'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Пересветов, Иван Семенович, писатель-публицист конца XVI века

Пересветов, Иван Семенович, писатель-публицист конца XVI века.

Некоторые биографические сведения о себе сообщает сам Пересветов в одном из своих сочинений; по словам его, он потомок Пересвета, погибшего на Куликовском побоище, жил долгое время вне русских пределов, был на службе у королей венгерского, чешского и польского, провел несколько месяцев у воеводы молдавского Петра, затем при Иване Васильевиче Грозном выехал к нему и был пожалован поместьем; сочинения свои он представлял непосредственно самому царю.

Трудно сказать, выдумка ли все эти биографические данные или есть в них доля правды; анахронизмы в сочинениях Пересветова говорят за первое предположение; но кое-какие мелочи языка его произведений, указывая на то, что автор был знаком с речью нерусских славян, как бы позволяют дать некоторую веру его словам; ссылка на инока Пересвета едва ли правдоподобна: скорее можно думать, что именем Пересвета автор воспользовался, как символом, означающим верного сына Отечества, готового за него положить свою жизнь. По мнению некоторых исследователей, самое прозвище "Пересветов» —псевдоним, и даже псевдоним сборный, которым прикрывались русские сатирики, решившиеся обнаружить дурное состояние Московского Государства.

Сочинений Пересветова сохранилось три: "Эпистола Ивашки Семенова Пересветова», "Сказание о Петре Волошском, как писал похвалу благоверному царю и Великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии» (иначе "Мудрые речи воеводы Волошского Петра») и "Сказание Ивана Пересветова о царе Турском Магмете, како хоте сожещи книги греческие».

Первые два сочинения иногда соединяются в списках в одно "Премудрости греческих философов и латинских докторов и Петра Волоского воеводы. Царю Иоанну Васильевичу от Ивана Пересветова»; тем не менее, кажется, их следует считать двумя самостоятельными сочинениями; это в особенности указывают ссылки списков "Эпистолы» на "Мудрые речи Петра», как на переданные царю ранее и таким образом как бы существовавшие от нее независимо. Следует отметить, что кроме речей Петра в "Эпистоле» упоминается еще о речах царских: Подал есми тебе две книжки с речьми царскими, что есми вывез из иных королевств,... и будет тебе не полюбилися, и ты, Государь, те книжки обе мне вели отдати назад». Описка ли переписчика, назвавшего речи Петра царскими речами, другое ли это произведение Пересветова, в настоящее время сказать затруднительно.

Смысл и цель сочинений Пересветова наиболее резко выразились в "Эпистоле» и особенно в "Мудрых речах Петра» и заключаются в стремлении оправдать борьбу Ивана Грозного против боярства и доказать необходимость сильной самостоятельной самодержавной власти; чтобы иметь возможность свободнее говорить о зле, происходящем от силы высших сословий, и о худом положении русского Государства, автор—убежденный враг боярства — переносить действие в Византию, гибнущую, по его словам, из-за бояр: там они отняли у царя счастье и мудрость, помутили царство неправедными судами, обобрали народ кормлениями, унизили рабством, разбогатели от крови и слез христианских, местничеством сгубили войско; и автор речами воеводы Петра высказывает свою боязнь, чтоб и с Россией не произошло того асе: царь русский, говорил воевода, должен быть "грозен и самоупрямлив и мудр без воспрашиванья», он должен сам заботиться о войске, ее обходимом для охраны южных украин от крымского хана, для смирения Казанского царства, он должен управлять "своим рассмотреньем, не полагаясь на бояр; под их властью все погибнет, так как наибольшая их забота клонится к созданию собственного личного блага. "Сказание о Магмете» представляет много странностей и с фактической стороны не имеет ничего общего с историей: ни желания перейти в христианство, что приписывается повестью Мухамеду, ни намерения уничтожить греческие книги не было у завоевателя Царьграда, а эти положения являются основой всего сказания. По идее своей, сказание приближается к другим сочинением Пересветова: оно проповедует необходимость крепкой власти, грозного, равного для всех суда и как бы оправдывает жестокости Ивана Грозного; бедствия Византии представляют образец того до чего могут дойти христиане при таком отношении к вере и жизни, каково было в описываемой автором Византии, под которой он разумел современную ему Русь.

Время написания сочинений Пересветова неопределенно. Упоминания о Казани относят их к началу царствования Ивана Грозного; то же указывают и описания неистовств бояр; но жестокости Мухамеда и видимое сближение их с проявлением гнева Грозного говорят за составление повестей в конце Иоаннова царствования. По словам автора в "Эпистоле», сочинения его писаны в разное время, именно, "Мудрые речи Петра» на 11 лет опережаюсь "Эпистолу»; если это показание сопоставить с упомянутым предположением о том, что повести перепутаны между собой при переписке, то некоторое объяснение их хронологических несообразностей может быть найдено; в виду того, что такое объяснение может быть только предположительным, следует сказать, что позднейший передел составления повестей относится к концу XVI, или в крайнем случае к началу Х?П в., так как уже от начала XVII в. сохранились списки сочинений Пересветова.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Пересветов, Иван Семенович, писатель-публицист конца XVI века"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Дамиан, пресвитер
  • - Дамаскин, иеродиакон
  • - Пахомий архиепископ Астраханский и Терский, духовный писатель XVII века
  • - Аврамов Иван Семенович, генерал-майор
  • - Пересвет, Александр, монах Троицко-Сергиева монастыря
  • - Буянов Иван Семенович, казак
  • - Шишкин, Иван Васильевичу капитан полевых полков, писатель
  • - Абамелик Иван Семенович, князь, генерал-майор


  • Название статьи: Пересветов, Иван Семенович, писатель-публицист конца XVI века

    Категория темы: Древняя Русь

    Автор(ы) статьи: В. С-кий

    Источник статьи:  Русский библиографический словарь. 1902. т. 13.

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   И. Добротворский. "Памятники русской и славянской письменности и литературы"—в "Ученых Запнсках Имп. Казанского Университета", 1Е65 г., т. I, стр. 21—46: А. Попов. "Обзор хронографов русской редакции". М. 18:9, т. И, стр. 85—87; А. Попов. "Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенный в хронографы русской редакции" М. 1869, стр. 165-167; А. Пыпин: "История русской литературы". С.-Пб. 1898, т. II, стр. 496—497; С. Соловьев. "История России", т. II, 1894, стр. 333,530—531; И. Карамзин. "История Государства российского" т. IX, пр. 849, С.-Пб. 1821; Строев. "Библиологический словарь" 1882, стр. 136.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru