Госпитальные суда

Госпитальные суда. обслуживают нужды плавающего флота, не удовлетворенные судовыми лазаретами.

Первое по времени Госпитальное судно появилось в 1870 г. в США.

По своему назначению Госпитальные суда соответствуют до известной степени полевым (дивизионным) госпиталям сухопутного военного ведомства.

До первой половины XVIII ст. в морской. войне специальных мер к облегчению участи раненых или спасению утопавших при гибели кораблей не принималось.

В трактате 1780 г. между Францией и Англией установлен особый флаг, гарантирующий судам, перевозящим раненых и военно-пленных, неприкосновенность, при условии, однако, полного их отказа от приема на борт военной контрабанды или каких-либо грузов. В этом же договоре, также впервые, устанавливается неприкосновенность врачей и священнослужителей.

Трактат этот был заключен применительно только к одной определенной войне и уже в 1799 г., во время Египетской экспедиции Бонапарта, франц. корабль с медицинским снабжением для армии был захвачен англичанами. Подобный же договор был заключен в 1813 г. между Англией и США.

На международной конференции 1864 г. в Женеве вопрос о распространении принципов Красного Креста и на морскую войну определенной формулировки в статьях не получил.

В австро-итальянскую войну, во время морского сражения при Лиссе, небольшое австрийское посыльное судно было обстреляно итальянцами, когда оно подошло к тонувшему итальянскому линейному кораблю для спасения его экипажа.

Случай этот стал предметом обсуждения на Парижской конференции Красного Креста (1867), принципиально высказавшейся за распространение конвенции и на флоты. Но ко времени франко-прусской войны новая конвенция еще не был ратификована и был принята воюющими сторонами только как временный договор для данной войны.

Те же принципы был приняты Россией и Турцией для войны 1877-78 гг. и республиками Перу и Чили в 1880 г., когда впервые Госпитальное судно, эвакуировавшее раненых, было выпущено из заблокированного порта.

Во время японо-китайской войны Госпитальные суда были единственным для Японии средством лечения и эвакуации раненых и больных, и это обстоятельство явилось лишним стимулом к возобновлению трудов по узаконению международным соглашением деятельности этих кораблей. Окончательное разрешение вопрос получил на гаагской международной конференции 1899 г., по статутам которой Госпитальное судно должно, в общих чертах, удовлетворять следующим главным требованиям:

1) о нем д. быть сделано формальное заявление воюющей стороне;

2) оно д. быть выкрашено в белый цвет, имея вдоль борта полосу красного цвета, если оно снаряжено на частные средства и зеленую, если оно правительственное;

3) Госпитальное судно несет два флага: национальный и, под ним, флаг Красного Креста;

4) оно несет также красные кресты на видных местах;

5) Госпитальное судно м. быть осматриваемо военными судами не только воюющих сторон, но и нейтральных держав;

6) оно д. оказывать милосердную помощь решительно всем в ней нуждающимся;

7) отнюдь не оказывать кому бы то ни было содействия, носящего военный характер;

8) весь личный состав Госпитального судна неприкосновенен;

9) в случае нарушений постановлений гаагской конвенции Госпитальное судно лишается всех своих прерогатив;

10) нарушения со стороны одного Госпитального судна дают право противнику не признавать и за всеми прочими Госпитальными судами неприятеля их прав.

Наибольшее применение Госпитальные суда имели в ближайшем после Гаагской конференции усмирении боксерского движения 1900-01 гг., в котором приняли участие главные государства Европы; в китайских водах тогда действовали следующие Госпитальные суда: 3 французских, 3 германских, 1 американское, 3 английских, 2 японских и 1 русское. (пароход Царица); все эти суда были оборудованы правительствами или отделами Красного Креста соответствующих государств; так, например, наше Госпитальное судно было устроено из парохода Русского общества пароходства и торговли Российским обществом Красного Креста через Одесское его отделение.

