Госпитальные суда
Госпитальные суда. обслуживают нужды плавающего флота, не удовлетворенные судовыми лазаретами.
Первое по времени Госпитальное судно появилось в 1870 г. в США.
По своему назначению Госпитальные суда соответствуют до известной степени полевым (дивизионным) госпиталям сухопутного военного ведомства.
До первой половины XVIII ст. в морской. войне специальных мер к облегчению участи раненых или спасению утопавших при гибели кораблей не принималось.
В трактате 1780 г. между Францией и Англией установлен особый флаг, гарантирующий судам, перевозящим раненых и военно-пленных, неприкосновенность, при условии, однако, полного их отказа от приема на борт военной контрабанды или каких-либо грузов. В этом же договоре, также впервые, устанавливается неприкосновенность врачей и священнослужителей.
Трактат этот был заключен применительно только к одной определенной войне и уже в 1799 г., во время Египетской экспедиции Бонапарта, франц. корабль с медицинским снабжением для армии был захвачен англичанами. Подобный же договор был заключен в 1813 г. между Англией и США.
На международной конференции 1864 г. в Женеве вопрос о распространении принципов Красного Креста и на морскую войну определенной формулировки в статьях не получил.
В австро-итальянскую войну, во время морского сражения при Лиссе, небольшое австрийское посыльное судно было обстреляно итальянцами, когда оно подошло к тонувшему итальянскому линейному кораблю для спасения его экипажа.
Случай этот стал предметом обсуждения на Парижской конференции Красного Креста (1867), принципиально высказавшейся за распространение конвенции и на флоты. Но ко времени франко-прусской войны новая конвенция еще не был ратификована и был принята воюющими сторонами только как временный договор для данной войны.
Те же принципы был приняты Россией и Турцией для войны 1877-78 гг. и республиками Перу и Чили в 1880 г., когда впервые Госпитальное судно, эвакуировавшее раненых, было выпущено из заблокированного порта.
Во время японо-китайской войны Госпитальные суда были единственным для Японии средством лечения и эвакуации раненых и больных, и это обстоятельство явилось лишним стимулом к возобновлению трудов по узаконению международным соглашением деятельности этих кораблей. Окончательное разрешение вопрос получил на гаагской международной конференции 1899 г., по статутам которой Госпитальное судно должно, в общих чертах, удовлетворять следующим главным требованиям:
1) о нем д. быть сделано формальное заявление воюющей стороне;
2) оно д. быть выкрашено в белый цвет, имея вдоль борта полосу красного цвета, если оно снаряжено на частные средства и зеленую, если оно правительственное;
3) Госпитальное судно несет два флага: национальный и, под ним, флаг Красного Креста;
4) оно несет также красные кресты на видных местах;
5) Госпитальное судно м. быть осматриваемо военными судами не только воюющих сторон, но и нейтральных держав;
6) оно д. оказывать милосердную помощь решительно всем в ней нуждающимся;
7) отнюдь не оказывать кому бы то ни было содействия, носящего военный характер;
8) весь личный состав Госпитального судна неприкосновенен;
9) в случае нарушений постановлений гаагской конвенции Госпитальное судно лишается всех своих прерогатив;
10) нарушения со стороны одного Госпитального судна дают право противнику не признавать и за всеми прочими Госпитальными судами неприятеля их прав.
Наибольшее применение Госпитальные суда имели в ближайшем после Гаагской конференции усмирении боксерского движения 1900-01 гг., в котором приняли участие главные государства Европы; в китайских водах тогда действовали следующие Госпитальные суда: 3 французских, 3 германских, 1 американское, 3 английских, 2 японских и 1 русское. (пароход Царица); все эти суда были оборудованы правительствами или отделами Красного Креста соответствующих государств; так, например, наше Госпитальное судно было устроено из парохода Русского общества пароходства и торговли Российским обществом Красного Креста через Одесское его отделение.
Иностранными державами под Госпитальные суда приспособлялись утратившие боевое значение суда или зафрахтовывались коммерческие; только у Японии были специально построенные Госпитальные суда, заказанные тотчас же после Симоносекского мира.
Внутренний распорядок и организация службы на Госпитальных судах, снаряженных на частные средства, вырабатываются учреждениями, ведающими торговым мореплаванием. По правилам Австрии, ответственное руководство экспедицией вручается имперскому уполномоченному учреждений, организовавших Госпитальное судно; капитан его и личный состав находятся по отношению к уполномоченному в положении контрактно-обязанных служащих.
Правительственные Госпитальные суда управляются особыми положениями.
По нашему морскому уставу, Госпитальные суда через флагманского врача (ст. 227) подчинены во всех отношениях власти флагмана.
Во время последней войны с Японией у нас были Госпитальные суда: в Порт-Артуре — Монголия, Казань и Ангара, снаряженные Красным Крестом и оказавшие неоценимые услуги флоту и крепости. Однако, по условиям деятельности, суда эти были скорее плавучими госпиталями, т. к. оставались неизменно на том же месте, в базе флота. Функционировали они согласно положениям, выработанным администрацией Красного Креста, под высшим руководством главноуполномоченного этого общества в Квантунском укрепленном районе.
Их медицинский и административный персонал был приглашен из лиц не военного звания.
Во 2-ой эскадре флота Тихого Океана было Госпитальное судно Орел, перестроенное в Тулоне из парохода Добровольного флота на средства французского Красного Креста и снаряженное к походу русским Красным Крестом.
Медицинский персонал был назначен из лиц, служащих в морском ведомстве, которое несло и расходы по плаванию.
Орел весь поход до Цусимского боя совершил совместно с первым броненосным отрядом эскадры под командованием генерал-адъютанта Рождественского.
В Цусимском бою Орел подвергся обстрелу, был захвачен неприятелем и конфискован, как нарушивший п. 7 постановлений гаагской конференции о Госпитальных судах. Там же был арестовано и Госпитальное судно Кострома (казенное), прибывшее в Тихий. Океан с отрядом контр-адмирала Небогатова; это последнее в скором времени было отпущено японцами.
Вопрос о захвате наших Госпитальных судов в русско-японскую войну являлся предметом дипломатических переговоров, приведших к возвращению России японским правительством захваченного в Порт-Артуре Госпитального судна Ангара.
На очереди стоял вопрос о законодательном установлении внутреннего управления военных Госпитальных судов, их снабжения, организации службы, взаимоотношений медицинских и строевых начальств и т. д. Необходимо также установить общие принципы наиболее целесообразного использования Госпитальных судов при боевой обстановке: каким обр. д. распорядиться командующий флотом, чтобы воспользоваться услугами подобного небоевого судна, которое при плохой организации м. внести в состав эскадры значительное стеснение.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.