'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Феофилакт Лопатинский, архиепископ тверской

Феофилакт Лопатинский, архиепископ тверской, видный иерарх первой половины XVIII века.

Он был родом из волынских дворян и родился, по-видимому, в 70-х гг. XVIII в.

Год его рождения неизвестен, но он был старше Феофан Прокоповича (см.), родившегося в 1681 г.

Образование Феофилакт получил в Киевской академии и в заграничных училищах, а по окончании его, в монашеском сане, был наставником Киевской академии одновременно с Феофаном Прокоповичем. Однако в Киеве Феофилакт служил недолго. Скоро в 1704 г., он перешел в Московскую академию, и занимал здесь последовательно должности: наставника философии и префекта (1704—1706 г.г.), а потом ректора и наставника богословия (с 1706 г.). Как преподаватель, Феофилакт в своих ученых воззрениях не сходил со старого, схоластического пути, оставаясь верен традициям старой киевской школы. Как школьный администратора Лопатинский отличался добросовестным и ревностным исполнением своих обязанностей и заботливостью о вверенном ему деле. Московская академия в ту пору была еще мало устроена; ректору приходилось встречаться с самыми разнообразными затруднениями. Здания были ветхи, средств отпускалось недостаточно. Учителей найти было трудно, за недостатком образованных людей. Учеников тоже постоянно из школы отрывали для разных правительственных нужд, так как академия должна была поставлять людей на все поприща деятельности. Феофилакт старался сделать, что мог, для приведения школы в удовлетворительное состояние. Он ходатайствовал перед правительством о материальных нуждах академии, представляя её жалкое положение; просил, чтобы у него не отнимали учеников и особенно молодых учителей.

Так, ему удалось, хотя с большим трудом, отстоять для себя в 1717 году иеромонаха Гедеона Вишневского. Но, в общем, правительство было довольно равнодушно к школьным нуждам и предоставляло Феофилакту справляться, как он знает. В ответ на просьбы и жалобы Феофилакта Мусин-Пушкин писал, например, в 1717 г.: "Слышал я, что школы умаляются. Прошу, не изволь их оставить, ибо сие взыщется на вас». Это было и все, чем отвечали Феофилакту.

Как образованный человек, Феофилакт был ценим Петром Великим, который старался выдвинуть и использовать все учения силы. Он исполнял разные поручения государя, ученого характера. Так, в 1710 г. его вызывали в Петербург для исправления составленной им же службы о полтавской победе. Он принимал деятельное участие в предпринятом по указу царя исправлении славянской библии. Но по своему направлению Феофилакт не был таким человеком, который вполне подходил к новому правительственному курсу. Это был человек старого закала, во многом похожий на Стефана Яворского. И как последний оказался непригодным для Петра помощником в его церковных преобразованиях, так и Лопатинский не мог рассчитывать на особую роль при Петре, какая досталась его младшему сверстнику Прокоповичу. Впрочем, это обстоятельство едва-ли печалило Феофилакта.

Он не был честолюбив и не претендовал, кажется, на влиятельное положение. Гораздо важнее было то обстоятельство, что Феофилакт стал в натянутые, а потом и в неприязненные отношения именно к упомянутому Феофан Прокоповичу, высокая звезда которого скоро затмила всех других иерархов того времени. Отсюда для Феофилакта в будущем произошли многие несчастия.

Первые столкновения Феофилакта с Феофаном, кажется, относятся еще к киевской их совместной службе. Как сослуживцы, они казались друзьями, по крайней мере, об этой дружбе еще долго спустя говорил Феофилакт. Но их разделяла разница взглядов, и это омрачало их отношения. Е., вместе с Гедеоном Вишневским, бывало, спорили с Прокоповичем по разным богословским вопросам, и в этих спорах проглядывало недоверие первых к чистоте православных убеждений последнего. Уход Феофилакта из Киева не прекратил совершенно этих принципиальных столкновений. Из Москвы Лопатинский следил за ученою деятельностью Прокоповича, и случай столкнул их открыто на ученом пути.

В 1712 г. Феофан написал сочинение "Об иге неудобоносимом». Феофилакт нашел в нем неправославные тенденции и ответил на него строгой критикой, под заглавием: "Иго Господне благо и бремя его легко», где прямо называть Феофаново произведение писанием, вносящим реформатские мудрования в учение об оправдании. Нечего и говорить, что такая полемика поселила неприязненные чувства в Феофане, но пока он не мог их чем-либо выразить активно.

Через несколько лет опять обстоятельства столкнули двух "друзей». КогдаФеофан был вызван в 1716 г. в Петербург и начала обозначаться его будущая карьера, то Московские ученые увидели в ней опасность для церкви и задумали помешать Феофанову возвышению.

