Уникальные храмовые скульптуры XVII-XIX веков представлены в Музее архитектуры
[media=http://youtu.be/4Mr71gQmwLQ] |
На эскизе мастера XIX века иконостас высотой в несколько метров. Сплошь покрыт фигурной резьбой. Рядом горят позолотой Царские врата. Это все, что осталось от некогда уникального убранства церкви. Сцена "Тайной вечери», по традиции изображаемая на иконе над вратами, здесь – исполненная мастерами в стиле барокко - на самих створах.
Мария Бурганова, куратор выставки:
- Мы видим, как они богато украшены, какая прекрасная многофигурная композиция, какого мастерства эти исполнения, и с горечью можем понять, какой ансамбль мы потеряли.
Полуколонна, увитая виноградной лозой. Даже неискушенный зритель сразу увидит высокое мастерство резчиков. Рядом с каждым экспонатом - редкие дореволюционные фотографии также утраченных иконостасов и алтарей.
Мария Бурганова, куратор выставки:
- Посмотрите на ту архивную фотографию. Рядом – вот все, что осталось. Кто-то, медленно проходя по вот этим фотографиям взглядом, поймет, какова мера ответственности, которая лежит на нас – сохранить хотя бы одну колонну.
Ирина Коробьина, директор Государственного музея архитектуры им. Щусева:
- Эта скульптура, которую мы извлекли из своих фондов, мы ее показываем как самодостаточную ценность, хотя это великолепные, уникальные произведения религиозного резного искусства, мы их показываем как доминанты архитектурного формирования пространства священного в российских храмах.
Самый популярный сюжет – ночь перед распятием. Таких в экспозиции семь. Христос сидит в раздумье, подперев ладонью голову. Эти скульптуры того же назначения, что иконы.
Мария Бурганова, куратор выставки:
- Она покрывается левкасом, как и икона, специально подготавливается, шлифуется, полируется, наносится темперный слой, роспись, точно также как это делается при росписи икон. В каждом храме, конечно, было распятие с предстоящими. Эта группа иногда была в сокращенном варианте, то есть Христос распятый на кресте, Богоматерь и Иоанн. А иногда была расширенная - там стояли Святые жены, сотник Лонгин, римские воины.
Все немногочисленные экспонаты - из запасников музея и частных коллекций - XVII-XIX веков. Собирали их по всем центральным областям, русскому северу и Поволжью. Однако точное место происхождения большинства памятников не установлено. Сомнений не вызывает лишь атрибутика произведений, в которых прослеживаются черты европейской скульптурной традиции. Именно этим традициям следовали художники в мастерских обеих российских столиц.
Илья Луданов, Максим Зайцев
Москва
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.