Ляпунова, Мария Григорьевна. Материалы к биографии

Мария Григорьевна Ляпунова.

_________________________________________________________________

/Материалы к биографии племянницы вождя нации, Прокофия Петровича Ляпунова/.

 

 

 Мария Григорьевна Ляпунова, племянница вождя нации, Прокофия Петровича Ляпунова. Дочь его  брата Григория, ставшая княгиней Кайбулиной. Самая легендарная свадьба XVII века.

 Григорий Петрович  Ляпунов, убит в бою в 1606 г.

 За ним в 1594 – 97 состояли поместья: в д. Воротинская Слободка Окологородного ст., в д. Глебково Перевицкого ст., в с. Русиново (Митинское) и д. Высокая Понисского ст. Рязанского у.; в д. Павлово Пехлецкого ст. Ряжского у.

Жена: Елена Булгакова Корокодынова, дочь Булгака Андреевича Корокодымова и его жены Алены, дочери Булгака (Анисима) Андреева Таптыкова, происходившего из старинного рода рязанских бояр Таптыковых, и Алены Гавриловны, урожденной Ромодановой.

 

Григорий Петрович Ляпунов женился на дочери богатого землевладельца из рязанского боярского рода Булгака Андреевича Корокодымова, зятья которого Михаил Денисьев, Андрей Ржевский и Василий Вердеревский принадлежали к исконной рязанской знати.

 Документы:

"1580-1590 г.Купчая (выкупная) Алены, жены Григорья Петровича Ляпунова, и Марии, жены Тимофея Васильевича Грязного, у властей Богоявленского Борковского м-ря на вкладную вотчину своего отца Булгака Андреева сына Каркадымова Таптыкова д.Павловское Медведево на р.Прости в Понисском ст.Рязанского у."

 

В феврале (не ранее 10-го) 1623 г. астраханский царевич Михаил Михайлович Кайбулин женится на Марии Григорьевне Ляпуновой.

Известно, что у Марии были братья:

Степан Григорьевич.

Яков Григорьевич.

Василий Григорьевич. Ум. 1647.Воевода. За ним в 1628 – 29 состояло поместье в д. Кайман Окологородного ст. Рязанского у.

Федор Григорьевич. В 1635 – 39 дворянин, в 1646 голова, в 1648 пристав у шведских послов. За ним в 1628 – 29 состояли поместья в п. Бордаково, п. Воротинская Слобода, п. Жесткая и с. Микуличи Окологородного ст. Рязанского у. За ним в 1646 состояло поместье в д. Аргамаково (Руднево) Старорязанского ст. Рязанского у.

 

          В XVII веке, эта свадьба, после царской, явлалась самой известной в государстве.

Кто на ней был и что делал, внесено во все исторические справочники и словари Российской империи.

Сохранилась роспись выдачи одежды, еды и питья из казны на бракосочетание царевича.

Специалисты,  изучающие Чингисидов, отмечали, что эта дача беспрецедентна для Чингисидов в XVII столетии.

Помимо подмоги в размере годового оклада (250 руб.) молодым дали одежды и ювелирных украшений (серьги и ожерелья, в том числе и немецкой работы) более чем на 650 руб. (или 850 руб., подсчеты показывают цифру меньшую, нежели приведена в справке), нижнее белье из царских мастерских, шитое золотом и серебром, более чем 100 ведер питья (питьевые меды, водка, привозные вина), а также иные продукты, пряности и экзотические фрукты. Также сохранился список свадебных подарков. Общие расходы на свадьбу из казны составляли более 2000 рублей.

 

Предполагают, что на свадьбе (в неофициальной части) присутствовал и дядя царевича, касимовский царь Арслан б. Али. Который именно в это время находился в Москву.

 

Сохранился свадебный разряд. По указу государя, посаженным отцом у жениха, который приходился ему двоюродным племянником, был боярин Федор Иванович Шереметев, в материнском — вдова Юрия Григорьевича Пилемова, Анастасия. В отцовом месте у невесты указали присутствовать окольничему Федору Леонтьевичу Ворону Бутурлину.

 

Тысяцким был Иван Петрович Шереметев. Дружками у царевича являлись дьяки Дементий Образцов и Иван Михайлов с женами. Со стороны жены — дьяк Венедикт Матвеевич Махов( владелец с. Юшта, что напротив через р.Оку,села Исады – вотчины Ляпуновых) и подьячий Дворцовой избы Иван Дмитриев с женами. Московский царь, представители его семьи и крещеные Чингисиды отсутствовали на свадьбе.