В Московской академии были тогда как раз оба киевских антагониста Прокоповича: Феофилакт — ректором и Гедеон Вишневский — префектом. И тот и другой не доверяли чистоте православия Феофан, с богословскими трудами которого они были хорошо знакомы. Они выбрали из Феофановых сочинений, преимущественно из его богословских лекций, разные сомнительные пункты, в которых подозревали лютеранские мысли,

и представили их Стефану Яворскому, Яворский, человек тех же воззрений, вполне присоединился к Феофилакту с Гедеоном, и они решили подать протест против посвящения Феофан в епископы. Когда приближался момента посвящения Прокоповича, Стефан написал послание к епископам, вызванным на хиротонию, с приложением пунктов, излагающих Феофановы заблуждения, в котором просил донести государю о неправославии Прокоповича и не посвящать последнего прежде, чем он отречется от приписываемых ему неправильных мнений. Протест этот, однако, не удался.

Феофан удалось оправдаться, и его противники были посрамлены. Стефан должен был извиниться за несправедливый донос, а авторы последнего, должно быть, получили строгий выговор. Несколько позже, по открытии Св. Синода, Феофилакту с Гедеоном пришлось публично сознаться в несправедливости своих обвинений. От них потребовали написать Синоду "доношение», в котором они объясняли, что никакой козни против Прокоповича в своих пунктах не имели, и смиренно просили прощения у Феофан и у Синода. Какие побуждения руководили Феофилакттом в доносе на Феофан? Иные подозревают тут и затронутое самолюбие, так как Феофилакт, будто бы, завидовал своему младшему сверстнику, опередившему его в карьере. Но, судя по личности Феофилакта, скорее он искренне подозревал Феофан в неправославии.

Изложенные столкновения Феофилакта с Феофаном, однако, пока не оказали особого влияния на судьбу Лопатинского. Феофан не мог уже питать к нему бывшей когда-то дружбы; с раздражением говорил он о своих Московских недоброжелателях. Но при Петре Прокопович не был столь влиятелен в управлении, чтобы руководить всеми административными назначениями. Петр сам знал и выдвигал нужных ему лиц, и хотя Лопатинский не совсем подходил к новому церковному курсу, он, очевидно, как образованный и уважаемый человек, был в 1722 г. назначен советником в Синод, в том же сане архимандрита, в каковом он проходил ректорство в Москве.

В том же 1722 г. Феофилакт сам просился, чтобы его назначили епископом в Иркутск.

Иркутск был таким архиерейским постом, куда никто не хотел ехать, так как миссионерская служба в Сибири считалась подвигом.

Феофилакт, выражая свое желание поступить на иркутскую кафедру, справедливо объяснял, что им руководит отнюдь не честолюбие, а апостольская ревность пои служить делу Христову. Св. Синод представил о просьбе Феофилакта государю, но с своим мнением, что Феофилакт нужен и здесь, в Синоде.

Несмотря на старания Лопатинского посвятить себя апостольскому подвигу в Сибири, он туда не был определен. Зато в следующем 1723 году его посвятили в епископы на тверскую кафедру, с оставлением в числе членов Синода. Таким образом, и Феофилакт, как Феофан, сделался более деятелем центрального церковного правительства, чем епархиальным администратором. Судьба свела его на одном поприще с его идейным противником, и этим путем они вместе шли долго.

В Синоде в ведении Феофилакта находились преимущественно раскольнические дела. Роль его по общему управлению, по-видимому, была второстепенная, да и сам он едва ли считал себя способным играть роль руководящую.

Когда при Екатерине I начался процесс Феодосия Яновского, то в нем выступил и Феофилакт. В числе других, он дал крайне неблагоприятное показание о Феодосии; должно быть, он не предчувствовал, что впоследствии и ему придется очутиться на скамье подсудимых.

После падения Феодосия, когда Феофан сделался первым вице-президентом Синода, вторым вице-президентом был назначен Феофилакт, возведенный еще ранее в том же 1725 году в звание архиепископа. Вместе с тем, когда Феофан был указом императрицы (от 25 июня 1725 г.) перемещен из псковской епархии в новгородскую, тем же указом и Феофилакт перемещался из Твери в Псков. Но и Феофан и Феофилакт подали прошения, чтобы их оставили на прежних кафедрах.

После повторной просьбы императрица согласилась, чтобы Феофилакт остался в Твери; но Феофан был бесповоротно перемещен в Новгород.

В царствования Екатерины I и Петра II настало время, когда Феофилакт мог бы выдвинутся и занять роль, которую до того играл Прокопович. Это было время реакции в пользу церковной старины, время господства той церковной партии, к которой принадлежали Лопатинский, Георгий Дашков, Игнатий Смола и другие антагонисты Феофан и его направления.

В среде старо-церковной партии Феофилакт был наиболее достойным и образованным человеком. Но он не имел тех качеств, какие были необходимы для духовного сановника в тот век политических переворотов, У него не было ни необходимого честолюбия, ни энергии, ни ловкости, ни умения для борьбы за первенствующее положение. Простодушный, доверчивый, Феофилакт был совершенно не способен вести интриги, ловить момент, подкапываться под других, заискивать и т. п. Он не сумел даже составить связи в придворных кругах, среди которых у него бывали почитатели. Потому-то и в то благоприятное время Феофилакт остался по-прежнему скромным работником, а первую роль заняли такие лица, как Георгий Дашков. Между тем, не приобретая силы, Феофилакт наживал себе врагов. Благоприятное правительственное настроение тверской архиепископ решил использовать для того, чтобы выступить на борьбу с протестантизмом, влияние которого заметно стало на Руси со времени Петра.

