Выставка в Пушкинском музее знакомит посетителей с музыкальными традициями Древнего Китая
Выставка "Древний Китай: ритуал и музыка. Бронза и лаки" в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина знакомит посетителей с искусством Китая XVII - III веков до н. э. Смотр, на котором представлены экспонаты из собрания Музея провинции Хубэй, открылся в главном здании музея.
"Китай - это страна, которую в России по сей день считают загадкой, - сказал на открытии выставки министр культуры Владимир Мединский. - Всегда интересно познавать что-то новое. В России интерес к китайской культуре всегда существовал. Убежден, что выставку посетит большое количество человек". Министр отметил, что в последние годы культурное сотрудничество двух стран очень активно развивается.
"Это является образцом добрососедства и стремлением понять друг друга, что всегда отличало российский и китайский народы, - сказал Мединский. - Это и должно оставаться примером мудрости".
"На выставке представлено более 100 памятников художественной культуры, которые были созданы в периоды правления династий Шан и Чжоу, ознаменовавших эпоху бронзы, - сказала директор ГМИИ Марина Лошак. - Для традиционной китайской культуры понятия "ритуал" и "музыка" неразделимы, основы музыкального творчества древних китайцев восходят к обрядовой деятельности, к ритуалу". В мифах и легендах Китая происхождение музыкального искусства и музыкальных инструментов относилось к эпохе глубокой архаики и связывалось с древними правителями и предками. "Мы очень рады совместной работе с Музеем провинции Хубэй, надеемся, что наше сотрудничество продолжится и мы сможем познакомить российскую публику и с другими коллекциями музея, ведь его собрание насчитывает более 260 тыс. редких памятников, обнаруженных в результате археологических раскопок", - продолжила Лошак.
Зрителям представлены характерные черты культуры Древнего Китая, связанные с ритуалом поклонения предкам и военными действиями, показаны бронзовые ритуальные сосуды и такие музыкальные инструменты, как колокола, барабаны, литофоны. Среди уникальных экспонатов смотра - единственный сохранившийся полностью литофон, относящийся к разряду ударных. В китайской традиции они представлены плитами треугольной или полукруглой формы цин. В экспозиции показан литофон-бяньцин, изготовленный из известняка и подвешенный на двухъярусной фигурной стойке в виде двух мифических животных - в бронзовых скульптурах угадываются очертания журавля и дракона. Все 32 плиты инструмента были пронумерованы, и отмечен музыкальный строй каждой. Такие литофоны использовали в придворных и храмовых оркестрах.
Другой тип инструментов на выставке - это древние колокола. В экспозиции представлен набор колоколов типа бяньчжун, обнаруженный в гробнице комплекса Цзюляньдунь. На двухъярусной деревянной стойке размещены 34 колокола разных размеров. По словам кураторов, "известно, что наборы подобных колоколов использовали вместе и при комбинации возникал так называемый золотой звук".
По словам кураторов, в эпоху Чжоу существовало множество разновидностей барабанов: их изготавливали из кожи, дерева, даже тыквы. Посетители выставки смогут увидеть образец барабана, закрепленный на фигурной подставке из скульптурной композиции в виде двух священных птиц, опирающихся на спины тигров. Нижняя ее часть украшена переплетающимися фигурами ядовитых змей. В Древнем Китае образ переплетающихся рептилий восходит к архаическим культам божеств земли и плодородия.
Кроме музыкальных инструментов в экспозиции также представлены девять сосудов из бронзы и ритуальная секира, обнаруженные при раскопках городища Паньлунчэн (эпоха Шан), а также фигура отдыхающего оленя - один из шедевров древней лаковой пластики царства Чу эпохи Чжаньго. Посетители также увидят доспехи, выполненные из кожи, покрытой лаком, боевое оружие из гробниц местности Цзюляньдунь, обнаруженные в 2002 году.
Для широкой публики выставка будет открыта с 4 марта по 10 апреля.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.