ГОВАЛЬДТ, судостроительный завод
"Говальдт"
В мастерской завода "ГОВАЛЬДТ" |
"ГОВАЛЬДТ" (Hovaldtswerke), судостроительный завод в Киле (Германия), возник в 1835 г., и в начале XXвека имеет до 3 т. рабочих и занимал площадь около 735 т. кв. м. (застроено до 36 т. кв. м.).
Преимущества завода — развитая береговая линия, широкое водное пространство, удобное для спуска судов, и целесообразно произведённые затраты по расширению завода с применением гидравлики, пневматики и электричества в широких размерах.
Главные мастерские:
кузница для машиностроения имел горны американской системы, с подземным отсасыванием дыма, и гидравлический пресс на 800 т.
Литейные с 2-мя 20-т. электрическими кранами, 7-т. мартеновской печью, подземной подводкой генераторного газа, 2-мя калильными печами для отжигания и 2-мя купольными для чугунных отливок до 30 т.
В котельной, выделывавшей преимущественно цилиндрические и, в потом, водотрубные котлы, имелся 50-т. электрический кран.
Машиностроительная и машиносборочная состояли из целого ряда отдельных мастерских с 20 и 30-тн. электрическими кранами, рельсовыми путями и мощными станками, в общей сложности до 240 машин-орудий.
150-т. электрический береговой молотковый кран для достройки судов, на моле, мог обслуживать одновременно до 6 судов средней величины.
Судостроение занимало по площади 2/3 всего завода.
Новая судостроительная мастерская для больших судов имела пневматические, гидравлические и электрические клепалки, сверлильные машины, подъёмные и др.
Между старой и новой судостроительными мастерскими открыто установлены тяжелые гидравлические станки.
Судостроительная кузница — единственная в Германии для выделки кованных судов. штевней (до 15 т.).
Стапели (эллинги) — все открытые; 5 старых стапелей, для малых судов, обращено к р. Свентине, 5 новых — к Кильской бухте, из них последний — для постройки дредноутов; стапели — на насыпном щебнисто-песчаном грунте, частью с деревянными стрелами и электрическими лебедками, а частью с металлической конструкцией для трех катучих 5-тн. кранов с пневматической проводкой.
Для России завод построил с 1897 г. значительное число ледоколов, пароходов, плавучих кранов до 100 т., сосунов и шаланд.
Для флота им построен в 1902 г. транспорт Океан.
Из других судов, построенных заводом, можно упомянуть деревянное судно Гаусс (1901 г.) для германской южной полярной экспедиции, самоходное судно-док Вулкан для подъема затонувших подводных лодок (1908 г.), германские дредноуты Гельголанд (1909 г.) и Кайзерин (1911 г.), водоизмещением по 22.800 тн., первый с поршневыми машинами, второй с турбинами, и 40.000-тн. плавучий док для Кильского адмиралтейства (1911 г.).