Еще Стефан Яворский написал против протестантов сочинение "Камень веры», в котором позволял себе довольно резкие выпады по адресу протестантов. Сочинение это не могло увидеть свет при Петре, запретившем его печатать, хотя сторонники изложенных в книге мыслей превозносили ее и её автора, будучи частным образом знакомы с "Камнем».

При Петре II, по стараниям старо-церковной партии, Верховный Тайный Совет дал разрешение на издание Стефанова сочинения. В 1728 г. книга была издана, и редактором её был Феофилакт Лопатинский.

Издание книги многих задевало.

Во-первых, косвенным образом Стефан метил в Феофан.

Во-вторых, его сочинением были оскорблены проживавшие в России иностранцы.

Вокруг книги завязалась оживленная полемика. В Лейпцигских актах в мае 1729 г. был напечатан разбор "Камня», с суровыми укоризнами автору и издателю — Феофилакту. Затем известный протестантский ученый Буддей издал целую книгу с подробным и основательным опровержением сочинения Яворского.

В защиту последнего против Буддея выступил живший тогда в России при испанском посланнике католический патер доминиканец Рибейра, издавший свою книгу уже при императрице Анне.

Рибейра имел в виду цели католической пропаганды, так как Стефаново произведение давало повод думать о католических симпатиях автора. Но книгой Буддея были затронуты и русские богословы и, конечно, прежде всего, издатель "Камня» Феофилакт. Последний решил писать опровержение на Буддея. При этом полемика шла не только с Буддеем, но и с предполагаемыми его русскими благоприятелями, именно, с Феофаном.

В кружке Феофилакта определенно говорили, что Буддей писал по указанию Прокоповича, даже больше: Феофилакт считал Феофан самым автором Буддеевой книги, изданной лишь под чужой фирмой.

К сожалению, Феофилакт, по простоте своей душе, не сообразил, что теперь вовсе не время заниматься полемикой с Прокоповичем и протестантами. С вступлением на престол Анны Иоанновны политическое положение круто изменилось.

У трона стали как раз иностранцы, а в церковной сфере бесспорно первенство получил Прокопович, оказавший Анне важную услугу при её воцарении. Результатом изменившихся обстоятельств, прежде всего, было удаление из Синода всех лиц анти-Феофановского направления.

Указом 21-го июня 1730 г. Феофилакт, Георгий и Игнатий молчаливо устранялись из Синода и вместо их были назначены новые члены, по выбору Прокоповича (Феофилакт выразился по этому поводу о Феофане: "таких выбрал, что слова не скажут»). Одновременно с тем начался ряд политических процессов архиереев, погубивших, между прочим, и Георгия и Игнатия — главарей той группы, в которой числился и Феофилакт. Феофилакт, уехавший в свою Тверь, с тревогой смотрел на будущее, опасаясь, как бы и его в чем не обвинили. И в то-же время, с удивительной недальновидностью, он принялся сочинять, на досуге, задуманное опровержение на Буддея. Сочинение под заглавием "Апокрисис» или "Возражение на письмо Буддея» скоро было готово, но на его несчастье.

Когда Феофилакт стал хлопотать о разрешении на издание своего труда, его постигло жестокое разочарование. Архиепископ послал одного из своих приближенных, архимандрита Иоасафа Маевского, хлопотать, чтобы ему позволили "писать» ту книгу, хотя она была уже написана. Затем он и сам отправился в Москву для той же цели. Здесь, как он сам потом рассказывал, сначала он был допущен во дворец, где ему удалось получить требуемое разрешение. Но едва он уехал оттуда, как его потребовали туда снова, и чины Тайной Канцелярии, учинив ему допрос, взяли с него письменное обязательство не только не писать на Буддея, но даже и не говорить никому о всем этом деле, под страхом смертным. Столь неожиданный оборот Феофилакт приписывал Феофан, который, по словам Лопатинского, приехал во дворец после него и разговорил императрицу. Вмешательство при этом в дело Тайной Канцелярии показывает, что затее Феофилакта был придан политический характер. В каком именно освещении она представлена была правительству, об этом не трудно догадаться. Прокопович вообще представлял своих врагов правительству Анны, как политически неблагонадёжных людей. Так как он видел в полемике против Буддея косвенные выпады против себя (враги всегда обвиняли его в протестантстве), то он и осветил Феофилактово предприятие в нужном свете. Это было в данном случае не трудно. Феофилакт писал против протестантов, а приближенные императрицы Анны как раз были протестанты. Легко было представить сочинение Феофилакт, как агитацию против немецкого правительства, разжигающую народную ненависть к иноземцам. Как только правительство посмотрело на просьбу Лопатинского под таким углом зрения, на него и был наложен строжайший запрет. Самый "Камень веры» при Анне тоже был изъят из обращения.

