаря такой мудрой организации в непродолж
1 тельный срок новые полки... увеличивающейся армии снабжались и музыкальными рекрутами, из которых, если еще не получилось своих капельмейстеров..., то во всяком 'Случае, набирали определенное число гобоистов». (Якоб Штелин. Музыка и балет в России XVIII пека. Изд. "Тритон», Л., 1935 г., стр. 76.).
В дальнейшем составы военных оркестров на протяжении 18-го века не раз изменялись. Так, в 1730-32 годах устанавливаются новые составы оркестров гвардейских полков. Эти оркестры состояли из 18 музыкантов: 10-ти гобоистов, 4-х трубачей и 4-х валторнистов.
Во второй половине 18-го века – особенно в царствование Екатерины II — составы военных оркестров значительно возрастают, хотя штатные расписания и остаются неизменными. Оркестры пополняются новыми инструментами — поперечными флейтами, кларнетами, тарелками, большими барабанами и т. д.
В некоторых полковых оркестрах количество музыкантов достигало 100 и более человек. В ряде полков их командиры, наряду с духовыми оркестрами, содержали также смычковые и роговые оркестры, а также оркестры "янычарской музыки», получившие в результате войн с Турцией довольно широкое распространение в России.
В период царствования Павла I численность военных оркестров резко сокращается. Придерживаясь прусской системы организации армии и во всем подражая ей, Павел I указом от 20 ноября 1796 г., установил составы полковых оркестров в количестве 5 музыкантов (2 кларнетиста, 2 валторниста и 1 фаготист). (См. воспоминания А. Т. Болотова, приведенные в "Материалах по истории русской военной музыки в XVIII в.» Б. Кожевникова (Труды ин*та, вып. IV, стр. 165 и 175).). Дальнейшее развитие составов военных оркестров происходит уже в 19-ом веке.
* * *
Введение штатов военных оркестров позволило строго регламентировать их службу и четко определить их место в воинском быту.
Военная музыка получает в 18-ом веке разнообразное применение. Наряду с сигнальной службой широкое распространение получают различные воинские церемониалы, проходившие при непременном участии военных оркестров: парады, утренняя и вечерняя "Заря», развод караулов и др.
В 1716 г. вышел "Устав воинский», который закрепил преобразования в армии, проведенные Петром I. Большое место в этом уставе отведено военной музыке. Здесь, например, имеется специальный раздел — "О бою барабанном», в котором подробно описываются действия барабанщиков во время парадов, на марше, при встрече начальников и т. д. (См. там же стр. 173.).
Придавая большое значение военной музыке как средству, со-действующему укреплению дисциплины, подъему морального духа войск, Петр I издает специальный указ о том, как бить "Зарю». В исполнении вечерней и утренней "Зари» принимали участие ротные барабанщики, трубачи и литавристы.1
Основы нового военного искусства, заложенные Петром, находят дальнейшее развитие в деятельности выдающихся русских полководцев второй половины 18-го в. — А. П. Румянцева, А. В. Суворова, М. И. Кутузова. Военная музыка в этот период сохраняет свое значение.
Особенно большое место военным оркестрам отводил великий русский полководец А. В. Суворов. В военной музыке он видел мощное средство воодушевления солдат, поднятия их морально-боевого духа. Отношение Суворова к военным оркестрам хорошо выражено в его знаменитых словах: "Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громкогласной музыкой взял я Измаил». Вместе с тем Суворов придавал музыке и большое организующее значение. Кладя в основу своей тактики "три воинские искусства» — глазомер, быстроту и натиск,— великий русский пол-ководец в своей "Науке побеждать» подчеркивает значение фактора внезапности для успеха сражения. В достижении быстроты передвижения и стремительности атаки Суворов большое место отводит и военной музыке: "Солдатский шаг аршин, в захождении полтора шага. Начинает барабан, бьет свои три колена, его сменяет музыка, играет полный поход; и так сменяются между собой. Бить и играть скорее: оттого скорее шаг».
О возросшем значении военной музыки свидетельствует и тот факт, что в 18-ом веке музыкальные инструменты становятся символом воинской доблести и славы.