Иностранными державами под Госпитальные суда приспособлялись утратившие боевое значение суда или зафрахтовывались коммерческие; только у Японии были специально построенные Госпитальные суда, заказанные тотчас же после Симоносекского мира.

Внутренний распорядок и организация службы на Госпитальных судах, снаряженных на частные средства, вырабатываются учреждениями, ведающими торговым мореплаванием. По правилам Австрии, ответственное руководство экспедицией вручается имперскому уполномоченному учреждений, организовавших Госпитальное судно; капитан его и личный состав находятся по отношению к уполномоченному в положении контрактно-обязанных служащих.

Правительственные Госпитальные суда управляются особыми положениями.

По нашему морскому уставу, Госпитальные суда через флагманского врача (ст. 227) подчинены во всех отношениях власти флагмана.

Во время последней войны с Японией у нас были Госпитальные суда: в Порт-Артуре — Монголия, Казань и Ангара, снаряженные Красным Крестом и оказавшие неоценимые услуги флоту и крепости. Однако, по условиям деятельности, суда эти были скорее плавучими госпиталями, т. к. оставались неизменно на том же месте, в базе флота. Функционировали они согласно положениям, выработанным администрацией Красного Креста, под высшим руководством главноуполномоченного этого общества в Квантунском укрепленном районе.

Их медицинский и административный персонал был приглашен из лиц не военного звания.

Во 2-ой эскадре флота Тихого Океана было Госпитальное судно Орел, перестроенное в Тулоне из парохода Добровольного флота на средства французского Красного Креста и снаряженное к походу русским Красным Крестом.

Медицинский персонал был назначен из лиц, служащих в морском ведомстве, которое несло и расходы по плаванию. 

Орел весь поход до Цусимского боя совершил совместно с первым броненосным отрядом эскадры под командованием генерал-адъютанта Рождественского.

В Цусимском бою Орел подвергся обстрелу, был захвачен неприятелем и конфискован, как нарушивший п. 7 постановлений гаагской конференции о Госпитальных судах. Там же был арестовано и Госпитальное судно Кострома (казенное), прибывшее в Тихий. Океан с отрядом контр-адмирала Небогатова; это последнее в скором времени было отпущено японцами.

Вопрос о захвате наших Госпитальных судов в русско-японскую войну являлся предметом дипломатических переговоров, приведших к возвращению России японским правительством захваченного в Порт-Артуре Госпитального судна Ангара.

На очереди стоял вопрос о законодательном установлении внутреннего управления военных Госпитальных судов, их снабжения, организации службы, взаимоотношений медицинских и строевых начальств и т. д. Необходимо также установить общие принципы наиболее целесообразного использования Госпитальных судов при боевой обстановке: каким обр. д. распорядиться командующий флотом, чтобы воспользоваться услугами подобного небоевого судна, которое при плохой организации м. внести в состав эскадры значительное стеснение.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Госпитальные суда"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Учебные суда в Российской императорской армии
  • - ВОЕННО-МОРСКОЙ ПРОКУРОР
  • - ВОДОЛЕЙ
  • - ВОЕННО-МОРСКОЙ СУДЬЯ
  • - Корчемный заседатель земского суда
  • - Воеводский Платон Аркадьевич, генерал-лейтенант военно-морского судебного ведомства
  • - БОЖИЕ ПРЕДВЕДЕНИЕ
  • - Домбровский Леонид Андреевич, генерал-майор


  • Название статьи: Госпитальные суда


    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Овчинников, Красный Крест на море; Гейман, Госпитальное судно 2-ой эскадры; "Вестник Красного Креста" 1906 г.; Houette, Secours aux victimes des guerres maritimes, 1892; Bellet, Les navires hôpitaux, 1902; Bellot, Le Relief, 1901;Bonnafy, Transports-hôpitaux de l’Etat, 1897; Fanchille, Secours aux blessés, malades et naufragés dans Les guerres maritimes, 1899; Merignac, La conférence internationale de La paix; Voguë, La cioix rouge maritime et La conférence de La Haye.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru