Шильдер Карл Андреевич, инженер-генерал, генерал-адъютант
Шильдер Карл Андреевич, инженер-генерал, генерал-адъютант.
Родился 27 декабря 1785 г. в имении Симоново, Невельского у. Витебской губ., которое отец его Андрей Михайлович, богатый рижский купец, купил в 1785 г. после ликвидации торговых дел и куда переселился из Риги.
«Баярд русского инженерного корпуса» – так был назван прославленный боевой командир лейб-гвардии Сапёрного батальона К.А. Шильдер в докладе известного военного историка Г.С. Габаева. И это не случайно. Так же, как и «славный сеньор» Пьер Террайль де Баярд в XVI веке, Шильдер при жизни заслужил прозвище «рыцаря без страха и упрёка» благодаря своей исключительной храбрости, бескорыстию и благородству. |
Детство Шильдер провел в деревне, а первоначальное образование получил под руководством гувернера Либихта и своей матери, которые воспитали в нем искренние религиозные убеждения, отличавшие его впоследствии, и развили в нем любовь к изящным искусствам.
Для продолжения образования его послали в Москву к старшему брату Ефиму Андреевичу, инженеру строителю, который поместил его, по всей вероятности, в Благородный университетский пансион.
По окончании курса, вследствие рано проявившейся склонности к военной службе, 7 марта 1802 г. Шильдер был зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон; через год он был записан в колонновожатые; в 1804 г. гр. Сухтелен назначил его помощником к подпоручику Теннеру, вместе с коим он стал заниматься собиранием и подготовкой материалов для астрономической экспедиции, которая должна была сопровождать Головнина в Китай.
В состав экспедиции Шильдер однако, не вошел и остался в Петербурге для продолжения образования.
Здесь он стал, главным образом, изучать фортификацию.
В 1805 г. он получил назначение в штаб корпуса генерала Беннигсена, входившего в состав армии генерала Михельсона, отправленной для присоединения к союзным войскам против Наполеона. Когда корпус этот вступил в Силезию, Шильдер был отправлен в армию гр. М. И. Кутузова, уже отступавшую по направленно к русской границе и преследуемую Наполеоном и 20 ноября участвовал в сражении под Аустерлицем, за что награжден орденом Св. Анны 4-й степени с надписью "за храбрость». По возвращении в Россию, он продолжал прерванные научные занятия в Депо карт и, выдержав экзамен, 17 мая 1806 г. был произведен в чин поручика с назначением во 2-й Пионерный полк.
С этого времени началась его служба в инженерных войсках.
В 1810 г. в чине поручика, он, в числе лучших инженерных офицеров, был назначен в крепость Бобруйск для производства работ по её расширению.
Отечественная война застала Шильдера в Бобруйске, крепость эта была почти закончена постройкою к тому времени, что имело большое значение в виду предстоявшей ей блокады. Во время осады Шильдеру поручено было исправлять обязанности артиллерийского офицера за недостатком последних.
Крепость не была взята, польские войска, осаждавшие ее, принуждены были отступить.
13 августа 1812 г. Шильдер получил чин штабс-капитана и переведен в Саперный полк, который был назначен в корпус генерал-лейтенанта Эртеля, стоявший у Мозыря, для обороны берегов р. Припяти. Шильдер прибыл туда в сентябре, и ему было поручено формирование полуроты конно-казачьей артиллерии. Выполнив это поручение, Шильдер со своею полуротою присоединился к отряду полковника Луковкина, который 7 ноября участвовал в сражении при селении Уши.
В 1813 г. Шильдер получил чин капитана и был назначен в 1-й саперный батальон.
В компаниях 1813 и 1814 г.г. Шильдер участия не принимал, т. к. батальон его оставался в России.
В 1815 г. он женился на дочери доктора Штокмар, соседа по имению отца его.
В феврале 1818 г. произведен в подполковники, а в начале 1819 г. оставил службу и поселился в с. Александрове, имении принадлежавшем жене его. Не прошло, однако года, как Шильдер снова стал думать о возвращении на военную службу. Узнав об этом, адъютант генерал-инспектора инженеров А. К. Геруа доложил о желании Шильдера Великому кн. Николаю Павловичу и, получив разрешение, предложил Шильдеру поступить в инженерные войска.
27 января 1820 г. Шильдер был назначен командиром 2-го Пионерного батальона, а 2 сентября 1821 г. произведен в полковники.
Командуя батальоном, Шильдер занялся вопросом об усовершенствовании способов переправ войск через реки и сделал свое первое изобретение — составил проект канатного моста новой конструкции.
За полезную деятельность, 11 марта 1826 г., Шильдер был награжден переводом в Лейб-Гвардии Саперный батальон, которым командовал 10 лет.
Шильдер принял деятельное участие в компании 1828 г. 1 апреля этого года, командуя Лейб-Гвардии Саперным батальоном, Шильдер выступил из Петербурга на юг; дойдя благополучно до Коварна, он заболел лихорадкой и принужден был передать командование полковнику Виттву; только 12 сентября он вновь присоединился к батальону, который получил приказание идти к войскам, осаждавшим Варну.
Дело осады Варны шло крайне медленно, наступавшая осень обещала бури на Черном море, который заставил бы Русский флот отступить от Варны для отыскания более удобной стоянки, а войска принуждены были бы срочно снять осаду и удалиться на левый берег Дуная, т. к. не было постоянных переправ через эту реку для подвоза припасов в действующую армию.
Эти обстоятельства побудили графа Воронцова прибегнуть к взятию Варны штурмом.
Прибыв к крепости, Шильдер быстро ознакомился с осадными работами и выработал план новых работ, которые, упраздняя необходимость кровопролитного штурма, дали бы возможность овладеть крепостью в непродолжительное время.
По утверждении этого плана минных работ Государем, Шильдер смело стал приводить его в исполнение, проявляя при этом большую находчивость в применении инженерного искусства и большую личную храбрость. После нескольких последовательных взрывов бастионов крепости, она сдалась 29 сентября.
Главную заслугу Шильдер в этом деле составляет быстрое взятие крепости без штурмование её, а лишь при помощи успешно применяемого инженерного искусства.
За взятие Варны Шильдер был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, чином генерал-майора и назначением командиром Лейб-Гвардии Саперного батальона.
По повелению Императора Николая Павловича художник Заурвейде изобразил один из моментов взрыва 2-го бастиона крепости Варны.
Другим подвигом Шильдера в эту войну была подготовка переправы через Дунай для осады Силистрии.
Плашкоуты для моста были заготовлены близь м. Фундени и требовалось их сплавить по Дунаю к Кальрату в виду турецких укреплений и Дунайской флотилии. Укрепив устья pp. Аржиса и Бота, Шильдер пустился на плашкоутах, вооружив их, вниз по Дунаю. Первые два дня буря едва не разбила плашкоуты; в дальнейшем плавании пришлось выдержать несколько атак турок, которые были, однако благополучно отбиты.
Плашкоуты были доставлены по назначению и остров против Силистрии занят.
По прибытии к Силистрии главных сил русских с суши, а с моря Черноморской флотилии, началась осада крепости. Шильдеру была поручена часть работ по минному делу.
В это время главная часть армии должна была отойти от Силистрии, где для осады оставлено было всего 8 тыс. человек. Шильдер применил здесь средства, испытанные им при осаде Варны, и за последовательным рядом подкопов и взрывов Русские войска вошли в крепость, которая принуждена была 17 июня сдаться.
За это Шильдер был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени.
После взятия Силистрии, Шильдер находился при корпусе генерал-лейтенанта Красовского и принимал участие в трех сражениях.
По заключении мира, Шильдер вернулся в Петербург к своему батальону.
В мае 1830 г. он вступил во второй брак с Александрой Николаевной Дубенской.
В 1831 г. Шильдер был назначен начальником инженеров Гвардейского корпуса и прикомандирован к штабу корпуса, находившегося под командованием Великого кн. Михаила Павловича, двинутого в Польшу для усмирения вспыхнувшего восстания.
Тут Шильдер принимал участие в нескольких сражениях; за дело при переправе у Тыкочина пожалован золотою шпагою с алмазными украшениями и надписью "за храбрость».
В деле под Остроленкой близь дер. Срженди Шильдер был ранен в ногу, после чего, пролечившись три месяца в Кенигсгберге, имея в ноге пулю, еще ходя на костылях, вернулся в действующую армию, стоявшую под Варшавою, и принял деятельное участие в штурме последней.
Генерал-Фельдмаршал князь Варшавский так доносил о деятельности Шильдера - "невзирая на рану, полученную при Остроленке, от которой еще не излечился, и, двигаясь на костылях, он находился везде впереди с Гвардейскими саперами, которые, как в укреплении Воля, так и на главном городском вале, в самом жестоком огне производили работы, чтобы врезаться амбразурами в оном». Вскоре, однако, страдание, причиняемые не излеченной раной, заставили Шильдера покинуть действующую армию и уехать в Петербург.
Наступивший период мира дал Шильдеру возможность заняться разработкой минного и саперного дела.
В мирное время К.А. Шильдер проявил себя как выдающийся инженер-изобретатель. В 1832 г. он начинает опыты по воспламенению пороховых зарядов посредством гальванизмаим, им был впервые применен гальванический трос для взрыва пороха, заложенного в земле. Им была разработана новая контр-минная система, «трубная» система обороны крепостей: для противодействия осадным работам противника, мины закладывались в подземные узкие скважины («трубы») и подрывались при использовании гальванической батареи и электрозапалов, для производства этих скважин им было изобретено особое сверло. Он разработал конструкцию наклонной подземной пусковой установки и ракет усиленного фугасного действия. В октябре 1833 г. на полигоне под Красным Селом в присутствии императора Николая I были проведены опыты по использованию «трубной системы» для защиты крепостей. Зрелище было настолько впечатляющим, что через неделю К.А. Шильдер был назначен генерал-адъютантом с оставлением в должности командира лейб-гвардии Сапёрного батальона.
За эти изобретение Шильдер в 1833 г, был награжден званием Генерал-Адъютанта.
К.А. Шильдеру принадлежит честь изобретения и создания первой русской подводной лодки. Впервые в России было создано судно с цельнометаллическим корпусом. Для наблюдения из погруженной лодки впервые была применена «оптическая труба» - прототип перископа. Вооружение лодки состояло из подводной мины и шести ракет. Лодка передвигалась при помощи ручного привода, что очень ограничивало её возможности. Испытания в присутствии императора были проведены 29 августа 1834 г. на р. Неве в 40 верстах от города. К сожалению, лодка требовала дальнейшего усовершенствования, и, несмотря на то, что мысль изобретателя значительно опередила его время, практического применения она не получила.
В 1836 г. он был назначен начальником инженеров отдельного Гвардейского корпуса.
В 1838 г. Шильдер изобрел фугасовые ракеты новой конструкции, заключавшие в себе большое количество пороха; он применил электрический ток для взрыва подводных мин, изобретя способ прокладки проводов под водою; он усовершенствовал способ устройства бурдючных мостов; ему же принадлежит честь изобретение первой подводной лодки и притом бронированной.
Правда, первая лодка, сработанная на Александровском заводе, не оправдала, вследствие не совершенства технических устройств, возлагавшейся на неё надежды; но заслуга Шильдера в том, что он первый в России построил лодку из железа, желая сделать ее непроницаемой для снарядов, скрыть от выстрелов механизм, приводящий судно в движение, и уменьшить размер надводной части лодки, чтобы по возможности сократить площадь прицела; одним словом, Шильдеру принадлежит идея постройки бронированных судов.
В это же время, Шильдер работал над устройством пароходного сообщения между Петербургом и Кронштадтом.
Предприятие это окончилось однако неудачей, т. к. сделанные в России пароходы были плохо построены, ходили медленно и вскоре, организованное общество прекратило свои действия.
Из этого краткого перечня главнейших изобретений Шильдера легко представить себе, насколько неутомим был их автор.
Шильдер пользовался большим доверием Государя Николая Павловича, в присутствии которого производились опыты над многими его изобретениями.
В 1849 г. Шильдеру было поручено произвести расследование действий генерал-лейтенанта Шварца и высшей комиссии в крепости Новые Закаталы по делу о краже частных и казенных сумм.
Он отправился к месту назначения, но с началом Венгерской кампании ему было приказано, возможно, скорей окончить расследование дела, чтобы затем ехать в действующую армию. Не смотря на спешное окончание дела и быстроту приезда, Шильдер прибыл в главную квартиру армии уже после подавление восстания. В этом же году он был назначен начальником инженеров действующей армии. На его обязанности лежало наблюдение за состоянием крепостей в западном крае; при нем строили крепость Ново-Георгиевск и в честь его одно из укреплений получило наименование "Шильдер».
Остальные крепости края были приведены в полный порядок по его настоянием.
В 1853 г. возгорелась Восточная война.
Командующим армией, долженствующей занять Придунайские княжества, был назначен князь М. Д. Горчаков, который вскоре же просил командировать к нему Шильдера, что и было исполнено. Нерешительный образ действий кн. Горчакова был известен Шильдеру, поэтому последний, по прибытии в армию, стал действовать самостоятельно.
Он стал укреплять берега Дуная, чтобы при помощи возводимых укреплений истребить турецкую флотилию, что и удалось ему 3 февраля близь Рущука.
Вслед за тем, он устроил успешную переправу русских войск через Дунай, за что был награжден орденом Св. Александра Невского с алмазными украшениями.
Русским войскам удалось перейти на правый берег Дуная, после чего началась осада Силистрии, над которой К.А. Шильдер одержал блестящую победу в 1829 году за 25 лет до этого.
Он стал подготовлять осаду Силистрии, для чего, по его приказанию, были заняты три острова на Дунае ниже этой крепости и на них возведены батареи. Было уже приступлено к осадным работам и, порученные Шильдером минные работы, шли успешно.
Несмотря на преклонные годы, генерал Шильдер лично наблюдал за ходом осадных работ, часто проводя ночи в траншеях. 1 июля 1854 г., при обычном обходе работ, он сел на туру, чтобы отдохнуть.
Разорвавшейся в это время гранатой ему раздробило ступню раненой ноги, где с 1831 г. уже находилась польская пуля, полученная в сражении под Остроленкой. Тогда пуля раздробила ему правую ступню, но такое тяжелое ранение не помешало Шильдеру возглавить свой батальон во время наступления на Варшаву.
Его отнесли в палатку, к сожалению, при повторном ранении ногу пришлось ампутировать и перевезли для дальнейшего лечение в Кальрат, а спустя десять дней, 11 июня 1854 г. Карл Андреевич скончался и был похоронен в г. Калараше (Молдавское княжество), на кладбище церкви святого Николая. Перед смертью он выразил желание быть погребённым в России, но вследствие скорого отступления русских войск от Калараша, сделать этого не удалось.
Раненый не терял присутствия духа и относился к своему положению с шутками. Состояние здоровья однако осложнилось; 10 июня он потребовал священника, причастился, а 11 скончался. Погребен он на Кальратском кладбище церкви Св. Николая Чудотворца.
Современники высоко ценили Шильдера, сам же он горячо любил солдат, которые, в свою очередь, боготворили его. Один из современников так отозвался о Шильдере: "До самой славной кончины своей, он всегда был человеком инициативы, замечательной храбрости, для которого затруднения рождали энергию и средство уничтожить их, и обладавшим вместе с тем столь редкою в наше время нравственною храбростию, которая не отступает ни перед какою ответственностью».
Перевезение праха К.А. Шильдера в Россию состоялось только 1911 г., а 31 октября он был с почестями захоронен в батальонной церкви свв. Космы и Дамиана в Петербурге.