2-го июля 1737 года русские войска овладели турецкой крепостью Очаков. Один из батальонов Измайловского полка, отличившийся в этом сражении, был награжден серебряными трубами. В дальнейшем многие полки русской армии награждаются за боевые отличия, наряду со штандартами (знаменами) и орденами, также и серебряными трубами.
На протяжении 18-го столетия значительно обогащается репертуар военных оркестров. Возникают разнообразные по характеру марши, делившиеся на две большие группы — церемониальные (парадные) и фельдмарши (походные). Устанавливается традиция создавать в каждом полку свой марш. Один из дошедших до нас маршей той поры — марш Преображенского полка — строится на теме старинной солдатской песни "Славны были наши деды».
Во второй половине 18-го века в сочинении военно-маршевой музыки принимают участие видные русские композиторы той поры — Д. С. Бортнянский (1751 —1825) и И. А. Козловский (1757—1831). Возникает музыка "Вечерней зари» и других воинских церемониалов.
Уже в начале столетия военные оркестры принимают участие в исполнении музыки торжественного характера — кантов, виватов, — а также танцевальной музыки. К концу 18-го века диапазон их исполнительской деятельности значительно расширяется, вплоть до того, что они становятся частыми участниками оперных, балетных и драматических спектаклей. В 90-х годах военные оркестры используются при постановках опер Каноббио, Мартина, Чимарозы и других композиторов.
II.
В 19-ом веке происходит дальнейшее развитие русской военной музыки. В начале столетия проводятся новые военные реформы, в результате которых численность военных оркестров, сокращенных при Павле 1 до 5 человек, вновь увеличивается. .
Важным событием в истории военной музыки, как и всей музыкальной культуры, явилось изобретение хроматических медных духовых инструментов. Появление их в русской армии относится к концу 20-х годов. В связи с этим возникает два типа военных оркестров — медный и смешанный.
В 1830 году в армейских полках устанавливаются штаты смешанных оркестров в 25 человек.
Состав гвардейских смешанных оркестров в это время был еще больше: оркестры достигали здесь 60 человек. В некоторых гвардейских частях, например, в Преображенском полку, учебном морском экипаже и др., наряду со смешанными, содержались также и медные духовые оркестры.2
Большая заслуга в деле совершенствования составов военных оркестров принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову, который, являясь инспектором военных оркестров Морского ведомства, ввел типовые составы в оркестрах флота. Это, в свою очередь, оказало влияние и на оркестры армии. В 1876 году в армейских пехотных полках устанавливаются штаты оркестров в 35 человек "с медными инструментами». (Приказ по Военному ведомству № 212 от 21 июля.).
В 1883 году приказом военного министра было разрешено ввести в состав военных оркестров, наряду с медными, деревянные инструменты. (Полное собрание Законов Российской империи. Третье. 1883 г., т. III, .N’9 1708.).
Такие составы военных оркестров сохранились в русской армии без существенных изменений до 1917 года.
Уже в начале 19-го века происходит дальнейшее совершенствование руководства военными оркестрами. С этой целью вводится должность главного капельмейстера войск гвардии, на которую назначается А. А. Дерфельдт. После его смерти этот пост занимают Ф. Гаазе (с 1830 по 1851 год), А. Чапиевский (с 1851 по 1855 год) и А. Дерфельдт — сын (с 1855 по 1869). В 1869 году эта должность была упразднена. Вместо нее учреждается должность заведующего хорами войск гвардии и Петербургского военного округа. На нее был назначен профессор Петербургской консерватории, директор филармонического общества В. Вурм. В 1889 году его сменяет Н. Оглоблин, а с 1901 года этот пост занимает В. Сабателли. История сохранила имена и многих других талантливых военных капельмейстеров — таких, как Ф. Раль, инструментовавший музыку дли сценно-духового оркестра в опере Глинки "Руслан и Людмила», В. Главач, Г. Зубов, М. Владимиров и многие другие.
Особенно большое значение для развития военной музыки имела многосторонняя и активная деятельность Н. А. Римского- Корсакова, в течение 11 лет — с 1873 по 1884 год — являвшегося инспектором военно-морских хоров (оркестров). Римский-Корсаков не только усовершенствовал составы военных оркестров; он приложил также много сил и энергии в деле подбора кадров военных музыкантов и организации их обучения. Высказанные Римским-Корса-ковым мысли о подготовке руководителей военных оркестров легли в основу системы подготовки военных дирижеров после победы Великой Октябрьской социалистической революции.
Но, пожалуй, наибольшую роль для подъема общего уровня военной музыки играла чисто творческая сторона его работы. Выступая в качестве руководителя и дирижера сводного оркестра в Кронштадте, создавая новые произведения для духовых инструментов в сопровождении военного оркестра, делая многочисленные переложения лучших образцов русской и зарубежной музыки, а также обработки народных песен, Римский-Корсаков неизменно и настойчиво воспитывал у слушателей музыкальные вкусы, приобщал их к передовой музыкальной культуре, прививал исполнителям высокий профессионализм. Тем самым он вел активную борьбу против ре-месленничества, мещанства, безыдейности в музыке, раболепства перед всем иностранным, которые в условиях царской России поддерживались и насаждались реакционными правящими кругами и особенно заметно проявились в армейских оркестрах.
На протяжении 19-го столетия значительно расширяется репертуар русских военных оркестров.
Создаются новые марши, в которые проникают песенно-танцевальные интонации.
Среди авторов военных маршей мы встречаем имена Козлов ского, Титова, Алябьева, Дерфельдта (отца), Гаазе, Кавоса, Львова, Штейбельта и многих других.
Большое количество маршей пишется на популярные оперные и народные темы. Так, в одном из маршей Алябьева используется народная песня "Вдоль да по речке». В других маршах мы обнаруживаем мелодии песен "Не брани меня, родная», "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», а позже — и многие другие. В качестве маршевых тем использовались также мелодии из опер Глинки, Моцарта, Доницетти, Верди и других композиторов.
На развитие военного марша заметное влияние оказали сочинения этого жанра для симфонического оркестра — "Торжественный марш» Мусоргского, "Марш памяти Суворова» Аренского, "Славянский марш» Чайковского, в которых использованы народные темы.
В области концертной музыки также возникает большое количество сочинений. Произведения для духового оркестра создавались известными русскими композиторами. Так, Верстовскому принадлежат два сочинения —"Восторг воинов» и "Гимн с хором и хроматическим оркестром». Находясь в ссылке, в Тобольске, Алябьев написал для духового оркестра несколько произведений. (В первой половине 19-го века существовало два типа маршей—скорые (по-ходные), с темпом движения 120 шагов в минуту и тихие (церемониальные), с темпом 75 шагов).).
Нельзя, наконец, не упомянуть о концертных произведениях Римского-Корсакова — концерте для тромбона с духовым оркестром, вариациях для гобоя на тему песни Глинки "Что, красотка молодая», обработке народной песни "Слава» и концертной пьесе для кларнета с оркестром.
Однако подавляющее большинство оригинальных сочинений создавалось менее известными авторами, главным образом, военными капельмейстерами.
Одним из наиболее распространенных жанров духовой музыки был жанр попурри. Попурри обычно строились на материале народных песен, популярных романсов, опер и оперетт.
К попурри близко примыкали фантазии, строившиеся чаще всего на народных и оперных темах. Однако было немало фантазий пейзажно-изобразительного характера, например, "В лунную ночь в замке царицы Тамары», "Кузница в лесу», "Воскресное утро в древнем Новгороде» и т. п.
Программно-изобразительная музыка батального характера была представлена "военно-музыкальными картинами», посвященными важнейшим событиям русской военной истории. Таковы пьесы "Полтавский бой», "Отечественная война», "Бой под Бородиным» и другие.
Разнообразные по характеру произведения возникают и в жанре увертюры: здесь мы находим торжественные и военные увертюры, а также сочинения, в которых изображается природа.
Большое место в оригинальном репертуаре духовых оркестров принадлежит танцам, среди которых наиболее распространенными являются вальсы.
Наряду с оригинальными сочинениями в репертуар военных оркестров входят также многочисленные переложения симфонических произведений и отдельных пьес русских и западных композиторов, отрывков из опер и балетов.
Характеризуя репертуар русских военных оркестров прошлого века, нельзя не отметить его неравноценность. Борьба двух культур в каждой национальной культуре, отмеченная В. И. Лениным, ярко проявилась и в области русской военной музыки. Рядом с высокохудожественными произведениями передовых по своим художественным устремлениям композиторов, подлинных мастеров музыкального творчества, нередко звучали и безыдейные, пошленькие пьесы безвестных зарубежных авторов или примитивные ремесленные сочинения капельмейстеров-недоучек, каких немало было в русской армии той поры.
Поэтому в программах военно-духовых оркестров зачастую встречались попурри типа "Кабаре», "Вечера в шантане», слезливые, меланхолические вальсы и т. и. Проявлению мещанства и ремесленничества в репертуаре военных оркестров противостояла активная работа прогрессивных музыкантов, последователей идейно-эстетических взглядов русских революционных демократов. Эти передовые музыканты пропагандировали средствами военной музыки народные и классические произведения. (См. ниже, в статье Б. Т. Кожевникова и X. М. Хаханяна, стр. 105. 112.).
* * *
В 19-ом веке деятельность русских военных оркестров становится необычайно широкой и разнообразной.
По-прежнему большое значение сохраняют сигнальная служба, музыка воинских церемониалов. Военные марши звучат во время парадов, походов, учений и па полях сражений.
В период Отечественной войны 1812—1814 годов русские войска, преследуя остатки наполеоновской армии, вступили па территорию Западной Европы и закончили свой победоносный поход в Париже.
Высокое мастерство, которым отличались при исполнении военных маршей русские военные оркестры, произвели сильное впечатление в Германии и во Франции. (См. стр. 85)
При вступлении русских войск в Париж в 1814 г. полки русской армии шли с распущенными знаменами, барабанным боем и музыкой. Сохранились многочисленные свидетельства современников о применении военной музыки на полях сражений во время боя под Фридляндом (1807 г.), Бородинского сражения (1812 г.), в период Крымской войны во время боевых действий под Кюрюк-Даром (1854 г.) и на реке Альме (1854 г.), в сражении под Плевной (Рус-ско-турецкая война (1877—1878 гг.), в боях под Тюренченом (1904) и Ляояном (1905 г.) во время Русско-японской войны. Очевидцы рассказывают о том, что звучание военной музыки при движении войск в атаку и в критические моменты боя воодушевляло солдат, организовывало их действия и тем самым значительно способствовало успеху сражений. Особенно больших
масштабов достигает в 19-ом веке концертная деятельность военных оркестров. Они еще шире чем прежде привлекаются к участию в театральных постановках, например, в операх Глинки, Верстовского и др.
Начиная с 1813 года в течение 100 лет ежегодно проводятся бла-готворительные концерты сводных духовых оркестров, так называемые исторические или инвалидные концерты. Первоначально эти концерты давались в пользу инвалидов Отечественной войны 1812 года; их благотворительный характер сохранился и в дальнейшем. Первый такой концерт состоялся 15 ноября 1813 года в зале Филармонического общества в Петербурге. Впоследствии "инвалидные концерты» проводятся во многих крупных городах и приурочиваются к 19 марта - дню вступления русской армии в Париж в 1814 году. Одним из организаторов и активных участников этих концертов был главный капельмейстер оркестров гвардии А. Дерфельдт (отец). Количество исполнителей в сводном оркестре достигало 1500 человек.
В программы "инвалидных концертов» включались патриотические сочинения, марши, произведения зарубежных и русских авторов.
В программы многих таких концертов почти неизменно включалось сочинение К. Кавоса для оркестра "Куплеты 1814 года».
С течением времени "инвалидные концерты» утрачивают свою патриотическую направленность. Они становятся все более развлекательными, при этом заметно возрастает их верноподданически-монархическая окраска.
Во второй половине 19-го века в программы этих концертов все чаще включаются бессодержательные пьесы третьестепенных зарубежных композиторов. Правда, наряду с такими сомнительными композициями, исполнялись и произведения русских композиторов — Глинки, Чайковского, А. Рубинштейна. Это, разумеется, имело большое положительное значение для воспитания музыкальных вкусов и пропаганды творчества выдающихся представителей русской музыкальной школы. Однако произведения русской музыки все же звучали в этих концертах редко, а многие композиторы — Бородин, Мусоргский, Балакирев — вообще не были представлены в програм-мах "инвалидных концертов».
В противовес этим тенденциям, насаждавшимся реакционными правящими кругами, передовые деятели русской культуры и русской музыки, видевшие в военных оркестрах мощное средство идейного и эстетического воспитания широких народных масс, вели борьбу за демократизацию концертной деятельности военных оркестров, за пропаганду в этих концертах лучших образцов реалистической музыки русских и западных классиков.
В этом отношении особенно велики заслуги Н. А. Римского- Корсакова и В. В. Стасова. Пламенный трибун "Новой русской школы», горячий поборник передовых демократических идей 60— 70-х годов, Стасов первым указал на большое общественное значение военных оркестров, подчеркнув важность того, как и что играют военные оркестры, являющиеся проводниками "не только военной, но и всяческой музыки в массу народную», (Стасов. Собрание соч. т. III. Спб, 1894, стр. 224.) и поэтому определяющие и воспитывающие музыкальный вкус.
В газете "Санкт-Петербургские ведомости» от 18 и 19 октября 1867 года помещена большая статья Стасова "Европейский концерт», (Там же.) сыгравшая важную роль в развитии русской военной музыки. В статье подробно описывается международный конкурс военных оркестров, происходивший летом 1867 года в Париже по случаю открытия промышленной выставки. Вместе с оркестрами других стран Европы в конкурсе принял участие объединенный оркестр лейб-гвардии конного и кавалергардского полков под управлением А. Дерфельдта — сына. (Заметим, что концертное выступление русского военного оркестра за рубежом не было единственным. В 1897 г. ряд концертов в Париже был дан оркестром Преображенского полка.). Стасов высоко оценил качество исполнения программы русскими музыкантами, а также большое положительное значение того факта, что программа выступления была составлена из произведений русских композиторов и русских народных песен.
В связи с "Европейским концертом» В. В. Стасов высказывает свои взгляды на роль и назначение военной музыки. Видя в военных оркестрах пропагандистов передового искусства, он горячо ратует за совершенствование военно-оркестрового дела, за повышение уровня исполнительского мастерства оркестров, за высокохудожественный национальный репертуар.
Передовые взгляды па военную музыку, высказанные Стасовым, нашли практическое претворение в деятельности Римского-Корсакова. Создавая новые произведения и делая переложения для духового оркестра, выступая с оркестрами флота в качестве дирижера в Петербурге, Кронштадте, Николаеве, Римский-Корсаков настойчиво пропагандировал русскую музыку, творчество Бетховена, Шуберта, Вагнера, Мейербера и других крупнейших композиторов Запада. Особое место в программах концертов Римского-Корсакова отводилось творчеству основоположника русской классической музыки— М. И. Глинки.
Прогрессивные устремления Римского-Корсакова пришлись не по душе правящим кругам, и в 1884 г. должность инспектора военно-морских оркестров была упразднена. Однако одиннадцатилетняя работа великого русского музыканта с оркестрами флота оставила неизгладимый след в истории русской военной музыки и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие военно-оркестровой службы. Начинания Римского-Корсакова были продолжены в рус-ской армии его последователями и учениками. Но наиболее полно они смогли претвориться в жизнь лишь после установления Советской власти.
III.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла новую страницу в истории русской военной музыки. Являясь составной частью великой армии освобожденного народа, охраняющей его завоевания, советские военные оркестры призваны воспитывать в воинах чувство советского патриотизма, безграничную любовь к Родине и к Коммунистической партии, прославлять победы советского народа на полях сражений и на фронте мирного строительства, укреплять дружбу между народами, содействовать боевой выучке войск и культурно-эстетическому воспитанию самых широких народных масс.
В этом состоит коренное отличие советских военных оркестров от оркестров русской дореволюционной армии, задачей которой была поддержка монархического эксплуататорского строя, угнетения народов, содействия империалистическим агрессивным устремлениям правящих классов.
Уже в первые годы революции и гражданской войны военные оркестры становятся на службу победившему народу. Они участвуют в митингах, в выступлениях агитбригад, демонстрациях; военные музыканты сражаются с интервентами и белогвардейцами на фронтах гражданской войны.
В трудных условиях войны, несмотря на жестокую разруху, Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли неустанную заботу о развитии военной музыки. Приказы Реввоенсовета, издававшиеся в то время, предусматривали ряд мер, направленных на улучшение военно-оркестрового дела в частях Красной Армии — регистрацию военных капельмейстеров, определение их прав, установление новых штатов военных оркестров, (Приказ Реввоенсовета№ 1686 (1920 г.)) организацию отдела штаба РККА по управлению военными оркестрами (Приказ Реввоенсовета № 2472 (1921 г.).) и ряд других мер.
Выдающиеся советские полководцы уделяют много внимании оркестрам Красной Армии. Так, например, большую заботу о военной музыке проявляли М. В. Фрунзе и Г. И. Котовский. Активное участие в организации военно-оркестровой службы в Красной Ар мии принимают многие русские военные капельмейстеры.
Период мирного созидательного труда советского народа знаменуется крупными успехами военной музыки. Эти успехи во многом были обусловлены рядом организационных мероприятий, направленных на совершенствование деятельности военных оркестров, на улучшение состава их руководителей и военных музыкантов.
Увеличивается количественный и качественный состав оркестров. В сентябре 1935 г. создается Отдельный показательный оркестр Народного Комиссариата Обороны. Одним из инициаторов создания этого оркестра и первым его художественным руководителем был С. А. Чернецкий. При штабах округов и военных академиях также организуются оркестры.
До 1924 года штатная численность военных оркестров была установлена в 42 человека. После проведения в 1924 году реформы в Красной Армии эта численность была в разных оркестрах различной. В 1953 году приказом Министра Обороны вводятся постоянные штаты военных оркестров, причем количество и состав музыкантов строго унифицируются.
В соответствии с этим приказом введены четыре типовых состава военных оркестров: два состава малого смешанного оркестра (21 и 31 человек) и два состава большого смешанного оркестра (42 и 56 человек).
Большое значение для развития военно-оркестрового дела в Советской Армии имело усовершенствование системы руководства военными оркестрами.
В 1924 году учреждается должность инспектора военных оркестров при Народном Комиссариате Обороны. В задачи инспектора входило руководство репертуарной практикой, комплектованием, подготовкой военных дирижеров и музыкантов, контроль за качеством исполнения, снабжение инструментами и литературой. Наряду с этим, для руководства оркестрами на местах вводится должность инспектора оркестров в каждом военном округе. В 1955 году была учреждена должность Начальника военно-оркестровой службы Министерства Обороны СССР, являющегося в то же время главным дирижером оркестров Советской Армии.
Значительная заслуга в деле совершенствования военных оркестров, подъема их исполнительского мастерства и расширения репертуара принадлежит инспекторам военных оркестров, которые назначаются из числа наиболее талантливых военных дирижеров, обладающих солидной теоретической подготовкой, большим опытом и хорошими организаторскими способностями.
С 1924 по 1948 годы должность инспектора военных оркестров занимал один из старейших военных дирижеров С. А. Чернецкий, внесший большой вклад в развитие военной музыки. В 1950 году на эту должность был назначен И. В. Петров. С 1958 года по настоящее время Начальником Военно-оркестровой службы — Главным дирижером оркестров Советской Армии является Н. М. Назаров.
Плодотворно трудятся сотни талантливых военных дирижеров в разных уголках нашей необъятной Родины. Среди инспекторов оркестров военных округов заслуженный авторитет завоевали:
А. М. Варюхин, А. М. Геншафт, В. Я. Гурфинкель, Н.А. Елисеев, К. В. Камышов, В. М. Кузьминский, В. В. Куприянов, А. С. Маркосян,С. Марутян,
И. Г. Миронович, Р. Г. Мостов, Ф. И. Николаевский, Э. Е. Парсаданян, Д. И. Перцев, А. Н. Сопов, Е. Г. Юрков и многие другие.
Росту исполнительского мастерства военно-духовых оркестров, расширению их репертуара, подъему общего уровня их работы во многом способствовали такие мероприятия, как проведение всеармейского совещания капельмейстеров (1933 г.), совещания инспекторов оркестров военных округов (1951 и 1957) и совещания военных дирижеров, инспекторов оркестров военных округов, групп войск и флотов (1959 г.), а также конференций, посвященных вопросам репертуара военных оркестров (1947 и 1959 годы).
В 1928 году впервые был проведен всеармейский конкурс военных оркестров. В дальнейшем конкурсы и смотры-соревнования военных оркестров систематически проводятся в военных округах. Следующий Всеармейский конкурс оркестров Советских Вооруженных Сил состоялся в 1940 году. В 1948 и в 1960 годах были проведены смотры-соревнования оркестров штабов военных округов, групп войск и военных академий.
Смотры и конкурсы военных оркестров показывают значительный и неуклонный рост исполнительской культуры дирижеров и музыкантов Советской Армии.
* * *
Огромную роль в деле подъема музыкальной культуры в советских Вооруженных Силах сыграла организация подготовки военных дирижеров и музыкантов. В Советском Союзе впервые введено высшее военно-музыкальное образование. В основу его организации положены мысли и проекты великого русского композитора и музыкально-общественного деятеля Н. А. Римского-Корсакова.
Еще в ходе гражданской войны и непосредственно после ее окончания создаются первые советские школы для подготовки военных музыкантов в Киеве (1919 год), Петрограде и Ташкенте (1922 год). На протяжении двадцатых годов интенсивная работа по подготовке военных дирижеров ведется в капельмейстерских классах при военно-учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Ташкента, а позже — Харькова и Благовещенска.
В 1928 году организацией военно-капельмейстерского класса при Московской консерватории было положено начало высшему военно-дирижерскому образованию в СССР. В дальнейшем этот класс был преобразован в кафедру, а затем в военный факультет. (Приказ Народного Комиссара Обороны от 28 ноября 1935 года.)
В подготовке военных дирижеров приняли участие крупнейшие советские педагоги-музыканты — профессора А. В. Александров,
В. М. Блажевич, С. В. Розанов, М. И. Табаков и многие другие.
Еще в ходе Великой Отечественной войны в 1944 г. создается самостоятельное высшее военное учебное заведение — Высшее училище военных капельмейстеров, переименованное в 1947 году в Высшее училище военных дирижеров, а в 1950 году преобразованное в Институт военных дирижеров. Используя богатый опыт, накопленный военной кафедрой и военным факультетом Московской консерватории, Институт развил его и еще более приблизил подготовку военных дирижеров к практическим потребностям войск.
К работе в Институте были привлечены высококвалифицированные музыканты-педагоги, многие из которых начали свою работу еще на факультете консерватории. Среди них профессора М. И. Табаков, В. Н. Цыбин, Н. П. Иванов-Радкевич, Ю. М. Тимофеев, АП. Чугунов, В. Я. Шебалин, М. А. Иванов, В. Н. Солодуев, Г. А. Столяров, JI. А. Мазель, А. А. Алявдина, М. М. Багриновский, И. Н. Майоров, Г. С. Гамбург, И. И Дубовский, И. Я. Рыжкин,
A. В. Соколов и многие другие.
За годы своего существования военный факультет консерватории и Институт военных дирижеров подготовили большое количество военных дирижеров, обладающих хорошей теоретической подготовкой и практическими навыками руководства военными оркестрами. Сотни выпускников факультета и Института плодотворно трудятся в войсках, многие из них удостоены высоких правительственных наград — орденов и медалей Советского Союза; ряду военных дирижеров присвоены почетные звания Заслуженного деятеля искусств и Заслуженного артиста.
Наряду с подготовкой кадров руководителей военных оркестров, профессорско-преподавательский состав вел и продолжает вести большую научно-исследовательскую работу, направленную на разработку наиболее важных и актуальных вопросов военно-оркестровой службы, на создание учебников и учебных пособий для слушателей, военных дирижеров и музыкантов. Творческая работа педагогов вносит ценный вклад в репертуар военных оркестров.
За двадцать пять лет, прошедших с момента основания военного факультета Московской консерватории, преподавательским составом факультета и Института написано свыше 50 учебников и учебных пособий, защищено 14 кандидатских диссертаций, создано много оригинальных произведений и переложений для духового оркестра, нашедших широкое распространение в оркестрах Советской Армии.<…>.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.