Раз Феофилакт попал в соприкосновение с Тайною Канцелярией, то это было уже плохим предзнаменованием. История с "Апокрисисом» для него не имела прямых серьезных последствий, если не считать допросов Ушакова; но она набросила на него пятно подозрения, что было очень опасно в то время. Можно, пожалуй, удивляться, почему Феофан не свел с Лопатинским окончательных счетов при этом же случае. Насколько Прокопович чувствовал неприязнь к Феофилакту, можно думать потому, что даже на смертном одре, по одному сведению, в ответ на предложение помириться с Феофилактом, он воскликнул: "О, дух проклятый, Лопатинский». Но, очевидно, против тверского архиерея, при его характере, чуждом политиканства, трудно было найти сколько-нибудь осязательные политические улики. Однако и Феофилакту пришлось разделить участь других лиц, которых Прокопович считал своими недругами. Дело, погубившее Лопатинского, началось несколько позже и стояло в связи с другими процессами Феофан. В половине 1732 г. появилось анонимное письмо с пасквилем на Феофан. Это было одно из подпольных произведений его врагов. Здесь Феофан, по обычаю, обвинялся в лютеранстве, осуждались разные петровские церковные мероприятия. Но вместе с тем бросались обвинения и в лицо правительству: говорилось о разорении народа, льстивых министрах, скрывавших истину от государыни, призывался гнев Божий на гонителей церкви за осуждение нескольких иерархов. Это было именно то, что было нужно Феофан. Он тотчас представил правительству, что автор пасквильного письма и его компания — государственные возмутители, ищущие государственной смуты, недовольные существующим порядком. Немецкое министерство, чувствуя свое непрочное положение, более всего склонно было поверить указанным подозрениям. Феофан, с помощью Тайной Канцелярии, ревностно принялся за розыски автора пасквиля. С искусством самого опытного следователя, он тщательно анализировал пасквиль, стараясь по внутренним признакам догадаться, кто бы был его автором. Одна ничтожная вещь навела его на мысль, что творцом пасквиля является иеромонах Иосиф Решилов, человек, находившийся в близких отношениях с Лопатинским, но известный и Прокоповичу. В пасквильном письме часто употреблялось слово "динкую». Феофан вспомнил, что такое слово он слыхал от Решилова. Решилов, находившийся тогда в Бизюковом монастыре, был арестован и привезен в Петербург. По Высочайшему повелению, Синоду велено было исследовать дело (в октябре 1733 г.). Когда первые допросы подтвердили подозрение Феофан, последний донес Кабинету, представив все дело в политической окраске. Была учреждена особая следственная комиссия из кабинет-министров, Ушакова (начальника Тайной Канцелярии) и Феофан. В это то следствие и был втянуть Феофилакт.

Главные обвиняемые по делу были Решилов и архим. Иоасаф Маевский. Оба они, особенно последний, в прежнее время пользовались доверием Феофилакта Лопатинского, имели с ним близкие связи, жили в его епархии. Это было при Петре II и отчасти в начале царствования Анны. Простодушный Феофилакт бывал очень откровенен с упомянутыми лицами в частных разговорах. Говаривали они обо всем — о петровских реформах, отмене патриаршества и т. п. Как представители старо-церковного кружка, собеседники отзывались о новейших мероприятиях далеко несочувственно. В эпоху реакции они мечтали о патриаршестве и в патриархи прочили, между прочим, Феофилакта. Говорили и о новгородском архиерее, которого Феофилакт называл "лютеранским защитником».

Близость Лопатинского с людьми, настроенными явно враждебно к новому курсу, его разговоры, в которых столь проглядывало недоброжелательство к лютеранам и Прокоповичу, — все это заставляло причислить и его к той "компании», которая Феофаном выставлялась политически неблагонадежной. Из этой компании вышел пасквиль, по убеждению Феофан, и невольно являлось у следователей подозрение, не причастен ли к делу и Феофилакт, а если и не причастен прямо, то не принадлежит ли и он к возмутителям государственного спокойствия. Тень подозрения, упавшая на него прежде по поводу "Апокрисиса», усиливала и теперь мрачные краски, в каких рисовалось дело. После допросов Решилова, Маевского и других лиц, когда выяснились их отношения к Лопатинскому, решили притянуть к розыску и тверского архиерея.

Еще в заседании следственной комиссии по Решиловскому делу 5-го марта 1734 г. Ушаков предлагал допросит Феофилакта по вопросу о патриаршестве. Но еще год оставляли его в покое.

10-го апреля 1735 года прискакал, наконец, к нему из Петербурга курьер с пакетом, в котором заключался вопрос кабинет-министров такого содержания: "ведаете ли вы такого человека, который бы таковых речей: наимилший, кохавый, благословенство, динкую и прочить, якобы на образец польского языка устроенных, употреблять приобыкл?». Вопрос касался, как видно, Решиловского дела о пасквиле.

Феофилакту давалось три часа на размышление, и он должен был написать ответ тут же, в присутствии курьера.

Феофилакт ответил, что он не знает такого человека.

Через несколько дней, 22-го апреля, прискакал, однако, другой курьер, с новыми вопросами: "не так ли иногда с вами разговаривал бывший иеромонах, что ныне расстрига Иосиф Решилов? И в своих к вам письмах таковых, будто бы польских наречий, не употреблял ли? Такожде и вы, в ваших к нему поговорках и письмах, таковых же на стать такую слов, хотя и насмешкою, не произносили ль?» Ответ опять требовался в три часа. Третий вопрос показывал, что подозрение в причастности к пасквилю падало и на Феофилакта. Последний ответил, "что может быть и говорил, но не помнит этого, потому что Решилов жил не при нем, а в дальнем от него расстоянии». Однако архиерею не поверили; в ответах его, видимо, усмотрено было укрывательство истины.

Кабинет министров потребовал Феофилакта в Петербург.

В Петербурге Феофилакт был арестован на своем тверском подворье и подвергнут новым допросам (30-го мая, 26 и

29 июня). Так как его ответам все не верили, то 7-го июля 1735 г. от него потребовали под страшною клятвою окончательного показания. Предъявленный Феофилакту указ показывал, что же собственно подозревали. Он гласил: "Понеже ты на посланные к тебе четыре допроса ответствовал весьма, по-видимому, не прямо, ибо на первый апреля 10-го и на второй апреля 22-го писанные сказал ты, что весьма не ведаешь, чего нельзя, кажется, было тебе не ведать, а на третий, мая 30-го писанный, где Решилова именованного також незнанием отговаривался, чего никто не надеялся, а в Кабинете 26-го июня, первее в незнании том утверждался, покамест Решиловых тебе и твоих к Решилову писем не показали, а по объявлении писем оных сказал ты, что забытием прежде того не писал и твое в том незнание показывал, а на четвертый вопрос, июня 29-го

тебе посланный, еще паче прежних ответов твоих ответствовал ты не совестно, суетно, огурно и самым, как в прежних ответах твоих, так и в последнем том, написанных словам твоим несогласно и отнюдь не сходно, и потому показал ты сам себя к подозрению известного следуемаго злаго умысла близким; того ради, по имянному её императорскому Величества указу, высокоучрежденные кабинетные министры и синодальные члены согласно приговорили: привесть тебя при знатных духовного и мирского чина особах к присяге, по приложенной при сем форме. И дабы ты впредь не отговаривался малым к рассуждению данным тебе временем и торопким домогательством, дается тебе на рассуждение, идти ли тебе к присяге, или сказать, что знаешь, довольное время, а именно до 10-го числа сего июля месяца. А между тем и то тебе в известие предлагается, что если ты, не вступая в присягу, не скрытно и прямо покажешь, что надлежащее к прежним данным тебе допросам ведаешь: то, как бы ни был виноват, по благоутробному её императорского величества милосердию получишь прощение. Если же присягою завяжешься, а после с другой какой стороны покажется, что присягал ты ложно: то нельстя себя ведай несумненно, что какового суда и осуждения сам ты признаешь достойными во лжу призывающих Бога свидетеля, таковый суд и осуждение с тобою будут». Феофилакт, однако, и под страшной клятвой ответил то-же: что он говорил раньше, ничего не утаивая, ни с кем никакого согласия не имел и ни от кого нареканий на её величество не слыхал. Зная честный характер Лопатинского, можно смело поверить этой клятве. Хотя его считали участником компании, выпустившей пасквильное письмо, но он, очевидно, был к атому делу совершенно непричастен. Да и трудно предположить, чтобы этот человек, действовавший всегда ученым оружием, снизошел до подпольного сочинительства грязных пасквилей. По всей вероятности, он ничего и не знал о пасквильной затее, даже если она была делом Решилова, потому что пред появлением пасквиля Решилов перекочевал от Феофилакта в Бизюков монастырь.

Но и клятве Феофилакта не поверили.

Прямых улик против него не было, потому осудить его стеснялись. Однако его продолжали держать под арестом до конца 1738 г. Тем временем умер его неукротимый противник Феофан, а дело все равно тянулось. Наконец, разразился суровый приговор. 1738 год был годом важных политических процессов, и подозрительность аннинского правительства была напряжена до крайности. После политических казней, перестали стесняться и с Феофилактом.

Без каких-либо новых данных его осудили по старым недоказанным обвинениям.

В декабре 1738 г. в Кабинете состоялось определение: "По слушании взнесенного из Тайной Канцелярии экстракта из дела о тверском архиепископе Феофилакте Лопатинском, рассуждено, что помянутый архиерей Феофилакт, по обстоятельству производимого с прочими о нем дела, явился в важных винах; но при следствии не только о тех своих винах не принес чистой повинной, но коварно в том себя закрывал: ибо ведая, что имел он с монахом Иосифом, ныне расстригою Иваном Решиловым, письменную корреспонденцию, к тому же и персонально с ним неприличные речи, каковы в тех их пасквилях явствуют, говаривал, и от Решилова слыхал, на посланные к нему именные указы с явною бессовестною лжею объявлял, что того будто бы не бывало: но когда те его бессовестные ответы письмами Решилова явно были обличены, тогда никакого уже оправдания он не принес, кроме отговорки, что прежде не объявил он якобы от беспамятства... За оные важный вины подлежит лишить его архиерейства и всего священного и монашеского чина, и за надлежащим караулом послать его в Выборг и содержать там в замке, называемом Герман, до смерти его никуда неисходно, под крепким караулом, не допуская к нему никого, також бумаги и чернил ни для чего ему отнюдь давано-б не было». После этого выборгского узника еще раз брали в мае 1739 г. в Тайную Канцелярию для допросов, так как нашелся новый доносчик, указавший близких Феофилакту лиц, одно из которых умело писать полууставом, почерком пасквиля. Допросы эти, однако, ни к чему не привели.