 

В 1623 году на свадьбе царевича Михаила Кайбуловича с дочерью Григория Ляпунова, Плещеев Иван Дмитриевич Заяц был в "сидячих боярах», а его жена должна была быть в сидячих боярынях, но отсутствовала из-за болезни.

 

В писцовых Касимовских книгах  136 года(1628)  села Тынорской слобода отмечается : "Да за вдовою царевича князь Михайла Кайбулина за княгинею Марьею в с. Слободе Тырновской на ея жеребей крестьянских дворов пятьдесят восемь, людей в них 132 человека, да четыре двора бобыльских, людей в них тож», т.е. в 1628 г. княгиня уже была вдовой, и владела так же и с. Михайловским. Что и подтверждается в писцовых книгах Шацка и Касимова 7166-7167 г.г.(1658-1659) числится "За  княгинею Марьею царевича княж Михайловою женою Кайбулина, что дано ей после мужа ее на прожиток, село Михайловское, что была деревня Инякина на речке на К/М/илчусе».

     

 Дубровка упоминается в "1646 янв.15-1650 февр.5 – Спорное дело Переславля Рязанского Терехова Воскресенского монастыря игумена Порфирия и келаря Макария с братией с Рязанского ж Богородичнаго Ольгова монастыря игуменом Сергием и келарем Нифонтом с братией: о лесе, бортном ухожье,сенных покосах, рыбных ловлях и птичьих перевесах».

 

Звучит это так: " И истец старец Макарей слался словесно Касимовского уезду на пять сел касимовского царевича, на село Мышцы, да княгини Марьи Ка/й/булины/й/(Урожд. Мария Григорьевна Ляпунова, родная племянница вождя нации Прокофия Петровича Ляпунова –А.К.) на село Тынорская слобода, да на село Инякино, да печатника Федора Лихачева на село Дубровки, да разных помещиков на село Борки, сведомо по своим явкам в том, что де они Льговым монастырем их Терехова монастыря землею и угодьи владеют насильством и по записи на ту спорную землю на срок для разделки не съезжали, - то им ведомо».

 История Кайбулиных.

     " 7060 (1552). Того же года, в мае выехал к государю из Азсторохани царевич Кайбула Ах-Кубеков сын царев, и царь государь пожаловал дал ему городок Юрьев/Польский-А.К./ и з данию, женится ему ослабодил у Шигалея царя, понял Шигалееву племянницу, Еналееву дочь цареву».

 

/  Справка: Ак-Кубек  (Ак Кобек, тат. Aqk?bek, Акк?бек) — астраханский хан (1532—33, 1545—46, 1547—50),  старший сын сибирского хана Муртазы и внук хана Ахмата.

Воспользовавшись ослаблением Ногайской Орды при помощи черкесов в 1532 г. отнял престол у Касима. Проводил политику укрепления ханства. В 1533 г. был свергнут Абдул-Рахманом. В 1545 г. вернул власть. В 1546 г. был изгнан ханом Ямгурчи, но в 1547 при помощи крымского хана Сахиба I Гирея вернул себе власть. Впоследствии был низложен Ямгурчи при поддержке русского правительства.

Оставил сына Абдуллу, который и прибыл в Россию, и дочь, выданную за Ак-мурзу, сына ногайского князя Юсуфа/.

 

Таким образом, царевич Кайбула стал ближайшим  родственником  касимовского царька Шигалея, известного как Шах-Али/Ум. 20.04.1567 г./

 

Ставший после Шах-Али касимовским царевичем Саин-Булат в 1573 году принял крещение, и новое имя - Симеон Бекбулатович.

 

 Иван Грозный на касимовский трон назначил  Мустафа-Али хана (Мустафалей, тат. Mostafa?ali, Мостафагали, ????? ????) — (апрель 1584 — не ранее 1590). Сын султана Абдуллы Ак-Кубекова, праправнук хана Ахмата.Мустофе-Али Ибн Кайбуле подчинялись  татары, доставшиеся ему в наследство от отца Кайбулы ибн Ак-Кобека. Отряд находился в коллективном управлении братьев Кайбуловичей. Что позволяло им принимать участие почти во всех военных операциях, которые проводила Россия.

