Пафнутий, лжеепископ Казанский
Пафнутий (Шикин), лжеепископ Казанский, из крестьян Казанской губернии, умер в половине декабря 1890 года, в Черемшане.
В епископы он был поставлен архиепископом Московским Антонием (Шутовым) 10-го января 1856 г. для вновь открытой тогда архиерейской кафедры у казанских раскольников.
До смерти Антония (в 1881 г.), то-есть, большую половину своего епископства, Пафнутий пользовался репутацией искреннего, убеждённого окружника и смелого обличителя грубых раскольнических лжеучений, которые старался распространять среди поповцев австрийского согласия Антоний Шутов, оставшийся беспоповцем, не смотря на свое мнимое архиерейское звание. Но эта репутация Пафвутия обусловливалась лишь его враждой к Антонию, в котором Пафнутий, тайно питая надежды сделаться московским архиепископом, видел себе соперника; преданности же окружному посланию на самом деле он не имел. Окружное послание Пафнутий принял под свою защиту, как только увидел двусмысленный, а потом и явно-враждебные к нему отношения Антония. В возникшей затем борьбе между окружниками и противоокружниками Пафнутий постоянно являлся горячим сторонником первых и для защиты их интересов предпринимал даже путешествие заграницу, в Австрию и Турцию на составлявшиеся там раскольнические соборы по делу окружного послания. В обличение Антония Пафнутий писал также письма к равным лицам и целые сочинения, весьма искусно, с большым знанием святоотеческих писаний.
В одном из таких сочинений в "Замечаниях уклонений от иерархического порядка, учиненных архиепископом Антонием по одноличному своему произволу (напечатано в приложениях ко 2-му выпуску "Современных летописей раскола», изд. в 1869 г.), Пафнутий обличает лжеучения Антония и разные анти канонические действия, запечатленные беспоповским характером. Антоний поручил Онисиму Швецову составить от его, Антония, имени "Отзывы на письмо Пафнутия, епископа казанского». Пафнутий, не оставаясь в долгу, со своей стороны составил "Замечания против отзыва московского архиепископа Антония Шутова» (напечатано в приложении к "Летописям происходящих в расколе событий», 1891 г., № 3, стр. 209; № 4, стр. 295; № 5, стр. 363). Кроме того, Пафнутий написал сочинение: "Раскольнический лжеучитель Швецов пред судом одного из своих собственных епископов» (напечатанные после смерти Пафнутия, М. 1891 г. и в "Братском Слове 1891 г., т. I, №№ 9 и 10).
Пафнутий был человек хорошо начитанный, рассудительный, умевший хорошо писать, но совсем не владевший живою речью. Он видел лживость многих раскольнических мнений и не питал особенной вражды к православной церкви. Голос его очень ценился умеренными и разумными старообрядцами. Чуждый раскольнического фанатизма, Пафнутий возмущался теми проявлениями его, какими особенно отличался Антоний Шутов. Но таким он был в первую половину своего епископства, до смерти Антония; со смертью же последнего, в деятельности Пафнутия происходить крутой повороты мелкое честолюбие, нарушение канонических постановлена легло темным пятном на его память. К удивлению всех искренних окружников, он не только не противодействовал изданному впоследствии Духовным Советом акту о подтверждении и уничтожения окружного послания, хотя находился в это время в Москве, но и начал даже защищать и оправдывать его издание, а возвратившись в свою епархию, стал преследовать попов, заявивших себя искренними окружниками. Таким образом, старик Пафнутий под конец жизни обесславил себя изменой окружному посланию, за которое ратовал столько лет, и из окружников сделался псевдоокружником. Объяснение такой перемены в Пафнутии — в желании его стать во главе раскольнической иерархии, для чего ему нужно было заискивать пред властными в расколе людьми. Однако эти происки не имели успеха.
В избрании нового московского архиепископа Пафнутий был обойден, преемником Шутова был назначен ничтожный невежда Савватий, что Пафнутий принял за личное себе оскорбление. После этого он перешел на жительство в Черемшанский женский скит, близь Хвалынска, и это поставило его в непроявленные отношения к саратовскому раскольническому епископу Паисию, в епархии которого находился Черемшан, и породило между ними вражду, из-за которой Пафнутий нарушил даже церковные правила: он отказался повиноваться грамоте Духовного Совета об удалении его из Черемшана, где он оставался до самой смерти, отправляя священнослужение, не смотря на мероприятия со стороны Духовного Совета с целью его "обуздания». Впоследствии Совет отказался от воздействия на него в надежде, что Сам Бог накажет его за неправильные действия.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.