Осуждение Феофилакта Лопатинского было встречено в русском обществе о великим негодованием.

Это был человек, всеми уважаемый, неподкупно честный, и никто не хотел, и верить какой-либо его виновности. Современники с замечательной похвалою отзываются об этом архиерее. Учитель Евдокимов, хорошо знавший Лопатинского, пишет, например, о нем следующее: "Преподобный сей архиерей истинно преподобный, ибо согласовал жизнь с словом и учением апостольским (I послание к Тимоф. гл. III). Упражняясь в проповеди слова Божья, он сочинял книги против раскольников и иноверцев—лютеран и кальвинов. Нравом был кроток, снисходителен и доступен. И сколько был кроток, столько ж и нестяжателен. Купивши мызу Степаново, в 40 верстах от С.-Петербурга, на свои келейные деньги, он отдал ее потом в тверской архиерейский дом. До лишни[ строений и банкетов никогда не был охотник, разве по нужде. Был милостив к неимущим. Во время голода, при крайней дороговизне хлеба, он своими келейными деньгами ссужал своих бедных крестьян и раздавал им хлеб даром. Когда же минуло голодное лето и настало обильное, принесли к нему записные книги, кому, сколько дано было хлеба, и докладывали: не прикажешь ли этот хлеб отобрать? Преосвященный Феофилакт, взяв книги, бросил в печь, в огонь» (Рукоп. "Каталог тверских архиереев»). Иностранец Фандербек писал о нем: "Ученый круг уважает Феофилакта Лопатинского, епископа тверского. Этот человек самого многостороннего образования, знаток греческой литературы, которою занимался с усердием и большим успехом... А его непоколебимая честность во всех обстоятельствах жизни напоминает собою золотой век. Одним словом, если бы можно было изобразить добродетель, то он был бы её портретом».

Феофилакта считали невинным страдальцев, жертвой жестокости аннинского царствования. Многие современники склонны были видеть в нем даже страдальца за веру, потому что осуждение его приписывали ревности лютеран—иностранцев, которых обличал Феофилакт. Последнее подозрение, однако, едва-ли справедливо, потому что правительство Анны, осуждая Феофилакта и преследуя его, руководилось преимущественно политическими побуждениями. Полемические сочинения Лопатинского только постольку были важны для правительства, поскольку они казались политически опасными, разжигая вражду к иноземцам. Много обязан Феофилакт своею несчастною судьбою и Феофан Прокоповичу. Последний создал ему подозрительную репутацию сторонника бунтовской компании и, хотя Феофан умер до окончательная решения участи Феофилакта, эта участь предопределена была предшествующими розысками.

В выборгской крепости Феофилакт томился до конца царствования Анны Иоанновны.

После кратковременного регентства Бирона, как только власть перешла к правительнице Анне Леопольдовне, первым делом нового правления была амнистия всех политических осужденных в предшествовавшее царствование.

Указ об амнистии был опубликован 13 ноября 1740 г., и Св. Синод тотчас же позаботился о множестве духовных страдальцев. Феофилакт был освобожден одним из первых.

Его освободили 31 декабря 1740 г. Многие считали его уже мертвым и удивились его гражданскому воскрешению. Впрочем, старец—страдалец был и действительно почти мертв. Ему вернули прежний сан.

Первенствующей член синода Амвросий, говорят, со слезами возлагал на него знаки архиерейского достоинства. Цесаревна Елизавета посетила его и тоже не могла удержаться от волнения. Но дни несчастного архиерея были сочтены. Он почти не мог двигаться и скоро скончался, 6-го мая 1741 г., на своем тверском петербургском подворье, и был погребен в Невском монастыре.

Портрет Стефана Яворского, 1729. Зубов Алексей Федорович

Портрет Стефана Яворского, 1729.

Гравер: Зубов Алексей Федорович, 1682/1683, Москва – 1751, Москва.

Офорт, резец. 293х186; 275х180 мм.
Надпись внизу справа: Грыдоровалъ Але?їй зубовъ 1729 г.
Надпись по овалу: стефанъ ?ворскїй, митрополитъ рязанскїй и муромскїй.
Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924.
Справочники: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889. Т. 3, стб. 1959, №4; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 1, стб. 362, №26; Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1912. Т. 2, стб. 1054, №1

Как муж ученый, Феофилакт известен на разных поприщах писательской деятельности, преимущественно богословского характера. Первым крупным плодом его богословских занятий был курс лекций по догматике, читанный в Московской духовной академии. Курс этот (на латинском языке хранится в рукописи Московской духовной академии № 255, 257, 259, 262) озаглавливается так: "Наука священная, в богословских состязаниях, по ученью Святой церкви восточной, на основании священного писания, соборов и отцов, умозрительно и с опровержением противных мнений изложенная в Московской коллегии царя Петра Алексеевича в год с 1706—1710». Богословская система Феофилакта составлена главным образом по руководству Фомы Аквината, а отчасти киевских записок, особенно системы Кроковского. По своему направлению она похожа на другие системы старой схоластической школы.

В возражение на сочинение Феофан Прокоповича "Об иге неудобоносимом» Феофилакт написал сочинение: "Иго Господне благо и бремя его легко, сие есть закон Божий с заповедями своими от призрачных, новоизмышленных тяжестей и неудобств противнических свобожден»... Сочинение это, посвященное церкви, однако, осталось неизданным; оно хранится в рукоп. Моск. дух. акад.; есть и в архиве Св. Синода. Состоит сочинение из 19 глав; в I и II гл. объясняются слова Деяний Апостолов ХV, 10; в III гл. говорится о законе нравственном и о заповедях Божиих; в IV—о свободе христианской; в V—о различии Нового завета от Ветхого; в VI—о добрых делах; в VII— VIII гл. разрешаются противоречия и некоторые вопросы о ветхом законе; IX гл.— о непроизвольных страстях похоти и о совершенстве христианском; X гл. — о грехах простительных; XI гл.— о вере; XII гл.—об оправдании; ХIII гл. — о благодати оправдывающей и освещающей; XIV гл.—о пелагианской и кальвинской ереси; XV гл. — о возможности хранения заповедей Божиих; XVI гл.—свидетельство о добродетелях угодников Божиих; XVII гл.—содержание учения противника и неправоты его; XVIII гл.—содержание нашего учения; XIXгл. — увещание к православным. Как видно, это был большой труд, выходящий за рамки простой полемики.

Против протестантства Феофилакт направлял свою деятельность и в других случаях. Он был деятельным помощником Стефана Яворского в борьбе с лжеучением Тверитинова. Затем он, как мы видели выше, издал "Камень веры» Яворского в 1728 г. Он же писал "Апокрисис» или "Ответ на писание ответно Франциска Буддея к некоему другу, на Москве живущему, о лютеранской ереси на книгу блаженные памяти преосвящ. митрополита рязанского, нареченную "Камень веры».

Книге этой, как выше было описано, не удалось увидеть свет, и она послужила лишь источником огорчений для автора (она имеется в рукоп. списках).

Портрет Арсения Мацеевича, митрополита Ростовского

Алексеев, Федор.

Портрет Арсения Мацеевича, митрополита Ростовского

Эстамп. 1844. Гравюра пунктиром; 9,4х7,4; 17,9х12,4; 25,7х19,9 см.

В Синоде Феофилакт, как опять было отмечено, заведовал раскольническими делами. Он усердно обличал раскол и путем литературным. Ему принадлежит: "Неправда раскольническая, которую на себя объявили выгорецкие пустосвяты в ответах на вопросы, поданные им от честного иером. Неофита». Рукописный экземпляр этого соч. есть в библиотеке арханг. дух. семинарии (№ 532). Впоследствии, при имп. Елизавете (в 1745 г.) это сочинение было издано Арсением Мацеевичем, с некоторыми изменениями, под названием: "Обличение неправды раскольнической».

Феофилакт же писал "увещание невеждам», напечатанное в 1725 г. (Полн. Собр. Зак. VII, 4635), обращенное к раскольникам.

В 1787 г.в Москве было напечатано сочинение Феофилакта, посвященное князю Гавриилу Петровичу Гагарину, под заглавием: "Зерцало горячайшего ко Господу Богу духа, излиянного Феофилактом Лопатинским, блаженные памяти архиепископом Тверским и Кашинским, им самим сочиненное на латинском языке и своеручно писанное.»

В 1722 г. была напечатана в русском переводе книга Мавра Орбини "О начале имени народа славянского». В конце этого издания помещено было "Рассмотрение повести о Кирилле и Мефодии», опровергающее мнение западных писателей о западном происхождении славянского христианства. Это "Рассмотрение» было сочинено Феофилактом еще в 1716 г. (см. об этом у Чистовича, "Феофан Прокопович» изд. 1868 г., стр. 30).По поручению государя Феофилакт, в бытность ректором, вместе с Софронием Лихудом и некоторыми другими, работал над исправлением славянской библии. Труд этот занимал время 1713—1723 гг. Исправители сличали славянскую библию с греческими списками перевода 70-ти толковников, обращаясь, по нужде, и к еврейскому тексту и к Вульгате; грамматические погрешности исправляли тут же, а более важные, кроме того, выписывали в особый каталог при предисловии. 3-го февр. 1723 г. исправленную библию разрешено было печатать, но 7-го сентября в том же году велено было еще раз ее пересмотреть. Пятикнижие и книга Иова были пересмотрены во второй раз.

При Екатерине I в ноябре 1726 г. опять библия была разрешена к печати, но с новым пересмотром. Синод поручил дело тому же Феофилакту и Афанасию Кондоиди. Но библия так и не была издана; рукопись Феофилактова исправления — библия в 8-ми книгах — хранится в синодальной библиотеке.

По поручению царя, составил Феофилакт службу на день Полтавской победы (Москва, 1710 г. в Минее — М. 1711 и 1717 гг.; — затем издана СПБ. 1725 г. и в Киеве 1754 г.).

Феофилакт не мало трудился и на проповедническом поприще. Известны его проповеди: Слово на заключение мира со Швециею (Спб. 1722 г., с нем. переводом); Слово в день Екатерины (Москва и Спб. 1722 г.) и Слово другое в день Екатерины (Спб. 1725 г.).

И по своему преподавательскому положению и по официальному, Феофилакту приходилось выступать и с светскими литературными произведениями. В рукописи Моск. акад. (№№ 289, 290, 291, 318) сохранился курс его лекций по философии под заглавием: "Три пути Аристотеля, которые надобно пройти в два года русскому Алкиду: иначе три вида философии, логика, физика и метафизика, которые преподаются под руководством цинтии Яворского с 9 сент. 1704 г.». В 1709 г., Феофилакт, вместе с академическими учителями, составил книгу описания торжественной встречи полтавскому победителю в Москве, под названием "Великолепная Апофеосис»... (М. 1709 г.).

По поводу той же победы Лопатинский сочинил комедию: "Божие уничижителей гордых уничижение»... (М. 1710 г.). Затем известна его "Oda in laudem operis principis Demetrii Kaatemiri», 1719 г., состоящая из 64-х латинских стихов ("Журнал Мин. Нар. Просвещения» 1855 г., авг.).

См. также:

- Феофан Прокопович, иерарх русской церкви XVIII века


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Феофилакт Лопатинский, архиепископ тверской"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Иванцов, Феофилакт Федорович, врач
  • - Давид, архимандрит
  • - Диминский, Степан Яковлевич
  • - Феофилакт Захарьевич, Новгородский посадник
  • - Пафнутий, архиепископ Тверской и Кашинский
  • - Ящуржинский, Василий, протоиерей
  • - В СТОЛИЦЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ СОСТОЯЛОСЬ ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА СЕРГЕЮ РАДОНЕЖСКОМУ
  • - Думитрашков, Константин Данилович, писатель


  • Название статьи: Феофилакт Лопатинский, архиепископ тверской


    Автор(ы) статьи: В. Титлинов

    Источник статьи:  Русский библиографический словарь. 1913. т. 25

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Дела Гос. Архива VII разбора., № 221, 368 (Дело Феофилакта).—Дела архива Св. Синода за 1721—1741 г.г.—"Каталог тверских архиереев", сочин. в 1767 г. учителем Иваном Евдокимовым, сослуживцем Лопатинского по Москве(рукопись твер. дух. семин.). — И. А. Чистович, "Решиловское дело",Спб. 1861 г.— Его же, "Феофан Прокопович и его время", Спб. 1868 т.—В. В. Титлинов, "Правительство имп. Анны Иоанновны в его отношениях к делам православной церкви", Вильна, 1906 г. — И. Я. Морошкин, "Феофилакт Лопатинский, архиеп. тверской", ("Рус. Стар.", 1886 г., янв., февр.). — Прот. Косьма Чередеев, "Биографии тверских архиереев", Тверь, 1859 г. - С. Смирнов, "История Московской Словяно-греко-латинской академии", Москва, 1856 т., — Преосв. Филарет, "Обзор русской духовной литературы", кн. II, М. 1884 г. — Митр. Евгений, "Словарь духовных писателей", т. II, Спб. 1827 г . — В. Аскоченский, "Киев с его древнейшим училищем Академией", Киев, 1866 т. — И. А. Чистович, "Исправление текста славянской библии пред изданием 1751 г. ("Прав. Обозр." 1860 г., т. I). — Пекарский, "Наука и литература в России при Петре Великом", т. I, Спб. 1862 г.—А. Архангельский, "Духовное образование и духовная литература в Росссии при Петре Великом", Казань, 1883 г., Д. Извеков, "Проповедническач противопротеетантская литература на Руси в первой половине XVIII в. ("Православное Обозрение", 1871 г., янв.). — Прот. И. Морев, "Камень веры м. Стефана Яворского", Спб. 1904 г. — С. Рункевич, "История рус. церкви под управлением Св. Синода", т. I, Спб. 1900 г.— Ф. А Терновский, "Московские еретики в царствование Петра Викого" ("Прав. Обозрение", 1863 г., т. X—XI). — "Прав. Об.", 1860 г., кн. 2.(напечат. пастырское внушение Феофилакта одному своевольному игумену); 1862 г., № 2 (напечатано доношение Феофилакта Синоду с просьбой определить его в Иркутск и доклад Синода); 1872 г., № 12 (статья о Феофилакт Лопатинском).— С. М. Соловьев, "история России".


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru