Кульбин, Николай Иванович, врач Генерального штаба, действительный статский советник
Действительный статский советник Н.И. Кульбин — врач Генерального штаба и лидер петербургского "нового искусства»
Н. И. Кульбин - выпускник Военно-медицинской академии, в дальнейшем приват-доцент клиники и кафедры госпитальной терапии Военно-медицинской академии, преподаватель. Служил врачом Генерального штаба Российской армии, являлся действительным статским советником.
В 1895 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины, много времени посвящал научной работе, он - автор нескольких десятков работ и изобретений по психологии, неврологии, внутренним болезням. Известен как автор большого количества иллюстраций к классической работе по неврологии и нейроанатомии профессора Л.В. Блуменау "Мозг человека». И, в то же время, Н. И. Кульбин - живописец, график, теоретик искусства, одна из самых неординарных и ярких фигур в русском художественном мире начала XX века, участник и организатор выставок "Современные течения в искусстве», "Импрессионисты». Персональная выставка его произведений состоялась в 1912 г. Интересы Н.И. Кульбина распространялись на живопись, театр, музыку, литературу. Однако на протяжении всей своей жизни он никогда не изменял своей профессии врача.
Николай Иванович Кульбин родился в Гельсингфорсе (Хельсинки) 22 апреля 1868 г., в семье чиновника православного вероисповедания. Окончив курс Санкт-Петербургской VI классической гимназии, он в 1887 г. поступил в Военно-медицинскую академию. В 1892 г. Н.И. Кульбин получил диплом лекаря с отличием и по конкурсу был оставлен в клинике профессора И.Ф. Пастернацкого (госпитальная терапевтическая клиника), рисунок 1. Это время в Академии характеризуется развитием приват-доцентуры, а учреждение института для усовершенствования врачей принесло весьма большую пользу в подготовке научно-педагогических кадров.
Рис. 1. Портрет Н.И. Кульбина — выпускника Императорской Военно-медицинской академии |
Рис. 2. Титульный лист диссертации Н.И. Кульбина |
Рис. 3. Обложка брошюры "Чувствительность" |
Рис. 4. Страница брошюры "Чувствительность" |
Рис. 5. Н.И. Кульбин (1910 г.) |
Рис. 6. Н.И. Кульбин. Автопортрет. (1913-1914 гг.) |
"Тщательный выбор наиболее выдающихся воспи-танников для оставления их в числе институтских врачей и правильная постановка их занятий, дававшая им возможность в течение трех лет посвящать все свои силы научной работе под непосредственным руководством талантливых профессоров и приват-доцентов, дали возможность весьма многим молодым работникам проявить себя на научном поприще» [14]. В числе этих молодых специалистов был и Н.И. Кульбин, который в 1893 г. "выдерживает испытания» на степень доктора медицины.
Специальность, избранная Н.И. Кульбиным, - психология и внутренние болезни. Он был одним "из вдумчивых врачей философов, сроставшихся постоянной мыслью с общими основами естествознания и миропонимания» [1]. Первую половину своей жизни он всецело посвятил медицинским исследованиям и практической деятельности. Современники характеризовали его как вдумчивого, мыслящего врача, знавшего и использовавшего достижения естествознания и медицины. Как преподаватель кафедры Военно-медицинской академии он был близок к студентам [13].
Н.И. Кульбин принимает участие в съездах Общества русских врачей им. Н.И. Пирогова, журнал "Врач» публикует его первые научные медицинские статьи. Интересы молодого врача-исследователя широки и разнообразны. Наряду с работой над диссертационным исследованием, он изучает вопросы применения холода при лечении кишечных заболеваний, издает "Записки по уходу за больным». В 1893 г. он вступил в число членов Общества охраны народного здравия и в том же году состоял секретарем биологического отдела I Всероссийской гигиенической выставки. С 1893 г. был преподавателем в Санкт-Петербургской Военно-фельдшерской школе.
