Щедрин, Семен Федорович, живописец
Щедрин, Семен Федорович, живописец, пейзажист, сын солдата лейб-гвардии Преображенского полка, родился в 1745 г. Первоначальное образование получил, по-видимому, в преображенско-полковой "счетной комиссии для обучения письма», а в 1759 г., 14 лет от роду, был принят в число воспитанников Императорской Академии Художеств; по окончании в ней курса в 1767 г. он был награжден малою золотою медалью, присужденной ему за "Вид поля с протекающим по Нем источником», и в виду выдающихся способностей оставлен при Академии пенсионером.
В 1768 г. Щедрин для усовершенствования отправился на казенный счет за границу, посетил Париж, где некоторое время работал в школе и мастерской известного пейзажиста Казановы, затем несколько лет пробыл в Италии, живя преимущественно в Риме и работая над изучением классиков в его богатых музеях. По возвращении в 1776 г. в Петербург, он был определен на службу живописцем при кабинете императрицы Екатерины II, в 1779 г. признан достойным звания академика, а в 1785 г. избран в советники её, занимая при ней в то же время должность профессора пейзажной живописи.
Два года спустя, Щедрин был назначен инспектором художественных классов Академии, а в 1798 г. — её адъюнкт-ректором и директором, но от последней должности скоро отказался.
В 1799 г., по представлению и плану Щедрина, был учрежден и передан в его ведение особый гравировальный пейзажный класс, в котором под руководством Щедрина получили свое специальное образование многие хорошие художники.
Уже в это время он пользовался значительным влиянием на дела Академии; вскоре же его влияние сделалось почти исключительным и было, во всяком случае, настолько велико, что он решался не исполнять желаний, если они не совпадали с его собственными намерениями, даже всемогущего Потемкина; особенно ярко сказалось это в деле Ф. И. Шубина, которого Потемкин прочил в старшие профессора скульптуры, Щедрин же имел в виду предоставить эту должность своему младшему брату, Феодосию Федоровичу.
Пользуясь своим влиянием на большинство преподавательского персонала и слабостью президента Академии Бецкого, Щедрин сумел оттянуть решение этого дела на целые пять лет.
Еще более усилилось влияние Щедрина на дела Академии при императоре Павле I, который относился к нему весьма благосклонно. Его деятельность в Петербурге, как художника, выражалась главным образом в писании видов с императорских загородных садов и дворцов. Кроме нескольких итальянских пейзажей, привезенных еще из Рима, и нескольких работ, изображающих различные моменты маневров. бывших в Ораниенбауме при императоре Александре I, все остальные картины Щедрина неизменно представляют изображение видов разных уголков царскосельских, гатчинских, павловских и петергофских парков, при чем исполнены они то масляными красками, то гуашью. На всех них ясны следы влияния его учителя Казановы. Как на более выдающиеся из многочисленных произведений Щедрина, можно указать на его "Пейзаж со стадом и пастухом», "Гатчинский видь», "Вид Аполлонова каскада». "Вид Монплезира в Петергофе», "Вид дворца в Павловске», "Вид Строгановой дачи», "Пейзаж с животными», "Полдень», три "Вида Каменного острова» (один очень удачный), наконец, ряд видов загородных дворцовых садов при Александровском Царскосельском дворце; лучшей картиной считается "Вид Монплезира».
Любопытно, что современники Щедрина относились к его таланту, хотя в общем и доброжелательно, но все-таки значительно строже, чем позднейшие историки живописи.
В "Северном Вестнике» за 1804 г., например, дается такой отзыв о его таланте: "От долговременного упражнения был в практике тверд, а первую подмалевку своих картин, особенно воздух и дальность, писывал он с большим мастерством, но в отделывании был неискусен».
Далеко не так звучит характеристика, данная ему в "Памятнике искусств» (Спб., 1843 г.): "Прекрасный выбор пунктов, глубина перспективы, прозрачность воздуха, согласие и последовательность тонов, верность освещения и редкая тщательность работы отличают произведения этого прекрасного пейзажиста и побуждают причислить его к лучшим нашим художникам прошлого (XVIII) столетия»...
Последний отзыв дословно перепечатан и некоторыми другими составителями сборников, справочников и даже исследований, хотя первый из них, кажется, ближе к истине.
Большая часть картин Щедрина была приобретена особами Императорского Дома.
Скончался он 1 сентября 1804 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.