Эльснер Федор Богданович, барон, генерал-майор
Эльснер фон, барон Фридрих Готтлиб (Федор Богданович), генерал-майор, инженер профессор, происходил из дворян Австрийской империи и родился в 1771 г. в Берлине.
По окончании первоначального обучения в пансионе Эльснер поступил в дворянскую военную академию в Лигнице, откуда был зачислен в корпус инженеров прусской, a затем польской службы.
По упразднении этих войск Эльснер в чине капитана перешел на русскую службу (1-го февраля 1795 г.) и был определен в бывший Шкловский (Смоленский) кадетский корпус преподавателем военных наук и инспектором классов.
Добросовестное отношение к делу обратило на себя внимание начальства, и Высочайшим указом от 22-го ноября 1799 г. он был пожалован в коллежские асессоры, с переименованием в майоры и с оставлением при вышеупомянутом корпусе.
10-го мая 1801 г. Эльснер, по прошению, был уволен от службы, а в следующем году, по рекомендации инженера генерал-майора Сухтелена, был призван в Дерптский университет, как преподаватель военных наук.
22-го января 1803 г. академический совет избрал его экстраординарным профессором. Когда в Дерпте был образован комитет для наблюдения за постройкой университетских зданий, Эльснер был назначен помощником главного руководителя этого комитета, профессора Краузе, а в награду за ревностное отношение к делу Высочайшим повелением был назначен ординарным профессором военных наук.
1-го августа 1805 г. Эльснер был избран деканом 2 и 4 отделения философского факультета на 1 год, а 1-го августа 1809 г. снова деканом и членом академического апелляционного суда, также на 1 год.
Эльснер составил коллекцию моделей по артиллерии и фортификации для Дерптского университета; многие из них были приготовлены им самим. Кроме того, он выполнил заказ на подобные модели для первого кадетского корпуса в Петербурге.
В 1812 г., в виде награды, Эльснер был пожалован в коллежские советники.
Крайне стесненное материальное положение заставило его искать новый заработок; в это время совет неоднократно выручал его от кредиторов.
В ноябре 1812 г. Эльснер внезапно был вытребован в корпус маркиза Паулуччи, прикрывающий город Ригу, и был назначен обер-квартирмейстером.
4-го декабря того же года ему пришлось участвовать при овладении города Мемеля.
24-го января 1813 г. Эльснер сообщил совету из Мемеля, что он назначен полковником армии и обер-квартирмейстером с прибавкою оклада к профессорскому содержанию на все время войны. В этом же году Эльснер был назначен комендантом города и крепости Риги, 14-го июля 1813 г. инспектором всех российских военных дел в городе и крепости Пиллаве (Пиллау?), а 12-го сентября комендантом Кенигсберга.
19-го августа 1815 г. он был определен в инженерный корпус с чином полковника.
Когда в 1816 г. в Царскосельском лицее стали вводить преподавание военных наук, то к преподаванию их был призван Эльснер, сначала приватно, a затем Высочайшим повелением от 2-го декабря 1816 г. он был зачислен профессором военных наук по лицею и пансиону, где и оставался до 1820 года.
1-го июня 1817 г. Эльснер был назначен членом комитета финляндских укреплений, а 13-го июля был командирован на остров Алланд для составления проекта о заложении там крепости.
12-го февраля 1818 г. он был, по собственной просьбе, уволен из комитета финляндских укреплений, а в следующем году был назначен членом инженерного отделения военно-ученого комитета.
21-го февраля 1820 г. он был назначен помощником начальника главного инженерного училища.
В этой новой должности Эльснер, как сведущему инженеру и педагогу, пришлось много потрудиться. При учреждении инженерного училища важным вопросом являлась учебная часть.
Открытия и исследования в области химии, механики и физики шли одно за другим. Необходимость серьезного образования для инженерных офицеров ясно сознавалась учредителями инженерного училища при самом его открытии. Но являлся вопрос, в каких размерах преподавать требуемые предметы. Общий уровень образования был довольно низок. По поводу постановки учебной части велись серьезные прения и Эльснер, как ближайший помощник начальника училища, принимал в них деятельное участие. Он составил обширную записку, в которой излагал свой взгляд на образование военного инженера вообще и на границы возможных требований относительно научного образования в главном инженерном училище.
По мнению его, все науки делились на общеобразовательные и специальные, строительное же искусство — на военно-строительное и гражданское.
Эльснер ясно сознавал прямое назначение училища, и потому самому желал придать учебному преподаванию исключительный военно-инженерный характер в тесном смысле. Из его записки видно, что он стремился только к возможному. На военного инженера Эльснер смотрел как на человека, которому не чуждо знание строительного искусства, но не как на строителя исключительно. Исходя из этого, он считал необходимым преподавание артиллерии. Надо отдать полную справедливость его ясному воззрению на этот предмета. Он говорил, что при изучении артиллерии следует обращать больше внимания на "употребление и действие орудий, чем на изучение технической части артиллерии, которая для инженера менее важна».
Замечание это сохраняет свое значение и для настоящего времени.
Военное искусство он считал необходимым для лучшего уразумения инженерам всех правил фортификации в применении их к делу и для того, чтобы инженеры при случае могли заменять офицеров генерального штаба.
Признавая огромную пользу от изучения математики в смысле педагогического средства для развития способностей учащихся и как знание существенно полезное для инженеров, Эльснер в особенности останавливался на этом предмете.
При преподавании его он считал необходимым иметь постоянно в виду умение применять принципы математики к делу, почему и предлагал избрать простейший способ преподавания в этом случае, совершенно не прибегая к доказательству одной и той же проблемы на разные лады, видимо считая подобный способ учебным щегольством.
Вообще барон Эльснер был того убеждения, что математика в образовании инженера есть не более как средство, хотя и очень могущественное, но никак не конечная цель. Взгляд его на высшую математику теперь покажется, пожалуй, узким, по крайней мере странным. Он прямо указывает некоторые случаи, когда дифференциальное и интегральное вычисления полезны, оговаривая при этом, что хороший строитель может обойтись и без знания и что даже изучение механики возможно без неё; мнение свое он поддерживал тем, что самые знаменитая машины были придуманы простыми людьми, не знавшими высшего анализа. Вообще он держался того убеждения, что приложения высшей математики к делу чаще встречается в области артиллерии, чем в инженерной практике.
Вследствие этого он говорил, что изучение высшей математики не обязательно в училище, тем более, что уровень образования и развитая тогдашней молодежи был не особенно высок и, кроме того, чувствовался существенный недостаток в хороших преподавателях. К сожалению, начальник училища граф Сиверс, задаваясь более обширною программою, чем барон Эльснер, не проявлял сочувствия к его взглядам на учебную часть. 20-го января 1821 г. Эльснер был пожалован в генерал-майоры, а 3-го марта 1828 г. был назначен начальником главного инженерного училища, каковую должность занимал до самой своей смерти, последовавшей в 1832 году.
Помимо своей выдающейся педагогической деятельности, Эльснер известен еще как писатель: его превосходное руководство к полевой фортификации дарилось всем, поступавшим в офицерский класс, прекрасное же сочинение по части строительного искусства, переведенное на русский язык генерал-майором П. К. Ломновским, было долгое время единственным руководством по этому вопросу.
Эльснер имел ордена до св. Анны 1 ст. включительно, неоднократно удостаивался Высочайших благодарностей и пожалован был в Курляндской губернии арендою и 5.000 рублями ассигнациями.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.