В 1895 г. 27-летний ученый с успехом защищает в Военно-медицинской академии диссертацию на степень доктора медицины "Алкоголизм. К вопросу о влиянии хронического отравления этиловым спиртом и сивушным маслом на животных» (рис. 2). Важно, что иллюстрирована она прекрасными авторскими рисунками. Как следует из "Curriculum Vitae», предваряющего текст диссертации Н.И. Кульбина на степень доктора медицины, он с 1888 г. специально изучал микроскопическое рисование, а с 1894 г. - микрофотографию. К этому следует добавить, что Н.И. Кульбин принимал участие в оформлении рисунков и иллюстраций к труду профессора Л.В. Блуменау "Мозг человека» (1913, 1925 гг.) - классической работе по неврологии и нейроанатомии [2].
В 1897 г. Конференцией Военно-медицинской академии Н.И. Кульбин удостоен звания "приват-доцента по внутренним болезням» [14]. Как следует из "Протоколов заседаний Конференции Императорской военно-медицинской академии» (1907), "приват-доцент Н. Кульбин прочел в 1903-1904 учебном году студентам 5-го курса академии курс лекций о заболеваниях почек и несколько лекций о других внутренних болезнях». Каждая из этих лекций сопровожда-лась демонстрацией и разбором больных. Регулярно он проводил со студентами вечерние обходы госпитальной терапевтической клиники.
К этому времени (1905-1906 гг.) им уже напечатано около 30 научных работ по клинической медицине и экспериментальной патологии (по материалам диссертации, а также: о влиянии рентгеновского излучения и возможностях диагностики, по вопросам гематологии, об исследовании чувствительности и др.), по истории медицины в России. Н.И. Кульбин составил более 30 биографий выдающихся русских врачей для "Русского биографического словаря», издаваемого Императорским русским историческим обществом и несколько рецензий для журналов "Врачебная газета» и "Терапия». Он - автор нескольких изобретений: "Новый самодействующий нож для получения капли крови и для малых кровеизвлечений (автоматический скарификатор)»; "Прибор для измерения чувства прикосновения и чувства боли (механоэстезиометр)»; "Измеритель чувствительности»; "Молоточек для постукивания с определенной силой ударов (перкутометр)».
В 1907 г. Н.И. Кульбин издает брошюру "Чувствительность» (рис. 3), в предисловии которой пишет: "В течение срока от 1893 года до настоящего времени мною проведены различные исследования чувствительности покровов и некоторых других органов человеческого тела...» Эти исследования относились к пограничным областям между "психофизикой», диагностикой нервных и внутренних болезней и клинической патологией. Далее он пишет: "не буду говорить о чрез-вычайной практической важности тончайшего исследования чувствительности вообще. ...Остановлюсь только на вопросе о чисто научном интересе мельчайшего изучения чувствительности, с точки зрения психофизики» (рис. 4). В этой брошюре автор подробнейшим образом излагает обобщенные результаты своих кропотливых исследований, и, кроме того, приво-дит обширные библиографические сведения, соответствующие предмету [11]. На наш взгляд, предложенные автором оригинальные методика исследования и аппараты представляют интерес и сегодня.
Многие из высказанных мнений и заключений Н.И. Кульбина, основанных на его многочисленных исследованиях и анализе литературы, представляются весьма важными и для клиники нервных болезней, в частности, при изучении нарушений функций корковых анализаторов и тонких расстройств периферической чувствительности. В том же 1907 г. Н.И. Кульбин издает работу "Система изображения истории болезни условными знаками» [10], которая является по сути прообразом современной формализованной истории болезни.
По прошествии ста лет от публикации этой работы, следует признать правоту автора в части необходимости систематизации ежедневных клинических наблюдений и данных обследований в виде различных математических количественных и качественных обобщений, стандартизации объективных данных и пр. Сегодня, в век персональных компьютеров, суть этих предложений реализована и остается лишь вос-хищаться прозорливостью и глубиной понимания Н.И. Кульбиным исключительности каждого клинического наблюдения, и, в то же время, необходимости графического (или иного) отображения болезненного процесса во времени. Для решения этих (в частности) задач Кульбиным были созданы и ранее названные инструменты для определения чувствительности, в том числе прибор, состоящий из молоточка и пластинки, соединенных стальной пружиной - "молоточек для постукивания с определенной в граммах силой ударов» (перкутометр). На основании психоло-гических исследований, произведенных им при помощи новых инструментов, устроенных по его проектам, Кульбин выработал "способы количественного ананиза психики (чувствительности)» и теорию художественного творчества, прилагаемую им к музыке, изобразительным искусствам и словесности.
На протяжении своей врачебной деятельности, уже будучи врачом Генерального штаба Российской армии и действительным статским советником, он регулярно, раз в неделю проводил бесплатный прием больных рабочих Путиловского завода, выступал с бесплатными популярными лекциями на медицинские темы. В публикациях о Кульбине Н.И. мы находим искренние чувства восхищения им, как человеком и прекрасным педагогом, который по отечески относился к студентам и слушателям Академии, к их нуждам и всегда охотно шел навстречу их запросам, "пополняя пробелы в их теоретических и практических знаниях» [1]. Об этом же ярко свидетельствуют слова из благодарственного бювара Н.И. Кульбину:
"Сегодня, отбыв возлагавшийся на нас государ-ственный долг родившей нас страны и увольняясь в запас Российской Императорской Армии, считаем для себя приятным выразить следующее:
За три с лишним года, которые волею великой судьбы были проведены под одной с Вами кровлей, мы лишний раз имели возможность убедиться, что - "Есть люди»!...
Вы, как врач учреждения, в котором нами исполнялись возложенные на нас вышеупомянутые обязанности, ревностно прислушивались не только к требованиям нашего больного тела, но и, как гуманнейший из людей, шли еще дальше. Вы своим ласковым и добрым словом умели своевременно залечивать по-явившиеся у нас на почве физической - и раны душевные. Мы находили в Вас прибежище и утешение.
Поднося этот маленький адрес, мы, малые, не ду-маем, что Вы примете его как плод установившихся традиций. Нет!.. Поступок этот нам не заповедан предками, а вырван Вами от нас Вашим добрым к нам отношением».
Н.И. Кульбин стремился дать верную перспективу явления, и "в его изложении каждый факт был отра-жением мира общих законов природы идуха» [1]. Это стремление особенно ярко проявилось у Н.И. Куль-бина во вторую половину его жизни. Как следует из энциклопедии "Русская живопись», Н.И. Кульбин -живописец, график, теоретик искусства, одна из самых ярких и неординарных фигур в русском искусстве начала XX в. [15] (рис. 5). Но Н.И. Кульбин никогда не изменял своей профессии - мастерская художника располагалась через дверь от приемной врача Ге-нерального штаба Российской армии.
В возрасте 40 лет Николай Иванович серьезно увлекся искусством. И это увлечение не было случайным. Способности к рисованию у него проявлялись с детства. Сохранились рисунки конца 1880-х г., сде-ланные им в дневнике. Рисунки выполнены достаточно уверенно и указывают на то, что Николай Иванович брал уроки живописи. В свободное от основных занятий время он писал натюрморты, сильно стилизовав их под "фламандскую» живопись.
Но к 1908 г. все изменилось. В январе Николай Иванович организовал Художественно-психологическую группу "Треугольник». А 25 апреля в "Пассаже» на Невском проспекте по его инициативе и непосредственном участии открылась выставка "Современные течения в искусстве», ставшая его первым значительным предприятием. На выставке экспонировались 400 работ самых различных художников - от академика Н.П. Богданова-Бельского и Александра Бенуа до Аристарха Лентулова, Михаила Матюшина, Александры Экстер и др. Обозреватели столичных газет весьма язвительно отзывались о показанных произведениях, в основном доставалось представителям "новейших» направлений в живописи, к которым относил себя и Николай Иванович Кульбин [3].
В своих публичных выступлениях он объяснял новое искусство так: "Мы импрессионисты, мы передаем на холстах наши впечатления, или "импрессии». Мы просто так видим и наши импрессии отражены в картине, не считаясь с банальными представлениями обывателя о цвете тела... В мире все относительно. Даже солнце одним людям кажется золотым, другим серебряным, другим красным, а кому-то кажется бесцветным. Право художника видеть все так, как ви-дится ему, и это его абсолютное право» [16].