 

Назначение на касимовский трон Мустофы-Али было неслучайным.

 Отец касимовского царевича давно доказал царю Ивану свою ратную преданность и искусство.

 

В 1556 году Кайбула с воеводами, князьями Петром Щенятьевым и Дмитрием Палецким  отражая притязания шведов вступили на их территорию, взяв в оставленном городе Кивене семь пушек, сожгли его, опустошили берега Воксы, и вывели множество пленных. Летописец сообщает, что они "продавали человека за гривну, а девку за 5 алтын».

 

В 1562 году ему  дан был Иваном IV в удел гор. Юрьев. В январе 1563 г. Кайбула принимает участие в царском походе против Литвы.

 

В 1570/71 г. при приеме гонца императора Максимилиана присутствовали Саин-Булат касимовский и Михаил Кайбулович (перед этим Михаил присутствовал на приеме датского посланника);

 

Муртаза-Али (после крещ. Михаил Кайбулович, тат. Mortaza?ali, Мортазагали, ?????????) - царевич, сын астраханского царевича Абдуллы Ак-Кубекова и брат касимовского правителя Мустафы-Али. Перешёл на русскую службу в 1552 г.

В 1570 году крестился. После крещения звался Михаилом Кайбулиным сыном Аккубековым. В 1572 году стал во главе Боярской думы. Стал зваться Михаилом Кайбуловичем царевичем Астраханским.

 

В 1572 году  Михаил Кайбулин упоминается, как участник царского похода к Новгороду. В январе 1572 г. астраханский царевич Михаил Кайбулович (Муртаза-Али ибн Абдула), находясь во главе земской Боярской думы, принимал в Новгороде в Разрядной избе шведского посла Павла бископа Абовского.

 

Женат был на дочери известного воеводы Ивана Васильевича Шереметьева/Большого/ - Агафье Ивановне ( Ум.после 27.11.1613).

 

Около 1600 года он погиб. У него остался сын Михаил (до принятия православия в 1616 г. по данным историков-чингизидов назывался  Кутлут-Гирей), и жена,  Агафья Ивановна Шереметьева.

 

В 1623 году  " Астраханский царевич Михаил Михаилович Кайбулин» женился.

Это была самая знаменитая свадьба в царской России. Его невесте М.Г.Ляпуновой кроме годового оклада мужа (250 руб.) дали одеждой, украшениями и постельным бельем более 860 руб., а также значительные запасы хлеба, круп, мяса, живой и битой дичи, яиц, масла, овощей, питья, пряностей и экзотических фруктов.После смерти царевича Марии Григорьевне дали поместье мужа в Касимовском уезде — село Тынерская Слобода и д. Инякино (624 чети земли), которое после построения церки стало именоваться: Княгинино, Михайловское, Инякино тож.

 

О их свадьбе написано во всех справочниках и биографических словарях того времени.

 

При описании дворянских  родословных  все участники  этой легендарной свадьбы отмечали сей факт своего участия, или по какой-то причине, не участия в ней. И их можно понять.

 

Женился  внук одного из сильнейших воевод и полководцев России, Ивана Васильевича/Большого/ Шереметьева, /который записал свой род для поминовения только в Рязанском кафедеральном соборе/.

 

Женился на племяннице вождя нации в Смутное время  Прокофия Петровича Ляпунова, дочери его родного брата Григория Петровича – Марии Григорьевне Ляпуновой.

 

Такова история, стоящая за именем – "княгиня Мария Кайбулина», княгиня, ставшая вдовой через пять лет после свадьбы.

  

Ей село Инякино, что ныне в Шиловском районе Рязанской области, обязано своим превращением из деревни в село.

 

При ее участии была построена сельская церковь. Вот как об этом сообщается в писцовых книгах Шацка и Касимова за 1658/59 г.г.: " …а в нем церковь во имя Успения Пречистые Богородицы, да предел Михаила Архангела, а в церкве образы и ризы и книги и колокола и всякое церковное строение княгини Марьи…».

 

Имя церкви, данное Марией Григорьевной Ляпуновой, сохранилось до наших дней. Тысячи инякинцев, и многих других сел крестились в ней, венчались, и уходили в последний путь.           

 

 

Примечание:

1. Рындин И. Ж.: Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. ГОУ ДПО "Рязанский областной институт развития образования». Рязань, 2006. Т.10. Выпуск 5.С.111-120.Ляпуновы.

