11 или 18 марта 1314 года был сожжен Жак де Моле?
700 лет тому назад во Франции проходил один из самых громких судебных процессов Средневековья – суд над тамплиерами. Его жертвой стал самый богатый и влиятельный монашеский и рыцарский орден того времени, с которым связаны многочисленные легенды и существование которого окутывают загадки. Легенды о золоте тамплиеров продолжают существовать, а само золото, продолжают искать, несмотря на то, что, казалось бы, все прекрасно знают, в чьих карманах оказались богатства тамплиеров.
Что касается загадок... До сих пор с точностью неизвестно, в какой именно день был сожжен последний магистр ордена тамплиеров Жак де Моле. Если вы спуститесь по лестнице, расположенной за памятником Генриху IV в скверик (его же имени), то у входа, увидите две таблички, на которых говорится о том, чем знаменито это место. Оно знаменито тем, что именно там, были сожжены на костре Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ. Тогда у западной оконечности острова Сите существовало три небольших островка. Потом – после завершения строительства Нового моста (1607), эти островки слились с основным островом Сите. На одном из них и был сложен костер.
Чаще всего пишут, что остров, на котором сожгли Жака де Моле, называют Еврейским островом. Он находился сразу напротив королевского сада – приблизительно там, где сейчас стоит памятник Генриху IV, а принадлежал остров аббатству Сен-Жермен.
Остров называли Еврейским, так как там жгли евреев во времена парижских еврейских погромов, случавшихся в столице Парижа в Средние века неоднократно. Правда, такое название он получил позднее – только в середине XIV века.
Не будем перечислять ошибки вроде той, которую допустили авторы материала в специальном номере журнала "Фигаро», посвященном тамплиерам: "19 марта 131 4 года Жак де Моле направился к костру, сложенному на островке, расположенном напротив паперти собора Парижской Богоматери».
19 марта – это просто грубая опечатка, а путаница с названием острова и даже с его местоположением – объяснима. Тогда мало кого интересовал вопрос о том, как именно следует назвать этот клочок земли. А вот с датой экзекуции сложнее, поскольку хронологическая путаница сразу же дает пищу для работы воображения и простор для самых различных предположений. Вплоть до сомнения по поводу самого сожжения.
Разночтение в датах сожжения объясняется использованием различных источников и того, в какой мере тот или иной источник считается более или менее достоверным.
Так, по словам Гийома де Нанжиса (Guillaume de Nangis) сожжение состоялось в день после праздника Святого Григория (Saint Gr?goire) в понедельник 18 марта – эта дата и указана на отдельной табличке на стене Нового моста, обращенного к скверу Вер-Галан, а вот на панно для туристов перед входом в сквер значится дата 11 марта. Это ссылка на другие средневековые хроники, одним из авторов которых был Бернар Ги (Bernard Gui), который пишет, что сожжение произошло в понедельник но, не после, а накануне праздника Святого Григория – то есть неделей раньше – 11 марта. Этот источник считается более достоверным (Alain Demurger). Но всё зависит от мнения историков. Этим и объясняется разночтение в датах, обозначенных на мемориальных табличках на месте экзекуции Жака де Моле и Жофруа де Шарне (Geoffroy de Charney). Дата 11 марта 1314 года считается более достоверной, если учитывать традиции исчисления времени той эпохи.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.