Это мнение Н.И. Кульбина перекликается со сло-вами Винсента Ван-Гога, высказанными в его переписке с братом Тео Ван-Гогом:
"Точный цвет - вовсе не самое важное, к чему нужно стремиться, так как отражение действительности в зеркале, если бы его точно зафиксировать, никогда не будет картиной, ни даже фотографией...», и далее: "... если цвет или рисунок давать совершенно точно, в соответствии с натурой, то никогда ими не достигнешь такого потрясения» [4].
Эти рассуждения двух различных художников, высказанные в разное время и находившие яркое воплощение в их творчестве, нам представляются вполне убедительными и сегодня уже мало кем оспариваются. Стремление художника "деформировать» оптическое восприятие действительности, как формы, так и цвета, позволяет ему достичь той эмоциональной напряженности, которую он испытывает, увлеченный изображением своих ощущений и отразить ее в произведении.
Н.И. Кульбин прочел множество лекций по теории современного искусства, пытаясь донести суть новейших художественных тенденций до массового зрителя. В 1909 г. он осуществил еще одно значительное предприятие - организовал большую выставку "Импрессионисты», на которой уже в расширенном виде были представлены наиболее радикальные художественные течения. Эта выставка по своему значению соперничала с выставками "Союза русских художников» (Москва, 1906-1907 гг.), "Венок-Стефанос» (Москва, 1908 г.) и "Салоном Маковского» (Петербург, 1909 г.) в "Меньшиковских комнатах» Первого Кадетского корпуса.
В 1909 г. Н.И. Кульбин опубликовал брошюру "Свободная музыка. Применение новой теории художественного творчества к музыке». В ней впервые в Рос-сии дал теоретическое обоснование использования в музыке четвертей тона и создание свободной музыки, а также изложил проблему "цветного слуха», разбирая примеры связи звука и цвета. Принципы "свободной» музыки ("не ограниченной тонами и полутонами, а пользующейся четвертями, осьмыми и еще меньшими долями тонов»), провозглашенные Кульбиным еще в 1910 г., в творчестве А.В. Лурье (композитора и исполнителя) получали реальное воплощение. Эта новая музыка требовала как изменений в нотной системе (обозначение четвертей, осьмых тонов и т.д.), так и изготовления нового типа рояля - с двумя этажами струн и с двойной клавиатурой [12].
"... Картина слова, музыки и пластики есть выра-жение художника... Кроме своих собственных ощущений, "Я» ничего не знает и, проецируя эти ощущения, оно творит свой мир. Через самого себя никому не перепрыгнуть... Теория художественного творчества... представляется мне состоящей из трех частей, а именно: из психологии художника, картины и зрителя...» [16]. Нам представляются эти рассуждения врача-психолога и художника-новатора Н.И. Кульбина созвучными с мнением М. Волошина - "...Понимание - это отблеск творчества», - говорил Вилье де Лиль-Адан. Эти слова только предчувствие истины, потому что то, что мы называем восприятием и пониманием, на самом деле есть самоопределение художественного произведения, которое сознало себя в душе зрителя. Жизнь художественного произведения и его воздействия совершенно независимы от воли и планов его создавшего.» [5].
В то время труды Кульбина не обратили на себя должного внимания в кругах "левого» искусства, им не хватало радикализма, который набирал силу в русском искусстве. Кульбин же пытался соединить традицию с новаторством, что не всех устраивало. Отсюда и об-винения в "эклектизме» звучавшие в его адрес. Это нимало не смущало Николая Ивановича. Выдерживая критику со стороны консерваторов и новаторов, полу-чив прозвище "сумасшедшего доктора», он оставался преданным сторонником обновления искусства. На-падки прессы его скорее интересовали как факт реак-ции на смелые заявления и декларации, вырезки из газет с заметками о его деятельности и карикатуры на него и его сподвижников он аккуратно в хронологичес-ком порядке вклеивал в пухлый альбом.
В 1910 г. состоялась выставкаХудожественно-психологической группы "Треугольник», после чего она прекратила свое существование. Из группы вышли наиболее "левые» ее члены, включая Михаила Матюшина и Елену Гуро, которые обвинили Кульбина во "врубелизме» и "эклектизме» и организовали новое общество авангардистов "Союз молодежи».
В том же 1910 г. под его редакцией вышел альманах "Студия импрессионистов», в котором он опубликовал статьи "Свободное искусство как основа жизни», "Свободная музыка» и др., а также "Время и нагота в искусстве», "Что есть слово», "Кубизм» и др. [15]. Там же им были напечатаны стихотворения будущих лидеров авангардного движения В. Хлебникова и Д. Бурлюка. Он пробовал себя в качестве театрального художника и создал эскизы к монодраме Н. Евреинова "Представление любви», помогал Вс. Мейерхольду создать "Дом интерлюдий» (Интимный театр). Сблизившись с русским художником В. Кандинским, проживающим в Германии, он вел с ним активную переписку, а в 1911 г. на втором Всероссийском Съезде художников, Кульбин по его поручению зачитал доклад "О духовном в искусстве», в котором были изложены взгляды на современное искусство.
Впервые о признании заслуг Кульбина заговорили в 1912 г., когда была устроена персональная выставка его произведений в Обществе поощрения художеств (Санкт-Петербург) с выпуском отдельного издания подзаголовком "Н.И. Кульбин», включавшего очерк о нем и каталог экспонированных произведений [8]. Это не было абсолютное признание. Его творчество вызывало различные реакции у зрителей и критиков. Скорее это было признание Кульбина как личности, как общественного деятеля, влиявшего на развитие современного искусства своей неукротимой энергией и верой в возможность нахождения новых истин в творчестве. "Тот, кому дано возмущать воду...» - писали о нем.
Количество идей, которые генерировал Кульбин с трудом поддается исчислению, его интересы распространялись на живопись, театр, музыку, литературу. Н.И. Кульбин был организатором художественного авангарда Петербурга, устраивал выставки, выступал с лекциями о "новом искусстве», участвовал в футуристических диспутах. Не ограничиваясь собственными теоретическими изысканиями, он постоянно стремился привлечь новые веяния из Европы. По его приглашению в Петербург приезжал и жил у него на квартире А. Шенберг - венский композитор-экспериментатор, работавший с четвертьтоновой музыкой. В 1914 г. по его же приглашению Петербург посетил лидер итальянского футуризма, самый радикальный художник и теоретик современного европейского искусства Филиппо Томмазо Маринетти, чествование которого было организовано в артистическом подвале-кафе "Бродячая собака». Н.И. Кульбин не прекращал активную выставочную деятельность. Его работы экспонировались не только в России, но и за рубежом - в галерее "Дер Штурм» (Берлин), галерее "Спровиери» (Рим), в парижских "Осеннем салоне» и "Салоне независимых» (рис. 6) [7].
К сожалению, сохранилось немного произведений Николая Ивановича, и те рассеяны по музеям и частным коллекциям. Это крайне затрудняет систематическое изучение его творчества. Кульбин очень высоко ценил в искусстве эксперимент, старался в своих произведениях свести различные стилистические формы, этим можно объяснить разнородность его творческого наследия. Многие из его графических и живописных произведений сегодня мы можем смело отнести к лучшим произведениям, созданным художниками начала XX в. - "серебряного века» русского искусства.
Неоднократно в разные годы произведения Н.И. Кульбина экспонировались в "Художественном бюро» Н.Е. Добычиной (Петроград), наряду с другими художниками "нового искусства» и футуристов. Последняя, уже посмертная выставка Н.И. Кульбина состоялась также в "Салоне Добычиной» в 1918 г. [9].
Николай Иванович Кульбин умер в марте 1917 г. от приступа язвенной болезни (острое кровотечение).
Яркой характеристикой образа Кульбина представляются очерки о нем режиссера Н.Н. Евреинова [6], сокращенную цитату из которых мы и приводим: "...Действительный статский советнике красной подкладкой военной шинели и... глава русских футуристов, друг Маринетти и Крученых! Врач Генерального штаба и... проповедник лозунга: "довольно чинить разбитые горшки - недоделать новые!». Прекрасный семьянин и... прекрасный завсегдатай "Бродячей собаки»... Не было и не будет такого!..»
Считаем, что наследие Николая Ивановича Кульбина как врача-исследователя и художника-новатора вполне заслуживает дальнейшего синтетического изучения врачей-ученых и искусствоведов.
Литература.
1. Афонский, Н. Памяти Н.И. Кульбина / Н. Афонский. // Русский врач. - 1917. -№ 11. -С. 258.
2. Блуменау, А.В. Мозг человека. Анатомо-физиологическое введение в клинику нервных и душевных болезней / Л.В. Блуменау. - Л.; М., 1925. - 544 с.
3. Бурлюк, Д. Фактура и цвет / Д. Бурлюк. Каталог выставки Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова в Уфе. - Уфа, 1994. - С. 14.
4. Винсент Ван-Гог. Письма. Academia - М.; Л., 1935. - Т. II. - С. 80, 98, 109.
5. Волошин, М. Лики творчества / М. Волошин. - Л.: Наука. 1988. -с. 265.
6. Евреинов, Н.Н. Оригинал о портретистах (к проблеме субъективизма в искусстве) / Н.Н. Евреинов. - М.: Госиздат, 1922.-С. 67-71.
7. Ковтун, Е.Ф. Русская футуристическая книга. / Е.Ф. Ковтун. - М.: Книга, 1989. - С. 89, 122.
8. Кульбин, Н.И. Выставка картин. Петербург, 1912. / Н.И. Кульбин. Каталог выставки картин Н.И. Кульбина. - СПб, 1912. -7 с.
9. Кульбин, Н.И. Выставка произведений. Петроград, 1918. / Н.И. Кульбин. - Петроград, 1918. - 23 с.
10. Кульбин, Н.И. Система изображения истории болезни условными знаками. / Н.И. Кульбин. - СПб. - Издание журнала "Практическая медицина», 1907. - 12 с.
11. Кульбин, Н.И. Чувствительность. Очерки по психометрии и клиническому применению ее данных / Н.И. Кульбин. - СПб., 1907.-С. 31.
12. Лившиц, Б. Полутораглазый стрелец. Воспоминания / Б. Лившиц. - М.: Худож. лит-ра, 1991. - С. 158.
13. Наши деятели по медицине. Иллюстрированный вестник культуры научно-воспитательного, технического и торгово-промышленного прогресса России. - СПб., 1910. - Вып. 1.-С. 25, 29.
14. Протоколы заседаний конференции Императорской Военно-медицинской академии за 1903-1904 учебный год. -СПб, 1907.-45 с.
15. Русская живопись: Энциклопедия / Кульбин Николай Иванович. - М.: АСТАстрель, 2003. -С. 417.
16. Студия импрессионистов: Альманах // под ред. Кульбина Н.И.-СПб.: Изд-во Н.И. Будковской, 1910. - Кн. 1. - 128 с.
E.N. Kondakov, T.N. Pirskaya, N.V. Nassonova
Valid state councillor N.I. Kulbin — the doctor of the Joint Staff and the leader of Petersburg "New Art»
Abstract. N.I. Kulbin was the graduate of Army medical college and further the privat-senior lecturer of clinic and chair of hospital therapy of Army medical college. He was the doctor of the Joint Staff of the Russian army and the valid state councillor. In 1895 he defended the dissertation on degree of the doctor of medicine, and then he was an author of several tens works and inventions on psychology, neurology and therapy. He is known as the author of illustrations to classical work on neurology and neuroanatomy "The brain of the person» by professor L.V. Blumenau. And, at the same time, N.I. Kulbin was the painter, the schedule, the theorist of the art, one of the bright figures in Russian art world of the beginning of the XX-th century, the participant and the organizer of exhibitions "The Modern trends in art», "Impressionists». His personal exhibition has taken place in 1912. He was engaged in painting, theatre, music, the literature. However, he never changed the trade of the doctor.
<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4
<!--[if gte mso 9]> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;} УДК 355:614.23-05:7
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.