 

2..ГАРО.Ф.892.Д.329.Св.8. Межевая книга Тынорской Слободы и Михайловского-Инякина с пустошами Носовой, Надеиной и др. Спасского уезда.

 

3.Цепков А.И.  "Свод письменных источников по истории Рязанского края 14 -17 веков». Рязань.2005 г.Т.4.С.219 - 220.

 

4. Цепков А.И.  "Свод письменных источников по истории Рязанского края 14 -17 веков». Рязань.2005 г.Т.4   С-255.

 

5. Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань.1891 г.Т.4.С.310-312.

 

6. Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань.1891 г.Т.4.С.315-317

 

7. Вельяминов-Зернов В. В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч. 1. — СПб., 1863; Ч. 2. — СПб., 1864; Ч. 3. — СПб., 1866; Ч. 4. Вып. 1. — СПб., 1887.

 

8.Шишкин Н. И. История города Касимова с древнейших времен. 2-е изд., испр . и доп. — Рязань: Типо-Литография Н.Д. Малашкина, 1891.

 

8. РГАДА, ф. 134, on. 1, 1630 г., д. 1, л. 41-59.

 

9.РГАДА. Ф.141. Оп.1. 1621 г. Д.17. Л.99-102; Ф.131. Оп.1. 1695 г. Д.1. Л.23; Ф.233. Кн.19. Л.71.

10.Антонов А.В. Родословные росписи конца XVI в.» М.1996 /АСЗ. М.1997 г.Т.1.№144/.

 

11. "Русский Биографический Словарь» А.А.Половцова. СПб,1905 г. (Плавильщиков-Примо) С.-103-104

 

12. "Русский Биографический Словарь» А.А.Половцова. СПб,1911 г. (Шебанов-Шютц) С.-172.

 

13.Кондрашов А.И. "Вождь нации – Прокофий Ляпунов»//Сайт Международной  Военно  Исторической Ассоциации.

 

 

 

 


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Ляпунова, Мария Григорьевна. Материалы к биографии
Автор(ы) статьи:А.И. Кондрашов{fullname}Рязань-Шилово
Источник статьи:
Статьи, использованные при написании этой статьи:  1. Рындин И. Ж.: Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Материалы по истории и генеалогии дворянских родов Рязанской губернии. ГОУ ДПО "Рязанский областной институт развития образования". Рязань, 2006. Т.10. Выпуск 5.С.111-120.Ляпуновы. 2..ГАРО.Ф.892.Д.329.Св.8. Межевая книга Тынорской Слободы и Михайловского-Инякина с пустошами Носовой, Надеиной и др. Спасского уезда. 3.Цепков А.И. "Свод письменных источников по истории Рязанского края 14 -17 веков". Рязань.2005 г.Т.4.С.219 - 220. 4. Цепков А.И. "Свод письменных источников по истории Рязанского края 14 -17 веков". Рязань.2005 г.Т.4 С-255. 5. Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань.1891 г.Т.4.С.310-312. 6. Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань.1891 г.Т.4.С.315-317 7. Вельяминов-Зернов В. В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч. 1. — СПб., 1863; Ч. 2. — СПб., 1864; Ч. 3. — СПб., 1866; Ч. 4. Вып. 1. — СПб., 1887. 8.Шишкин Н. И. История города Касимова с древнейших времен. 2-е изд., испр . и доп. — Рязань: Типо-Литография Н.Д. Малашкина, 1891. 8. РГАДА, ф. 134, on. 1, 1630 г., д. 1, л. 41-59. 9.РГАДА. Ф.141. Оп.1. 1621 г. Д.17. Л.99-102; Ф.131. Оп.1. 1695 г. Д.1. Л.23; Ф.233. Кн.19. Л.71. 10.Антонов А.В. Родословные росписи конца XVI в." М.1996 /АСЗ. М.1997 г.Т.1.№144/. 11. "Русский Биографический Словарь" А.А.Половцова. СПб,1905 г. (Плавильщиков-Примо) С.-103-104 12. "Русский Биографический Словарь" А.А.Половцова. СПб,1911 г. (Шебанов-Шютц) С.-172. 13.Кондрашов А.И. "Вождь нации – Прокофий Ляпунов"//Сайт Международной Военно Исторической Ассоциации.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru